Самая южная и скорбная точка плавания
Выбрал трал, лёг на генеральный курс. Туман расслабляться не даёт, эхолот по-прежнему в работе. К концу вахты медленно сваливаемся в каньон. Глубина более 800 метров и продолжает быстро увеличиваться. И вдруг так же быстро начинает исчезать туманное полотно перед глазами. Мы проходим границу между чистым морским воздухом и этим, насыщенным водяными парами, месивом. Знаете, какое это неописуемое наслаждение? Начинаешь дышать чистым, свежим воздухом и уже видишь и свой полубак и какую то обозначенную черту горизонта. Она пока недалеко от носовой части судна. Может быть чуть больше мили. Но и это уже хорошо. При неожиданной ситуации у тебя есть возможность экстренного маневра, чтобы избежать столкновения с таким же странником морей и океанов, как и ты.
Постепенно линия горизонта уходит вперёд и наступает полное расслабление. За ненадобностью выключил эхолот, а вскоре и локатор.
Фолклендские острова состоят из двух больших West Falklend и East Falklend и 700 малых островов. Этот архипелаг расположен в южной части Атлантического океана. Находится в 290 милях к востоку от Южной Америки.
Порт Стенли, куда мы следуем, расположен в координатах ш=51градус 42 минуты S, д= 57 градусов 51 минута W. Если туда мы дойдём без приключений, то это будет самый южный район, куда меня заносила судьба.
Фолклендскими эти острова назвали англичане, а испанцы их именуют Мальвинами.
Полемика, кто первый открыл острова, ведётся ещё с 16 столетия. Бывали там и французы с португальцами, аргентинцы с испанцами, англичане с чилийцами. Острова получили своё английское наименование после посещения их в 1690 году английским капитаном John Strong. Могли ли эти острова тогда заиметь русское название. Нет. Не судьба была русскому народу в то время иметь такие почести. У нас ещё не было флота, чтобы делать такие открытия. Только спустя 130 лет мы смогли достичь тех районов и произвести некоторые исследования.
Ниже мне позвольте приводить некоторые выдержки из книги Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена « Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов, совершённые на шлюпах «Восток» и «Мирном» под начальством капитана Беллинсгаузена командира шлюпа «Восток». Шлюпом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев».
Фаддей Фаддеевич в шестой главе «Обретение острова Петра 1 и берега Александра 1» пишет: «Я назвал сей остров высоким именем виновника существования в Российской империи военного флота – остров Петра 1». Вот когда появился у России флот, и военный в том числе, то начались и дальние плавания русских мореходов.
В седьмой главе «Плавание в Россию» находим: «24 июля. В 6 часов утра 24 июля достигли Кронштадта, салютовали крепости и стали на якорь на том самом месте, с которого отправились в путь. Отсутствие наше продолжалось 751 день…». 24 июля 1821 года – дата возвращения экспедиции. А несколько ранее экспедиция прошла не столь далеко от Фолклендских островов. И было это 03 февраля 1821 года. В той же шестой главе читаем: «3 февраля….В полдень мы находились в широте 51 градус 23 минуты южной, долготе 40 градусов 53 минуты 10 секунд западной. Ветр переменился и задул от севера совершенно нам противный; мы легли к западу. С четырёх часов пополудни настал густой, мокрый туман, и продолжался до самой ночи».
Я пишу эти строки спустя более 21 года от того нашего плавания летом 1991 года. Тогда ещё держался рыбопромысловый флот на северо-западе России. Но вскоре его не стало. И когда теперь кто-либо из россиян побывает в тех районах, не могу сказать. Разве что, если купит билет на круиз на наших некоторых ещё пока живых научно-исследовательских судах, которые, чтобы как-то выжить и продержаться, занимаются иногда такой деятельностью в тех районах.
false
Но тогда, летом 1991 года, когда мы уже значительно удалились от побережья Южной Америки, мне посчастливилось всё же встретить путешественников в этом, казалось бы, безлюдном районе. Погода была свежей. Дул SSW-ый в пять-шесть баллов. Уже рассвело. Вахта моя подходила к концу, и я потихоньку заполнял судовой журнал. Вдруг рулевой сообщает мне о какой–то яхте слева по курсу. Бросаю записи и начинаю рассматривать яхту в бинокль. Да, действительно, мы быстро сближаемся с какой-то крейсерской яхтой. Длина её 15-20 метров. Несёт небольшой штормовой стаксель и грот. Гребни волн только иногда залетают на палубу яхты. Она как на крыльях несётся по небольшим волнам океана и проходит в миле от нас по левому борту.
Так захотелось поговорить с этими неизвестными странниками. И я уже к этому времени не боялся, что меня куда-то пригласят в порту на разговоры за эти переговоры. Просто взял и вышел на связь на 16 канале УКВ. И был крайне удивлён, когда почти сразу услышал ответ радиостанции яхты. На мой вопрос: «Есть ли проблемы?», получил ответ: «Don”t worry, wish you a safe voyage, captain». Что можно ещё приятнее услышать в этом безбрежном океане от абсолютно незнакомого тебе странника. Он просит тебя не беспокоиться о нём. У него всё в порядке. И он желает тебе безопасного плавания. Он даже не спрашивает, кто ты. Возможно, по государственному флагу определил нас. Но так поступают все истинные моряки мира. И это прекрасно. Мы встретились и разошлись как старые знакомые, уверенные, что в безбрежных водах всегда есть кто-то, кто готов тебе помочь.
А район действительно интересный. Фолкленды лежат на границе двух зон, умеренного и субарктического морского климатов. На климат района оказывает влияние холодная часть южной части Атлантики с её Патагонским течением и антарктический полуостров, который не так далёк от островов. Надо не забывать, что острова лежат в другом полушарии. Значит и зима у них не лютая и лето не совсем холодное. Сильные ветра очень часты зимой.
Интернет для порта Стенли даёт рекордно высокую температуру января - +24 гр. С, июля - + 10 гр. С, а рекордно низкую температуру января - - 1 гр. С, июня - - 11 гр. С.
В таких условиях прекрасно себя чувствуют овцы. Их на островах более полумиллиона. И высокого качества шерсть, идущая на экспорт, ценится на рынке. Также развит туризм и рыболовство. Выдаются лицензии на рыбный промысел в зоне островов.
Острова не особенно высоки. Имеющиеся горы высотой не более 705 метров. Фолкленды являются домом больших популяций птиц.
По соглашению 1995 года между Аргентиной и Англией обе эти страны стали заниматься разведкой нефти на шельфе. В феврале 2010 года результаты первого бурения разочаровали компанию Desire Petroleum, однако работы продолжаются. Переговоры между аргентинскими и английскими иностранными миссиями ведутся давно. Имели они место и в 1960 году, но никакого результата не дали.
И вот 02 апреля 1982 года Аргентина вторглась на острова. Совет безопасности ООН призвал Аргентину отозвать войска и сесть за стол переговоров. Аргентина не выполнила рекомендации Совета безопасности. После коротких, но жестоких боёв англичане освободили острова. Аргентинцы капитулировали 14 июня 1982 года. В результате войны, как пишется в Wikipedia (Falkland Islands), погибло 255 английских и 649 аргентинских солдат, моряков и лётчиков, и только 3 гражданских лица. После войны Англия окончательно закрепила свои права на острова. Ей пришлось уничтожать большое количество минных полей вокруг портов и береговых укреплений. Но спор между Аргентиной и Англией продолжается и сегодня. В первой половине 2013 года, как заявило правительство Фолклендских островов, состоится референдум по политическому статусу островов.
Через пять лет после капитуляции Аргентины, в 1987 году на Фолклендах был открыт The King Edward 7 Memorial Hospital (KEMH).
Глубокой ночью подошли к порту Стенли. Как и положено, предварительно дали подходную информацию. Место предполагаемой якорной стоянки уточнили у Port control на 16 канале. Попросили утром информировать нашу агентирующую фирму «Sulivan shipping services LTD и мистера A.W. Davies о
нашем прибытии. Отдали якорь недалеко от входных ворот порта и успокоились до утра. И тут же пришлось сказать правду команде о цели нашего прихода, которую знали кроме капитана, я и радист. Нам необходимо было забрать из морга мемориального госпиталя имени короля Эдварда 7 тело нашего моряка с СТР «Турмалин».
Rosemary Mc Ilroy being Her Majestry*s Deputy Coroner for the Colony of the Falkland Islands в одном из документов пишет: «…who was lost overboard from the «Turmalin» on the 21 st March 1991 at 46 deg. 42 miles S and 60 deg. 36 miles W.» Следователь Rosemary Mc Ilroy подтверждает, что моряк исчез (пропал) за бортом с судна «Турмалин» 21 марта 1991 года. Она же подтвердила нам, что тело было найдено 30 апреля 1991 года испанскими рыбаками в его трале. Испанский траулер «Amable Marquez Alvalez» отдавал трал в точке Ш=46 гр. 31.3 S , Д=60 гр. 34.2 W.
Океан сорок суток в своей холодной солёной воде издевался над телом нашего моряка. И если бы не случайность (немыслимая вероятность), то этого захода на Фолкленды могло бы и не случиться. И никогда бы мы не знали, где покоится его тело. Да и можно ли океанское дно называть покойным местом?
Вот поэтому мы и благодарны испанским морякам, которые, проявив сноровку и большую морскую практику, сумели нам вернуть тело нашего моряка. Большую работу, видимо, провели сотрудники Интерпола, следовательский отдел мемориального госпиталя на Фолклендах. Собранные ими за короткий срок материалы позволили восстановить факты и события. Зато теперь родные и близкие имеют на кладбище могилу, куда приносят и ставят в скорбном молчании цветы. Спасибо тебе, жестокий океан, что ты всё же вернул нам моряка. Ты сделал это на сороковой день его гибели. Что ты этим хотел сказать нам? Мы давно уже не промышляем в тех твоих районах. Мы уже не господствуем на морях и океанах. Да и, навряд ли, когда вернёмся снова в те районы. Многое изменилось в нашей жизни с тех пор. Мы потеряли флот и людей, которые работали на судах. Можешь быть спокоен, океан. Мы теперь не трогаем твои запасы. Их теперь забирают другие. Нам остаётся только сожалеть о случившемся.
Вот и в эту ночь мы с нетерпением ждём рассвета. Утром от мистера Девиса, нашего агента, узнаём, что тело моряка «is not in a coffin at present, but stored only in a «body bag». То есть, оно сейчас ещё в мешке, а не в гробу. Начинаются немедленные настойчивые переговоры. Мы радируем в Соврыбфлот. Соврыбфлот тут же радирует в агентирующую фирму. Мы как последняя инстанция должны слушать и тех и других. Читать русские телеграммы от Соврыбфлота мы ещё можем и терпим. Но вот переговоры с англичанином на его родном английском доводят меня до злости. Он трудно понимает меня, но утверждает, что мешок надёжный и прочный и всё будет Окей. Мы же требуем не мешок, а гроб из лёгкого сплава, который можно легко и быстро сделать герметичным. Он напоминает мне, что сегодня воскресенье и судоверфь и береговая ремонтная мастерская не работают. И вообще это будет стоить дорого. Мы тут же заручаемся поддержкой Соврыбфлота. Он телеграммой гарантирует оплату всех работ. Соответствующая телеграмма от Соврыбфлота летит в агентирующую фирму. Только после этой радиограммы мистер Девис сменяет гнев на милость, и переговоры идут в нормальном русле. Вскоре он успокаивает нас, сообщив, что часа через три всё будет Окей. Только спрашивает, не могли бы мы прибыть для опознания тела. Капитан отказывается от опознания, так как никто из нас не был знаком с этим моряком. Да и что может остаться от тела, которое сорок суток неизвестно где и как находилось в океане. В каких косяках рыб, кальмаров оно побывало. Оно не менее двух часов мучилось в трале испанцев вместе с кальмаром. Так, во всяком случае, предполагали мы. Получив наш отказ, мистер Девис оставляет нас на некоторое время в покое и делает своё дело.
Мы ждём. Постепенно пасмурный день над Фолклендами переходит в сумерки. Наконец видим несущийся быстроходный катер, который из портовой бухты направляется к нам. Готовимся к приёмке катера.
На борт прибывают представители портовых властей, уполномоченный следственного отдела мемориального госпиталя, менеджер агентирующей фирмы мистер Девис. Тут же начинается перегрузка гроба с телом.
Всё сделано красиво и надёжно. Гроб помещаем в горловине носового трюма, где имеем достаточную минусовую температуру для его сохранности.
В каюте капитана нам вручаются всевозможные сопроводительные документы на тело нашего моряка. Звучат сочувственные речи. Мы, в свою очередь, благодарим портовые власти, персонал мемориального госпиталя и лично мистера Девиса за оказанные нам услуги и помощь в репатриации тела нашего моряка. Всё происходит быстро без каких-либо задержек. Минут через сорок катер отходит от борта. Мы готовим главный двигатель к пуску, запрашиваем «добро» на выход с внешнего рейда порта Стенли. Мы покидаем место последнего скорбного приюта тела нашего моряка. Сколько дней оно находилось в морге мемориального госпиталя, мы так и не знаем. Но знаем, что порт Стенли (Фолклендские острова) стал для нас самой южной и скорбной точкой плавания. Туда уже больше мы никогда не вернёмся.
P.S.
Уже после опубликования этих записей в интернете, я вдруг неожиданно обнаружил в своих бумагах любопытный документ на английском языке. Это судовая роль СТР-8256 «Турмалин». Я работал на этом судне у берегов Норвегии спустя почти два года после того трагического случая.
false
«Crew list of the vessel “Turmalin” for Maritime Declaration of Health».
Он был написан мною 27 мая 1993 года, как приложение к декларации о здоровье экипажа. СТР-8256 «Турмалин» в этот день заходил в порт Batsfjord (Норвегия) для выгрузки креветки.
И в этой судовой роли, к своему удивлению, под номером 21 я неожиданно обнаружил фамилию моряка, очень похожую на фамилию того моряка, который упал за борт нашего СТР-8256 «Турмалин» 21 марта 1991 года. Его тело 15 июля 1991 года мы приняли на борт СРТМ-8156 «Изотоп» для репатриации на Родину.
Имя моряка было то же самое. А фамилия отличалась только первой гласной буквой. Возраст был другой. Тот, который работал со мной в северных широтах и сдавал креветку в норвежский порт, был почти на 6 лет старше того, который трагически погиб с борта нашего судна 21 марта 1991 года. Как говорится, пути господни неисповедимы.
Целый рейс отработал с ним, а спросить об этом пустячке даже не пришло в голову. Видимо так и надо было. Нечего теребить раны. А вот сейчас почему-то бросилось в глаза. Я знаю, что Россия велика. Одинаковых фамилий, имён и даже отчеств можно встретить много. Если хорошо поискать, то, пожалуй, можно найти и сходные дни рождения. Но здесь какое-то таинство.
Жестокий океан забрал молодого моряка. Может быть, он в тот момент и оказался неосмотрительным, неосторожным, медлительным и не сумел противостоять натиску стихии. Был просто сильно уставшим от тяжёлой работы в тот день. Ведь до укрытия ему оставалось пройти несколько метров. Не получилось….
Через два года на это же судно был направлен новый матрос, почти с такой же фамилией и тем же именем, но немного старше и, возможно, опытнее. Замена пришла и продолжилась борьба за план, обязательства, зарплату в ущерб здоровью, культурному и духовному развитию рыбаков. И сколько было этих рейсов у каждого, порой не сосчитать.
Свидетельство о публикации №222090201344