Прилов - за борт

То, что поднимает рыбак себе на палубу из глубин океана и есть улов. Но этот улов не весь и не всегда идёт в дело (засолка, заморозка, консервирование, копчение и так далее). В нём иногда содержится в некотором процентном отношении и так называемый прилов, который плавбаза не примет. Прилов на малых и средних промысловых судах в дело не идёт. Поэтому его выкидывают за борт. А приловом может быть многое.  Рыба других пород и в малом количестве, которые не принимают на плавбазе, всевозможные раки, креветки, лангусты, омары, кальмары, черепахи, акулы и масса другой живности, обитающей не только в пелагиале, но и на грунте.
      Есть виды и способы промысла, где в улове практически нет прилова (промысел дрифтерными сетями, близнецовыми и пелагическими тралами, кошельковыми неводами). С появлением в Советском Союзе крупнотоннажного флота отношение к прилову изменилось. Он стал перерабатываться на муку. Иногда даже и с хорошей рыбой, если её в этот момент было очень много, а заморозка не успевала справляться с уловом. Рыбная мука была ценным продуктом в народном хозяйстве страны.
      Нам, молодым курсантам Одесской мореходки весной 1959 года запах рыбной муки запомнился на всю жизнь. Учёба наша подходила к концу. Нужно было сдать деньги на выпускной альбом и выпускной вечер. Многие сейчас, в основном, дают задание папе, маме. Те немедленно вручают своему чаду озвученную сумму.
    В то время обращаться с такой просьбой к родителям, в нашей среде было не принято. Мы принадлежали к безотцовщине, порождённой войной. Отцы наши остались на полях сражений Великой Отечественной. Матери наши еле-еле концы с концами сводили. Вот мы и ходили в Одесский порт зарабатывать деньги, выгружая рыбную муку с танкеров. Танкеры доставляли в Антарктиду для китобоев в основном топливо и ГСМ, а обратно в Одессу – рыбий жир и рыбную муку. Рыбий жир изготавливался из отходов обработки кита.
      Так вот о прилове…
    1962 год. Тралим сельдь в Северном море на параллели Абердина (Англия). В прилове поднимаем килограмм сто креветки (мы её звали  «чилимы»). Мелковата, правда. Но варить нужно правильно. Тогда она будет вкусная и душистая. И мы действительно пальчики облизывали. Кок тут же получил приказ сварить всё, что матросы принесли на камбуз. Холодильников не было, морозить не могли. Тут же побежали сдавать свежьё на производственный рефрижератор «Проворный». Как презент (взятку) уже сваренной креветки килограмм десять – пятнадцать передали руководству экспедиции. После трапезы они всей компанией появились у нашего борта и потребовали, чтобы мы тут же бежали в ту точку и тралили. Обещали 10 килограмм креветки обменивать на квитанцию в тонну сельди. Но чуда не произошло. Не нашли мы повторно той площадки. Может это и к лучшему. Не замарали себя грязью коррупции.
      1963 год. Конец лета.
    Северо-западный склон банки Джорджес-банк, район американского плавмаяка Нантакет. Выискиваем площадки и облавливаем сельдь. Она немного мельче, чем североморская, не говоря уже о северо-атлантической. В прилове постоянно появляются скумбрия, камбала и другие виды рыб. Очень часты и лангусты с омарами.
    Готовить омаров и лангустов в обязанности кока не входило. Он должен обеспечить нас трёхразовым питанием. И только. А если кок, невзирая на ассортимент продуктов, в рейсе будет Вас баловать  пирожками (с рыбой, мясом, рисом, капустой отмоченной солёной, яйцами), пельменями, тортиками, всякими булочками и при этом не допустит перерасхода продуктов питания, то он будет известным в управлении и желанным в судовой роли любого капитана. А это уже почёт и уважение.
     Поэтому варить омаров и лангустов умел каждый, кто желал иногда питаться этими деликатесами. Я эту возможность тоже использовал, как только она подворачивалась мне. После выборки каждого трала, кто хотел омара или лангуста, должен был их припрятать где-нибудь на палубе, чтобы после работы сварить и устроить собственному желудку праздник. Иногда постоянная пшённая каша или липкие холодные макароны были мучением для него.
      И вот как-то на моей вахте, когда мы шли с тралом, у меня на траверзе правого борта в непосредственной близости неожиданно появился белоснежный промысловый катер. Здесь нам иногда встречались и канадцы и американцы. Я взял бинокль, вышел на правое крыло  и стал рассматривать его. Он подкорректировал   скорость катера и шёл вместе с нами одним курсом. В рубке у него тоже открыта дверь, и я вижу белолицего мужчину, который в бинокль рассматривает нас. Под рубкой катера, видимо, расположена дверь для спуска в машинное отделение.
     Она открыта. И оттуда появляется на палубу крепкий, высокий негр. Капитан и негр некоторое время о чём-то говорят. Капитан ему показывает  на наших матросов, которые начали выбрасывать за борт лангустов. Я тут же дал команду немедленно прекратить это делать. Хотя отличительных и даже национальных флагов катер не несёт, всё может быть. А наш государственный флаг Советского Союза гордо развевается на корме. Кто его знает, может это какая-либо международная инспекция по рыболовству. Тут же вызываю капитана на мостик. Он только что лёг хоть немного отдохнуть.
     Поэтому на мостик появляется хмурый и с большой неохотой.
- Ну что тут случилось, - спрашивает он, приближаясь ко мне.
Я в это время наблюдаю в бинокль как негр, вращая возле своего правого виска своим длинным указательным пальцем, даёт мне понять, что я законченный дурак и мне уже никогда не вылечиться.
 Обидно стало как-то.
- Да вот негр обижает меня, - отвечаю я и передаю капитану бинокль.
Капитан рассмотрел катер и повесил бинокль на штатное место.
- Что ему нужно?- нехотя спрашивает он.
   Я подробно описал все события и свои действия. Уже и матросы на палубе прекратили работу и наблюдают за катером.
- Может ему отдать этих лангустов и омаров. Тут ещё с прошлого трала осталось. Штук 10-15 будет, - кричит кто-то с палубы.
- Потом в порту объясняться придётся. Затаскают, - заметил появившийся в рубке радист.
- Ну и шут с ним. Эка невидаль, преступление совершил. Давай, зови его, пусть забирает, - говорит мне капитан.
   С крыла мостика я даю понять капитану катера, чтобы он подходил поближе к нам. Тут же на его палубе появляется кто-то третий. Капитан, аккуратно маневрируя, подходит на расстояние выброски. Наши ребята бросают им выброску и подвязывают для передачи корзину, полную омаров и лангустов, которые ещё продолжают бить своими хвостами. Тяжёлая корзина плавно без рывков перемещается на борт катера. Матрос, принявший корзину, по указанию капитана куда-то убегает. Возвратившись, передаёт нам корзину с вложенными в неё блоком сигарет и двумя зажигалками. Наши матросы вновь наполняют корзину, и она опять перетягивается на борт катера. После  завершения перегрузочных операций и обмена любезностями катер отходит дальше от нашего борта и вскоре удаляется в нужном ему направлении.
      Вот так у нас впервые складывались торговые отношения то ли с Канадой, то ли с Америкой. Полагаю, что все остались довольны, особенно курящие члены экипажа, которые в этот день совсем не притронулись к своим пачкам «Прима». Все они курили «Camel».
       На одном из сайтов интернета от 06.02.2012 года читаю статейку и привожу её почти полностью для Вас:
  «Омар – долгожитель стал сенсацией на рынке морепродуктов».
10-ти килограммовый омар Бубба (Bubba) стал настоящей сенсацией на рынке даров моря в Питсбурге……
  «Это просто невероятно, - говорит хозяин омара Боб Хули (Bob Wholey) о своём лобстере. – Если вы его увидите, то никогда не забудете». Организация «Люди за этическое обращение с животными» (РЕТА), защищающая омаров в рамках своего проекта «Сочувствие рыбе», направила Хули письмо, в котором предложила выпустить Буббу на свободу – обратно в Атлантический океан.
     Другая группа, называющая себя «Люди, поедающие вкусных животных» (People for eating tasty animals), предложила владельцу омара хорошую цену: $ 14.98 за фунт, то есть оценила Буббу в 350 долларов….
     Боб Бэйер (Bob Bayer) из института лобстеров (University of Marine*s Lobster Institute) полагает, что Буббе лет 50. По его мнению, вес омару помогли набрать тёплая вода и большое количество пищи».
        Ознакомившись с этим, Вы, вероятно, поняли наши поступки тогда на банке Джорджес. Иногда мы поступали как члены организации (РЕТА) и выпускали омаров, лангустов на свободу.
     А иногда приходилось поступать как членам группы «Люди, поедающие вкусных животных». Вот только с катером мы немного прогадали. Отдали килограмм двадцать деликатесов всего за блок сигарет. Тот же интернет сообщает, что в мае 2009 года в Париже килограмм омаров стоил 38 евро. Видите, бедного русского простака везде и всегда обманывают. Это сколько же они должны были в нашу корзину сигарет наложить? Может быть, и я с тех пор начал бы курить. А что… Хотя, что там тужить?
      И хорошо, что не положили много. Поэтому я так и не научился курить. Что бы я теперь делал? Ведь Указ Президента « О курении» уже, говорят, подписан. И штрафы будут страшные, как пасть акулы. А хватка полиции будет покрепче, чем правая клешня омаров. А мне это надо, хочу я Вас спросить? Вот то-то же.
     Так что в рейсе 1963 года омаров я употреблял столько, сколько принимал мой желудок. Хотя, как сообщает всемирная паутина для первых поселенцев, прибывавших в новую Англию, омары были «бросовой пищей, которая годилась разве что для свиней, слуг и заключённых». Из рейса я привёз на берег высушенные и обработанные левую и правую клешни самого большого омара, который нам попался. Через неделю после прибытия в порт, в Светлогорской гостинице они перекочевали к моему соседу по номеру. Интеллигентный, уже пожилой токарь - универсал оборонного предприятия  Ленинграда увёз их на берега Невы. Он всю войну проработал в блокадном Ленинграде. И оставить душевного человека без подарка я не мог.   
     Американцы и канадцы ловят омаров ловушками. Нам они в 1963 году попадались в донные тралы. В 1976 году в Канаде была основана компания Clearwater Seafoods. Производственные мощности крупнейшего переработчика ракообразных впечатляют. В береговых накопителях, расположенных в США и Канаде можно одновременно содержать до 1360 тонн живых омаров в состоянии полугибернации (зимней спячки) в течение шести месяцев, после чего их можно доставить по всему миру в превосходном состоянии.
      Полвека прошло с тех пор. Нет у нас флота, чтобы ловить омаров и нет таких возможностей, как у американцев и канадцев. Но это не проблема для некоторых россиян. В лучших ресторанах мира им всегда подадут омаров. Возможно, они есть и в наших ресторанах. Ведь самолёты пока ещё летают. Значит, будут и омары для тех, кто готов платить за них. Нам повезло полвека назад кушать их  бесплатно. Может мы, поэтому, пока ещё живы…


Рецензии