Терехов Воскресенский монастырь
Время основания Терехова Воскресенского монастыря не известно, но в начале 16 в. он уже существовал. Впервые упом. под 1520 в списке с жалованной несудимой грамоты великого князя московского Василия Ивановича (1505 – 1533): «Се яз князь великий Василей Иванович всеа Руссии пожаловал есми в своей вотчине, в Старой Резани, Воскресенского Тереховского монастыря игумена Романа с братьею, или по нем иный игумен будет у Воскресения Христова в Терехове монастыре: что их 3 сельца да починок в нашей отчине, Тереховское, да Селивановское на усть Рясы, да Верхние Рясы Васильевские Олександровские, да в Мещерском уезде на Корноуховском берегу, что к тем сельцам и к починку изстари потягло, и кто у них в тех сельцах и в починку учнут жити людей и наши наместницы Переславские, и Старой Резани, и Мещерские, и их тиуны, тех их людей не судят ни в чем, опричь душегубства и разбоя с поличным, и кормов своих у них не емлют, ни всылают к ним ни по что; а праветчики и доводчики поборов своих у них не берут, ни въезжают к ним ни по что; а ведает и судит тех людей своих игумен с братьею сам во всем, или кому прикажет; а случится суд смесной тем их людем с гордовыми людми или с волостными, и наши наместницы Переславские и Старой Резани, и Мещерские волостели, и их тиуны, тех людей их судят, а игумен с братьею или их прикащик с ними же судят, а присудом делятся наполы. Такоже есми их пожаловал игумена Романа с братьею: наши епископы Резанские игумена с братьею не судят ни в чем и приставы владычни к ним не въезжают, опричь духовного дела, а а заезщики, и десятилники, и все пошлинники, к ним в манастырь и в их села и починок не въезжают и не всылают к ним ни по что, ни кормов своих, ни которых пошлин на них не емлют. А что их угодья изстари потягли к монастырю, борти, и воды, и рыбные ловли, и бодровые воды, и Затынорские борти, и половину мыта Шиловского, игумену с братьею те все угодья и половину мыта Шиловского ведати в дом Великого Воскресениа Христова по старине: а кто у них на те борти на манастырьские учнет ходити к манастырю, чей кто ни буди и за кем кто не живет, и они оброк с тех бортей платят Воскресенскому игумену с братьею; а будет тем бортником меж себя каково дело в бортном деле, и игумен с братьею тех бортников в бортном деле судит сам и их прикащик. А кому бедет чего искати на игумене с братьею или на их прикащикех, и в том по них ездит мой пристав даной, а сужу яз, князь великий, или мой дворетцкой. А грамота дана лета 7028 (1520) марта в 16-й день».
В середине 16 в. Терехов Воскресенский монастырь был полностью уничтожен в результате пожара, во время которого сгорели все его жалованные грамоты. В годы правления царя Ивана IV Васильевича Грозного (1533 – 1584) Терехов Воскресенский монастырь был приписан к Солотчинскому Рождества Пресв. Богородицы монастырю, а при царе Федоре I Ивановиче (1584 – 1598) снова стал самостоятельным и управлялся настоятелями в чине игуменов.
В 1616 Терехов Воскресенский монастырь подвергся полному разорению польскими отрядами полковника Александра Лисовского («лисовчиками»), о чем сообщается в выписи, данной 10 февраля 1617, игумену Зосиме на монастырские вотчины: «Лета 7125 (1617) февраля в 10-й день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу боярину Борису Михайловичу Салтыкову да диаком Ивану Болотникову с товарыщи. В памяти, за приписью диака Патрикея Насонова, написано: бил челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии с Резани Терехова монастыря игумен Изосим с братьею, в прошлом де во 124 (1616) г. был в Резанском уезде пан Лисовский и резанские места воевал и Терехов монастырь разорил без остатку, а была де у них блаженные памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии жалованная грамота на их монастырскую вотчину на сельцо Терехово, да на деревню Нижние Рясы, да на починок Деевской, да на мыт и на перевоз, что под их монастырем на реке на Оке; и тое де прежнею жалованную вотчинную грамоту у них взяли литовские люди; а та де их жалованная вотчинная грамота написана в Резанских в дозорных книгах Ивана Есипова; и государь бы их пожаловал, велел им на ту их монастырскую вотчину и на мыт и на перевоз дати жалованную грамоту против их прежние жалованные грамоты, по чем бы им тою вотчиною и мытом и перевозом впредь влодети, и велено выписать из Резанских из дозорных книг Ивана Есипова с товарыщи: к Терехову монастырю сельцо Терехово, да деревня Нижние Рясы, да починок Деевской и под монастырем мыт и перевоз и жалованные грамоты на ту вотчину и на мыт и на перевоз в книгах написаны ли? И в Резанских книгах письма и дозору Ивана Есипова с товарыщи лета 7123 (1615) г. в Старорязанском стану в вотчинах написано: монастырь Терехов по Оке реке на берегу, а в монастыре церковь Воскресенье Христово, древена вверх да другая церковь теплая Ведение Пречистые Богородицы да предел великого чудотворца Николы древена вверх, да под монастырем же деревня Слободка, пашни паханые наездом и перелогу и лесом поросло добрые земли 50 чети, того ж Терехова монастыря вотчина на Резанской стороне сельцо Терехово на Оке реке на берегу; пашни и перелогу и лесом поросло добрые земли 403 чети без полу-осьмины; пустошь Пантелеевская, а Деевская тож, пашни и перелогу и лесом поросло добрые земли 60 чети; и всего Терехова монастыря вотчины сельцо, да слободка, да пустошь, пашни паханые и наезжие и перелогом и лесом поросло добрые земли 513 чети без полу-осьмины в поле, а в дву потомуж; да у монастыря ж рыбные ловли Тим, что было старая Ока река текла, да озерко Чудин, да половина озерка Кужевты, да озерко Глухое; а другая половина за козаки за Ивашком за Кондратьевым да за Ивашком за Яковлевым; да бобровые гоны в реке Тыронце от Хмелинова источка вверх по Тыронцу и рыбная ловля, по правой стороне озерка до Кужевскова источку; правая сторона берег и заводы монастырские и рыбная ловля по Хожщинскай исток к Резанскому берегу, да под монастырем же на Оке реке мыт и перевоз; а платити им с живущево с 10 чети; а впусте сошново писма соха без трети и пол-чети и перешло за сошным писмом 13 чети без полу-осмины».
В писцовых кн. Старорязанского стана Рязанского уезда за 1629 – 1630 в Тереховом Воскресенском монастыре показаны те же Воскресенская и Введенская церкви, что и в писцовых кн. 1615, и кроме того «в монастыре 2 кельи игуменские, да келья келарская, да 4 кельи братцких, а братьи в монастыре 10 братов чернцов, да погреб, да сушило, да изба хлебенная, да поварня, да житница, у монастыря ж двор конюшеннай, двор скотей, да под монастырем Слободка безпашенная, живут слушки и детеныши, … и всего в монастыре 7 келей, в них братьи 11 человек, да в подмонастырскай слободке двор скотей, 5 дв. служних, людей в них тож, да 5 дв. рыболовских, людей в них тож, да 4 места пустых, да в сельце Терехове 3 дв. крестьянских, людей в них 11 чел., 4 дв. бобыльских, людей в них 7 чел., 18 мест пустых».
12 октября 1657 по указу царя Алексея Михайловича (1645 – 1676) Терехов Воскресенский монастырь с принадлежащими ему вотчинами был приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю, после чего им управляли наместники в звании строителей. А в 1764, в ходе секуляризационной реформы императрицы Екатерины II, Терехов Воскресенский монастырь был упразднен и отдан со всей утварью под присмотр и сбережение церковному причту с. Терехова.
ПРИЛОЖЕНИЯ (ДОКУМЕНТЫ):
[16.03.1520 г.]. ЖАЛОВАННАЯ ПОДТВЕРДИТЕЛЬНАЯ НЕСУДИМАЯ, НА ДАННОГО ПРИСТАВА И ЗАПОВЕДНАЯ (ОТ ВЛАДЫЧНЫХ ПОШЛИННИКОВ) ГРАМОТА ВЕЛ. КН. ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА ИГУМЕНУ ТЕРЕХОВА МОНАСТЫРЯ РОМАНУ НА СС. ТЕРЕХОВСКОЕ, СЕЛИВАНОВСКОЕ И ВЕРХНИЕ РЯСЫ ВАСИЛЬЕВСКОЕ АЛЕКСАНДРОВСКОЕ С ПОЧИНКОМ, УГОДЬЯМИ И ПОЛОВИНОЮ ШИЛОВСКОГО МЫТА В СТАРОРЯЗАНСКОМ СТАНЕ РЯЗАНСКОГО УЕЗДА С ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ ВЕЛ. КН. ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА 16.03.1534 г. ИГУМЕНУ РОМАНУ.
Списак с списка слово в слово.
Се яз, Князь Великий Василей Иванович всеа Русии, пожаловал есми в своей вотчине в Старой Резани Воскресения Христова Тереховсково монастыря игумена Романа з братьею. Что мне бил челом, а сказывает, что у них была моя, Великаго Князя, грамота жаловалная, и та де у них грамота згорела. И ож будет так, и яз, Князь Великий, пожаловал игумена Романа з братьею, или по нем иный игумен будет у Воскресения Христова в Терехове монастыре, что их 3 селца да починок в нашей отчине Тереховское да Селивановское на усть Рясы, да Верхние Рясы Васильевские Олександровские, да в Мещерском уезде починок на Корноуховском берегу, что к тем селцем и починку изстари потягло, и хто у них в тех в селцах и в починку учнут жити людей, и наши наместници переславские и старорезанские и мещерские и их тиуны тех их людей не судят ни в чем, опричь душегубства и розбоя с поличным, и кормов своих у них не емлют, ни всылают к ним ни по что, а праветчики и довотчики поборов своих у них не берут, ни въезжают к ним ни по что, а ведает и судит тех людей своих игумен з братьею сам во всем или кому прикажет. А случитца суд смесной тем их людем з городцкими людми или с волосными, и наши намесници переславские и старорезанские и мещерские волостели и тиуны тех людей их сядят, а игумен з братьею или их приказщик с ними ж судят, а присудом делятца наполы. Також есми их пожаловал, игумена Романа з братьею, наши попы резанские игумена з братьею не судят ни в чем, и приставы владычни к ним не въезжают, опричь духовнаго дела, а заезщики и десятилники и все пошленнеки к ним в монастырь и в их села и в починок не въезжают и не всылают к ним ни по что, ни кормов своих, ни которых пошлин на них не емлют. А что их угодья изстари потяглу к монастырю борти и возы, и рыбные ловли, и бобровыя воды, и Затынорские борти, и половину Шиловского мыта, и игумену з братьею те все угодья и половину мыта Шиловскаго ведати в дом великаго Воскресения Христова по старине. А хто у них те борти монастырские учнет ходить к монастырю, чей кто ни буди и за кем хто ни живет, и оне с тех бортей оброк платят Воскресенскому игумену з б[ра]тьею. А будет тем бортником меж собя каково дело в бортном деле, и игумен з братьею тех бортников в бортном деле судит сам и их прикащик. А кому будет чего искать на игумене з братьею или на их прикащике, и в том по них ездит мой пристав дан[ый], а сужу их яз, Князь Великий, или мой дворецкой.
А грамота дана лета 7028[1520] марта в 16-й день.
А назаде у жаловалнай грамоты написано:
Князь Великий Василей Иванович всеа Русии.
Да у тое ж грамоты написано назади ж пониже того:
Князь Великий Иван Васильевич всеа Русии по сей грамоте пожаловал в Старой Резани Воскресенскаго монастыря Тереховского игумена Романа з братьею, или по нем иный игумен будет в том монастыре, сей у них грамоты рудити не велел никому ни чем, а наместником переславским и старорезанским и мещерским, и их тиуном, и десятилником, и всяким пошлинником велел у них ходити во всем по тому, как в сей грамоте написано.
Лета 7042[1534] марта в 16-й день. А писал дьяк Федор Мишюрин.
• Публикация: Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства. – СПб. Тип. II Отд. Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1838. – С. 58 – 62 (В составе правой грамоты 25.07.1584 г.).
[1576 – 1577 г.]. ПРАВАЯ ГРАМОТА КНЯЗЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ХВОРОСТИНИНА ПО ЧЕЛОБИТЬЮ ТЕРЕХОВА ВОСКРЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ НА БОРТНИКОВ С. ИЖЕВСКОЕ СТАРОРЯЗАНСКОГО СТАНА РЯЗАНСКОГО УЕЗДА, НАСИЛЬСТВЕННО ЗАХВАТИВШИХ МОНАСТЫРСКИЕ ЛУГА.
Сии суд судил Царя и Великаго князя Ивана Василев[ича] всеа Русии дворедскои князь Федор Иванович Хво[ро]стинин в 84[1576] г. апреля в 1-й день. Тегался [с Ряза]ни Воскресения Христова Терехова монастыря игу[мен] в братии своей места Резанскаго уезда Ижевскаг[о села] з бортники с целовалником с Сенку с Логвиновым и [его] товарыщи по жалобнице.
И в жалобнице пишет: Государю Великому Князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии би[ет] челом государев богомолец Воскресения Христово Терехова монастыр[я] с Резани игумен Семион з братиею. Жалоба нам, Государь, Ижевскаго села на бортников но целовалника на Семен[а] Логвинова, да на его племянника Ондроско, да на Сенку но Широноса, да на его брата на Негу, да на Михаила Алексеева сына Софонова, да на Коншу Ондреев[а] сына Белаазерова, да на Ворону Филипова внука, да на Мурзу, да на Ивана Мижюкиных, да на Онисю Ивановых детей Чюдеева, да на Степана Ис[а]кова, да на Степана, прозвище Грач, да на Лесуту Се[лива]нова, да на Михаила Чюдеева, да на Гордея Осеева сына Коптина, да на Васку, прозвища Волчек, да на Помыку Нозарова Енина, да на Тимоху Медведева, да на Яшка Митина сына на Чюляпина, да на Федора на Июдина сына Нозарова, да на Иванка на Орапова Енина, да на Истомку на Семнова, а прозвище Грач, и на всех крестьян Ижевс[кого] села бортников, деелос, Государь, в 81[1573] г. о Илине дни. Косят, Государь, те ижевские бортники монастырьские луги носилством третей год и за межю перелезчи и за грани за Сухую Ушенку и до Брыстрои реки, за рубеж ходят силна, и межю, Государь, теряют, и государские грани секут, и столбы з гранми повыметали вон, а земля, Государь, воскресенскоя, и пчелы бортные повыдроли, и хмел дер[у]т же. И ставитца, государь, на том лугу сена по 1100 копен, и вотчин[ою во]скресенск[о]ю владеют, и сену, и хмелю, и пчелам и их носилству, что они владеют, что ты, Государь, укажет.
И против сея жалобницы Ижевскаго села бортники целовалник Сенка Логвинов, да племянник его Ондроска, да Сенка Широнос, да брат его Нега да Мишка Алексеев, да Конша Андреев сын Белазерова, да Ворона Филипов внук, да Мурза да Иванко Мижюкины, да Ониско Яковлев, да Стенка Исаков, да Стенка Грач, да Лесутко Селиванов отвечали за собя и за всех крестьян Ижевскаго села. А в ответе скозали: В 81[1573] г. о Илине дни мы, Господине, монастырьских Воскресенских Терехова монастыря лугов, и перелезчи за грани за Сухую Ушенку и до Брыстаи реки за рубеж, лугов их не кашивали, и граней их не секали, и столбов з гранями не выметавали, до и пчел бортных и хмелю не дировали, ни знаем, ни ведоем, тем нас игумен Семион поклепал.
Да в том же себя ималис за жереби, а свер жеребья, исщея игумен Семион подал ссылки своей памяти. И в памяти пишет: А шлемся, государь, в слух и в обыск про их носилства на государское село на Юшть, на николскова священника на Ивана, да на бортника Похома, да на Вонюту, да на Ивана Офонасева, да на вес приход Юштинскои с ворот на ворота, да на Петровых крестьян ... рьценских на Васю но Ширяева, да на Мишу на Мещерина, да на Якова на Чернышева, и на всю деревню с ворот на ворота, да на березовского на никольскаго священника, да на березовских крестьян на Сидора, да на Говрила на Ширяевых детей, да на Ероху, и но вес приход, да на сына борского на Ивана Федорова сына Трубицына, да на крестьян ево, да шлемся в Шиловскую волость на дети борские на Василя, да на Тимофея, да на Степана, и на их крестьян но Ивана Колемина да на новоселских его крстья, да на владычне село Саннъское, на вознесенских священников на попа Ляпу, да на Верещагу, да на крестьянина на Милова, и на вес приход вознесенскои с ворот но ворота, да на Федо...еву пустын на игумена благовещенского но Изосима, да на старца на Олферрья, и но всю братию, и на всех крестьян на Ивана на Корогодова, да на Нечая, да но Богдана, и но всех крестьян с ворот на ворота, да на игумена Оболотчи[н]скаго монастыря Успения Пресвятые Богородицы на Федосия з братиею, да на государева село Дехтеное на воскресенскова попа Дмитрея, да на бортников но Горяина, да на Богдана на Ениковых, да на Ш[и]шку, да на Серова, и на всех бортников с ворот на ворота, да на государева же село Деревенеск на пречистенскаиго священника на Костентина, да на его сына Онофрея, да на бортников но Ивана на Шихова, да на Леву Игнатева, да на Сысоя, и на всех бортников с ворот на ворота, да на детей боярских молышевских на Бориса да на Кузму, и но всех крестьян с ворот но врота, да на детей же боярских на суховских на Невзора Яковлева, да на Ортема на Бегунова, да на Юрю Яковлева, да на Помина Невзорова, и но их крестьян с ворот но ворота. Тем священником, и детем боярским, и крестьянам ведома, кое те ижевские бортники монастырские луги косят силна, и вотчиную владеют воскресенскую, и за межю перелезли и за грани после суда Никиты Романовича Юрьева. И ответчик Сенко Логвинов и его товарищи на тех на всех людей, которые в ысщеине Воскресенскаго монастыря игумена Семиона в сылочнои памети имяны писаны и в слух и в обыск, слался в послушевъство.
Исщея Воскресенская игумен Семион бил челом, а сказал: Велите, Господине, про те наши луги и про насилство сыскати, чтобы мое, Господине, Воскресенские вотчины от их носилства не запустела и наперед сего мы, Господине, искали тех же лугов и их носилства. Да подал другую ссылки своей памети, и в памти пишет: А сверх таво шлемся из виноватых на дела на судное списак на Никиты Романовича Юрева и на обыскные чертежи Прокофя Кашина, что, государь, те ижевские бортники обвинены в той земли игумену Деонисеи прежней з братиею в том деле в 78[1570] г. оправлен книгами обысками. И грамота государская дана розмежевалноя и бережелное послана. В государскои грамоте стряпчеи послан Иван Василев сын Омелянскои, да Иван Власев грани клал, и столбы копал, и сыск но них, игуменов Деонисев, даправлен, и на государскую грамоту шлюс.
И дворетскои князь Федор Иванович Хворостинин, выслушев исщеина воскресеннскаго монастыря игумена Семинава челобитя и ссылачные его памети, спросил ответчиков Сенки Логвинова и его товарищев: Вы на ту грамоту, котороя в ыщеине в ыгуменове Семионове в сылочно памяти написана шлетес ли? И ответчик Сенка Логвинов и его товарищи промолчали, не екали ничего. И дворетскои князь Федор Ивановичь спросил вдругоряд и ответчиков Сенки Логвинова и его товарыщев: Шлетес ли вы на ту грамоту, которые вы исщеине в Семионове в сылачнои памети написана? И ответчики Сенка Логвинов и его товарыщи не сказали ж ничего.
И дворедскои князь Федор Иванович Хворостинин велел перед собою ищее Воскресенскому игумену Семиону положити грамоту. Изщея игумен Семион подал з грамоты списак, и в списке пишет: По Цареву и Великаго Князя Ивана Василевича всеа Русии и от боярина и дворетскаго Никиты Романовича Юрева но Резан засетцкому приказщику Григорю Михалову сыну Ивашенцову. В 75[1567] г. искал перед мною с Резани Тереховскаго мносря игумен Семин Ижевскаго села на крестьянех на Олексеики на Митине сыне Федорове, да на Тренки но Санине, да на Мурзе на Мижюкине, да на Иванки на Гурутове и в товарыщев его места Ижевскаго села бою и грабежю на 50 рублев и на 4 рубли без 5 алтын, да владеня земляного на 17 рублев, да земли, и лугов, и лесу и по моему суду, и по судному списку, и по обыску, и по чертежю резанскаго писца Прокофья Пошина да подячего Алеши Быкова, а писали они но Резани пустые места и воеванные. Тереховскаго монастыря игумен Деонисеи з братиею оправлен в земле и в ыску, а Ижевскаго села крестьяне Алексеика Федним с товарыщи обинены, и иск но них, игуменов Деонисев, доправлен и отдан тереховскому игумену Деонисию, а земли, по Прокофеву чертежю Кашина да подячего Алеши Быкова, посылан размеживоти с Москвы государев царев и великаго князя полатнаи стряпъчеи Иван Василев сын Амелянскои да резанскои староста губной Иван Власев. И в размежнои памети написана на межи Воскресения Христово Тереховскаго монастыря земля Ижевскаго села з землею от Болшие Ушенки реки по Сухую Ушенку вверх, а у Болшие Ушинки дуд кроковист, а вверху поклон да вяз россоховат, а на дубу и но вязу грани, а от дуба и от вяза по Ушенки вверх, на дубу сухой направе тоя адна веть крива на воду, а на ней гран, а от дуба вяз росоховат, на нем гран, а от вяз[а] к дубу росоховатаго з бортью, на нем знамя верьбица поес, на нем гран. А от дуба к дубу же дуб росоховат, на нем гран, а от дуба же к дубу кривой верх в Россошны, против его за Ушенкую вяз сух, а на нем гран, а от дуба за Ушенку вяз сух, на нем гран, а от дуба по Ушенки и от вязу вверх на Порхоте стоит волха, на ней гран, и против ея вяз на ижевской стороне против волхи, а на волхе и на вязу грани, а от волхи и на вязу грани, а от волхи и от вязу к дубу, и на вязу гран, против дуба на ижевскаи стороне вяз росоховат, а на нем и на вязу моту, котороя велено стряпчему Ивану Омелянскому но монастырскую вотчину от ... межеват, шлетес ли.
И ответчики Сенка Логвинов с товарыщи простояли, не сказали ничего.
Изщея Терехова монастыря игумен Семион положил грамоту на суде за дьячею за Василеваю приписю, а в грамоте написана в 75[1567] г. перед бояринам и дворетским перед Никитую Романовичем Юрьева. И сказал с Резани Тереховскаго монастыря игумен Деонисеи Ижевскаго села на крестьянех на Олешки на Микитине сыне Федорова да на Мурзе на Мижикине и в товарищей их места Ижевскаго села бою и грабежю на 50 рублев на 3 рубли на 28 алтын на 2 денги да владеня земленого но 17 рублев. Да земли, и лесов, и лугу и по суду, и по обыску, и по чертежю резанскаго писца Прокофя Пашина да подячего Алеши Быкова Тереховскаго монастыря игумена Деонисия з братиею оправили в земле и в ыску, а Ижевскаго села крестьяне Алексеико Феднин с товарыщи обинены. Иск на них игуменов Деонисев доправлен и отдан Тереховскому игумену Деонисю з братиею, а земли их монастырьские посылана отмежеват полатнои стряпчеи Иван Омелянскои да резанскои губнаи староста Иван Власев. Да и по тому посылана в Касимов к Петру Протасеву великог[о] князя грамота. А велено Петру про то сыскати Ижевские волости бортников про Сенку Логвинова с товарыщи, их носилства около Терехова монастыря обыскати многими людми.
И в обыску попов, и детей боярских, и приказщиков, и бортников, и крестьян 1095 человек екали, попы по священъетву, а дети боярские, и приказщики, и бортники, и крестьяне по вяликаго князя креетъному целованю, что с прежним Тереховскаго монастыря сы игуменам з Деонисем ижевским бортникам в мнетръеких в лугах, которых нынече искал Тереховскаго монастыря игумен Семион, и тежба была, и в тех сказали в лугех игумен Деонисеи оправлен, а Ижевскаи волости бортники обинены и иск но них, игуменов, доправлен. И по речке по Сухой Ушенки до Быстрой реки межю Иван Омелянскои да Иван Власев положили и грани побили, ижевские бортни Сенка Логвинов с товари за рубеж ходят, а монастыръекие луги силна косят, и вотчины монастырьские ходят, и грани теряют, и столбы выметовали, и хмел и пчелы дерут, а что Тереховскаго мнетря игумен Семион искал Ижевскаи волости на бортниках на 3 годы, сена 6300 копен, по алтыну за копну, приговорил отставити потому, что Ижевская волость — государева дворцовая волость, идет с нея Государю Царю и Великому Князю медвенои и денежной оброк всякой.
И велел Терехова монастыря игумену Семину з братиею или по нем в том в моностыре игумены будут теми луги по Сухой Ушенки и до Быстрой реки по прежним по старым межам и по граням владети, а Ижевские волости крестьянам вперед теми монастырьскими лугами и бортми, которые урочища в сей правой грамоте писаны, не владети, и сена не косити, и бортей не драти. И сю правую грамоту тереховскому игумену Семиону з братиею или по нем в том в монастыре кто иныи игумены и братия будут на те их монастырьские вотчины луги, которые в сей грамоте урочище писаны. У грамоты печат дворетскаго князя Федора Ивановича Хворостинина. Писана грамота на Москве ле 85[1577] г. Припис у грамоты дияка Офонася Демъянова.
• Публикация: Памятники русской письменности XV – XVI вв.: Рязан. край/ Под ред. С.И.Коткова. – Москва; Наука, 1978. – С. 116 – 121.
[05.03.1582 г.]. ОТПИСЬ ДЬЯКОВ ПРИКАЗА БОЛЬШОГО ПРИХОДА БОГДАНА КСЕНОФОНТОВА И ЛЕОНТИЯ РЕЗАНЦЕВА В ПОЛУЧЕНИИ ПОЛОНЯНИЧНЫХ ДЕНЕГ ЗА 7089[1581] г. С ВОТЧИН ТЕРЕХОВА МОНАСТЫРЯ В МЕЩЕРСКОМ УЕЗДЕ.
Лета 7090[1582] марта в 5 -й день, царевы и великого князя дияки Богдан Ксенефонтов да Леонтей Резанцов взяли в цареву и великого князя казну в Болшой приход из Мещерского уезда з земли Воскресения Христова Тереховского монастыря с пол-полтрети и с пол-пол-полчети сохи полоняничных денег прошлого 89[1581] г. – в 10 рублев в 12 алтын и в 2 денги с сохи – 1 рубль и 6 алтын 2 денги, да к тому розводу в прибавку – в 5 рублев и в 8 алтын с сохи – 20 алтын з денгою, да в третей розвод – в 2 рубля и в 26 алтын в 2 денги – 10 алтын 4 денги.
Платил денги того монастыря игумен Семион.
А под отписью написано:
Дияк Богдан Ксенефонтов.
• Публикация: Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства. – СПб. Тип. II Отд. Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1838. – С. 63.
[05.03.1582 г.]. ОТПИСЬ ДЬЯКОВ ПРИКАЗА БОЛЬШОГО ПРИХОДА БОГДАНА КСЕНОФОНТОВА И ЛЕОНТИЯ РЕЗАНЦЕВА В ПОЛУЧЕНИИ ПОЛОНЯНИЧНЫХ ДЕНЕГ ЗА 7090[1582] г. С ВОТЧИН ТЕРЕХОВА МОНАСТЫРЯ В МЕЩЕРСКОМ И РЯЗАНСКОМ УЕЗДАХ.
Лета 7090[1582] марта в 5-й день, царевы и великого князя дияки Богдан Ксенефонтов да Леонтей Резанцов взяли в цареву и великого князя казну в Болшой приход из Мещерского уезда Воскресения Христова Тереховского монастыря з земли с пол-полтрети и с п[ол]-пол-полчети сохи полоняничных денег нынешняго 90[1582] г. 1 рубль 18 алтын 5 денег, да из Резанского уезда с получети сохи 1 рубль и 22 алтына полпяты денег.
Платил денги того монастыря игумен Семион.
А под отписью написано:
Дияк Богдан Ксенефонтов.
• Публикация: Русский дипломатарий. – М.; 2000. – Вып. 6. - № 176 – С. 280.
[10.07.1584 г.]. ОТПИСЬ НИКИТЫ САВРАСОВА В ПОЛУЧЕНИИ ПОЛОНЯНИЧНЫХ ДЕНЕГ ЗА 7092[1584] г. С ВОТЧИНЫ ТЕРЕХОВА МОНАСТЫРЯ С. КОРНАУХОВСКИЙ БОРОК В ТЫРНОВСКОЙ ВОЛОСТИ В МЕЩЕРСКОГО УЕЗДА.
Лета 7092[1584] июля в 10-й день, по Государеву Цареву и Великого Князя Федора Ивановича всеа Русии наказу и по росписи за приписью государева дияка Богдана Ксенефонтова, взял Никита Саврасов в Мещере в Тынорской волости Воскресения Христова Тереховского монастыря с села с Корнауховского Борку с пол-полтрети сохи и с пол-пол-полчети сохи полоняничных денег на нынешней на 92[1584] г. 2 рубля 2 алтына – по розводу сполна. В том и отпись дал.
Платили денги за игумена Воскресен[ия] Тереховского монастыря за Семиона з братьею Шатцкого города губные старосты Олексей Никитин сын Алеев да Офонасей Сабуров сын Мерлин.
У сей отписи рука Дмитрея Скортова в Микитино место Саврасова.
Отпись писал Первушка Истомин.
А назади отписи написано:
К сей отписи Дмитрей Шортов в Микитино место Ястребова руку приложил.
• Публикация: Русский дипломатарий. – М.; 2000. – Вып. 6. - № 178 – С. 280.
[25.07.1584 г.]. ПРАВАЯ ГРАМОТА ОБ ОТДАЧЕ ВО ВЛАДЕНИЕ ТЕРЕХОВУ МОНАСТЫРЮ МЫТНОЙ ПОШЛИНЫ В СЕЛЕ ШИЛОВСКОМ И О ВЗЫСКАНИИ С АНДРЕЯ ШЕРЕФЕДИНОВА ЗА НЕЗАКОННЫЙ ЕЕ СБОР 15 РУБЛЕЙ.
… Государю Царю и Великому Князю Федору Ивановичу всеа Русии бьет челом … богомолец Старой Резани Воскресенского Терехова монастыря игумен Симеон с братьею. Жалоба нам … на Ондрея на Шерефединова, отнял … Воскресенья мыто твое … Государева жалов … мыто Государева жаловалная грамота … Василья Ивановича, половина мыта Шиловского, на Оке на реке, дано в дом к Воскресению Христову, а другую половину мыта Шиловского дали в дом к Воскресению Христову дети боярские Шиловские, Данило с братьею с Угримом да с Дмитреем да с Григорьем, да Степан Григорьев сын, по своих родителех и по своих душах; и нынече, Государь, тот Ондрей Шерефединов отнял у нас мыт Шиловский насилством, берет, Государь, на том мыт на собя другой год … и со всяких судов и стругов … сего дохода в монастырь … Царь Государь! Покажи милость, дай … царьской суд и управу … человек Шерефединов … рается тем мытом владеть по … ной грамоте, что … Родион Биркин село Шиловское с мытом; а грамота, господине, у вас у докладу …
И боярин князь Василей Иванович да околничей князь Борис Петрович спросили игумена Семиона: сказываешь ты у собя на ту половину мыта Государеву жаловалную грамоту, положи ее перед нами. – И игумен Семион сказал: грамота, господине, Государева жаловалная у нас есть, да топере она на Резани, в городе в Переславле, дайте, господине, мне срок, яз перед вами грамоту положу; а восе, господине, с тое грамоты список слово в слово. А в списке пишет:
«Список с жаловалные грамоты слово в слово: Се яз Князь Великий Василей Иванович всеа Русии пожаловал есми, в своей вотчине, в Старой Резани, Воскресенского Тереховского монастыря игумена Романа с братьею, что мне бил челом, а сказывает, что у них была моя Великого Князя грамота жаловалная, и та де у них грамота сгорела; и оже будет так, и яз Князь Великий пожаловал игумена Романа с братьею, или по нем иный игумен будет у Воскресения Христова в Терехове монастыре: чго их 3 сельца да починок, в нашей отчине, Тереховское, да Селивановское на усть Рясы, да Верхние Рясы Васильевские Олександровские; да в Мещерском уезде на Корноуховском берегу, что к тем сельцам и к починку изстари потягло, и кто у них в тех сельцах и в починку учнут жити людей и наши наместницы Переславские, и Старой Резани, и Мещерские, и их тиуны, тех их людей не судят ни в чем, опричь душегубства и разбоя с поличным, и кормов своих у них не емлют, ни всылают к ним ни по что; а праветчики и доводчики поборов своих у них не берут, ни въезжают к ним ни по что; а ведает и судит тех людей своих игумен с братьею сам во всем, или кому прикажет; а случится суд смесной тем их людем с гордовыми людми или с волостными, и наши наместницы Переславские и Старой Резани, и Мещерские волостели, и их тиуны, тех людей их судят, а игумен с братьею или их прикащик с ними же судят, а присудом делятся наполы. Такоже есми их пожаловал игумена Романа с братьею: наши епископы Резанские игумена с братьею не судят ни в чем и приставы владычни к ним не въезжают, опричь духовного дела, а заезщики, и десятилники, и все пошлинники, к ним в манастырь и в их села и починок не въезжают и не всылают к ним ни по что, ни кормов своих, ни которых пошлин на них не емлют. А что их угодья изстари потягли к монастырю, борти, и воды, и рыбные ловли, и бодровые воды, и Затынорские борти, и половину мыта Шиловского, игумену с братьею те все угодья и половину мыта Шиловского ведати в дом Великого Воскресениа Христова по старине: а кто у них на те борти на манастырьские учнет ходити к манастырю, чей кто ни буди и за кем кто не живет, и они оброк с тех бортей платят Воскресенскому игумену с братьею; а будет тем бортником меж себя каково дело в бортном деле, и игумен с братьею тех бортников в бортном деле судит сам и их прикащик. А кому будет чего искати на игумене с братьею или на их прикащикех, и в том по них ездит мой пристав даной, а сужу яз, Князь Великий, или мой дворетцкой. А грамота дана лета 7028[1520] марта в 16-й день. А назади у жаловалные грамоты написано: Князь Великий Василей Иванович всеа Русии. Да у той же грамоты написано назади же пониже того: Князь Великий Иван Васильевич всеа Русии по сей грамоте пожаловал в Старой Резани Воскресенского Тереховского монастыря игумена Романа с братьею или по нем иный игумен будет в том монастыре, сее у них грамоты рудити не велел никому ничем; а наместником Переславским, и Старой Резани, и Мещерским и их тиуном, и десятилником, и всяким пошлинником, велети у них ходити о всем по тому, как в сей грамоте написано. Лета 7042[1534] марта в 16-й день. А подписал дьяк Федор Мишурин».
И боярин князь Василей Ивановичь да околничей князь Борис Петровичь, выслушав списка с грамоты, велели приклеити к делу; а игумену Семиону дали срок положити ему государева жаловальная грамота на Петрово заговенье, июня в 12 день.
Боярину князю Василью Ивановичю да околничему князю Борису Петровичю бил челом Старой Резани Воскресениа Христова Тереховского монастыря игумен Семион: Велели есте, господине, мне положити жаловалную грамоту на половину мыта Шиловского на срок, на Петрово заговенье, ино восе, господине, жаловалная грамота перед вами; а список с той грамоты положил яз перед вами наперед сего. – И боярин князь Василей Ивановичь да околничей князь Борис Петровичь, выслушав жаловальную грамоту, велел списка, которой в сем деле вверху вклеен, справить; а справя, грамоту велел отдати игумену Семиону назад. И грамота с списком справлена и игумену Семиону отдана июня в 24 день.
Боярину князю Василью Ивановичю Шуйскому да околничему князю Борису Петровичю бил челом Старой Резани Воскресениа Христова Тереховского монастыря игумен Семион, а сказал: Искал есми, господине, перед вами на Ондрее Шерефединове дву половин мыта Шиловского, которую половину дали в дом в Воскресенью Христову дети боярские Шиловские по родителех своих, а другая дана к Воскресению Христову по государеве жаловалной грамоте, что ими обема половинами насильством владеет Ондрей Шерефединов, да в купчюю за собой написал. Да подал челобитную; и в челобитной пишет: «Царю Государю Великому Князю Федору Ивановичю всеа Русии бьют челом нищии твои Государевы богомольцы Старой Резани Воскресеньа Христова Терехова монастыря игумен Семион с братьею. Бил есми, государь, челом тебе, Государю, на сильного на Ондрея на Шерефединова, отнял, Государь, тот Ондрей у твоего, Государева богомолья Воскресениа Христова мыт, деда твоего государя нашего Великого Князя Василья Ивановичя всеа Русии жалованье и отца твоего Государя нашего Царя и Великого Князя Ивана Васильевича жалованье (и грамоты их Государевы жаловалные на ту половину мыта есть); а другую, Государь, половину придали мыта на Оке на реке в дом к Воскресенью Христову дети боярские Шиловские, Данило с братьею с Угримом, да с Дмитреем, да с Григорьем, да Степан Григорьев сын, по своих родителех и по своих душах (даную и грамоту, Государь, дали на ту половину мыта за своими руками); и Божья, Государь, воля сталась, в манастыре кельи сгорели, и казенная, Государь, келья сгорела, и та, государь, даная грамота в казенной келье сгорела же. Милостивый Царь Государь! Покажи милость, вели нам дати, нищим своим Государевым богомольцем, на тое половину мыта Шиловских свою царьскую грамоту; а тот, Государь, Ондрей Шерефединов отнял у нас половину мыта насильством твоего, Государева жалованья, а другую половину отнял мыта Шиловских дачи, и берет, Государь, тот Ондрей на собя с того мыта другое лето с судов с соляных и со всяких судов и с стругов; а с того, Государь, мыта нам сходилося на монастырь по 15 рублев денег на лето. Милостивый Царь Государь! Покажи милость, пожалуй нас, своих Государевых нищих богомольцев, вели нам дати на тое половину мыта Шиловских свою царьскую грамоту. Царь Государь, смилуйся!»
И боярин князь Василей Ивановичь да околничей князь Борис Петрович, выслушав игуменовы челобитные, велел поставити перед собою Тимофея Шиловского с братьею. Того ж часу Тимофей Шиловской с братьею и с племянники стали. – И боярин князь Василей Ивановичь да околничей князь Борис Петровичь Тимофея Шиловского роспрашивали: отцы их, и дядья, и братья, и племянники в дом к Воскресению Христову Тереховского монастыря половину мыта Шиловского давывали ль? – И Тимофей сказал: отцы их, дядья, и братья, и племянники половину мыта Шиловского в Воскресению Христову дали по родителех своих да и даную на ту половину игумену за своими руками дали, а другою половиною владели по Государеве грамоте; да как Ондрей Шерефединов нашими вотчинами завладел, и он тот мыт Шиловской весь записал за собою и в купчюю написал; а та у них даная грамота в монастыре сгорела. – И боярин князь Василей Ивановичь да околничей князь Борис Петровичь Тимофею Шиловскому велели к челобитной в дядь своих, и в братьи, и в племянников своих место руку приложити. – И Тимофей Шиловской сказал, что он грамоте не умеет, а умеет у них грамоте племянник их Иван, прозвища Четвертой, Григорьев сын Шиловской; и тот, господине, в наше место руку приложит. И Иван, а прозвища Четвертой, в отца своего и во братьи своей место руку приложил.
92[1584] г. июня в 28-й день боярин князь Василей Ивановичь Шуйской да околничей князь Борис Петровичь слушали сего дела, приговорили: исца Тереховского монастыря игумена Семиона оправити и мытом Шиловским, в селе в Шилове, велели ему владети по старине; а Ондрея Шерефединова обвинити, потому сказал в ответе Ондреев человек Савин, что государь его Ондрей мытом Шиловским, в селе в Шилове, владеет по закладной грамоте, а заложил у него Родион Биркин; и в той вотчине в селе Шилове Ондрей обвинен, а исцы оправлены, и вины писаны Ондрею в том Шиловском деле; да и по тому: посылан на Резань из Поместного приказу Левонтей Оскаков обыскивать про село Шиловское, и в обыску говорили, что селом Шиловским и мытом владеет Ондрей Шерефединов, а игумена Семиона на половину мыта Шиловского Государева жаловалная грамота Великого Князя Василья Ивановича всеа Русии, а другую половину мыта Шиловского дали в Тереховской монастырь по родителех своих дети боярские, Тимофей Шиловской с братьею, и с дядьею, и с племянники, да и к челобитной в Тимофееве и во всей братьи, и в племянников место племянник их Иван, а прозвища Четвертой, Григорьев сын Шиловской руку приложил. А за владенье игумену велели на Ондрее доправити на 91[1583] г. 15 рублев.
А почему вперед игумену Семиону тем мытом владеть, и боярин князь Василей Ивановичь, да околничей князь Борис Петровичь велели дати правую грамоту. – К сей правой грамоте боярин князь Василей Ивановичь Шуйской да окольничей князь Борис Петровичь Засекин печати свои приложили. Лета 7092[1584] г. июля в 25-й день. А подписал Царев и Великого Князя диак Семейка Сумороков. А на ставах назади: диаки Семейка Сумороков да Иван Мешаев.
• Публикация: Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства. – СПб. Тип. II Отд. Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1838. – С. 58 – 62.
[20.06.1588 г.]. ЖАЛОВАННАЯ НЕСУДИМАЯ, НА ДАННОГО ПРИСТАВА И ЗАПОВЕДНАЯ (ОТ ВЛАДЫЧНЫХ ПОШЛИННИКОВ) ГРАМОТА ЦАРЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ИГУМЕНУ ТЕРЕХОВА МОНАСТЫРЯ ВАССИАНУ НА СЦЦ. ТЕРЕХОВО И СЕЛИВЕРСТОВО С ПОЧИНКОМ, ШИЛОВСКИЙ МЫТ И ПЕРЕВОЗ НА Р. ОКЕ В СТАРОРЯЗАНСКОМ СТАНЕ РЯЗАНСКОГО УЕЗДА.
Списак с списка слово ж в слово.
Се яз, Царь и Великий Князь Федор Иванович всеа Русии, пожаловал есми из Резанскаго уезда Воскресения Христова Терехова монастыря игумена Васьяна з братьею, или хто по нем в том монастыре впредныи игумен или строитель будет. Что били они нам челом, а сказали, нашего де жалованья к их Терехову монастырю вотчинных 2 селца в Резанском уезде – селцо Терехово да селцо Селивановское на усть Рясы, да в Мещерском уезде починок на Корноуховском берегу. И на те де 2 селца да починок была жаловалная грамота деда нашего блаженые памети Великаго Государя и Великаго Князя Василья Ивановича всеа Русии, а подпись де была на той грамоте отца нашего блаженыя памети Государя Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всеа Русии, что переславским и старорезанским и мещерским наместником, и их тиуном тех селец и починок крестьян не судить ни в чем. И та де жаловалная грамота была Пречистые Богородицы Солотчинскаго монастыря у строителя у старца у Елизарья у Замытцкаго, потому что Терехов монастырь ему ж был приказан. И того де старца строителя Елизарья не стало вскоре, и они де тое жаловалные грамоты у него после его не сыскали. И нам бы Воскресения Христова Терехова монастыря игумена Васьяна з братьею пожаловати, велети им на те селца и на починок нашу жаловалную грамоту дати новою. И будет так, как нам игумен бил челом, а преж сего будет у них наша жаловалная грамота была и на отца нашего блаженыя памети Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всеа Русии и подписана, и яз, Царь и Великий Князь Федор Иванович всеа Русии, Терехова монастыря игумена Васьяна з братьею, или хто по нем в том монастыре впредныи игумен будет или строитель будет, пожаловал, хто у них в тех монастырских селцах, что в Старой Резани, в селце Тереховском да в селце Селивановском на усть Рясы, да в Мещерском уезде в починке на Корноуховском берегу а учнут жити людей, и наместником нашим переславским и Старой Резани и мещерским, и их тиуном тех людей не судити ни в чем, опричь душегубства и разбоя с поличным, и кормов своих у них не имати, не всылати к ним ни по что. А что у них перевоз и мыт на Оке реке, и им тем мытом и перевозом владети по старому. А имати им мыта с носаду и с ладьи по нашему указу по гривне, а с пауска по 2 алтына, а с прибойнаго струга по 10 денег, а с однодереваго по 2 гроша, а что на судех тяглых людей, со всякаго человека по 2 денги. Також есми игумена Васьяна з братьею пожаловали, и нашим архиепископъм к ним не въезжати ни по что, опричь духовнаго дела, а заезщиком и десетилником и всяким людем архиепископъским пошлинным людем к ним в монастырь и в их села и починок не въезжати ни по что и кормов своих никоторых и пошлин на них не имати. А кому будет каково дело до игумена з братьею или до слуг монастырских и до крестьян в их монастырских делех, опричь духовнаго дела, и по них ездит даной пристав з дворца, а сужу их яз, Царь и Великий Князь, или мой дворецкой.
Дана грамота на Москве, лета 7096[1588] г. июня в 20-й день.
• Публикация: Акты, собранные в библиотеках и архивах археографической экспедицией Императорской Академией Наук. – СПб.: Тип. II-го отд. Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1836. – Т. 1. – С. 490 – 491.
[1594 – 1597 гг.]. ВЫПИСЬ ИЗ ПЛАТЕЖНЫХ КНИГ СТАРОРЯЗАНСКОГО СТАНА РЯЗАНСКОГО УЕЗДА ПИСЬМА И МЕРЫ ВАСИЛИЯ ЯКОВЛЕВИЧА ВОЛЫНСКОГО ДА ИВАНА АФАНАСЬЕВИЧА НАЩОКИНА:
В Старорезанском же стану монастырские земли: Терехова монастыря – село Терехова да деревня в живущем, да пустошь; в живущем полтрети сохи и 4 чети пашни; а в пусте с наезжею пашнею полсохи и полчети и пол-пол-полчети сохи.
• Публикация: Писцовые книги Рязанского края, XVI в.// Под ред. В.Н.Сторожева. – Рязань, 1898. – Т.1. – Вып.1. – С. 252.
Свидетельство о публикации №222090201039