Давай елец ломать - рабочая версия
Современная локализация города Ельца (районный центр Липецкой области на устье реки Ельчик, левом притоке Быстрой Сосны), как известно из архивных источников, была выбрана для строительства при царе Фёдоре Ивановиче, в 1591 году, но история города начиналась за несколько столетий до этого. Принято считать, что когда в 1146 году курский великий князь Святослав Ольгович "иде в Резань", заходил в Елец, то уже тогда этот город был с "жизненным стажем", а располагался он где то совсем неподалеку от современного.
В данной статье будет изложена версия, идущая вразрез с традиционной, о местоположении древнего Ельца, кроме того, история зарождения и забвения еще одной крепости елецкой земли, о которой историки не говорят, но про которую есть основания догадываться, а также пара моментов из истории елецких правителей.
Версия наша помечена как "рабочая", поскольку никакими археологическими изысканиями она не подтверждена. Впрочем, в случае возникновения к ней интереса, профессиональным историкам и археологам не составит труда это сделать.
Елецкие краеведы и писатели во все века трепетно относились к изучению истории родного города и края, Елецкий государственный университеет имени И. А. Бунина продолжает эту традицию на более глубокой научной основе, уже с применением новейших технологий. Существует довольно обширная база исторических наработок, поэтому без экскурса о накопленных за пару веков сведений елецких историков и краеведов, здесь не обойтись.
Часть первая. ЧТО ГОВОРЯТ КРАЕВЕДЫ И ИСТОРИКИ.
Очень характерные сведения собраны елецким краеведом Иваном Сергеевичем Кожуховым в историческом исследовании "Елец", изданном типографией З.П. Залкинда в 1911 году, где он вполне резонно отмечает :
"Что Елец основан ранее 1146 года, в этом сомневаться, конечно, нельзя: по известному сопоставлению фактов, основание его относится к 900 годам, когда Владимир Красное Солнышко основал очень много городов в различных местностях. "Был на Оке, покорил вятичей и заставил их платить дань".
То, что древний Елец мог быть основан Владимиром Красное Солнышко именно на Быстрой Сосне, где и сейчас находится Елец, краевед обосновывает так:
".. затем место, которое занимает Елец, невольно должно было обратить внимание князя или воевод, проезжавших около каменистого обрыва (печуры), окруженного широкой в то время и быстрой Сосной, Ельчиком и Лучком с великолепным строевым лесом и каменистыми порогами на соседних горах, как лучший стратегический пункт."
Уточнение по предполагаемому местоположению древнего Ельца И.Кожухов приводит такое: "Точных сведений относительно местоположения Ельца в период появления в летописи нет, а существуют предания, что Елец раньше занимал место Аргамаченской слободы, которая получила свое название от того, что елецкий князь, спасавшийся от настигавших его татар, бросился на чудном белом коне с обрыва и разбился вместе с ним, а татары видевшие такой поступок князя закричали: "Аргамак! Аргамак!". Другое предание говорит, что выезжал татарский богатырь из стана Тамерланова и вызывал на поединок русских с самим Богом, но в это время конь оступился и полетел вместе с всадником с печур. Но существует ещё память: это столб с иконой в доме Деева на углу Торговой и Орловской улиц – остатки бывших городских ворот и общей могилы убитых при Тамерлане. По рассказу некоторых старожилов давно, когда-то копали около столба яму и нашли воина, лежащего в военных доспехах совершенно уцелевшего от тления. Испуганные жители обратились к священникам за советом, на что им было приказано поскорее засыпать яму и об этом не говорить… Еще памятником глубокой древности является часовня на берегу реки Сосны, в конце Миллионной улицы, недавно отремонтирована заново...".
Наши современники, историки елецкого педуниверситета, более конкретны. "Достоверные письменные сведения о древнерусском городе Ельце относятся к концу XIVв [8. С. 18-40]. По всей видимости, они совпадают со временем его появления в бассейне нижнего течения Быстрой Сосны. Однако они не содержат информации о его точной локализации" - отмечал в 2010 году елецкий археолог, доктор исторических наук, профессор Н.А.Тропин в статье "К вопросу о локализации летописного города Ельца."
В общем, поиски локализации летописного Ельца до сих пор остаются предметом актуальным, ведутся теперь через археологические раскопки, и едва ли ученые поставили жирную точку в этом вопросе с того момента, когда Н.А.Тропинин констатировал о раскопках в пределах современной городской черты: " В настоящее время можно говорить лишь об отдельных находках древнерусского времени, которые пока прямо не указывают на их городской характер."
В рамках юбилейного празднования города, в районной газете "Красное Знамя" публиковались исторические материалы о древнем Ельце.
В частности, Роман Демин в статье "Елецкие князья: от Владимира до Федора" добросовестно отследил и судьбы елецких князей, упоминаемых в письменных источниках, и судьбу самого города:
"Первый князь, имя которого известно - Владимир Ярославович Елецкий, родственник Великого князя Киевского Всеволода II Ольговича ( из рода князей Черниговских), правил до 1146 года."
Именно про Елец времени Владимира Ярославовича сказано в Никоновской летописи : "в год 6654, когда великий князь Святослав Ольгович "иде в Резань и быв во Мченске и в Туле, и в Дубке на Дону и в Ельце и в Пронске..."
По мнению исследователя, с большой вероятностью курский князь Святослав Ольгович приходил в Елец не с добрыми намерениями, от рук Святослава Ольговича пал Владимир Ярославович Елецкий, как не дружественный ему сосед, и о нем больше не упоминается.
"А в том же 1146 году упоминается другой князь - Андрей Ростиславич Елецкий (известные годы правления 1146 — 1172, отец Андрея — князь Ростислав Ярославич, из рода муромских князей, был основателем династии рязанских князей. Стольный город Андрея Ростиславича Елецкого половцы в 1166 году сожгли дотла, а оставшихся в живых горожан и их князя увели в полон. Хорошо, что на помощь вовремя пришли рязанские рати. Они настигли врага в степи и разбили его наголову, освободив среди прочих русских пленников и Андрея Ростиславича.
Еще одним Елецким князем, упомянутым в летописях, был Афанасий Данилович (1316 — 1322 годы). Во время его княжения в 1316 году Елец был практически полностью сожжен и разграблен ханом Узбеком.
В 1362 году во время похода Великого князя Московского Дмитрия Ивановича (будущего Донского) на Переславль и Владимир (тяжба за власть с великим князем Дмитрием Константиновичем) в рядах его войска, упомянут князь Федор Елецкий. В 1380 году он упомянут и среди участников Куликовской битвы."
О предыстории похода князя Федора с Дмитрием Ивановичем в 1362 году, Роман Демин сообщает следующее.
" Летом 1362 года Золотая Орда в силу обстоятельств оказалась расколотой на две враждующие друг с другом части. Основная борьба разгорелась между Мамаем и его ставленниками, с одной стороны, и ханами Сарая — с другой. Все это было на руку русским князьям, ведь в такой ситуации татарам было не до них. И хотя каждый хан требовал подчинения и традиционного «выхода» (дани), ордынский контроль за северо-восточной Русью из-за «великой замятни» (так называли ордынский раскол летописцы) существенно ослаб...В ту пору Дмитрию Ивановичу едва минуло 12 лет, так что ответственные решения скорее всего принимал не он, а влиятельные люди из его окружения. В их числе был митрополит московский, святитель Алексий (тот самый, что укажет ельчанам место строительства новой крепости после пожара 1357 года, когда большая часть города сгорит). Он оказался хорошим дипломатом и дальновидным политиком, к тому же в его руках была казна всей русской православной церкви."
Наверное, будет уместным высказать предположение, что авторитет церковного руководства сыграл тогда и для князя Федора руководящую роль, а Роман Демин продолжает:
"Приняв сторону Москвы в той междоусобице, князь Федор Елецкий показал себя как прозорливый деятель. Ведь именно этот город стал столицей нового зарождающегося государства Московской Руси, которое впоследствии пересилит всех своих врагов и конкурентов.
Что же касается Федора Ивановича, то он ведет свою родословную от князей Козельских и Перемышльских. Его отец Иван Титович как раз и стоял у истоков этого колена. А Федор по праву считается основателем династиии Елецких князей. В книге «Все монархи России» мы находим про него следующие строки: «…Получил во владение от отца город Елец». В 1380 году он упомянут среди участников Куликовской битвы."
Здесь поясним : Тит Козельский - тесть Олега Рязанского, таким образом, князья Рязанские и Елецкие того периода - родня довольно близкая и, на этом основании, логично было бы предположить, что Елецкое княжество было вассалом Рязанского.
Роман Демин задается вопросом : "Принято считать, что в то время елецкая земля оставалась окраиной Рязанского княжества...Олег Рязанский не принял участия в Куликовской битве. Как же тогда его вассал Федор Елецкий, мог стать на сторону москвичей и привести на историческую битву свой полк?"
Версия ответа на этот вопрос у исследователя такова:
"Лишь после Куликовского сражения, когда дружина Елецкого князя Федора Ивановича понесла значительные потери, а его московский союзник был также сильно ослаблен, Рязанский князь присоединил елецкую землю к собственной вотчине, изгнав с трона законного правителя. На его место он посадил своего ставленника, Юрия Елецкого, упомянутого в 1389 году в описании хождения митрополита Пимена из Москвы в Царьград. В "Хождении" говорится, что 9 мая 1389 года на Рязанской земле русское посольство, направлявшееся в Византию, встретил именно Юрий Елецкий со своими боярами и большою свитой. По повелению Великого князя Рязанского он, мол, проводил священнослужителей до южных границ княжества. Юрий действовал как типичный зависимый от господина вассал.
Впрочем, после того, как взаимоотношения Олега Рязанского и князя Московского нормализовались, Федор Иванович Елецкий вновь вернулся в стольный город своего княжества. Видимо, Москва посодействовала. Именно старый князь Федор Иванович в 1395 году мужественно противостоял со своей дружиной и ельчанами грозному Тамерлану. По одной из версий, после жестокой битвы с пришедшими из Азии завоевателями он попал в плен. По другой легенде, удельный правитель сложил голову в сечи в числе защитников Елецкой крепости".
Отметим еще раз, что конец повествования в преданиях о елецком князе Федоре довольно неоднозначен: возможно, что князь выжил, но попал в плен к грозному Тамерлану, возможно - геройски погиб. Этому вопросу мы уделим позже особое внимание.
Другой темой исследования, публикуемой в районной газете, стала статья Адольфа Шевелюка "По пути на юг Елец не миновать".
Автор сообщает, что " В 1700 году Петр I издал Указ о создании почтовой линии от Москвы до Воронежа. В документе говорилось: «Стоять на Ельце и на Дону из уезда лучшим людям», иными словами, «почтовую гоньбу» приказывалось осуществлять посадским жителям города." Поначалу елецкий воевода Фаддей Тютчев сообщил в столицу, мол, в Ельце некому возить почту. Но когда узнал, что царский Указ предусматривает суровые меры для его нарушителей (вплоть до смертной казни), то поспешил принять меры к исполнению воли императора. Вскоре «гонщиком почты» назначается Федор Курбатов из Талиц...В городах появляются ямские слободы, строятся здания почтовых станций. Их руководителями назначаются станционные смотрители, которым присваивается пусть и самый низший 14-й класс по «Табели о рангах», но все же это говорит об их государственном статусе".
На этом пока закончим изложение богатой базы исследований и преданий о Ельце, различных версии на эту тему, и, после их осмысления, зададимся несколькими вопросами, на которые постараемся ответить:
1. Есть ли основание сомневаться, что древний Елец был основан не на Быстрой Сосне, у устья Ельчика ?
2. В чем изначально состояла миссия Елецкого княжества ?
3. Какова реальная кончина елецкого князя Федора ?
4. Кто и когда окончательно уничтожил древний Елец и где же он находился?
5. Где находились Талица,Такасов, Выползов из договора Москвы и Рязани от 1382 года?
и прочие.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Свидетельство о публикации №222090100775