Одержимый красным

        Добрый вечер, Мой Дорогой Друг, Мистер Лис. В последнее время мне снится темный и холодный лабиринт. И где-то поблизости я вижу свет, который может меня согреть. Ведь там, где светло, там и тепло, наверное… Когда мне удается найти источник, то я начинаю мерзнуть ещё больше, чем в том темном лабиринте. Ведь этот свет совсем не согревает….этот свет мертвой пустоты… Когда я проснулась в ознобе, то подумала про теплый свитер, лежащий в шкафу. И надев его, я обратила внимание на изображение Че, напечатанное на этом красном свитере  черными красками. Помню, лет 15 назад этот принт был символом некоторой свободы. Возможно, из-за недостатка знаний или из-за идеализации образа, использованного грамотными маркетологами. Мы действительно в это верили.. Ну, естественно, что идеалист, романтик, интеллектуал, врач, поэт, мотоциклист, солдат, просто красавец выглядит намного привлекательнее, чем, например, Плеханов или даже Ленин. Но беспощадная История открывает нам глаза на многие вещи, развенчивает мифы, разбивает сердце..
        Эрнесто Гевара де ла Серна родился в 1928 году в Аргентине. Его когда-то очень обеспеченная буржуазная семья жила небогато. Мать была потомком плантаторов, и, получив в наследство плантацию в провинции Мисьонес, семья какое-то время проживала там. Они стирались усердно трудиться, честно выплачивать рабочим зарплату. Но дела шли не очень, плюс местная общественность на них ополчилась из-за честных методов управления. Так что в скором времени семья переехала в Росарио. Там и родился их первенец  Эрнесто.
        Че вырос в условиях диктатуры. Этот политический строй в те времена был распространен по всей Латинской Америке. Его родители имели крайне левые убеждения, были сторонниками свободной борьбы, в особенности мать Селия. Свободное мышление вместо навязанной дисциплины, превращения людей в толпу, лишение индивидуализма - все эти идеи он впитал в себя с молоком матери. Всегда удивляюсь, что люди, которые хотят убить Дракона, как в том мультике, где мальчик пошел Тирана-Дракона и, победив, в Дракона превратился сам. Так же, как и Че, который боролся за индивидуализм и свободу, после революции на Кубе сам пришел к использованию коллективизма, как и все обычные диктаторы. Рос любознательным ребенком, читал книги, играл в шахматы. В возрасте двух лет у него случился жесткий приступ бронхиальной астмы, и ребенку был поставлен неизлечимый диагноз. Я думаю, что эта болезнь во многом повлияла на формирование его личности. Ведь ему постоянно приходилось постоянно преодолевать слабость, бросать вызов себе.
        Родители хотели дать всем своим детям высшее образование. По этому Эрнесто поступил университет на медицинский факультет. Че начал свою общественную деятельность, вступив в ряды студенческой организации, выступавшей против тогдашнего правительства под руководством Хуана Перона. В те годы наш свободолюбивый красавчик встречался с девушкой из достаточно богатой семьи, родители которой были против этих отношений. Возможно, его ненависть к буржуазии значительно возросла из-за этих обстоятельств. В начале 1950-х годов на последнем курсе университета он вместе со своим другом Альберто Гранадо отправляется в путешествие на мотоцикле по Латинской Америке с целью узнать, чем живет ее население. По профессии он был врачом-дерматологом поэтому их маршрут предполагал посещение госпиталей и лепрозориев. На протяжении всей поездки друзья видят бедность, нищую жизнь населения, и Че уже тогда начинают посещать мысли о том, что необходимо все изменить. В какой-то момент они приехали в Колумбию, в которой на то момент была Гражданская война. Именно там Эрнесто увидел вблизи волнения, погромы, насилие, разорение страны, анархию, убийства богатых землевладельцев. Это была война всех против всех, сопровождавшаяся постоянным кровопролитием. В его сознании тогда отложилось, что именно таким образом можно установить власть. Из Колумбии друзья бегут в Венесуэлу, где видят абсолютно другую картину, распространенную по многим странам Латинской Америки – диктатуру. Это был противоположный вариант: кровь не льётся, но прогрессирует нищета и коррупция.
После своего интересного путешествия Че возвращается в Аргентину, где в 1953 году получает диплом врача-дерматолога. На протяжении всего своего путешествия он делал заметки, и, вернувшись домой. Эрнесто написал свой знаменитый «Дневник мотоциклиста» который впоследствии назвали латиноамериканским «Капиталом». Интересно, что от службы в армии он «откосил» при помощи ледяной ванны, спровоцировав сильнейший приступ астмы. Вместо этого он решает отправиться венесуэльский лепрозорий в Каракасе к Гранадо, который там уже работал какое-то время. Но…. В те самые времена начинается политическое волнение на Кубе.
       На Кубе тогда также был режим диктатуры. Страна была нищая и коррумпированная, не гласно считалась провинцией Американской Мафии. И образованные люди: молодые журналисты, врачи, юристы начинают создавать левые партии. Фидель Кастро был одним из этих людей. Он изучал юриспруденцию и готовился стать адвокатом. Все эти политики, интеллектуалы левых взглядов начинают объединяться в движение для борьбы с тиранией в Латинской Америке. Фидель пытается оказывать помощь юридическую беднякам, участвует в демонстрациях, становится вовлеченным в политические действия. В те годы он создает организацию «Движение» целью которой являлось начало вооруженной борьбы. В 1953-м Кастро становится главным заговорщиком в деле свержения кубинского руководителя Фульхенсио Батисты. Но попытка штурма провалилась, и его посадили в тюрьму.
       Тем временем Че Гевара передумал ехать в Венесуэлу и отправляется сначала в Боливию, где за год до этого произошла революция и страна находилась в состоянии реформации: землю - крестьянам, профсоюзы - рабочим. У власти находится народная оппозиция, опирающаяся на вооруженные отряды из народа. Че приходит к ещё одному важному выводу: революционеры опираются на вооруженный народ, а не на регулярную армию. Главная опора революции - вооруженные народные отряды.   
        Затем он отправляется в Гватемалу, где тоже видит, как народ борется с диктатурой и империализмом. Президент государства социалист Хакобо Арбенс отказался от власти, а на его место пришел жесткий проамериканец  Кастильо Армас, и это спровоцировало гонения и репрессии жителей, поддерживавших левые идеи. Здесь Че Гевара вливается в военное движение. Он помогал противникам нового режима в перевозке оружия, заботился о пострадавших. В результате социалисты проиграли, а аргентинец попал в число государственных преступников. После этих событий Че укрепился в своей ненависти к регулярным войскам, которые представлялись ему душителями революции. Он вынужден бежать из Гватемалы, поэтому отправляется в Мексику, где начинает работать врачом. Денег у него было очень мало, так что Эрнесто брался за любую работу. Он успел даже побыть фотографом. Именно в Мексике к Эрнесто Геваре пристала приставка «Че» так как при общении он всегда использовал это междометие. Можно сказать слово паразит, означавшее «эй ты!», «ну». И вот в 1955 году к нему на прием попадают кубинцы, одним из которых является его знакомый Ньико Лопес. От них он узнает о ситуации на Кубе и о том, что осужденные революционеры попали под амнистию и теперь вышли на свободу. Именно здесь случается судьбоносная встреча, ведь все наши встречи не случайны. Возможно, человек на протяжении всей жизни совершает определенные действия, которые предопределяют дальнейшие варианты развития последующих событий в его жизни. И мы переходим из уровня в уровень. Но я не утверждаю, что эти уровни идут только на повышение, они двигают нашу судьбу во все четыре стороны. Че Гевара знакомится сначала с Раулем Кастро и в последствии с его братом Фиделем. Происходит так называемая состыковка интересов и планов. Братья кубинцы ощутили исходящий от Че свежий ветер перемен. Ребята сошлись очень во многих вопросах: взгляды, политические убеждения, решительность действий, идеи военной борьбы и революции.
       Фидель Кастро после побега из тюрьмы какое-то время находился в США. И, приехав в Мексику, он начинает готовить свое возвращение, можно сказать, реванш. В Нью-Йорке проходил митинг против кубинского диктатора Батисты, на котором Фидель заявил: «Могу сообщить вам со всей ответственностью, что в 1956 году мы обретем свободу или станем мучениками». В общем, собралась компания людей с революционными идеями, которые устроили для себя что-то вроде военной базы на ферме неподалёку от Мехико. Там они тренировались, разрабатывали военную стратегию, проходили что-то вроде курса молодого бойца. В процессе обучения военному делу постепенно начинает вырисовываться план дальнейших революционных действий, в котором отличившийся с хорошей стороны Эрнесто занимает ведущую позицию. Он получает звание команданте. Для операции революционеры выбрали конкретную дату, разработали стратегию: из Мексики они должны плыть до Кубы (время в пути 3дня) на яхте (вместимость 80-90 человек). Там их встречает группа поддержки, состоящая из оппозиции, и происходит переворот. Схема простая! Но, как это всегда и бывает, стихию контролировать невозможно, и вместо 3х дней они шли 5 из-за сильного шторма и человеческого фактора. По рассказам очевидцев, один из членов команды выпал за борт во время шторма, и парни очень долго решали, спасать его или нет. В итоге пришли к выводу: «один за всех и все за одного». Все это закончилось сильным опозданием, и та поддержка, на которую они полагались, была разбита армией. И эта армия встретила яхту. Естественно, это был не равный бой. Революционеры были полностью разбиты, но Че и Фиделю удалось сбежать и скрыться в горах. Там они устраивают новую военную базу, где продолжают развивать партизанское движение. К этому движению начинает присоединять всё больше людей. Почему это происходило? В те времена на Кубе существовало очень много левых партий, причем с абсолютно разной идеологией. Далеко не все из них были коммунистами, как Че. Но всех их объединял один общий сильный мотиватор: ненависть к Батисте-диктатору. Их войско состояло из разных людей, с разными взглядами, но все они ненавидят и готовы на все ради этой ненависти. И вот здесь Эрнесто окончательно формирует свою идеологию: «ненависть является основой революции». Да-да, именно ненависть! Че Гевара командует большим отрядом и становится популярным в разных странах. Хочу отметить некоторые факторы, которые сделали такую, можно сказать, «медийную» репутацию революционерам на Кубе. Молодые и бородатые латиноамериканские красавчики, по сравнению со старыми усохшими коммунистами, естественно выглядели очень романтично и свежо. За ними наблюдал весь мир! В конечном итоге революционное движение приобрело стихийность и закончилось полной победой над диктатурой. Батиста бежал, и Фидель Кастро пришел к власти.
        И маятник качнулся в другую сторону. После победы оппозиционного движения оказалось, что главенствующей партией оказались коммунисты. Ну а дальше, естественно, повторился обычный сценарий фильтрации идеологий. Сначала судили приспешников Батисты, а также госслужащих, которые вели свою трудовую деятельность во времена его правления. Дошло до того, что стали судить обычных полицейских и солдат, всех тех, кто не противостоял режиму диктатуры. Крепость Сан-Карлос-де-ла-Кабанья была превращена в тюрьму для политических заключенных. Революционеры мстят всем без исключения. Дальше пришла очередь всех политических противников всех тех левых партий, которые были с коммунистами во время переворота. Кровь льётся рекой. В этот период Че становится надзирателем в этой тюрьме и многие казни сам приводит в исполнение. Не на какое справедливое правосудие не приходилось полагаться. Судебные законы полностью игнорировались: «не коммунист – расстрелять». Все это действо происходило под лозунгом: «Борьба с врагами революции!». Среди заключённых были и дети, как, например, мальчик 13 лет, который оказался в тюрьме из-за того, что пытался помешать казни своего отца. Его казнил лично Че. Причём, убивая, он выстрелил мальчику в шею, пытаясь его обезглавить. Команданте это почти удалось. До наших дней дошли списки расстрелянных людей. Отряды Че казнили более 14 000 человек. В 1960-м Че Гевара открыл на полуострове Гуанаакабибес трудовой лагерь. Туда попадали все, кто как-либо подверг сомнению идеологию режима, а также гомосексуалисты или те, кто проявил "излишнюю" религиозность. Можно было угодить в лагерь даже за прослушивание рок-н-ролла. Спустя какое-то время очевидцы тех дней в крепости смогли рассказать свои истории, в которых есть общая деталь. Фидель Кастро приговаривал своих противников к расстрелу, утверждая свою власть, в то время как Эрнесто убивал просто ради удовольствия от убийства. Ему нравилось быть палачом.
        По прошествии некоторого времени, когда карательная миссия была завершена и с «врагами» было покончено, Че пытается заниматься различной деятельностью на всевозможных государственных постах, которые ему предлагал Фидель. У него мало что получается, и в конечном итоге он занимает пост министра экономики. К глубокому сожалению, в этом он тоже мало что понимал. К примеру, Че решил поднимать на Кубе сельское хозяйство и распорядился уменьшить производство сахара из сахарного тростника, который всегда был основным валовым продуктом на Кубе. Естественно, эта идея провалилась, потому что и без того поврежденная после революции экономика практически умерла. Фидель в то время начал активно сближаться с СССР и подписал договор о поставках сахара из Кубы. Он вмешивается в «реформы» Че, и производство сахара остается неизменным. В какой-то мере Куба впадает в зависимость от Советов, но Кастро это не смущает. Люди хотят пожить спокойно, и он не собирается распространять революционное движение дальше по всем странам Латинской Америки. Эрнесто не нравится это сближение и СССР в целом, и он всё больше смотрит на Китай. Но это начинает противоречить политики Фиделя, и у них происходят конфликты. В отличие от Че Гевары, он останавливаться и не собирался, ведь для него Куба была только началом.
        Че постоянно начинает просить Фиделя Кастро отпустить его с Кубы для того, чтобы продолжить революционную деятельность. К его большому сожалению, революция в других странах Латинской Америки терпит полный провал. И в результате просто исчезает. Точнее, он решает уехать в глубинку к другу, взять что-то вроде отпуска и подумать.  Этот поступок вызывает у всех большие вопросы, тем более перед отъездом он отказывается от всех постов, а также от кубинского гражданства. После «отпуска» Че принимает решение развивать революционное движение в Африке и Странах Третьего Мира. В 1965 году он становится предводителем партизанской войны в Республике Конго. Эрнесто и отряд верных ему кубинцев  пытаются помочь одержать победу повстанческому движению партизан-социалистов. Но их силы малочисленны, и попытка революции полностью проваливается. Хочу отметить важную деталь: в основе учения К. Маркса – пролетариат, то есть рабочий класс, который является основной движущей силой всех революционных перемен. Но и в Латинской Америке, и в Африке, Вьетнаме рабочего класса практически нет. Есть крестьяне, которые революции совершенно не желают, и все попытки агитации заканчиваются крахом. Че Гевара считал, что движение нужно начинать, а уже после народ подтянется. Но здесь он очень сильно ошибался.
        После этого провала Че вновь возвращается на Кубу. В это период он постоянно куда-то пропадает. По неподтвержденным данным, Че Гевару видели в Анголе, Вьетнаме и Лаосе. В 1966 году он начинает готовить новую попытку революции в Латинской Америке и отправляется с малочисленным отрядом ближайших соратников коммунистов в Боливию. Страна удобно расположена, и в случае победы можно распространить революцию в соседних странах - в Аргентине, Перу и Чили, а также Парагвае и Бразилии.  Эрнесто решает использовать свою любимую стратегию: организовать очаги из народной армии по всей стране. Он считает, что не нужно ждать удачного момента, можно сказать, возникновения революционной атмосферы, а начать действия, которые, по его мнению, поднимут народ. И вновь те же грабли! Далеко не в каждой стране Латинской Америки много пролетариата, так как промышленность очень мало развита, поэтому революцию можно сделать только при помощи крестьян. Все соратники Че, собравшись в Боливии, вновь решают создать военный лагерь на ферме в джунглях. Они прилагают усилия, оборудуют базу, готовятся, привлекают народ, но допускают очень много ошибок, начиная с незнания языка. Их отряд состоит в основном из кубинцев. Боливийцев практически нет, не говоря о крестьянах. Население Боливии просто испугалось, что кубинцы приехали совершить революцию, в особенности крестьяне, которые просто хотели спокойно жить и работать.
         Жизнь в джунглях серьезно ослабила революционеров. Они постоянно болели, голодали, начались ссоры, и в целом обстановка в команде была напряженной. Влажный климат постоянно провоцировал приступы астмы у Че, и он был истощён. На самом деле партизан было очень мало, приблизительно 30 человек. Но СМИ раздули бурю в стакане воды, и правительство Боливии, которое посчитало, что у революционеров большой, вооруженный до зубов отряд, отправило регулярную армию для подавления восстания. Естественно, у наших парней не было не единого шанса. При попытке выбраться из джунглей, голодный и больной отряд набрел на крестьянскую ферму, купили у женщины еды и даже заплатили ей денег за то, чтобы она не сообщала ничего властям. Но как только революционеры покинули ее дом, женщина сразу донесла об этом визите. Они были окружены спецназовцами в ущелье Эль-Юро там Че был ранен в ногу и взят в плен. Че Гевару некоторое время пытали, но никакой информации он не выдал, да и выдавать то было особо не чего. И 9 9 октября 1967 года Че Гевару расстреляли. Приговор привел в исполнение Марио Теран Саласар — он выстрелил пленнику в сердце, что и стало причиной смерти. Власти Боливии изначально сказали, что он погиб в бою. Тело забальзамировали и допустили СМИ. Именно тогда были сделаны те знаменитые фото, которые облетели весь мир. После чего ему отрубили кисти рук с целью последующего подтверждения личности и захоронили. 
        Че оплакал весь мир. Он остался кумиров левых всего мира образом свободы. Хотя он проиграл все свои битвы, кроме Кубинской революции, совершенной при помощи огромной поддержки. Че Гевара мало думал о любви. В основе его системы ценностей находилась ненависть, которая, по его мнению, должна была зажигать сердца людей, побуждать их к действиям, к справедливой борьбе. Кем же он был на самом деле? Кровавым палачом или Борцом с Ветряными Мельницами? Духом свободы или одержимым насилием психопатом? Романтиком или методичным убийцей? Когда мы сталкиваемся с несправедливостью, угнетением, нарушением прав, превосходством одного социального класса над другим, тиранией, то в какой-то момент просто закрыть на все это глаза не получается.
        Должно быть, люди становятся одержимыми революцией из-за благих целей. Они хотят справедливости и, наверное, счастья для всех. Но, победив этого Дракона, они в какой-то момент сами становятся таковыми. Власть полностью изменяет человеческую личность, трансформирует взгляды и взращивает пороки. Если абстрагироваться от расстрельной деятельности Че Гевары, то можно сказать, что он хотел сделать жизнь людей лучше. В отличие от югославской, китайской или даже советской модели социализма, он хотел сохранения рыночных отношений. Социализм от Че означал создание сильного государства, в котором соблюдены все права граждан, где у каждого есть своя собственность, а государство заботится о населении. Он хотел бороться с классовым неравенством, преобладанием одного социального класса над другим. Он хотел ликвидировать коррупцию и бюрократию. Че в самом начале своего пути считал, что лишение людей индивидуализма – это противоестественное нарушение биологических прав. А получив власть и возможность влиять на политику, он стал пропагандировать коллективизм. В конечном итоге он стал настоящим Драконом! Или же он таким и был в самом начале? У меня остается один единственный вопрос к тем, кто хотел что-то изменить, сделать общество справедливым и прогрессивным.. Чего же он хотел на самом деле?
                FIN?


Рецензии