Давай елец ломать- 4

 Часть шестая. КУДА ПРИВЕЛО ПРАВОРОТЬЕ ЗЕЛЕНКОВСКОЕ.

Интересен также топоним "Праворотье Зеленковское", упомянутый выше, он  встречается и в Росписях сторож и в межевых делах елецкой земли довольно часто.  Но сразу трудно разобраться, что это - ответвление от елецкой сакмы, оно "вытекает" от сакмы на юг,  в сторону Быстрой Сосны, меж истоков реки Паленки и истоков другого  Семенька - притока Красивой Мечи, впадающего в нее в районе Первого Сергиевского, Краснинского района, Липецкой области. 
От брода на Красивой Мече, пересекая сакму, по Праворотью Зеленковскому прошла через истоки Ельчика еще одна древняя дорога елецких земель - Большая Зеленковская, до брода на Быстрой  Сосне и - дальше.
Современная деревня Ярославка, Ефремовского района, Тульской области, Село Красная Пальна, Становлянского района (на броде реки Пальны), деревня Бродки (на броде реки Пальны), село Соловьево  и, рядом, деревня Слободка, Становлянского района, Липецкой области располагаются на Большой Зеленковской дороге, что видно из "Подробной  карты Российской Империи и близлежащих заграничных владений. Столистовой карты" и материалов,  хранящихся в РГАДА:
"142 года июня 22 отказные книги по челобитью Василья Герасимова сына Салкова меньшаго Григорьева Воротынцева Фирса Савельева сына Климова меньшаго Васильева сына Какоткина Карл Алферьева сына Пожидаева Богдана Тимофеева сына Скороварова Игнатья Мартынова сына Зуева Семена Васильева сына Севрюкова Дмитрия Ларионова сына Золотухина покоим им отказано из пустопорозжих земель в Елецком уезде в урочищах за рекою за Пальною по левую сторону Большой Зеленковской дороги в пустоше Диком поле на 4 листах"
Урочища Дикого Поля,  указанные в этом документе, располагались как раз между селом Красная Пальна (на "Столистовой карте" оно называется " Петровское тож Пальни") и  деревней Бродки. Правее от урочищ проходила Большая Зеленковская дорога.
Таким образом, Праворотье Зеленковское - это второе древнейшее сухопутное направление, шедшее по Елецкому княжеству с севера - на юг.
В какие века сформировались две древнейшие дороги : Турмышская и Большая Зеленковская, теперь трудно определить, поэтому можно считать, что древний Елец был привязан не к дорогам, а к елецкой сакме и ее ответвлению - Праворотью Зеленковскому.
При этом немаловажно, что Праворотье Зеленковское проходит непосредственно вблизи истоков Ельчика. А сам исток Ельчика,  находится от древнего сухопутного направления, елецкой сакмы ( и ее Казельской Горы), приблизительно, на таком же расстоянии, как  и от Быстрой Сосны, древнего  речного пути, т.е. равноудален порядка  22-25 км. Сигналы костров от сакмы и Сосны вполне были видны у истоков Ельчика, т.е. в той местности, где сейчас находятся райцентр Становое и  деревня Слободка, Становлянского района, ведь "...в ясные, безветренные дни вертикальные дымовые столбы были различимы на расстоянии, превышающем 50 км! "
Поскольку крепость Ельца была заложена для контроля  и защиты древних  путей, как водных, так и сухопутных, пролегавших по территории будущего княжества, логично предположение, что она должна была располагаться в самом выгодном для этого месте.

Возможно, что самый первый, древний Елец стоял не на устье, а на истоках Ельчика, от которого и пошло название города? Тогда с этой крепости можно было контролировать и водный путь по Быстрой Сосне  и самый древний сухопутный путь - елецкую сакму, при этом, находясь, практически, в середине Праворотья Зеленковского.
Наш вывод: исток Ельчика - самый выгодный вариант для места древнего Ельца. Но окончательный ответ - за археологами.

На "Столистовой карте", изданной в 1801-1804 гг., на истоке Ельчика значится село Плоское. Название это, как предполагают, произошло от  ровной, плоской местности.  В документах 1778 года здесь так же отмечается  деревня Становая (Седельная). Сегодня на предположительном месте древнего Ельца расположен райцентр Становое. Можно считать, что древний Елец возродился под другим именем и благополучно жив и сегодня. Кто, побывав в современной Становлянке, райцентре Липецкой области,  будет оспаривать ее процветание?


Часть седьмая. ЕЛЕЦКОЕ КНЯЖЕСТВО,  ОНО ЖЕ КУБУДНДЖИ-КАРАУЛ,  ОНО ЖЕ  ШИРШИ-СУБА, ЗДЕСЬ ПРОЖИВАЕТ ?

С укреплением власти Орды, Елецкое княжество начало очередной этап своей истории: оно утратило свою значимость  защитника Руси, но у новых хозяев, которые периодически менялись, было на особом счету в связи со своим  выгодным стратегическим положением.  Оно сохранило  функции  охранника дорог и даже расширило свои обязанности, но при этом впало в очень долгую вассальную зависимость от Орды, из единого Елецкого княжества превратилось в " елецкие земли", а  в письменных источниках получало имена, не всегда узнаваемые нашими современниками.
Например, в нашей статье "О донских торговых путях и других дорогах-3", часть четвертая, приведен отрывок хроники  персидского летописца Шереф-ад-дин Йезди о  нападения на  улус Джучи грозного Тимура-Тамерлана в 1395 году .  Елец там назван Кубунджи-караулом. Синонимы слова "караул" - дозор, стража, охрана.
Из этого описания можно понять, что на тот момент в Елецком княжестве уже  проживали  различные этносы, не только русские: "мирза Мухаммед-Султан ограбил еще жителей Кубунджи-караула и другие племена и народы неприятельские, как, например, племя Курбуки, Бирлана, Юргуна и Келечи".

Булгарские летописи официальной наукой не признаются. Но,  несмотря на их явную субъективность в ряде вопросов и явную неоднозначность перевода,  позволяют прояснить несколько тайн Елецкого княжества.
Во-первых, булгары  утверждают, что ведущее положение в административном устройстве и руководстве Елецким княжеством (Елецкое княжество у булгар называется  Ширши-Суба или Чыршы-Суба),  с приходом на Русь ордынской власти занимали  отнюдь не русские князья, а  губернаторы, назначаемые из ставки Орды или, с 1437 года - из Казани...
 Во-вторых,  в составе  казаков Ширши-Субы (Елецкого княжества)  преобладали булгары-казанлы (они же кубанцы, потомки  булгар-кочевников, т.е. печенегов). Одна часть из них были правоверные (мусульмане), другая, их было большинство – кряшены (православные), третьи – язычники...
Здесь надо внести пояснение.  По мнению профессора Ю.Бегунова, печенеги, половцы, кыпчаки, нугаи - это не отдельные народы,  а группировки, или этнические группы булгар, которых часто называли также «бесерменами» (отсюда – русское «басурман», «бусурман»).
В - третьих,  ширские булгары – казаки  несли почтовую и конвойную службу, очень важную для Орды и Булгарского царства, а в саму Ширши-Субу (Елецкое княжество) никто не имел права въезжать без разрешения султана или здешнего булгарского бека.

Таким образом,  при наличии сидевшего в Ельце князя, его права были ограничены, и государственными делами в Елецком княжестве  заправлял, так сказать, "госслужащий-губернатор и его команда из булгарских казаков" - ставленник Орды или  Казанско-Булгарского царства, или Турецкого государства.  Елецкое княжество вообще считалось булгарским бейликом, казаки его выполняли важную охранную государственную службу: сопровождали знатных персон, например, послов, и осуществляли почтовые доставки (значит, Петр Первый был не первопроходец, назначив Елец главным почтовым городом юга своей страны ?))) .
Перечисленные утверждения булгарских источников  могут показаться кому то спорными, выглядят они , в первую очередь для некоторых академических историков, непривычно, однако,  вполне реалистично, ведь мы знаем и из русских летописей, что даже  границы  княжеств улуса Джучи устанавливались "из руководящего центра", из  Крыма или, позднее - из Стамбула.
Например, "пределы и межи"   княжеств московского и рязанского, как свидетельствует Никоновская летопись,в 1358 году Ордой были определены  как "нерушимы и непретворимы". Правда, когда ордынский посол (царский сын Момат-Ходжа) пришел в тот год  с указом о межевании сначала на Рязанскую землю, а затем хотел вручить этот документ и Великому князю московскому Ивану Ивановичу, то отец Дмитрия Донского так разгневался, что дерзнул ордынского посла не пустить в свою вотчину.
"Урок непослушания" Ивана Ивановича усвоил его сын:  уже в правление Дмитрия Донского, Елецкое княжество, фактически  вассальное Орде, а не Рязани, лишилось после Куликовского сражения в пользу Московского княжества части территории,  где были "Талица, Выползов, Такасов",  явно без одобрения Орды, совсем поослабшей к тому времени и погрязшей во внутренних разборках за власть.
 
 Итак, по разным источникам,  княжество  Елецкое было ко времени Куликовской битвы этнически многообразно (это подтверждает и Шереф-ад-дин Йезди,  и Казанский летописец, и булгары),  и, находясь на границе Руси, законопослушно:  как вассал,  служило существующей ордынской власти, выполняя функции ей вмененные - караульные и почтовые.
Булгарские версии любопытны  еще одним свидетельством. Они сообщают о еще двух дорогах, прошедших через территорию  Елецкого княжества (Ширши-Субу), особо значимых в эпоху власти Казано-Булгарского ханства, пришедшей на смену Орде, как указано выше, в 1437 году.
"Дорога Солнца" (Хорыс-юлы) пролегла  от Пензы "через поля и между лесов " с востока - на запад, (т.е. как траектория солнца), через  Белинский на реке Чембаре, Тамбов, Шехмань, Липецк, через столицу княжества Ширши-Суба (называемую у булгар  Чирши)   и - далее - к Киеву.
Из  Суздальского княжества на юг вела Балская («столповая», т.к. «балбал» значит «столп, памятник, скульптура»), которая в начале шла к Ширу (Дону), затем вдоль его берега и заканчивалась в Сарычине (Волгограде).
Сразу надо отметить, что свидетельства булгар о двух дорогах, проходящих через Чирши, центр елецких земель, на первый взгляд, вносят  нестыковку в нашу версию, где утверждается, что  древний Елец был на истоках Ельчика, следовательно, эти две дороги не могли проходить через древний Елец, т.к. обе дороги  тяготеют к Дону. Не могли эти дороги пролегать и через новый Елец, он  был заложен в 1591 году, когда о величии Казанско-Булгарского царства у ее сторонников остались только сожаления, ведь еще в 1552 году Казань была взята Иваном Грозным.
Первое, что приходит на ум:  наша версия с устьем Ельчика неверна, Елец всегда был на Сосне, при впадении в нее  Ельчика, т.е. значительно ближе к Дону, о чем, пусть и косвенно, сообщают булгары.

Однако, не будем делать поспешных выводов. Попробуем более пристально взглянуть на  свидетельства о трагических случаях гибели престольного города, которых было немало, они кое-что дадут интересное,  и   поищем "виновников окончательной гибели" древнего Ельца.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Рецензии