Между Хэнтэем и Хинганом. Вне республик и округов

Правый берег Онона – Чингисхан, левый берег Аргуни – Джамуха

Многие положения истории и культуры, имеющие звучание в информационном простанстве Бурятии и национальных округов, представляются совершенно нелогичными и даже нелепыми при изучении карты исторических монгольских земель, большая доля которых приходится на территорию Восточной Сибири. Я уже писал, что история и культура монгольских народов на российском пространстве насильно «втянуты» в республику и округа и, приобретя там совершенно нереальные формы и содержания, уже становятся вредными и опасными для всего потомства бурят-монголов.

Сегодня бурят-монголы, замкнутые в границах своих образований, как в зоны специфичного ограничения сознания, очень трудно представляют свою историю и возможность её существования за пределами республики или округов, в которых они муссируют и пережёвывают придуманные истории и культуру, существующую только на сценах и только при финансовых вливаниях. При отсутствии их эта «культура» тут же исчезнет.

Десятилетиями в сознание народа вбивается мысль, что его история и культура находятся только в границах национальных образований. Говорить о своей истории в этих ограничениях, по крайней мере, некорректно и неприлично... Такая повестка действующего режима делает сознание человека совершенно убогим и куцым, неспособным для серьёзного развития когнитивных возможностей. Непрерывное пребывание в одном месте, в одной и той же среде, отсутствие разных образов и просторов – всегда ограниченное воображение. Ничего кроме воплощённой мечты идеологов русского коммунизма на бурят-монгольской почве там быть не может. О какой истории или культуре возможно говорить?

Между тем реальная история бурят-монголов именно за границами республики и округов, особенно это касается обширной приграничной территории Забайкальского края, примыкающей к Монголии и Китаю, это пространство между Хэнтэем и Хинганом, то есть междуречье Онона и Аргуни, где находятся сакральные для всех монголов места и городища хунну, сяньби, киданей, средневековых монголов.
Ничего не надо выдумывать, вспомним и ещё раз закрепим в памяти: правый берег Онона – Чингисхан, левый берег Аргуни – Джамуха. Пространство между Хэнтэем и Хинганом – реальная история, которую должны знать потомки бурят-монголов.

Одна из причин нахождения наших предков в этих местах – наличие месторождений металлов, позволяющих создавать холодное оружие в промышленных масштабах, без которого невозможны сражения и завоевания. Без знакомства с междуречьем Онона и Аргуни развитие монгольских народов представляется совершенно невозможным. Сидение на диванах в уютных квартирах и кабинетах, приобретая болезни, безрезультатно и даже вредно для умственного и физического здоровья. А выдумывание текстов в ограниченном стенами пространстве и застойном воздухе – вообще нонсенс. Исторические просторы и места надо созерцать воочию. Только такое впечатление может дать представление о реальной истории и пробудить воображение…

С целью изучения и расширения сведений и впечатлений в начале сентября отправляюсь в очередную поездку вдоль побережий Аргуни. Надо побывать на вале Чингисхана (киданьский период), Хирхиринском городище, Алестуйском дворце, некрополе Окошки, местах, где некогда скакали Джамуха, Чингисхан, Хасар, Хачиун, Толуй, Темугэ, Темулун, Исунке, их воины и пастухи. Наши предки.
Совсем недавно здесь кочевали дауры, хамниганы, хори, большую их часть уже три с лишним века оттесняют от границы за Онон, а в советский период – в пределы национального округа, далее многие из них оказались в республике. Их родные места – между Ононом и Аргунью. Остались названия местностей, многими из них называются исчезающие сегодня русские деревни, сёла, посёлки, где сплошное пьянство, где нет и не может быть бурят-монголов, а если есть, то либо разъезжаются, либо медленно вымирают.

Надо сказать, что, живя в этих местах, где столь часто обозначена наша история, я вообще не видел бурят-монголов или же они были очень большой редкостью. Например, в 1980-х годах в Нерчинском Заводе я был в совершенно одиночестве, а если и приезжал какой-нибудь бурят по назначению, то спешил скорее покинуть эти места, иногда в райцентрах Приаргунья встречал (и сейчас встречаю) единицы своих сородичей.

Кстати, много лет прожил в Приаргунье Ургэн Мунко, баргут, перешедший через Аргунь из Китая (Барги) ещё в 1970 или 1980-х годах. Пройдя через многолетние мытарства и проверки в отделах милиции и госбезопасности, через суды и прокуратуру, он выправил правильные документы, стал одним из богатых фермеров и влиятельных людей края. Умер от ковида в прошлом году. Ургэн Мунко означает – Аргунь Мунко, примечательно, что дословный перевод – Аргунь Вечная. Он был единственный представитель монгольских народов, доказавший на берегах российской Аргуни возможности духа современного монгола! Человек, достойный большого романа, пример для всех российских монголов.
Будет время, постараюсь заехать на его стоянку.

В этой поездке намечаю серьёзную беседу с местными краеведами. Вместе мы должны создать мобильную, русско-бурятскую, группу по интенсивному изучению местности, с последующей передачей знаний ученикам школ, студентам вузов, а также взрослому населению. Насколько позволят наши сегодняшние возможности.
В междуречье Онона и Аргуни мне представляется не туризм, совершенно излишний в местах, где речь идёт о возрождении духа. Здесь необходимы частные экспедиции, участниками которых были бы бурят-монгольские роды и семьи, думающие о развитии своего потомства на большом пространстве России и Зарубежья. Об этом говорят здравый смысл и логика.
В общем, предстоит долгая работа…

30 августа 2022 года. Утро. Над Новой Зарёй солнце.


Рецензии