Серебряные полянки

ПЕРЕПЁЛКИ

     В конце августа по деревням кочуют стайки перепелов. Издалека их можно принять за бегущих по улочке подросших цыплят. Стоит приблизиться к маленьким, пёстрым курочкам, как они пугаются, взлетают невысоко над землёй и оседают в ближайшем картофельном поле. Много народилось в этом году перепёлок, раньше на них охотились, а теперь дичь сама к жилью прибегает, да охотники перевелись. Может быть, это и к лучшему...


ЧАЙКИ

     На речку повадились чайки с городской свалки. Сперва заглянула одна жительница помойки, разведчица. Вскорости к ней примкнули ещё две подружки. На следующий день нагрянула целая шайка, тут тебе и сизые чаечки, и озёрные, даже баклана с собой прихватили. Птицы садятся на воду, приятно освежиться в знойный денёк. К реке подтягивается группа купальщиков. Палатки ставят, шашлыки жарят, кто-то на резиновой лодке рыбачит. Детишки визжат, музыка играет, собачонка лает. Не нравится такое соседство пернатым гостьям. Принялись чайки орать, носиться взад-вперёд. Но никто не обращает на них внимания. Не удаётся птичкам выпроводить людей с пляжа. Пришлось горластым разбойницам убираться восвояси. Больше стая здесь не появлялась.


СЕРЕБРЯНЫЕ ПОЛЯНКИ

     Лето выдалось комариное. Зудящее войско и в лесу, и в огороде, нигде нет от них спасения. В рощице созрела душистая земляника, на лесных вырубках поспевает малина. Да кому же охота голодных вампиров кормить? Соседи во двор и носа не кажут. Ведь ещё и жара, не каждый её выносит. Только я радуюсь солнышку и лезу на крышу загорать, там ни слепней, ни мух, ни оводов. Непоседа трясогузка составляет мне компанию, мы с ней ещё с весны подружились. Везде меня преследует. Грядки копаю, она рядом с лопатой червячков высматривает. Огурцы поливаю и моя любопытная пичужка тут как тут. Особенно любит кота дразнить, сядет на забор, хвостиком туда-сюда и попискивает. Котик на неё и не смотрит, знает, что не достанет. А ещё: принесёт в клюве гусеничку или жучка и вертит перед ним, хвалится, вот какая я ловкая.

    Однажды и меня поманили серебряные полянки. Иду собирать чернику. Обхожу поваленные деревья с вывернутыми корнями - последствие недавней бури. Черничник обобран, но я отыскиваю нетронутые кустки. И тут назойливые кровопийцы! Наполняю ведёрко до краёв и бегу домой. По обеим сторонам тропинки выглядывают из-под мха жирные лисички. Будет, что пожарить на ужин.

ФАТА-МОРГАНА

     В день Успения Богородицы еду из города на велосипеде по только что отремонтированному шоссе. Вижу: над горизонтом висит необычная туча. Светящееся изнутри облако похоже на гору с тремя верхушками, та, что в середине, повыше. По центру тучка разделяется тёмно-синей полосой и ниже повторяет своё очертание, будто отражается в зеркале. Разглядываю облачко получше. Явственно различаю сказочный замок, расположенный на вершине. Кажется, что из небесного дворца льётся чарующая мелодия. Кто живёт в этой фата-моргане? Глаз не оторвать от волшебного зрелища. Чем дольше я созерцаю чудесное явление, тем сильнее разрастается в душе уверенность, что рай действительно существует.


ЗИМОРОДОК

     На озере всё по-прежнему. Жуки плавунцы дерутся, не могут поделить добычу, рядом снуют озабоченные водомерки. На сушу выползает личинка стрекозы. С замшелой кочки ныряет в лужицу изумрудный лягушонок. Ласточки прилетают на водопой, щебечут:

- Фить, вить, фить, вить...

Как веселы, как беспечны деревенские касатки! Как прекрасен их стремительный полёт! Воздушные акробатки быстро-быстро машут крылышками, затем складывают их, то падая вниз, то взмывая наверх, успевая по нескольку раз перевернуться вокруг своей оси.

    В осинах кричит птенец белых цапель. Его учат летать, а он боится, не хочет покидать уютную ветку. Рядом суетятся учителя - самец с самочкой. Я переживаю за птенчика, вдруг упадёт. Ведь цапли не умеют плавать. Наконец, уставшие родители перемещаются на макушку сосны. Немного погодя к ним присоединяется детёныш. Вначале он делает пару неуверенных кругов над озерцом, затем, почувствовав силу, поднимается ввысь и парит. Рад-радёхонек, что научился. Толковый ученик, посидев на сосенке, выбирает себе отдельное деревце, поодаль от отца с матерью. Отдохнув, белоснежные цапельки удаляются на болото.

     Подплываю к берегу и обнаруживаю зависшую над тростником мелкую пташку. Головка со спинкой её лазоревые, грудка оранжевая, клювик длинный. Точь-в-точь колибри! Потом узнаю, что это был зимородок. Мне повезло, не каждый день встретишь такое краснокнижное чудо.


УТЕШИТЕЛЬНАЯ КРАСОТА

     И вот пришла осенняя пора. Увядание природы наводит меня на грустные мысли. Да и чему веселиться? Хмурые серые небеса, жёлтые берёзки на фоне чернеющего перелеска. Заброшенные поля колосятся высохшими травами. Скромный пейзаж оживляет багряная вспышка покрасневшего кустарника. У опушки алым пламенем горит рябина, среди жухлых папоротников зеленеет одинокая ёлочка. В роще сиротливо жмутся друг к другу полуголые осинки. На размытую дорогу сыплются золотые и лиловые листки... Но всё же, отчего так мила сердцу эта печальная картина? Почему вдохновляются ею художники и поэты? Есть такое свойство русской души, независимо от национальности, тонко чувствовать утешительную красоту осени.

     Воздух чист и прозрачен. Пронзительную тишину нарушает стук упавшего яблока, треск сороки и пение радующегося лучу солнца кузнечика. Качается на ветру цветок, не тронутый заморозками. В нём уснул обессиливший шмель. Кот робко ступает на шуршащий ковёр под обнажённой грушей. Над бурой листвой жужжат осы, слетевшиеся полакомиться гнилыми плодами. В сад наведались дрозды, ищут, чем поживиться. В эту пору у меня достаточно забот. Нужно пересадить многолетники, запастись лапником, чтобы накрыть розы на зиму, покосить бурьян за оградой.

     Жду не дождусь, когда появятся грибочки. Вроде и тепло, и дождик моросит почти каждый день, а в сосновом бору хоть шаром покати. Выбираюсь на разведку. Моховик да сыроежка, вот и весь мой трофей.

- Это только начало. Скоро, скоро пойдут рыжики вместе с беленькими!

      Заглядываю в брусничник, удостоверяюсь, что все ягоды на заветной поляне оборваны. На обратном пути забираюсь в глухие дебри. Понимаю, что заблудилась. Опасаясь нарваться на дикого зверя, возвращаюсь на знакомую дорожку. Застаю врасплох чёрного тетерева, сидящего на пеньке. Косач, шумно хлопая крыльями, скрывается в зарослях орешника. Чуть не наступаю на белку, кубарем скатившуюся с высокой ели. Шустрый зверёк цепляется за ствол и резво карабкается наверх, затем спускается и с интересом наблюдает за мной, теребя лапками еловый сук.

     Дома разжигаю огонь в печи и топлю баню. Ведь сегодня суббота, банный день. Пробую готовить еду в чугунке, как в старину. Перед сном выхожу любоваться звёздами. Загавкал соседский пёс. Хватаю фонарик и отправляюсь глядеть, кто потревожил собаку. В ямке под изгородью прячется ёжик, бедняга свернулся в клубок и фырчит.

- Надо тебя отнести в безопасное место.

Надеваю ватные рукавицы и спасаю ежа. Пёсик умолк. Ложусь спать. Мне снится корзина, полная крепких груздей, дружных опят, молоденьких подберёзовиков, больших подосиновиков и розовых волнушек.


ОТЪЕЗД

     Второго октября, перед самым отъездом, собираюсь по грибы. В березняке совсем пусто. Двигаюсь вглубь чащи. Пошли черноголовики. Стараюсь не терять из виду песчаную колею, иначе заплутаю. Дохожу до ручья и вспоминаю, что здесь встречали медведя. Мне делается не по себе. Повинуясь чувству тревоги, я резко останавливаюсь. Вдруг слышу громкое курлыканье. В крошечном кусочке неба над головой замечаю журавлиный клин. Мысленно желаю ему вослед:

- Счастливого полёта!

Неожиданно на развилке возникают три силуэта.

- Неужто волки?

Во мне срабатывает первобытный инстинкт, иначе это не назовёшь, я издаю устрашающий клич. Помогло - впереди никого. Смело шагаю дальше. Стали попадаться маслята, далее боровики, да так много! Удивительно, все грибки чистенькие, ни одного червивого. Вскоре моя поклажа становится невыносимо тяжёлой. Придётся вернуться. Над деревней пролетает несколько косяков. В южные страны потянулись перелётные птицы. Наутро убеждаюсь, что гуси и утки выбрали подходящее время для лёта. Уже ночью подул северный ветер, а после зарядил дождь. Хорошо, что я успела собраться, погода на редкость скверная. Дачный сезон окончился. Бросаю прощальный взгляд на заколоченные окна. Как же не хочется уезжать!


Рецензии
Хорошие миниатюрки!

Юрий Курский   26.01.2024 14:31     Заявить о нарушении
Благодарю, Юрий!

Ирма Волкова   14.09.2022 19:15   Заявить о нарушении