Геннадий Подельский - непростые страницы жизни

(Приводится с сокращением. Полный текст  - в сб. «Они работали на благо Эстонии - Эстония может гордиться ими».  Ч. 3. – Тлн.: РАО Эстонии, 2018. – С. 63-99)

Имя композитора Геннадия Подельского еще лет 40 назад было хорошо известно не только в нашей республике, но и далеко за её пределами. Его песни и музыка звучали в лучших концертных залах, на радио, телевидении, танцевальных площадках, в кино, за столом на дружественных застольях. Созданный им женский вокальный ансамбль «Лайне» стал известен во всём Советском Союзе и его «визитной карточкой» за рубежом, в Финляндии, Чехословакии, Канаде и в других странах. Г. Подельский – автор более 400 песен. Это его знаменитая «Йенька», которую пел и под которую танцевал весь Советский Союз! А еще были «Хали-гали» и "Ходят горы ..., горы по горам"... Им создан целый пласт произведений классической музыки: сюиты, сонаты, кантаты, концерты и многое другое.... Почти 40 лет, вся творческая жизнь Г. Подельского прошла в Эстонии. Все его творения – достояние эстонского народа, вклад в развитие его истории и культуры. Также как его вклад в историю и культуру многонационального советского народа.

О Г. Подельском и его жизни написано довольно подробно в вышедшей в 2016 году на эстонском языке книге Пааво Кангура «Gennadi Podelski: Pagulane Lootuse t;navast ehk Enne Jaak Joalat» (Геннадий Подельский: Беженец с улицы Надежды или До Яака Йоала). Некоторые интересные факты из неё будут отражены и в нашей статье. Как дополнения к собственным исследованиям его биографии, сведениям, почерпнутым из архивов, бесед с его сыном Пеетером Подельски и другими знавшими его людьми.

      Корни таланта. Разрушенное детство

Геннадий Подельский (по рождению – Подъельский) родился 2 апреля 1927 года в Ленинграде в музыкальной семье. Его отец, Вячеслав Андреевич Подъельский (1902-1974), в это время учился в Ленинградской консерватории. В 1931 году он заканчивает инструкторско-педагогический факультет консерватории, остаётся в ней работать, преподаёт теорию музыки, игру на народных инструментах, в 1940 году становится доцентом. Одновременно работает главным редактором и, позднее, заместителем управляющего ленинградским отделением «Музгиза».

Научную и музыкальную карьеру В. А. Подъельского прервала война. В 1941 году он был мобилизован в ряды народного ополчения, попал в окружение, прошел плен, бежал в начале 1945 года. Через три месяца за пребывание в плену был приговорен военным трибуналом к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. В заключении в спецлагерях Кемеровской области продолжал заниматься музыкой, руководил и дирижировал оркестром Центральной культбригады Западно-сибирского Управления лагерей особого назначения (Сиблаг). После реабилитации в 1955 году преподавал в Новосибирской государственной консерватории, стал первым заведующим кафедрой народных инструментов, которую возглавлял 15 лет, руководил оркестровым классом, был дирижером студенческого оркестра народных инструментов. В память об этом замечательном педагоге и музыканте в Новосибирске с 2014 г. проводится городской конкурс юных исполнителей на народных инструментах (баян, аккордеон, домра, гитара, балалайка) им. В. А. Подъельского.

Вера Ивановна Подъельская (1907-1984, в девичестве - Кресанова), мать Геннадия, обладала хорошим музыкальным слухом и голосом и, как вспоминает Пеетер Подельски, играла  на гитаре. Как и его отец, она была родом с северной Украины, но встретилась с будущим мужем в Ленинграде.

В семье В. А. Подъельского царил культ музыки, и будущий композитор с детства погружается в неё. У мальчика хорошие музыкальный слух и музыкальная память. Родители видят в сыне будущего музыканта и не жалеют для этого средств. Одна из семейных легенд говорит, что пятилетнему Гене отец подарил рояль знаменитой фирмы «Беккер», и он возил его за собой всю жизнь. Но об этом – чуть позже.

Начало жизненного пути для Г. Подельского было далеко не безоблачным. В 1936 году родители разводятся. Мать с сыном переезжают в Лугу, небольшой городок в Ленинградской области, в 136 км на юг от северной столицы. У Веры здесь живет сестра Ольга Гапонович. Геннадий продолжает в Луге свое музыкальное образование. Мать занята его воспитанием. В 1937 году она выходит замуж за Соловьева В. П., работника местного лесхоза. Здесь они встречают начало войны. Отчима мобилизуют в армию. Что с ним случилось далее – неизвестно.

Немцы стремительно продвигаются к Ленинграду. Уже 9 июля 1941 года был захвачен Псков. Население и предприятия Луги спешно эвакуируются. Поезд с Подъельскими застревает на станции Дивенская. Это примерно на полпути от Луги до Гатчины. Железнодорожные пути разбомблены. Подъельские решают идти дальше пешком, но попадают в окружение, проходят сортировочный лагерь на станции Дивенская и возвращаются в занятую немцами Лугу. Для будущего виртуозного пианиста и композитора начинается трехлетний, трагичный период жизни в оккупации.

     Примечание. Лужский оборонительный рубеж - система советских военных укреплений протяжённостью около 300 километров, построенная в июне — августе 1941 года на территории Ленинградской области от Нарвского залива, по рекам Луге, Мшаге, Шелони, до озера Ильмень с целью не допустить прорыва войск немецкой группы армий «Север» на северо-восток в направлении Ленинграда. Упорная оборона советских войск остановила на месяц (под Лугой – на 45 суток) наступление немцев и помогла подготовить новые оборонительные позиции на ближних подступах к Ленинграду.

Об этом времени Г. Подельский не любил рассказывать. Очень кратко о нем он пишет в своей автобиографии. Дополнительные сведения дают архивные документы КГБ, связанные с его поездками за рубеж и допросом по одному из доносов по Саласпилсу. Речь в них не идет о предательстве или сотрудничестве с немецкими властями. Это - о жизни в оккупации, где всем надо было как-то выживать. У Подъельских в эти годы была своя история, чем-то похожая и непохожая на другие. Вера Ивановна пытается зарабатывать на жизнь портнихой. Сначала - на дому, потом при немецком госпитале. Сын продолжает учиться в школе, совершенствовать свое музыкальное мастерство.

По чьему-то доносу в школе за патриотическое стихотворение юного Г. Подельского, написанное в начале войны со словами, что отец коммунист, еврей и служит в Красной армии, его зимой 1942 г. арестовывают. Но через полтора месяца отпускают из эстонской полиции (её подразделения выполняли полицейские и карательные задачи в Луге и ряде  районов Ленинградской и Псковской областей) под расписку матери. Летом этого же года следует второй арест. На этот раз, как пишет Г. Подельский, – за хищение посылок на поденной подработке по их доставке. Учитывая возраст и незначительность поступка, его отправляют в заключение сроком на три месяца. После его истечения 15-летнему Геннадию, хорошо играющему на рояле, осенью 1942 года находится место пианиста в Лужском театре, при котором организовано казино для немецких офицеров (он пишет – принудительно направляют). Он играет и там. Разучивает и исполняет популярные немецкие песни. Это дает семье дополнительные средства существования.

     Примечание. Выполнение задач полиции в Луге, Ленинградской и Псковской областях с конца 1941 – начала 1942 гг. было возложено на подразделения эстонских полицейских батальонов, находящихся в административном подчинении СС и эстонской полиции, в оперативном – в подчинении сухопутных войск. Их деятельность в годы войны, в том числе – карательная, широко известна.

В конце 1943 года при приближении фронта Подъельских снова эвакуируют. Мать отправляют вместе с госпиталем в город Приекуле на юго-западе Латвии (190 км от Риги). Сына, как неблагонадежного, не отпускают вместе с ней, а направляют позднее в Латвию, в концентрационный лагерь Саласпилс, и размещают, перед отправкой в Германию, предварительно там, но не как заключенного, а как принудительно эвакуированного. Мать уговаривает хозяина дома в Приекуле, где снимает жилье, походатайствовать перед начальством лагеря о направлении Геннадия к нему на работу. В  конце марта 1944 года, после прохождения карантина в Саласпилсе, его просьба была удовлетворена.

     Примечание. Саласпилс – концентрационный лагерь  в 1941-1944 годах на территории Латвии, в 18 км от Риги. Получил название по расположенному рядом поселку (сейчас – город) Саласпис. Фактически здесь было несколько лагерей, в том числе – лагерь для военнопленных. Первоначально создавался для депортированных из Германии евреев, которые и  начали в октябре 1941 г. его строительство. Позднее в него помещали и других заключенных, военнопленных. С 1943 г. в Саласпилсе стали размещать жителей, вывезенных с Белоруссии, Псковской и Ленинградской областей. Числился воспитательно-трудовым лагерем, но фактически стал одним из лагерей смерти. Известность получил из-за содержания в нём малолетних узников, которых использовали для отбора крови для раненых немецких солдат. В результате многие дети быстро погибали. Освобожден советскими войсками в ходе Рижской наступательной операции в конце сентября 1944 г. В 1967 г. на месте лагеря был создан Саласпилсский мемориальный комплекс.

Летом 1944 года госпиталь и Вера Ивановна переводятся в Эстонию, в город Раквере. Геннадий переезжает вместе с матерью.  Но уже в августе госпиталь снова эвакуируют: в июле советскими войсками начата Нарвская операция, в августе – Тартуская. 26 июля освобождена Нарва, 25 августа – Тарту. От эвакуации в Германию в августе 1944 года Подъельские скрываются в лесу, где дожидаются прихода советских войск: Раквере освобожден 20 сентября.

Пааво Кангур, опираясь на архивные документы КГБ, в своей книге рисует несколько иную картину: после прихода немцев Геннадия через некоторое время, как еврея по внешности, арестовывают. Освободиться оттуда помогает его мать (хочется спросить у П. Кангура, а почему не арестовывают и её?), упрашивая знакомого немецкого офицера, с которым у неё романтические отношения. Он же помогает устроить сына пианистом в русский театр, который подчиняется военному управлению пропаганды.

Многое здесь относится к области легенд. Какие-то отношения с немецким офицером, скорее всего – из медперсонала госпиталя, у матери Г. Подельского могли действительно быть. Этим объясняются её переезды вместе с госпиталем, получение информации о бывшем муже, отце Геннадия, находившемся в 1942 г. в лагере в Литве, а потом и о сыне в Саласпилсе. Следователь КГБ, допрашивающий Г. Подельского после войны по подозрению в сотрудничестве с органами немецко-фашистской пропаганды, рассказывал позднее в частной беседе, что, по словам Г. Подъельского, он в годы оккупации ходил с желтой звездой на спине. Но и это могло быть его выдумкой. Сотрудники историко-краеведческого музея в Луге таких фактов автору не смогли подтвердить. После беседы в КГБ его отпустили, учитывая юный возраст в годы войны. Пеетер Подельски говорит, что в анкетах о себе отец всегда писал, что он русский. Как русский он и пережил годы оккупации.

      На гостеприимной эстонской земле

В Раквере, после его освобождения, мать Г. Подельского знакомится с советским офицером, майором Менделем Эпштейном, служащим в Валга. Он начинает ухаживать за ней и, скорее всего, помогает устроиться на работу в отдел кадров военторга. В 1945 году Вера Ивановна  выходит за него замуж. Геннадию осенью 1944 еще нет 18 лет. Он просится в армию, но ему отвечают, что Берлин возьмут и без него, а ему надо продолжать учиться. К этому периоду относятся и хранящиеся у Пеетера Подельски фото отца в военной форме. Но повоевать ему не пришлось. Скорее всего, в Раквере он мог выступать, с оркестром театра или вместе с военным оркестром, в воинских частях и получить военную форму для выступлений.

Уже через неделю после возвращения в Раквере, 28 сентября 1944 года, Г. Подельский устраивается пианистом в оркестр Раквереского городского театра, который  был образован из эвакуированных немцами музыкантов Нарвского театра. Музыканты с Нарвы владеют русским (часть из них - этнические русские), понимают немецкий (Г. Подельский свободно владел немецким языком), что облегчает взаимопонимание. В Раквереском театре он работает до осени 1945 года. Выступает со своей первой  концертной программой. Музыканты оркестра делают попытку зарегистрироваться как оркестр Эстонской государственной филармонии, но филармония не идёт им навстречу.

      Примечание. Государственная филармония ЭССР была восстановлена в ноябре 1944 г. Её руководителем стал актер и режиссер-постановщик Пауль Варанди, а художественным руководителем – Густав Эрнесакс. Её наследником в настоящее время является Государственное концертное агентство «Ээсти контсерт» («Eesti kontsert»).

В начале 1945 года Геннадий едет поступать в Таллинское музыкальное училище, но безуспешно. За годы войны много подрастеряно. Надо серьезно подготовиться. В училище он поступает в 1946 году и в следующем ускоренно заканчивает его. С Раквере у Г. Подельского связаны и другие знаменательные события. Весной 1945 года он вступает в комсомол, сочиняет одно из своих первых произведений – «Марш 21 гвардейской бригады». По перечню подразделений Советской армии, освобождавших Прибалтику, речь скорее всего идет о 21 гвардейской минометной бригаде реактивной артиллерии, участвовавшей в освобождении Риги. Её залпы, показанные в кинохронике или газетах, и патриотические чувства впечатляют начинающего композитора. По данным архивов, в Раквере других подразделений под таким номером в то время не было. По автобиографии хорошие отношения у Г. Подельского устанавливаются с оркестром воинской части 97601 внутренних войск НКВД СССР.

 В это же время Геннадий Подельский знакомится с В. Сапожниным, руководителем джаз-оркестра Государственной филармонии ЭССР. И вскоре начинает играть в нем 4-м аккордеонистом, гастролирует по городам СССР. Аккордеоном 18-летний Г. Подельский владеет виртуозно. В одну из таких поездок он отыскивает в Ленинграде предвоенную, как он пишет, подругу отца и узнает, что в Климово (Брянская обл.) ещё живы дедушка и бабушка. Мать Геннадия связывается с ними и узнает, что его отец тоже жив и находится в пересыльном лагере для заключенных в Орше. Но прямой связи с ним ни она, ни Геннадий не устанавливают. Они встретятся лишь спустя 20 лет.

Первую встречу молодого Г. Подельского с В. Сапожниным П. Кангур описывает следующим образом: он придумывает себе новую биографию, надевает военную форму с медалью и в таком виде, чуть ли не с аккордеоном, якобы подаренным ему маршалом Рокоссовским К. К. (командующим в 1944-1945 гг. 1 и 2 Белорусскими, но не Прибалтийскими фронтами!!!), приходит к В. Сапожнину. Отказать такому «герою» легенда эстонской эстрадной музыки не может. С осени 1945 года начинается многолетнее сотрудничество Геннадия Подельского с филармонией. Сначала как пианиста и аккордеониста. Эти факты объясняют, почему он с матерью остаются в Эстонии.

      Примечание. Владимир Владимирович Сапожнин (1906-1996) – известный  эстонский и советский артист цирка и эстрады, джазовый музыкант,  скрипач-виртуоз, танцор, киноактёр, певец. Человек-оркестр. Заслуженный артист Эстонской ССР. Родился в семье артистов  цирка, выступавших под фамилией Бояновские, во время их гастролей в г. Сумы Харьковской губернии на Украине. В 1920 г. поступил, но не закончил Московскую консерваторию, обучался по классу скрипки. В 1923 г. семья переехала в Эстонию. С 1925 г. гастролировал в разных странах. В 1936 г. экстерном окончил Таллинскую консерваторию по классу скрипки. Во время Великой Отечественной войны был мобилизован в Красную Армию, но, попав под бомбёжку, не смог прибыть к месту назначения и вернулся в Таллин, где выступал как солист, дирижёр джазового оркестра в кафе, варьете и ресторанах. С ноября 1944 г. - солист и руководитель джаз-оркестра Эстонской государственной филармонии. Оркестр В. В. Сапожнина считался одним из лидеров советского джаза середины 1940-х годов.

С оркестром В. Сапожнина связан переезд Г. Подельского с матерью в столицу республики. Вскоре в Таллине собирается вся семья Подъельских–Эпштейнов: в 1946 году отчим демобилизуется и переходит на работу в Министерство легкой промышленности. В конце 1945 года джаз-оркестр филармонии преобразуется в эстрадный оркестр Эстонского радио (под управлением Ростислава Меркулова), в него переходят музыканты оркестра В. Сапожнина. Такое решение руководства филармонии объясняется прежде всего политическими соображениями. Еще не идёт прямое давление, но джазовая музыка (как иностранка по происхождению) идеологами большевистской партии признается «чуждой советской многонациональной культуре». Название джаз-оркестр заменяется на эстрадный оркестр. Джазовая музыка почти уходит с больших сцен, но продолжает звучать в танцевальных залах.

На Эстонском радио Г. Подельскому «выпадает счастливый билет» – в 1946 году его приглашают стать ведущим и музыкальным сопровождающим (концертмейстером) радиопередач. Жители Эстонии постарше могут вспомнить «Утреннюю гимнастику». В 40–50-х годах каждое утро по радио транслировали бодрящее «А теперь встали. Ноги - на ширину плеч. Руки подняли, опустили. Дышите глубже. Вдох-выдох... Раз-два, три-четыре....». Она велась под музыкальное сопровождение Геннадия Подельского.

На радиопередачи приглашались многие известные в республике деятели, что способствовало установлению им широкого круга знакомств. На них он познакомился с Карлом Отсом, отцом знаменитого Георга Отса, а позже и с самим Георгом. Ростки их многолетней товарищеской  дружбы и творческого сотрудничества, таким образом, всходят на Эстонском радио. Работа Г. Подельского на радио обычно датируется 1946-1948 годами, но она в разной степени продолжалась и позднее.

В 1947 году Г. Подельский заканчивает музыкальную школу и поступает на факультет (класс) композиции Таллинской государственной консерватории. В ней его учителями становятся всемирно известные композитор Э. Капп, композитор и дирижер Г. Эрнесакс. Консерваторию Г. Подельский заканчивает в 1954 году. Его жизнь в эти годы наполнена очень многими событиями, связанными с его активной творческой и общественной деятельностью.

Весной 1947 года Геннадий Подельский знакомится с Эрихом Кыларом,  который делится идеей создать джаз-группу «R;tmikud». Геннадий согласен войти в неё. У Э. Кылара есть на примете и другие молодые любители джаза: музыканты Вальтер Оякяр. Аарне Ойт, Валло Ярви, Уно Найсоо. В будущем – все знаменитые эстонские композиторы и дирижеры! И уже через несколько дней они все вместе начинают играть в ресторане «Кунингас», расположенным тогда на втором этаже бывшего дома рыбопромышленника Василия Демина на углу улиц Виру (Виру 1) и Вене. На первом этаже его действовало кафе. Сегодня здесь несколько магазинчиков универмага Демини. По названиям это удивительное, но случайное совпадение.

В новый оркестр Геннадий Подельский приходит со своим беккеровским роялем, когда-то подаренным отцом и удачно пережившим войну и «путешествия» из Ленинграда в Лугу и Таллин. Может – и в Раквере. Вскоре «R;tmikud». перебираются в Дом культуры трудового народа в только что построенное пленными немцами здание на улице Сакала, 1 (сейчас – здание министерства обороны Эстонской Республики), становятся их штатным оркестром. Г. Подельский оформляется как дирижер Дома культуры и художественный руководитель ансамбля. 2-3 раза в неделю под его музыку в обычно полном зале кружатся пары. Кроме танцевальных вечеров по средам, субботам и воскресеньям, «R;tmikud» выступают с концертами популярной музыки. Хотя у оркестра есть свои солисты, песни на на них нередко звучат в исполнении знаменитых певцов Георга Отса, Виктора Гурьева, Веры Нелус, артистов театра оперы и балета «Эстония». Г. Отс и В. Гурьев, как и Г. Подельский, одновременно учатся в Таллинской консерватории. Группа распалась в 1949 году, когда Э. Кылар и В. Ярви закончили консерваторию и перешли на работу дирижерами в филармонию и в театр «Эстония».

В «R;tmikud», а позже в консерватории и после её окончания, творческое и деловое сотрудничество тройки Отс – Гурьев - Подельский успешно продолжается. Геннадий избирается в комитет комсомола консерватории, становится заместителем секретаря комитета по политмассовой работе (1950 г.). Проявляет себя как хороший организатор, пропагандирует музыку в средних школах, способствует организации молодежных эстрадных и вокальных ансамблей. Георг Отс после окончания консерватории в 1951-1952 годах становится её ректором. В комитете комсомола у него есть на кого опереться. На Всесоюзном конкурсе исполнителей советских песен в 1956 году дуэт Виктора Гурьева и Георга Отса вместе с аккомпанирующим им Геннадием Подельским были удостоены первой премии.

Уже в Раквере Г. Подельский начинает работать в эстоноязычных коллективах. И когда семья принимает решение остаться в Эстонии, а Геннадию - учиться в Таллинской консерватории, вопрос о языке решается просто: его надо выучить. И Геннадий Подельский старается его быстро освоить. Уже к 1947 году он начинает общаться на эстонском языке. Вальтер Оякяэр вспоминал, что уже при первой встрече с ним у неэстонца Г. Подельского был хороший эстонский язык. Его прекрасные музыкальный слух и память плюс живое общение только способствовали этому. Уже в конце 40-х годов Г. Подельский пишет и на эстонском языке (если посмотреть его переписку или черновики нот). Мать Пеетера Подельски рассказывала сыну, что отец при встрече с ней (1948 г.) уже говорил по-эстонски, мог шутить. Своим друзьям и знакомым он уже тогда любил дарить подарки – песни. С эстонским текстом.

Со своей первой женой, 18-летней красавицей Вирве Нийтсоо, он познакомился на танцевальном вечере в Доме культуры на Сакала. Пеетер Подельски рассказывает, что отец дружил с её братом. В начале 1949 года молодые расписались. А уже в конце сентября этого года в роддоме на Сакала, напротив Дома культуры, где как раз играли «R;tmikud», родился Пеетер. Первый и единственный сын Геннадия Подельского. Но брак был недолгим. В 1957 году Вирве уходит от мужа. Главная причина – супружеская неверность Г. Подельского. Он любит женщин. Женщины любят его. Они его вдохновляют. Но добрые, яркие чувства к Вирве тем не менее проходит через всю его жизнь. Их не заглушают последующие разнонациональные (эстонка, латышка, украинка, русская) браки Подельского. Последний из них, пятый, с москвичкой Натальей, был заключен в 1971 году. Пеетер Подельски не осуждает отца за любовь к женшинам, говорит «Это нормально. Мне тоже нравятся красивые женщины. И это не исправить».

В мае 1948 года молодые эстонские композиторы создают молодежную секцию Союза композиторов Эстонии. Геннадия Подельского избирают в члены правления. В секцию входит большинство музыкантов ансамбля «R;tmikud»: Эрих Кылар, Аарне Ойт, Вальтер Оякяр, Геннадий Подельский, Валло Ярви, Уно Найсоо. Инициатива её создания исходит от Союза композиторов Эстонской ССР, на мартовском заседании которого был поставлен вопрос о борьбе с формализмом в музыкальном искусстве. А первоистоки уходили в идеологический отдел ЦК КПСС, ставящий задачу создания в СССР национальной по форме и социалистической по содержанию советской культуры. Будучи уже по своей постановке ограничительной и формальной, она определяла направления и условия творчества во многих областях искусства, порождала неопределенности, заставляла каждого по-своему приспосабливаться к существующему.

К этому времени Г. Подельского в ансамбле «Рютмикуд» уже считают своим композитором. Тем более, что он и учится на композиторском отделении консерватории. В 1947 году для солистки оркестра Регины Ромулас он сочиняет песню «Jahimees», которую П. Кангур называет первой в эстрадном творчестве Геннадия Подельского. В этом же году он делает несколько музыкальных переработок для ансамбля из кинофильма «Серенады Солнечной долины» и других известных произведений западной эстрады. Их и сегодня можно найти в
фонотеке Эстонского радио. Это – его первые записи на радио.

П. Кангур в книге о Г. Подельском подробно останавливается на работе секции молодых композиторов. В ней много поучительного для современных музыкантов, в частности, о том, как происходил отбор и оценка произведений, анализ соответствия музыки и текста, борьба с шаблонами, заимствованиями, нацеленность на поиск оригинального, новаторского. Такая требовательность вырабатывала самодисциплину и самоконтроль, заставляла серьезно работать над музыкой. Халтура не могла пройти. Эти требования Г. Подельский сохранил при организации вокальных ансамблей.

В 1948 году на секции молодых композиторов получает одобрение  «V;idumarss» (Марш победы) Г. Подельского на слова Пауля Руммо и песня «Heinal» (На сене) на слова поэтессы Лилли Промет. Композиторы обсуждают, какой должна быть популярная эстонская советская песня, как в ней можно отразить национальное. Г. Подельский замечает, что сделать это очень трудно. Он и позднее неоднократно повторял, что нет смысла искать, как в каждую песню внести национальное. Не получится. С чем нельзя не согласиться. Но для таких возражений в те годы нужна была гражданская смелость.

В феврале 1949 года из двух представленных полек Г. Подельского удачной признается «Kolhoosi polka» и не одобряется «Koomiline polka» (Комическая полька). Через неделю Подельский представляет на секцию два других своих произведения. «Suvelaul» (Летняя песня, слова Отто Роотса) признается не отвечающей настроению советской молодежи, не способной обогатить эстрадный репертуар, но всем понравился «Kehakultuurlaste mars» (Марш физкультурников)  в исполнении Г. Отса и Г. Подельского (за роялем). В мае 1949 года  он представляет секции сразу 3 новых песни: «Noorte lendurite laul» (Песня молодых лётчиков, слова Хельдур Кармо), «Valss kahele klarnetile» (Вальс для двух кларнетов, не одобрили) и «H;llilaul» (Колыбельная песня).

В это же время он помогает Раймонду Валгре немножко «подшлифовать» знаменитый «Сааремаский вальс». Пеетер Подельски рассказывает, что «отец является автором музыкального вступления к песне. Там есть его небольшая музыкальная фраза, благодаря которой вальс моментально узнаётся слушателями». В консерватории Геннадий Вячеславович еще не раз возвращается к песням. Одна из наиболее известных из них - «On kallis mulle kodupaik» (Мне дорог край родной, слова Й. Назалевич, 1952). Сегодня её чарующую мелодию в исполнении дуэта Г. Отс – В. Гурьев можно легко найти в Интернете.

      Примечание. На умы и условия творчества Г. В. Подельского и других музыкальных деятелей Эстонии в 1949-1950 гг. колоссальное воздействие оказали также мартовская депортация 1949 г. и 8-й Пленум ЦК Эстонии 1950 г. Они затронули консерваторию и эстрадный оркестр «Рютмикуд», семьи близких друзей Г. Подельского (Э. Кылар, В. Оякяэр, А. Ойт, У. Найссоо и др.). В марте 1949 г. из Эстонии на спецпоселение в Сибирь (в основном в Красноярский край и в Новосибирскую область) было выслано более 20 тысяч человек. Официально - «кулаков с семьями, семей бандитов и националистов» и их пособников, продолжающих вести антисоветскую деятельность. Её главными целями были ускорение проведения коллективизации села, окончательная  «зачистка» региона от продолжающегося сопротивления националистов и «лесных братьев», подрыв их материальной и социальной базы.

На мартовском  Пленуме ЦК Эстонии 1950 г. руководство Эстонии было обвинено в слабой борьбе с буржуазно-националистическими и кулацкими элементами, в восхвалении старых порядков, а также пропаганде превосходства западноевропейской буржуазной культуры, искусства и науки. Последовали аресты, массовые замены в руководстве республики, в государственных учреждениях. Большинству снятых с должностей было предъявлено обвинение в «буржуазном национализме». На освободившиеся места были назначены коммунисты, присланные из других областей Советского Союза. Репрессии затронули и консерваторию. Часть преподавателей вынуждена была  уйти по идеологическим соображениям, некоторые из них были арестованы и отправлены «на перевоспитание» в трудовой лагерь.

Но не только песенным творчеством занят Г. Подельский в годы обучения в консерватории. Он пробует себя в разных музыкальных жанрах. Перечислим лишь некоторые из его сочинений. В 1951 году рождаются его Соната для фортепиано, Поэма для скрипки и фортепиано, Четыре пьесы для виолончели и фортепиано, в 1952 году - Шесть прелюдий, в 1954 году - концерт для фортепиано с оркестром. Это - уже более крупные и серьезные музыкальные произведения. К ним он будет постоянно возвращаться и в последующие годы. В 1957 году он пишет Сюиту для духового оркестра, концерт для фортепиано и симфонического оркестра, танцевальную сюиту для скрипки и фортепиано.

Год окончания консерватории стал для Г. Подельского знаменателен и тем, что он наконец-то получает свое, более удобное для творчества жилье – покупает часть дома на улице Валдеку 35 в Нымме, пригороде Таллина. Рядом с остановкой пригородных электричек. До центра отсюда около 15 минут езды. Г. Подельский любит ходить пешком, гулять под Ныммескими соснами или кататься на велосипеде, любоваться просторами, открывающимися с горы Мустамяэ. Наверно, именно эти романтичные места побудили его написать  песню «N;mmetee» (Ныммеская дорога, слова К. Кангура), звучавшую на многих выступлениях известных эстонских певцов и вокально-инструментальных ансамблей. Она вошла во многие песенники, изданные при жизни Геннадия Подельского, записана на граммпластинки.

В эти же годы Геннадий Подельский продолжает руководить различными самодеятельными музыкальными коллективами, гастролирует по Эстонии с артистами Государственной филармонии. В 1953-1957 годах он становится основателем и художественным руководителем вокального ансамбля Эстонской сельскохозяйственной академии, позднее создает ансамбль «Акорд» при Таллинском доме культуры имени Яана Томпа, тогда размещавшимся в Доме черноголовых на улице Пикк. В 1957 году с ансамблем «Meloodia» Эстонского республиканского союза потребительских обществ (ETKVL) успешно выступает в Москве на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. «Meloodia» удостоивается  серебряной медали и звания лауреата фестиваля. В программе ансамбля – и песня Г. Подельского «Ныммеская дорога». В 1958 году он становится художественным руководителем ансамбля «Meloodia» и два года работает с ним.  После поездки у композитора рождается мысль создать женский вокальный ансамбль при Эстонской филармонии. Она осуществляется через три года.

За год до фестиваля Г. Подельский принимает участие в декаде искусства в Москве, привозит в столицу свои лучшие песни, которые звучат в концертном зале имени П. И. Чайковского в исполнении молодого эстонского певца Арне Микка (род. в 1938 г.), будущего художественного руководителя Национальной оперы «Эстония». Как уже отмечено, в том же году на Всесоюзном конкурсе исполнителей советских песен дуэт Виктора Гурьева и  Георга Отса вместе с аккомпанирующим им Геннадием Подельским были удостоены первой премии. Г. Подельский получает титул лучшего концертмейстера. Этот год можно считать началом его выхода на всесоюзные просторы.

Пеетер Подельски говорит, что основная роль в этом принадлежит Георгу Отсу, предпочитавшего в качестве аккомпаниатора своего друга Геннадия Подельского. Он считал его великолепным пианистом и талантливым композитором, был первым исполнителем его многих песен. Г. Подельский аккомпанировал на выступлениях Г. Отса с 1946 почти до 1972 года, когда Г. Отс уже был тяжело болен. Вместе они объехали весь Советский Союз. В 1958-1960-х годах Г. Подельский сопровождал его и в заграничных поездках в Финляндию, Венгрию и Швецию (1960). Г. Отсу, рано ушедшему из жизни (1920-1975), будет посвящен вокальный цикл Г. Подельского на стихи Л. Ошанина «Раздумья о любви».

В 1956 году Г. Подельский пишет музыку к эстонской короткометражной кинокомедии «Один момент, пожалуйста, подождите» (режиссер Вирве Рейман). В 1959 году композитору предлагают написать музыку к первой полнометражной эстонской кинокомедии «Vallatud kurvid» (Озорные повороты). В фильме звучат мелодии нескольких песен Г. Подельского на слова Хельдура Кармо. Г. Отс вместе с вокальным ансамблем «Мелодия» исполняют в фильме песню «M;tisklus» (Размышления). Г. Подельским в 1960-1983 годы (с перерывом в 1961-1973 гг.) будет написана музыка еще к 11 фильмам.

      Годы с «Лайне»

В 1960 году Г. Подельский осуществляет свою мечту и создает ставшим вскоре знаменитым не только в СССР, но и за рубежом женский вокальный ансамбль «Лайне». О его создании ходит много легенд. По одной из них, рассказывает Пеетер Подельски, отец выбирал девушек в ансамбль из красивых продавщиц Таллинского универмага, которые попадались ему на глаза (но универмаг был открыт только 1 июля 1960 г.). На самом деле все было значительно строже и не так романтично. Филармония объявила конкурс на вакантные места в вокальный ансамбль. В нем приняло участие 180 девушек. Из них по разным критериям (тембр и сила голоса, внешность, музыкальная грамотность, умение держаться, двигаться на сцене и т. д.) отобрали 24 лучших. Для них организовали месячные занятия при эстрадной студии, которые вёл Г. Подельский. Затем жюри из ведущих специалистов по музыке из 24 снова отобрало 16 лучших. Девушки занимались еще месяц и, наконец, из 16 лучших выбрали 8 самых лучших. Ансамбль получил название «Лайне».

Как оно родилось – тоже ходили разные толки, говорили, что Подельскому в то время действительно нравилась девушка по имени Лайне. На самом деле из нескольких вариантов названий Лайне оказалось наиболее подходящим. Оно звучит мягко, мелодично, несет с собой оттенок нежности. То, что мужчины чаще всего ценят в женщинах. Думаем, Г. Подельский также чувствовал это. Он и голоса для ансамбля подбирал мягкие, нежные, не любил резкие. О жизни ансамбля «Лайне» подробно рассказывает журналист Кристель Рысс в книге «Laineline elu. Laine 50 – muusikute v;rvikad eluseigad» (Жизнь как волна. Лайне 50 – красочные приключения музыкантов). Её основой стал дневник ансамбля, ведущийся с первых лет его создания.

Датой рождения ансамбля, его «боевого крещения» считается 6 ноября 1960 года. В этот день «Лайне» выступил в концертном зале «Эстония» на торжественном собрании, посвященном 53-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции. Такое выступление говорит о многом. Чтобы быть включенным в состав участников, надо было быть лучше других, пройти тщательный отбор в филармонии, подготовить хорошую программу. Творческий дебют «Лайне» прошел успешно. Исполненные серьезные и шутливые эстрадные песни, их необычное звучание, подчеркивающая его легкость движений стройных девушек по сцене понравились. Ансамбль заметили, высоко оценили. Началась его долгая творческая жизнь, несущая радость миллионам жителям нашей страны. Жизнь интересная, разносторонняя, ответственная, нелегкая. Жизнь в постоянных разъездах, часто надолго вне дома, не в лучших бытовых условиях российской глубинки. Часто – по несколько концертов в день, до 200 и более в год. Мы остановимся главным образом на первом десятилетии (1960-1970) жизни «Лайне», когда художественным руководителем ансамбля оставался Г. В. Подельский (С октября 1964 до конца 1966 г. художественным руководителем «Лайне» становится A. Haug. Г. Подельский возвращается к руководству ансамблем в начале 1967 г.).

«Лайне» ежегодно выступает как внутри республики, так и за её пределами, в Чехословакии, Болгарии, ГДР. В Советском Союзе в те годы, пожалуй, не осталось ни одного места, где бы не звучали песни эстонских девушек. Их слушали в Кремлевском дворце делегаты съездов КПСС, рыбаки Дальнего Востока, целинники Казахстана, шахтеры Донбасса, военнослужащие советской группы войск в Германии. Первым из советских вокально-инструментальных ансамблей «Лайне» начинает выезжать на гастроли в капиталистические страны, совершает длительные туры по Финляндии. В 1962 году представляет  Советский Союз в Хельсинки на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов, в 1967 году – в Канаде на Всемирной выставке «Экспо-67» в Монреале, выступает на открытии советского павильона, ежедневно даёт по 4 концерта. Это про него в те годы ходила шутка: «У Эстонии три экспортных продукта: Георг Отс, «Лайне» и таллинские кильки».   

В 1966 году ансамбль завоевывает 2-го место и награждается серебряной медалью на Всесоюзном конкурсе песен. По заказу Центрального телевидения СССР о «Лайне» выходит музыкальный фильм «Четыре блондинки, четыре брюнетки» (чтобы отвечать названию, двум девушкам ансамбля пришлось перекраситься в блондинок). В 1968 году в исполнении «Лайне» записывается на грампластинку фирмы «Мелодия» цикл песен Г. Подельского «Поем о тебе, революция», посвященный 50-летию Октябрьской Революции. В 1970 году «Лайне» приглашают выступить на открытии Ленинского мемориала в Ульяновске.

В первые годы создания ансамбля он выступал под сопровождение на  фортепиано Г. Подельского. Позднее Г. Подельский всегда был с ним в гастрольных турах, но сам садился за рояль чаще на концертах в крупных городах и очень ответственных выступлениях. Для девушек ансамбля он был одновременно руководителем, дирижером, композитором и учителем. И спустя много лет они продолжали считать его очень талантливым, гениальным композитором, заботливым руководителем, хорошим  педагогом, умеющим и объяснить, и показать, как лучше. В их памяти он остался спокойным, никогда не повышающим голос, всегда в хорошем настроении, обходительным, терпеливым и, что интересно, непьющим человеком, что в те годы считалось необычным для музыкантов, особенно играющих в ресторанах. Геннадий Подельский предпочитал водке сладкое. И очень любил его.

Как вокальному ансамблю из самой маленькой республики Советского Союза удалось подняться и продержаться на вершине музыкального творчества, стать элитным коллективом, визитной карточкой СССР? Попробуем ответить на эти вопросы. Все девушки ансамбля в один голос говорят – это прежде всего заслуга Г. Подельского, его разносторонний талант. Им рождается идея создать подвижный и легко управляемый женский эстрадный вокальный ансамбль. Прямых образцов для подражания в СССР и в социалистических странах еще нет. В Ленинграде только начинает становиться как профессиональный (1959 г.) мужской вокальный ансамбль А. Броневицкого «Дружба» со знаменитой Эдитой Пьехой, в Польше – только создается вокальный ансамбль «Филиппинки» из семи девушек (септет). За спиной у Г. Подельского – свой опыт: джаз-оркестры В. Сапожнина и «Рютмикуд», женские ансамбли сельхозакадемии и «Мелодия». Он вышел из джаза и с «Лайне» хочет импровизировать как в джазе. Почему он останавливается на 8, а не на 6 или 9 участницах, сегодня вряд ли кто скажет точно. Таково было его творческое видение возможности по-особому выразить совместное звучание нескольких женских голосов, создать их необычную гармонию.

Третьим фактором мы бы назвали продуманный план выполнения задуманного и его поддержка филармонией. Отбор девушек, их обучение, выбор репертуара, терпеливая «шлифовка» индивидуального и коллективного исполнения («шлифовал голоса как алмазы»), достижение полной гармонии между содержанием музыкальных произведений и движениями девушек на сцене (умения «играть песню») - это лишь небольшой срез разносторонней организаторской деятельности Г. Подельского. Качество, внимание к мелочам, дисциплине репетиций, костюмам и даже прическам девушек и прочее  было поставлено им во главу всего. К себе – тоже. Слабых звеньев в ансамбле не должно быть. И их не было.

Урви Хирвоя (Hirvoja) из первого состава «Лайне» вспоминает, что Г. Подельский хотел, чтобы голоса вокального ансамбля звучали как орган, как один красивый аккорд и были хорошо слиты между собой [5, с. 21]. И он добивался этого! Репетировал. Подсказывал. Показывал. Терпеливо работал с каждой и со всеми вместе, добиваясь такого звучания! Проделал колоссальную работу. Совершенствование деятельности ансамбля, умение идти в ногу со временем, модой, быстро откликаться на запросы слушателей можно также считать одним из факторов успеха «Лайне».

Особое место в «Лайне» принадлежало репертуару выступлений и его обновлению. Программы утверждались художественным советом филармонии. Не менее 55 процентов их должны были составлять песни советских авторов. Чиновники от искусства в Москве и в Таллине и после «хрущевской оттепели» в политике и идеологии в конце пятидесятых-начале шестидесятых годов прошлого века внимательно следили, чтобы в программах концертов не были забыты песни о партии, Ленине, революции. Защищали по привычке слушателей от «вредного западного влияния». И, что не последнее, самих себя. Коммунистическая партия оставалась правящей в стране. И на неё «играли» (как всегда в истории люди «играли» и будут «играть» на власти). Конечно, все это учитывалось Г. Подельским и подавляющим большинством деятелей культуры. Отсюда – циклы песен и кантат о комсомоле, партии, революции. «Продукция должна продаваться».

А на танцевальных площадках вовсю звучали твисты, рок-н-роллы, шейки. Уже собственного, социалистического производства. Как грибы после дождя вырастали битлз-группы. Один из первых таких ансамблей в Таллине, где начал петь Тынис Мяги, был создан сыном композитора, Пеетером Подельски. Назван, как и у отца, снова «Rютмикуд». Пеетер рассказывает, что отец был новатором в музыке. Следил за «Битлзами» и другими новинками в музыке. Быстро перенимал интересное. Для «Лайне» в шестидесятые годы он написал зажигательные «Йеньку», «Шейк». Еще раньше – «Липси», «Хали-гали». И они во всех уголках великой страны принимались слушателями «на бис». Залы были переполнены. «Лайне» шла в ногу со временем.

Ещё один из важных факторов успеха ансамбля – умение Г. Подельского общаться, устанавливать и поддерживать микроклимат в коллективе (создавать команду), налаживать нужные внешние связи. С той же филармонией, с Министерством культуры Эстонии, с Министерством культуры и Союзом композиторов СССР. Он и ансамбль «Лайне» пользовались поддержкой министра культуры СССР Е. А. Фурцевой (1910-1974). Г. Подельский был лично знаком с ней, вхож в министерские кабинеты. По воспоминаниям девушек «Лайне», все зависело от него. Думается, и от филармонии, и от Министерством культуры Эстонии.  заинтересованных в доходах от гастролей ансамбля, И не только. «Лайне» была для них и «курочкой, несущей золотые яйца», и показательным коллективом, и рекламой республики. На «Лайне работали её лучшие модельеры. При выездах за рубеж музыкантам доставали лучшую аппаратуру. Да и в Москве смотрели на Прибалтику как на «советский Запад» и стремились поддержать эстонцев. Как хороший руководитель и творческий человек Г. Подельский все это хорошо понимал и использовал с пользой для ансамбля и республики.

В 1970 году заканчивается первый период деятельности «Лайне». Г. Подельский расстается с филармонией, уходит в «свободное плавание». С его уходом меняется состав ансамбля, репертуар песен. Но он еще долго будет на «плаву». В 1972 году ансамбль выступает на Олимпийских играх в Мюнхене, в 1980 году – на Олимпиаде в Москве. Продолжаются его турне по Союзу. В декабре 1980 года ему присваивается почетное звание «Заслуженный ансамбль Эстонской ССР». На торжествах в начале следующего года, посвященных этому событию и 20-летию создания «Лайне», в концертном зале «Эстония» выступит и его первый состав, снова собранный Г. Подельским. Но уже через год после смерти Геннадия Подельского ВИА «Лайне» прекращает свою деятельность и возрождается лишь через шестнадцать лет. С дальнейшей судьбой ансамбля читатель может ознакомиться в книге К. Рысс.

Шестидесятые годы приносят Г. Подельскому всесоюзную славу. Он продолжает много творчески работать в разных областях музыкального жанра. На радио, по телевидению, в новогодних передачах, на концертах в лучших залах Советского Союза, на танцевальных площадках звучат его песни, ежегодно выходят грампластнки с записями его произведений в исполнении  Г. Отса, Х. Ляятс, В. Оруметса, К. Тенносаара, ансамблей «Мелодия» и «Лайне», эстрадного оркестра Эстонского радио, печатаются сборники песен с нотами. Кроме песен на самую разнообразную тематику, в эти годы им написаны: для кларнета и симфонического оркестра -«Ноктюрн» (1963); для струнного оркестра - «Прелюд» (1967), «Увертюра» (1968); для кларнета и струнного оркестра – «Северный ноктюрн» (1968); оратория для хоров и симфонического  оркестра «По ленинским рельсам» (1969, слова И. Морозова), кантаты «Песнь о братстве» (1964), «Песнь о счастье» (1965) и т. д.

В 1962 году Геннадию Подельскому присваивается  звание заслуженного деятеля искусств Эстонской ССР, в 1968 году он становится лауреатом премии Ленинского комсомола Эстонской ССР за создание песенного цикла «Мы твои, революция!». Цикл получил название по одноименной песне, написанной на слова Л. Дербенева и включал 21 популярную песню Г. Подельского разных лет в исполнении Г. Отса, В. Оруметса, К. Тенносаара и других певцов: «Мчатся красные конники» (слова Л. Дербенева), «Березы» (слова А. Гусева), «Спят мальчишки» (слова Л. Татаренко), «Песня о далеких друзьях» (слова Х. Кармо) и другие. Они выйдут позднее на грампластинке Всесоюзной фирмы «Мелодия». Много его песен посвящено Эстонии, её труженикам, морякам, рыбакам, колхозникам, железнодорожникам, её городам и поселкам: Таллину, Пярну, Тарту, Вызу, Отепя. Они задушевны, мелодичны, нравятся людям.

В шестидесятые годы происходит много важных событий и в личной жизни композитора. В одну из гастрольных поездок с Георгом Отсом и «Лайне» по Сибири в 1965-1966 годах он, после более чем 25-летнего перерыва, на концерте в Новосибирске встречается со своим отцом, Вячеславом Андреевичем Подъельским. Знакомится с его новой семьей, маленькими братьями Вячеславом (в будущем - главный хормейстер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств Российской Федерации) и Геннадием. О своем таллинском брате тогда они мало что знали. В семье о прошлом отца почти не говорили. С братом Вячеславом Г. Подельский снова встретился в начале 1980 г., когда тот вместе с Новосибирским камерным хором приехал в Таллин на Пленум Союза композиторов СССР. 

В 1965 году Г. Подельский продает квартиру на Валдеку и покупает небольшой двухэтажный домик под соснами на улице с добрым названием Лоотусе пуйестее 99 в том же районе Таллина, в Нымме. Место – более тихое и удобное для композитора. В нем – просторнее. Можно, не мешая соседям, репетировать, петь, играть на фортепиано. Покупка дома совпала с разводом с Эрикой, второй женой Г. Подельского. В начале 1966 года он женится на украинке Ларисе Кравченко. Но и этот брак окажется непрочным. После очередного развода, нового брака и снова развода в 1971 году он женится на москвичке Наталье. Это его пятый и последний брак.

Больше внимания в эти годы Геннадий Подельский стал уделять своему сыну. Пеетер Подельски вспоминает: «Папс никогда не „бросал“ ни маму, ни меня, поддерживал нас материально. Он всегда принимал участие в моей судьбе. Некоторое время я рос, что называется, не «на глазах» отца. Когда вырос, стал встречаться с ним чаще. Я к тому времени уже .... закончил Ныммескую музыкальную школу, кое-что понимал в музыке. Даже создал свой ансамбль. И папс иногда, сочинив очередную мелодию, наигрывал её мне и спрашивал: „Как думаешь, здесь лучше так ..., или вот так?“. Я высказывал своё мнение, он что-то менял, потом говорил: „А знаешь, ты прав, твой вариант лучше“. Папс всегда, в любую минуту жизни жил музыкой, был пропитан ею насквозь. Даже поздравительные открытки он часто писал музыкальными фразами, нотами».

      Вольный художник

С осени 1970 года Геннадий Подельский  - вольный художник. Он  уже широко известный композитор и дирижер. Уже не только он, но и его ищут и предлагают работу. Помогают налаженные связи. Помогает жена. У неё осталась московская квартира, и Г. Подельский может жить на два дома. В двух столицах. Но главной остается Таллин. Он продолжает много работать, пишет песни для солистов и хоров, баллады, кантаты на различную тематику, инструментальные пьесы, сотрудничает с Эстонской филармонией, но уже в другой форме: участвует в концертах, в жюри конкурсов, в проведении Дней культуры Эстонии в других республиках и областях Советского Союза, помогает выйти на всесоюзную сцену молодым талантам. Здесь его интересы и интересы филармонии совпадают. Геннадию Подельскому интересно найти и помочь раскрыться талантам.

Хельдур Йыгиоя (эстонский композитор, писатель, художественный руководитель ансамбля «Сувенир») в статье в газете «Postimees» (Почтальон), посвященной 80-летию со дня рождения Подельского, отмечает, что еще в 1958 году на смотре художественной самодеятельности в Доме культуры в Эльва, где он был председателем жюри, Г. Подельский обратил внимание на Ольгу Бундер. «Послушай, солистка у тебя с богом данным голосовым материалом – эта хорошенькая девушка должна обязательно учиться дальше». Вскоре её записали на радио. Начался звездный путь будущей известной певицы и актрисы, лауреата международных конкурсов, дипломата, педагога.  И она в те годы не была единственная.

В семидесятые-начале восьмидесятых годов Геннадий Подельский пробивает дорогу на всесоюзные просторы будущим известным эстонским певцам Яаку Йоала, Тынису Мяги, Натали Викс (Островая). Я. Йоала рассказывает: «Я и пальцем не шевельнул, чтобы пробиться в России. Меня в Россию отвез Геннадий Подельский. Выступил на всесоюзных телепередачах «АртЛото», „Голубой огонек“. Меня заметили. Сначала Зацепин, потом Тухманов. Еще был Сопот-75. В 1976 году в Москве исполняю сразу шесть песен подряд. С хитовой песней В. Мигули «Солнечные часы» я родился на всесоюзной сцене. За ней пошли песни Тухманова и других авторов». Г. Подельский пишет для Я. Йоала песни «Miljoni ;nne heaks» (Миллион на счастье) и «Armastuse ilmad» (Погода любви, слова Priit Aimla). Они впервые исполнены на юбилее композитора в 1977 году.

«Я была простой нарвской девчонкой ..., – вспоминает Натали Викс (Островая), музыкант, артист, прекрасная певица. – Мечтала стать певицей. В 1980 году мне было шестнадцать лет, пела в нарвском ансамбле «Электрон», училась в музыкальном училище имени Г. Отса. В Таллин приехала на конкурс вокально-инструментальных ансамблей, в жюри которого был Геннадий Вячеславович Подельский. И стала его призёром. И надо же было такому случиться, что он особо отметил именно меня! Сказал: эту девочку нужно поддержать, у неё своеобразный голос. И взял надо мной шефство, помог стать участником конкурса «Песня-80», где я  тоже стала одним из призёров, лауреатом конкурса.

В Таллине я жилья не имела. Встал вопрос: где и как меня поселить, чтобы я могла учиться музыке?  И Подельский сумел  выбить для меня, как лауреата всесоюзных и международных конкурсов, жильё – небольшую однокомнатную квартирку в центре Таллина. Я бесконечно благодарна ему за тот великий поступок, благодаря которому сегодня, после гастролей по всей Европе и миру, имею возможность возвращаться, жить и творить в Таллине. Лишь кляну себя за то, что не успела от души поблагодарить Геннадия Вячеславовича за этот великолепный, судьбоносный для меня подарок. Не успела, поскольку в 1983 году он скоропостижно скончался… В 56-то лет!».

Геннадия Подельского привлекают всесоюзные просторы. Одна из причин – его «музыкальная производительность», неутолимая жажда творчества и желание воплотить его результаты. Он торопится создавать новое, будто чувствует, что жить ему отведено не так много. Эстония в этом смысле для него стала тесна. Другое дело – весь Советский Союз. В эти годы Г. Подельский налаживает сотрудничество с восходящими звездами советской эстрады Софией Ротару, Муслимом Магомаевым (знакомым ему еще по фестивалям молодежи и студентов в Москве и Хельсинки), Сергеем Захаровым, Валентиной Толкуновой, Иосифом Кобзоном и уже известными певцами Клавдией Шульженко, Юрием Богатиковым, Юрием Гуляевым, Ольгой Воронец и другими. Его песни в первой половине семидесятых звучат на песенных фестивалях и конкурсах в Москве, Ленинграде, в Крыму, в Сопоте, в Болгарии. Г. Подельский выступает и с сольными концертами в Таллине, Москве и в других городах.

Пеетер Подельски однажды спросил у отца, как он находит темы для песен. Г. Подельский в шутку и всерьез показал на календарь: «Полистай его: День шахтера, строителя,  8 марта, Новый год. Зима, лето. Любовь, разлука ... Вот и темы ... Из жизни. Общения с людьми, со слушателями». Г. Подельский хорошо понимает, что успех в песенном творчестве во многом зависит и от стихов, ищет лучшие из них. Стихи  - очень важны для любого композитора. В них обычно уже есть своя «внутренняя мелодия», заложенный в размере стиха ритм, которому можно придать разную музыкальную окраску, выразить его содержание через свою душу. Стихи может сочинять и сам Г. Подельский, но понимает, что это не его область (автору известна лишь одна песня, написанная композитором на его слова).

По песням Геннадия Подельского тех лет видно, что многие из них написаны на стихи известных советских поэтов Расула Гамзатова, Леонида Дербенева, Николая Доризо, Бориса Дубровина, Льва Ошанина, Роберта Рождественского, Сергея Острового, Игоря Шаферана. Но немало и еще менее известных еще имен, например, Майи Лаписовой, Игоря Морозова, Ильи Резника, таллинцев Константина Любченко,  Алексея Ольгина (настоящее имя Лев Соломонович Маграчёв). С многими из них Геннадий Вячеславовича ведет переписку. Из эстонских поэтов продолжает плодотворное сотрудничество с Х. Кармо, знакомится с П. Аймла, А. Сийгом.

В музыкальную сокровищницу не только Эстонии, но и СССР вошли его песни 70-80-х годов прошлого века: «Берегите матерей» (слова Р. Гамзатова), «Ода Отчизне» (слова М. Исаковского), «Баллада о Маше Матвеевой» (слова М. Матусовского), «Праздничная песня» (слова Х. Кармо), «Эта каменистая земля» (слова Х. Кармо),  «Шагайте моряки» (слова М. Лисянского), «Ладони, хлеб дарящие» (слова Л. Татаренко), «Тысяча лет» (слова Е. Долматовского), «Armastuse ilmad» (слова П. Аймла),  вокальные циклы «Море поет» (1976), кантаты для солиста, хора и симфонического оpкестра «Песня о Кремле» (1971, слова В. Рождественского), «Ода дружбы» (1976) и многие другие.

Произведения Г. Подельского этих лет неоднократно продолжали звучать на торжественных концертах для делегатов съездов партии и комсомола в Эстонии, в Москве в Кремлевском дворце съездов, в концертном зале имени П. И. Чайковского и во многих других местах. Г. Подельский – участник торжественного концерта 4 июля 1980 года в Таллинском Дворце культуры и спорта им. В. И. Ленина (сегодня - Таллинский горхолл), посвященного завершению его строительства и открытию летней Олимпиады в Москве. Её морская часть, парусная регата, проходит в Таллинском заливе.

Песни Г. Подельского практически ежегодно занимают призовые места на различных всесоюзных фестивалях и конкурсах песен («Советской песни», «Крымские огни», «Майские звезды», эстрадной и туристической песни и др.), выпускаются на пластинках Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия», их ноты и тексты издаются в Таллине, Москве, Киеве. В 1979 году он награждается премией года Эстонской ССР за лучшие песни о Родине.

Как композитор-новатор Геннадий Подельский находится в постоянном творческом поиске. В конце 70-х годов он обращается к новым направлениям своего музыкального творчества. Точнее – к более крупным формам их выражения. В 1978 году он пишет музыку к мюзиклу «Похищение в ночь», в 1979 году начинает работать над рок-оперой «Двести десять шагов» по одноименной поэме Роберта Рождественского. Опубликованная в 1978 году в «Комсомольской правде», историческая, патриотическая и драматическая одновременно, она глубоко затрагивала души, нашла широкий отклик в обществе. Она не оставляет равнодушным и Г. Подельского. Приведём небольшой отрывок из поэмы:

.... «Грохот сердца. И высохших губ немота.
     Двести десять шагов до знакомых дверей,
     До того - опалённого славой - поста,
     Молчаливого входа в его Мавзолей…

     Под холодною дымкой, плывущей с реки,
     И торжественной дрожью примкнутых штыков,
     По планете, вбивая в гранит каблуки, -
     Двести десять весомых, державных шагов!»

Название поэмы, как поясняет Р. Рождественский,  это метафора, образное отражение пути к Ленину, к справедливому социалистическому обществу. Гулкое ритмичное звучание высчитанных им 210 чеканных шагов почетного караула по брусчатке Красной площади от Спасских ворот до поста № 1 у мавзолея В. И. Ленина побудило и композитора Г. Подельского выразить свои чувства в необычной для него форме  рок-оперы. 

С тематикой «Двести десять шагов» перекликается оратория для солистов, хоров и симфонического оркестра «Голос времен» (слова А. Сийга), посвященная 35-летию Победы в Великой Отечественной войне и 40-летию Эстонской ССР. Это грандиозное произведение стало крупным событием в музыкальной жизни Эстонии. Композитор представил её 8 мая 1980 года, к Дню Победы. Сын композитора Пеетер Подельски рассказывает, что готовя её, отец часто звонил ему, советовался, говорил, что хочет сделать нечто небывалое, уникальное. И он этого добился. Оратория, исполненная в театре „Эстония“ четырьмя солистами и четырьмя хорами, получилась действительно грандиозной. Мощной по звучанию и энергетике. По участникам такой, что не все хористы поместились на сцене. Их разместили на балконе первого яруса. К её исполнению были привлечены: Государственный мужской хор ЭССР, смешанный хор Эстонского радио и ТВ, женский хор Академии наук ЭССР, детский хор «Элерхейн» и Государственный симфонический оркестр ЭССР. Оратория «Голос времен» и «Размышления» (6 песен для мужского хора) вышли на пластинке фирмы «Мелодия» в 1981 году.

В первой половине семидесятых годов Г. Подельский возвращается к музыке к кинофильмам. Его песни и музыка звучат в кинокомедии «Большой аттракцион» (1974), в детском мультфильме «Морозный узор» (1974), в фильмах «У меня есть лев» (1975), «Улыбнись, ровесник!» (совм. СССР и ГДР,  нем. Soviel Lieder, soviel Worte!) (1975), «Гармония» (1977), «Скандальное происшествие в Брикмилле» (1980), «Шляпа» (1981), «Казачья застава» ( 1982), в телефильме «Ученик волшебника» (1983). Среди них нет фильмов, снятых в Эстонии. Исследователи его творчества считают, что здесь проблема в его отношениях с филармонией, Союзами композиторов и кинематографистов Эстонии, но не исключены и другие причины. В том числе – критерии отбора, конкуренция среди композиторов, скрываемые межнациональные отношения, то, что сегодня называется «стеклянный потолок», или просто их использование, чтобы не пропустить соперника. Для одних он «свой русский», для других – чужой, неэстонец. В Москве его воспринимают как эстонца, в Таллине – по-разному.

Побеждая на всесоюзных конкурсах, песни Подельского почему-то не выходят в число первых на популярных в Эстонии конкурсах песен имени Аарне Ойта, проводимых Эстонской филармонией. Вероятно, это заставляет его, не без обиды, как-то сказать друзьям: «Для меня это не столь важно, Другое дело – победа на всесоюзном уровне».

У солисток «Лайне» о его взаимоотношениях с филармонией иное мнение: «Подельского отвергали. Считали русским или евреем, как кому в это время  подходило. А кто у нас любил гениев?». Не со всем из этого можно согласиться. Геннадия Подельского в Эстонии ценят. Празднование его 50-летия в 1977 году стало настоящим событием для культурной жизни республики, широко освещалось в средствах массовой информации. В концертном зале «Эстония» состоялся большой праздничный концерт, на котором присутствовали руководители и вся музыкальная элита страны, выступили лучшие музыканты и певцы. В исполнении Тыниса Мяги и Яака Йоала прозвучали новые песни композитора «Nii on ja j;;b» (Так есть и останется, слова Л. Дербенева, из кинофильма «Большой атракцион»), «Miljoni ;nne heaks» (Миллион на счастье, слова П. Аймла), «Armastuse ilmad» (Погода любви, слова П. Аймла).

В 1980 году Г. Подельский становится лауреатом Государственной премии Эстонской ССР, ему присваивается почетное звание  «Народный артист Эстонской ССР». Год совпадает с юбилейной датой – 20-летием создания ансамбля «Лайне», которое широко отмечается в республике. Снова собранный в начале 1981 года первый состав ансамбля выступает в концертном зале «Эстония», но уже более «солидно», повзрослевшим на 20 лет, с программой классической музыки (Бах, Шопен, Шуберт, Рубинштейн и др.). У возрожденного вокального октета и Г. Подельского большие планы. Но его неожиданный уход из жизни 10 ноября 1983 года все рушит.

Проводить Геннадия Вячеславовича Подельского в последний путь в концертный зал «Эстония» пришла вся музыкальная общественность республики и многие почитатели его музыки. Композитор похоронен в Таллине, под соснами Метсакальмисту. Рядом со многими другими знаменитыми людьми Эстонии. На гранитном камне над его могилой простая надпись: «GENNADI PODELSKI, 1927-1983». И не каждый проходящий рядом вспомнит, что здесь лежит человек, сделавший так много для Эстонии, композитор «от бога», чей талант согревал души современников.

Композитора Геннадия Подельского еще помнят в Эстонии. Еще живы многие участницы ансамбля «Лайне», отмечаются его юбилейные даты. К 50-летию коллектива в 2010 году вышла в свет прекрасная книга об его истории, в 2016 году – биографическая книга  о Г. Подельском [4; 5]. По радио и по телевидению еще звучат его песни. В связи со 100-летием Эстонской республики (2018 г.) международное жюри выбрало в число лучших эстонских песен за 1935-1980 годы песню Г. Подельского «M;tisklus» (Размышления, слова Х. Кармо). В то же время огорчает, что на сайте Эстонской академии музыки и театра среди её выдающихся выпускников почему-то «позабыто» имя композитора Г. Подельского, скрыто под словом «и другие»...

В жаркий солнечный день 27 июля 2018 года по инициативе жительницы Нымме, певицы и автора песен Майи Паррик, поддержанной управой района, в парке Ыйе в Нымме, недалеко от дома на Валдеку 35, где когда-то жил композитор, установлена именная скамья Геннадия Подельского. На пластине на ней выгравлены слова из его ставшей почти эстонской народной песни «On kallis mulle kodupaik» (Мне дорог край родной, 1952): «On kallis mulle kodupaik, nii  hea on olla  siin, nii  hea on olla  siin» (Мне дорог край родной, так прекрасно быть здесь, так прекрасно быть здесь – пер. автора). На торжественном «открытии» скамьи старейшина Нымме Грете Шиллис сказала: «Мне очень приятно, что у нас есть такая возможность оставить в памяти имена тех, чье творчество принесло нам так много радости»....

В доме 99 на бульваре Надежды  в Нымме больше не живут родственники Г. Подельского. А ведь как было бы приятно увидеть и на нем мемориальную доску в память о выдающемся эстонском русском композиторе


Рецензии