Об этом в мемуарах не писали

     С детства я любил читать военные мемуары, особенно воспоминания бывших лётчиков. Красной нитью в этих воспоминаниях проводилось мнение, что наши лётчики, несмотря на неравенство сил, всегда легко громили «хвалёных фашистских асов». То же самое отмечалось и по поводу наших потерь: утверждалось, что обычно советские лётчики наносили противнику значительные потери, а сами отделывались утратами лишь отдельных боевых товарищей. Такая точка зрения была всегда превалирующей и думаю, у нас до сих пор многие верят этому.

     Действительность, однако, была гораздо трагичней. Изучая много лет события Великой Отечественной войны, я убедился, что потери нашей авиации были, как правило, гораздо выше, чем у противника. В особенности это касается потерь истребительной авиации. Причём это происходило не только в начальный период войны, но и в последующие годы, когда количественное превосходство «Сталинских соколов» было уже подавляющим.

     По моим наблюдениям, дней, когда истребители противника несли большие потери, было не так уж много. В отличие от противника, потери советских истребителей всегда были достаточно высокими. А в некоторые дни они были просто ужасающими. Таким, например, выдался день 26 сентября 1943 года, когда советские истребительные авиачасти понесли огромные потери в небе Украины, в основном в районе Запорожья. По неполным данным, которые мне удалось собрать из различных источников, безвозвратные потери «Сталинских соколов» составили не менее 17 человек: 

     Баранник Илья Григорьевич, 1923 г.р., сержант, 611-й истребительный авиационный полк, убит при бомбежке аэродрома, похоронен в с. Черниговка (Черниговский район, Запорожская область).
     Бреженко Сергей Васильевич, 1917 г.р., лейтенант, 43-й истребительный авиационный полк, на истребителе Як-1 не вернулся с боевого задания, погиб, район г. Запорожье (Запорожская область).
     Голаев (Галаев) Джанибек (Дженибек) Нанакович, Герой Российской Федерации, 1917 г.р., лейтенант, 32-й истребительный авиационный полк, умер от ран, похоронен в г. Прилуки (Прилукский район, Черниговская область).
     Дмитрущенко Григорий Яковлевич, 1918 г.р., лейтенант, 274-й истребительный авиационный полк, на истребителе Як-1 сбит в воздушном бою, погиб, похоронен в с. Огневка (Ореховский район, Запорожская область).
     Долгополов Виктор Викторович, 1920 г.р., мл. лейтенант, 897-й истребительный авиационный полк, на истребителе Як-1 сбит зенитным огнем над территорией противника, погиб, район пос. Кирпотино (Ореховский район, Запорожская область).
     Ипполитов Сергей Николаевич, 1921 г.р., мл. лейтенант, 85-й гвардейский истребительный авиационный полк, на истребителе Як-1 не вернулся с боевого задания, попал в плен, район с. Мало-Белозерка (Васильевский район, Запорожская область).
     Исаев Иван Васильевич, 1913 г.р., ст. лейтенант, 85-й гвардейский истребительный авиационный полк, на истребителе Як-1 не вернулся с боевого задания, погиб (Запорожская область).
     Лысенко Владимир Павлович, 1923 г.р., мл. лейтенант, 866-й истребительный авиационный полк, на истребителе Як-1 не вернулся с боевого задания, погиб, район г. Запорожье (Запорожская область).
     Новиков Георгий Кузьмич, 1916 г.р., лейтенант, 402-й истребительный авиационный полк, на истребителе Як-9 не вернулся с боевого задания, погиб, район Копани — Токмак (Ореховский район и Пологовский район, Запорожская область).
     Осенников Владислав Дмитриевич, 1923 г.р., мл. лейтенант, 866-й истребительный авиационный полк, на истребителе Як-1 не вернулся с боевого задания, погиб, район г. Запорожье (Запорожская область).
     Палажченко Владимир Андреевич, 1922 г.р., мл. лейтенант, 291-й истребительный авиационный полк, на истребителе Як-1 не вернулся с боевого задания, попал в плен, район г. Большой Токмак (Пологовский район, Запорожская область).
     Попов Николай Павлович, 1918 г.р., мл. лейтенант, 16-й гвардейский истребительный авиационный полк, на истребителе «Аэрокобра» сбит в воздушном бою, погиб, район г. Мелитополь (Мелитопольский район, Запорожская область).
     Салов Николай Васильевич, 1922 г.р., мл. лейтенант, 85-й гвардейский истребительный авиационный полк, на истребителе Як-1 не вернулся с боевого задания, погиб (Запорожская область).
     Феклин Иван Никифорович, 1919 г.р., мл. лейтенант, 402-й истребительный авиационный полк, на истребителе Як-1 сбит в воздушном бою, погиб, район Копани-Токмак (Ореховский район и Пологовский район, Запорожская область).
     Цимбалюк Георгий Андреевич, 1923 г.р., мл. лейтенант, 73-й гвардейский истребительный авиационный полк, на истребителе Як-1 не вернулся с боевого задания, погиб (Запорожская область).
     Чуриков Игорь Ефимович, 1920 г.р., лейтенант, 291-й истребительный авиационный полк, на истребителе Як-9 сбит в воздушном бою, попал в плен, район с. Бурчак (Михайловский район, Запорожская область).
     Шеханин Даниил Васильевич, 1918 г.р., мл. лейтенант, 85-й гвардейский истребительный авиационный полк, на истребителе Як-1 не вернулся с боевого задания, попал в плен (Запорожская область).

     Кроме этих безвозвратных потерь лётчиков, истребительные части понесли также большие потери в самолётах. Правда, общее их количество мне пока не известно, но думаю, было потеряно не менее 30-35 истребителей. Разумеется, такие существенные потери воспринимаются очень болезненно. Однако ещё обиднее то, что при этом истребители противника потерь почти не имели. Лишь один-единственный немецкий Bf 109 G-6 WNr. 15679 из 8./JG.52 был поврежден на 20% в результате вынужденной посадки в районе Фёдоровки из-за нехватки горючего.

     Так бы и остался, как говорится «всухую», итог противостояния советских и вражеских дневных истребителей. Однако уже поздним вечером в 22 часа 20 минут одну потерю немцы всё-таки понесли. Правда, это был не дневной одномоторный Bf 109 или Fw 190, а ночной двухмоторный Bf 110 G-2 из состава 5./NJG.200. Так случилось, что в районе Керчи кавалер Рыцарского креста обер-фельдфебель Йозеф Коциок в воздушном бою сбил наш морской самолёт МБР-2, но при этом в темноте случайно протаранил его. Несмотря на то, что Коциок успел выпрыгнуть из падающего самолёта, его парашют не раскрылся, и немецкий лётчик разбился. 

     В общем, соотношение потерь советских лётчиков-истребителей и лётчиков Люфтваффе 26 сентября 1943 года в небе Украины оказалось явно не в нашу пользу. И таких печальных для «Сталинских соколов» дней за время войны было много, даже очень много. А в мемуарах об этом, конечно, предпочитали не упоминать…


Рецензии
Правду знать надо. Проверять и перепроверять.

Иван Иванович Иванов 2   30.11.2022 01:52     Заявить о нарушении
Совершенно верно. Спасибо за отзыв!

Олег Каминский   30.11.2022 16:18   Заявить о нарушении
Здоровья в новом году !

Иван Иванович Иванов 2   27.12.2022 00:55   Заявить о нарушении
Спасибо! И Вам - здоровья и всего наилучшего!

Олег Каминский   27.12.2022 08:25   Заявить о нарушении
В одном из наших авиационных журналов 90-х годов приводилось соотношение 1:8

Станислав Сахончик   16.03.2023 05:42   Заявить о нарушении
Точное соотношение потерь мне пока не известно, могу только догадываться.

Олег Каминский   16.03.2023 12:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.