Огонь

- Жила-была девочка, и очень боялась огня. Поэтому она взяла спички, и спалила к чертям всю деревню. А сама в это время стояла на пригорке и смотрела как огонь пожирает бревно за бревном, — рассказывал дед, разводя огонь в уличной плитке. А рядом сидела маленькая внучка Катенька, которая как раз и боялась этого самого огня и никогда не брала в руки спички.

- Дед, ну ты даёшь. Такие сказки ребёнку рассказывать, — усмехнулся Виталий, отец Катеньки.

Дед закрыл железную дверцу печки, за которой разгорался огонь, кряхтя поднялся с колен и сел на  деревянную лавочку.

- Да кабы это сказка была, то пол беды. Но это самая что ни на есть быль, внучек.

Жила у нас в деревне баба одна. Блаженная Марфа её звали. Мужика у неё не было, да и кто жить с такой будет, когда у неё сквозняк в голове. Мужика-то не было, но дочку от кого-то прижила. В деревне говорили, что от какого-то пришлого рыбака. Да кто ж правду на самом деле знает, никто свечку не держал.

Так вот, сама-то Марфа блаженная,  дочка её, Марья значит, вроде, и нормальная девка была, но со своими странностями - огня она боялась. Как увидит у кого во дворе костер, так тут же лицо руками закрывает и убегает. Мы, дети, что с нас взять, конечно же, смеялись над ней. Да и как не смеяться, нам же тогда невдомек было, что у людей много страхов бывает, а огонь, это такая стихия, перед которой ничто не устоит.

А Петька у нас был хулиганистым, от него вся деревня стонала. Чуть, где крик услышишь, то знай, это Петька набедокурил и теперь убегает, сверкая пятками. Так вот, подговорил он своих дружков, чтобы тебе поймали Марью, да привели к речке. Там Петька разведет костёр, и они заставят её смотреть на огонь. Им тогда казалось, что это очень смешно.

Ну, они и сделали задуманное. Насильно приволокли Марью к речке, где Петька уже развел костёр. Она как увидела огонь, так тут же хотела руками лицо закрыть, но ей не дали этого сделать - держали. Петька гогочет, вокруг костра скачет, веток сухих подкидывает. Костёр языки пламени вверх подбрасывает, трещит. Марья плачет, пытается вырваться, а те двое крепко её за руки держат и смеются вместе с Петькой, мол, смотри, тут нет ничего страшного. И тут Петька выхватывает из огня горящую головешку и идёт к Марье. Та как увидела, да как закричит, так, что даже собаки в деревне залаяли. Не успел Петька до неё дойти как она без чувств упала на землю.
А они испугались. Бросили её в траве и убежали. Уж не знаю сколько она на берегу пролежала, но на утро мы её видели у калитки своего дома. Стоит, волосы по плечам распущены, на всех исподлобья смотрит, и взгляд такой  не добрый, как у дикого зверя.

А в вечере беда случилась - загорелся Петькин сарай. А в тот день ещё ветер сильный был. Сарай в одно мгновение сгорел, и дом захватил, и соседние дома. Ой, полыхало так, что мама не горюй. Сколько скота сгорело, сколько людского добра. Даже не ходячая бабка Нюра, царствие ей небесное, в огне осталась. В общем, до утра мы с огнём боролись, насилу остановили стихию. Пол деревне, как корова языком слизала, только одни головешки и остались.

Сам я не знаю, но бабы рассказывали, что видали Марью во время пожара на пригорке. Говорили, что стояла она простоволосая, и смотрела как горит деревня. А дом-то блаженной Марфы тоже сгорел. Саму её не нашли, видать огонь и её сожрал. А Марья убежала. Видели её потом в соседней деревне. С ума она сошла. Что с ней потом стало никто уже не слышал - война началась, не до сумасшедших уже тогда было, — рассказывал дед, глядя куда-то вдаль.

А в это время Катенька прижималась к отцу. Какие мысли были в её маленькой головке неизвестно, но Виталик сам про себя думал, что не дай бог встретиться с огненной стихией, когда она бушует не разбирая кто плохой, кто хороший. Перед огнём все равны.


Рецензии