Гибель Отважного

«Я глубоко убежден, что у каждой аварии есть конкретные причины и их исполнители; это, к сожалению, чаще всего сам корабль и его экипаж.» (В.А. Каржавин)

На полигоне боевой подготовки всего лишь в 25 милях от главной базы Черноморского  флота Севастополя 30 августа 1974 года произошла страшная трагедия  - погиб БПК проекта 61 «Отважный» 30-й ДиПК (30-й дивизии противолодочных кораблей), погибло 24 человека (всего по штату экипаж состоял из 296 человек, вышли в море 258). Корабль погиб, хотя рядом находилось 27 кораблей и спасательных судов, работали их аварийные партии.
Официальных сообщений об этом не было. Автор встречался с очевидцами происшествия, но это были только слухи, слыхавших чего-то и когда-то. И только обелиск на кладбище пятого бастиона Севастополя напоминал о разыгравшейся трагедии:
МОРЯКАМ «ОТВАЖНОГО», ПОГИБШИМ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ВОИНСКОГО ДОЛГА В АВГУСТЕ 1974 г.
Первое упоминание о гибели БПК «Отважный» в нашей открытой печати (журнал «Морской сборник») появилось только через 17 лет. В 1994 году вышла книга Б.А. Каржавина «Гибель «Отважного», пролившую свет на случившееся.
На противолодочный корабль 61-й проект явно не тянул из-за слабой гидроакустической аппаратуры и отсутствия противолодочного вертолета, скорее его можно было считать кораблем ПВО. По воле судеб мне пришлось столкнуться  с дамой, одной из конструкторов данной системы гидроакустики, которая открыто заявила, что на существовавшей в то время отечественной элементной базе  ничего путного создать было невозможно.
Впервые в советском кораблестроении он был оснащён двумя зенитными ракетными комплексами (М-1 «Волна»). Каждый комплекс представлял собой двухбалочную пусковую установку ЗИФ-101, систему управления «Ятаган» и магазин с двумя вращающимися барабанами на 8 ракет В-600 каждый. Однако, уже на момент постройки этих БПК комплекс «Волна» был устаревшим и не отвечал требованиям того времени.
Другой «фишкой» проекта являлась главная газотурбинная силовая установка в составе двух всережимых газотурбозубчатых агрегатов (ГГТЗА) М-3 мощностью 36 000 л.с. производства Николаевского «Южного турбинного завода». Суммарная мощность энергетической установки составляла 72 000 л.с. Каждый ГТЗА состоял из двух нереверсивных газотурбинных двигателей (ГТД) мощностью по 18 000 л.с. с реверсивным спаривающим редуктором. Это была первая в мире установка подобного типа.
Благодаря такой силовой установке корабль мог по сигналу «Боевая тревога.
Корабль экстренно к бою и походу приготовить» при холодном состоянии машины дать ход через 10 минут, а еще через 7-9 минут мог развить полный ход. Это было в двенадцать с лишним раз быстрее, чем у кораблей с паротурбинными установками.
Путем деления корпуса 13 главными поперечными переборками на 14 отсеков непотопляемость корабля обеспечивалась при затопления любых трех смежных отсеков при нагрузке корабля в пределах от стандартного до полного водоизмещения.
Всего по проекту 61 было построено девятнадцать кораблей - 14 в Николаеве и 5 в Ленинграде. Создатели кораблей проекта 61 в 1966 году были отмечены Ленинской премией.
Корабли проекта 61 страдали рядом серьезных конструктивных недостатков, которые способствовали гибели «Отважного». В первую очередь это было нерациональное расположение погребов боезапаса (выше ватерлинии, при взрыве и пожаре их затопление не предусматривалось, имелась только система орошения) и цистерн авиационного топлива (емкость 5800—6000 л). Погреба зенитного ракетного, авиационного, артиллерийского, глубинных бомб, топливных цистерн и цистерны авиационного керосина (температура вспышки всего лишь 27;С) были смежными и не разделялись коффердамами. Машинные отделения также прилегали к этим помещением, их смежные переборки не имели термоизоляции и не были газоплотными.
Надстройки, где находился Пост энергетики и живучести (ПЭЖ), дымовые трубы и мачты для повышения остойчивости были выполнены из горючего алюминиево-магниевого сплава. Его температура плавления составляла всего лишь 300-400 °С, температура горения - 1200 °С, при тушении пожара морской водой выделяющийся водород вступал во взаимодействие с магнием и усиливал пожар.
Ярким примером этого, кроме «Отважного», явилась гибель британских эсминцев «Шеффилд» и «Ковентри» в ходе Фолклендкого конфликта 1982 года и советского МРК «Муссон» в 1987 году.
В системе управления кораблем отсутствовала возможность ручной, механической перекладки руля, что исключало возможность управления кораблем при потере электропитания гидронасосов рулевой машины. Так как на момент катастрофы руль оказался заложенным на 35;, то это очень затруднило его буксировку.
На Главном командном пункте (ГКП) и в ПЭЖе отсутствовала сигнализация о пожаре или срабатывании систем автоматического пожаротушения, было невозможно дистанционно включить орошение погребов. В устройстве стационарных систем пожаротушения - водяной, жидкостной, пено-и паротушения также было немало недостатков. Из-за частых ложных срабатываний системы автоматического пожаротушения она была отключена и переведена в режим дистанционного управления.
Толщина настила палуб, платформ и главных поперечных и продольных переборок составляла всего лишь 4 мм, что было недостаточно для взрыво- и пожаробезопасности, а второе дно имело толщину 5 мм.
Что самое интересное, в проекте корабля не было раздела по обеспечению взрыво- и пожаробезопасности корабля. В разделе «Обеспечение живучести и непотопляемости Корабля» предусматривались меры лишь по непотопляемости, сводившиеся к борьбе с водой конструктивными элементами корабля.
В это время среди старшего и среднего комсостава корабля был «разброд и шатание»:
На корабле продолжалась смена офицерского состава.14 августа молодые лейтенанты, только что окончившие училища, заступили на должности командира электро-навигационной группы БЧ-1, инженера БЧ-2 и командира группы управления БЧ-2, командира радиотелеграфной группы БЧ-4, командира электротехнической группы БЧ-5 и инженера РТС. В то же время,  в августе, ушли в отпуск командиры БЧ-5 (электромеханической боевой части, возглавляет борьбу за живучесть корабля) и БЧ-2 (ракетно-артиллерийская боевая часть) , командир носовой группы управления и командир кормовой стартовой батареи БЧ-2. Заместитель командира по политчасти убыл сдавать экзамены в Высшую партийную академию. Их временно заменили собранные «с миру по нитке» офицеры других кораблей не знакомых с данным кораблем и его личным составом.
По случая Дня Военно-Морского партийное руководство славного города кораблестроителей Николаева попросило командование КЧФ прислать свои корабли. Просьбу удовлетворили, в числе участников праздничной церемонии был и БПК «Отважный».
В ходе праздника с борта исчез мичман Шупостряк - старшина команды кормовой зенитной ракетной установки. Оказывается, что переодевшись в «гражданку» он смешался с толпой посетителей и покинул корабль. Его быстро отыскали, изловили и доставили на борт. При осмотре под койкой Шупостряка обнаружили более 30 пустых водочных бутылок, также оказалось, что он уже два месяца не получает денежное довольствие, так как не смог подтвердить свою классную квалификацию.
Но самым удивительным кажется то, что не служивший даже срочную на флоте, а отслуживший ее водителем в Группе советских войск в Германии человек, не имеющий даже элементарных знаний о зенитном ракетном комплексе и кораблях вдруг стал мичманом и занял важную и престижную должность. Нехватка кадров или «блат»?
Шупостряк отделался строгим взысканием по комсомольской линии, хотя замполит корабля требовал его списания и серьезного расследования. Этим корабль был бы вероятнее всего спасен.
Утром 30 августа на борт «Отважного», находившемся на рейде Стрелецкой бухты Севастополя, прибыл начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал Саакян с офицерами своего штаба, представитель Главного штаба ВМФ контр-адмирал Путинцев и другие высокопоставленные офицеры флота для наблюдения за предстоящими ракетными учебными стрельбами.
Корабль вышел в море в вскоре прозвучал сигнал «Учебная боевая тревога!». В «Журнале боевых действий БПК «Отважный» появилась запись: «09.58. Получены доклады от командиров БЧ и служб о готовности к бою.»
А уже в 10 часов 01 минуту 15 секунд находившийся в в Посту контроля стрельбы (ПКС) кормовой зенитной ракетной установки мичман Шупостряк, принимавший доклады о готовности от своих подчиненных и выполнявший различные переключения, услышал хлопок, свист и яркие вспышки в районе барабана с запасными зенитными ракетами, погреб заполнился дымом.
Вместо того, чтобы доложить о случившемся своему непосредственному командиру и включить систему орошения ракетного погреба (как оказалось позднее, он даже не знал, где находится привод ее клинкета), напуганный мичман прокричал: «Покинуть ПКС», бросился бежать по коридору с воплями «Сейчас будет взрыв!» и более двух часов скрывался где-то на корабле.
В 10 ч 01 мин 35 с. последовал первый взрыв -  в погребе ЗУР № 8 сработал маршевый
двигатель одной из ракет. Время его работы составляло 22 секунды. А еще через 15-20 секунд раздался слабый взрыв (хлопок), сопровождавшийся сотрясением корпуса корабля и повышением шума в районе погреба. Сработал стартовый двигатель ракеты. В кормовой части корабля начал быстро распространяться пожар.
Уже через 3 минуты о случившемся был извещен Оперативный дежурный штаба ЧФ, но первоначальная информация была неверной. Причиной посчитали взрыв баллонов воздуха высокого давления в кормовом машинном отделении. Командование корабля, адмиралы и старшие офицеры, находившиеся на борту, совершенно не ориентировались в обстановке и поэтому не могли своевременно принять правильные решения по борьбе за живучесть.
Из-за конструктивных недостатков корабля и неправильной организации борьбы за живучесть спасти «Отважный» не удалось.
И как сказал один из участников спасательной операции:
«Но самая большая ошибка, что в основном с пожаром боролся не свой личный состав «Отважного», а аварийные партии с других кораблей. Много людей руководило...»
В 14.47 и 14.55 в кормовой части «Отважного» прогремели два мощных взрыва (взорвались все 12 ракет), а в 15.11 командир корабля отдал приказ: «подняться всем наверх.» На этом записи в журнале боевых действий БПК заканчиваются. Адмирал Путинцев сказал, что наконец-то он услышал хоть один толковый доклад: «Через 30 минут корабль утонет.»
В 15.57. БПК «Отважный» скрылся под водой в точке с координатами Ш 44°43, Д 33°01,5 в 175 кабельтовых от мыса Херсонес на глубине 122 метра. В результате аварии погибло 19 человек личного состава экипажа и 5 курсантов военно-морских училищ. Ожоги и ранения различной степени получили 26 человек.
Следственная комиссия, рассматривавшая возможные причины запуска двигателей ракет, выдвинула 8 версий, но точные причины так и не были установлены.
В августе-ноябре 1975 года водолазы подняли с «Отважного» секретные документы, аппаратуру и оборудование. 23 декабря 1977 года корабль был взорван с помощью 124 тонн взрывчатки.


Рецензии