Красота по-опочецки

Из записей Александра Ивановича Белинского, опочецкого педагога и краеведа

Опочецкий уезд/район Псковской губернии/области (1929–1930)
 
Женихи избегают малорослых невест. «Всем бы хороша, да ростом маловата», – оч[ень] частный резон против брака. Стараясь скрыть свою маломерность, крестьянки охотно прибегают к искусственным средствам. Высокие каблуки не выходят из моды. Не отличаясь ростом, женщины стараются взять дородством. Но так как и здесь природа не всех наградила, то создают декоративную полноту. Лица натирают различными ядовитыми корнями, вызывающими красноту и одутловатость, румянятся, пудрятся.

В большом употреблении луковицы нарцисса, «наседушка» – желтые цветы в рощах, «кляча» – цветы в ячмене и овсе, от умывания соком которых вспухает лицо, свежие огурцы.

Краснота почитается признаком здоровья, поэтому пачкаются мазями, нитками, красками для окрашивания тканей, конфетными бумажками. (Румянца недостаточно!)

Пудра практикуется только деревенской интеллигенцией (дочери богачей, мельников, торговцев), но напудренные барышни в деревне не пользуются фавором. «Смотри, как смерть пошла!» – слышатся часто вслед напудренным неодобрительные возгласы гуляющих. Зато эпитеты – «журавина» (клюква), «земляничина», «брусничина», «красный кумач» – понимаются как высшая похвала.

Для приобретения полноты накручивают на себя по нескольку одежек: под верхнюю юбку поддеваются ещё байковые или вязаные; на плечи под кофту прячется ватная душегрейка; на ноги натягивается по две пары чулок. В таком наряде красавица появляется не только зимой, а и летом. Прослыть «сельдиной», т.е. оч[ень] тонкой, «поджарой», неприятно. Подобная репутация – одна из предпосылок к тому, чтобы «засидеться в девках», а, может, и навсегда остаться старой девой.

Гораздо приятнее быть «копной», «бочкой». Толстушки славятся как хорошие невесты. «При всех статьях», «жирна», «добра» – обыкновенно расценивают таких невест свахи и женихи.

Словом, рост и дородность – важные факторы брачного дела в деревне. Красивая внешность, конечно, козырь, но всё же «нам с лица не воду пить». Тем не менее и мужчины, и женщины прибегают к разным приёмам с целью обратить внимание на свою наружность.

Бритье бороды в холостые годы общепринято. Подстригание волос «на городской манер» – почти правило. Но причесывание волос имеет свои законы, не поддающиеся городской обработке. Очень распространенной прической является чуб, который подвивается и спускается на лоб, чтобы он был хорошо виден из-под шапки. Такая прическа придает ухарский вид молодцу и обращает на него внимание. Особенно удаются чубы курчавым. Носители курчавых волос, щеголяя шевелюрой, напускают на лоб завитки от одного уха до другого.

Так как деревенские щёголи чаще всего прибегают к помощи доморощенных парикмахеров, то голова не всегда бывает в порядке. Пряди волос обстригаются без достаточной симметрии, благодаря этому волосы ложатся ступеньками, лишние пряди остаются там, где им не надо быть.

Пожилые крестьяне стригутся «под горшок», «во кружок», «под сечку». При этом способе стрижки оконечности волос укорачиваются совершенно равномерно со всех сторон, так что получается впечатление круглой шапочки, [на]детой на голову.
Лысых и плешивых крестьян мало. Плешь настолько редкий признак, что она даёт кличку, фамилию своему носителю («Плешатенький», «Лысак»).

В рабочие будни женщины собой занимаются мало, но перед гулянкой пускаются в оборот все запасы своеобразной косметики, все принадлежности дамского туалета, всё искусство создания причёски к лицу. Приведение волос в порядок представляет много трудностей. Дело в том, что сейчас нет и в помине «тяжелых русых кос», которыми в старину гордились русские женщины. Обыкновенно волосы коротки и не густы. На смену косам пришли затейливые причёски по требованиям городской моды.
Так как головы и летом, и зимой покрываются платками, то все фокусы сосредоточиваются на лбу.

Как у парня из-под шапки должен выбиваться чуб, так у девицы платок должен обрамляться целой бахромой колечек из волос. Эти совершенно одинаковой величины оч[ень] мелкие колечки идут в один ряд по лбу у самого края платка. Чтобы колечки не развивались, их смачивают липкими жидкостями: сахарной водой, квасом и т.п., или завивают на «жегало», смазанное воском.

Вероятно, такие колечки для своего оформления требуют порядочно времени, поэтому менее терпеливые кокетки выпускают из-под платка прядь волос почти до бровей наподобие мыса. Эту прядь волос подкалывают маленькой роговой яркого цвета булавкой, которая  подстригаются, и на лоб выпускается челка.

Те девицы, которые летом гуляют без платков, завивают волосы, пользуясь для этого чаще всего простым гвоздем, или «жегалом».

В волосы, подбираемые сзади пучком или косичкой, распушенной на конце, вплетаются цветные ленты, наторкиваются яркие гребенки.

Замужние женщины на улице появляются всегда в платках, под которые подбирают волосы, сделав спереди прямой пробор, и зачесывают их назад совершенно гладко.   


Рецензии