Вадим Бузуев, оператор-постановщик кино
Может, в далёком детстве он и не мечтал об этом, скорее так уж сложилось. Правда, в старших классах школы уже знал, что будет поступать на операторский факультет.
Для выбора этой профессии было много объективных причин. Увлекался фотографией, и так получилось, что фотография привела его в кино. Потом он уехал из Новокузнецка в Москву и поступил во ВГИК, а после его окончания очень повезло – сразу попал на киностудию «Мосфильм»...
Вадим родился 21 августа 1959 года. Новокузнечане – члены фотоклуба «Сибирь» хорошо помнят его прекрасные снимки тех времён, когда он сам занимался в городском фотоклубе, где осваивал тонкости и оттачивал мастерство профессии. Впоследствии Вадим отмечал, что новокузнецкая фотошкола помогла ему стать одним из ведущих операторов-постановщиков киностудии «Мосфильм».
Не раз снимки Вадима Бузуева получали высокие оценки экспертов наряду с фотоработами постоянных участников выставок «Сибири» – таких известных кузбасских фотографов, как Юрий Чурсин, Олег Богульский, Григорий Шалакин, Дмитрий Коробейников, Александр Санаров, Рашид Шайдулин, Оганес Дероян. Именно о них говорят: это – когорта фотохудожников, благодаря которой существует особая новокузнецкая школа фотографии.
***
Вадим Бузуев окончил кинооператорский факультет Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), признанного всемирной моделью кинообразования. Он обучался в мастерской народного артиста РСФСР, известного советского кинооператора Владимира Дмитриевича Нахабцева. И с 1998 года начал самостоятельно работать оператором-постановщиком кино.
Всего в творческом списке нашего земляка значится участие в съёмках 24 кино- и телефильмов. Фильмография работ Вадима Дмитриевича охватывает такие популярные у зрителей жанры, как мелодрама, детектив, документалистика.
Среди лент, снятых оператором Бузуевым, напомним такие полюбившиеся зрителям кинофильмы, как «Золушка из Запрудья» (режиссёр П. Снисаренко, 2004); «Чужая кровь» (режиссёр О. Субботина, 2015).
Хорошей операторской работой В. Бузуева считают телефильм «Любовь» (режиссёр В. Мирзоев, 1996). Из телесериалов, над которыми ему выпало работать, выделим «Телохранитель» (режиссёр В. Фурман, 2005); «Дважды в одну реку» (режиссёр А. Мурадов, 2007-2008); «Двое под дождём» (режиссёр А. Мурадов, 2007-2008); «Мент в законе-4» (режиссёр А. Комков, 2010); «Идеальная жертва» (режиссёр Д. Ткебучава, 2014)...
В 2010 году вышел документальный фильм «Покер 45. Сталин, Черчилль, Рузвельт» режиссёра М. Иванникова, где оператором стал Вадим Бузуев. Фильм рассказывает об одном из самых важных и интригующих событий Второй мировой войны – Ялтинской конференции глав правительств трёх союзных держав антигитлеровской коалиции, которая проходила в Ливадийском дворце Крыма с 4 по 11 февраля 1945 года.
Кроме этого, качественное документальное кино оператора Бузуева – фильмы «Исповедь. Хроника отчуждения» (1988), «Арсений Тарковский. Малютка-жизнь» (2004), «Кино, которое было» (2003).
Вот что о съёмках одной такой большой совместной с оператором-постановщиком Бузуевым полнометражной художественной ленты – мелодрамы «Синие, как море, глаза» (2008) – рассказывал режиссёр фильма Георгий Делиев:
– Съёмочная группа была в основном одесской, оператор-постановщик – московский – Вадим Бузуев. Группа очень опытная собралась: Виктор Фомин – художник-постановщик, Юрий Кузнецов – композитор... Все, как на подбор, – один лучше другого, великолепная команда, мне так никогда не везло. Поэтому достаточно легко прошли съёмки. За пятнадцать дней полностью была снята картина. Правда, смены были очень долгими, официально по двенадцать часов, а фактически – по четырнадцать-шестнадцать. В главных ролях снимались Игорь Костолевский, Наталья Антонова, Валерий Николаев и Виктор Цекало.
Съёмки велись, в основном, в Одессе, немного снимали в Москве. Снимали как в интерьерах, так и на натуре, многие объекты достраивались, перестраивались... Картина «Синие, как море, глаза» – современная. По жанру это криминальная любовная драма. ...Когда за пятнадцать дней снимаешь полнометражный фильм, ссориться некогда. Мы буквально в течение минут двадцати репетировали мизансцену, оговоренную накануне. И тут же операторская группа готовила кадр. Иногда это было неудобно: актёру, приходилось приспосабливаться. Но не было возможности долго готовить натуру, выстраивать свет, делать раскадровку. Творческих споров не было, было общение...
***
В кинематографе работает огромное количество людей, без которых никакого кино просто не было бы. Английский историк кино Э. Линдгрен, в своей книге 1956 года писал, что в кинематографе заняты специалисты 246 профессий (!). За прошедшее время, несмотря на большие усилия сделать кинематограф дешевле, количество «киношных» профессий вряд ли стало меньше.
Вадим Бузуев проработал в кинематографе более 30 лет, и немало успел сделать. Он хорошо знает «изнутри» о том, как создаются картины, и что же в результате видит зритель.
Он отлично уяснил: без операторов – людей с камерой, которые очень тесно работают с режиссёром на съёмочной площадке, сам режиссёр ничего бы не сделал. Те из режиссёров, кто поработал вместе с Вадимом Дмитриевичем, всегда высоко оценивают его профессионализм, умение на съёмочной площадке творчески подходить к решению любой проблемы, его хладнокровный характер, опыт работы в команде.
Есть помощники и у самого оператора – целая группа специалистов.
Например, в любой картине изображение должно быть в фокусе. Для этого рядом с оператором стоит ассистент, которого так и называют «фокусник»: он переводит фокус, чтобы зритель видел резкое, чёткое изображение. Во время съёмок камера движется, актеры перемещаются, но при этом они всегда должны оставаться в фокусе.
Для Вадима Бузуева нет секрета в том, что для каждого момента развития мизансцены тщательно замеряется расстояние от камеры до актёра или до любого объекта, на который укажет он, как оператор, или потребует режиссёр. Измерив с помощью рулетки все необходимые дистанции, операторская группа скрупулёзно делает отметки для артистов, для положения камеры. За всем этим в ходе съёмок нужен глаз да глаз...
И хотя в современных камерах встроено много хороших автоматических функций, но они должны оказаться в руках человека, который знает, как ими пользоваться. Поэтому работа оператора-постановщика, считает Бузуев, сродни действиям дирижёра, который одновременно умело решает очень много задач на съёмочной площадке, в унисон режиссёру раздаёт команды своим подчинённым.
На съёмках кино нельзя обойтись и без специалиста, который катает по площадке тележку с оператором и камерой. И эту работу опытный оператор-постановщик кому попало не поручит. Потому что «извозчик» должен очень внимательно следить за актёром, движущимся в кадре. Ведь иногда актёр делает всё точно, как было заранее оговорено, а бывает – начинает импровизировать
На съёмочной площадке есть ещё и второй оператор со своими функциями главного помощника оператора-постановщика.
– В цирке, когда дрессировщик начинает работать с хищниками, он порой рядом с собой сажает дога, потому что тот раньше, чем человек, замечает реакцию зверя, – рассказывает опытный «киношник». – Тот, кто возит тележку (кстати, на профессиональном жаргоне его называют «дольщик»), должен так же хорошо чувствовать артиста и предугадывать его действия.
Артист может прекрасно сыграть дубль, но при этом увлечься и изменить линию движения. В этом случае, если тележка поедет, как запланировано, этот дубль хорошо снят не будет. Поэтому тележку возят не «мальчики с улицы», а специально обученные люди.
Особая каста на съёмках – осветитель. Любой опытный оператор делает всё возможное, чтобы работать с одним и тем же бригадиром осветителей, и договаривается с ним заранее. Вклад специалистов по свету в то, чтобы картина была сделана так, как ты хочешь, очень большой:
– Когда долго работаешь с человеком, он начинает понимать тебя с полуслова, и даже с «полувзгляда». Ведь съёмка – очень напряженный момент. Нельзя отвлекаться, всё должно быть сосредоточено на артисте.
Мы назвали лишь некоторых специалистов, с которыми работает оператор. А ещё есть гримеры, костюмеры, художники и многие другие, без которых ни оператор, ни режиссёр, ни продюсер ничего не сделают. Кроме того, в ходе съёмки оператору фильма часто приходится что-то изобретать, усовершенствовать имеющуюся технику.
***
Между прочим, по-английски оператора называют cinematographer, то есть кинематографист. В американском кинематографе есть главный оператор, или Director of Photograpy, и Cameraman, тот, кто вместе с режиссёром планирует мизансцену и выполняет съёмку.
А единственным документом, который остается после того, как продюсер вложил деньги, приобрёл сценарий, построил декорации, пригласил артистов, которые сыграли, а оператор под руководством режиссёра снял, – является отснятый материал.
Конечно, сейчас появилась цифровая запись, которая соперничает с киноплёнкой, но она тоже требует не меньшего внимания и тоже связана с проблемами, отмечают специалисты. И те, кто имеет отношение к процессам DI, и те, кто обслуживает камеры, должны быть хорошо обучены профессии, высоко квалифицированы.
Американский профессор К.Б. Неблит писал, что никакая конструкция объектива не может заменить добросовестности «сборщика». В данном случае речь идёт о профессионализме оператора. Поэтому серьёзное отношение к делу и высокая квалификация специалистов, прежде всего, операторов, являются главными составляющими успешной работы в кинематографе при любой, даже самой совершенной технике. По мнению коллег и экспертов, оператор-постановщик Вадим Бузуев удовлетворяет этим высоким требованиям.
Вадим Дмитриевич – член Союза кинематографистов России и Гильдии кинооператоров этого Союза.
Кроме операторской работы он ещё – наставник и педагог. Его курсы операторского мастерства с интересом посещают ученики киношколы известного кинорежиссёра, сценариста и актёра Александра Митты, а также – лаборатории «Cinemotion» для профессионалов кино и телеиндустрии, Ярославской школы кино.
Мастер, помимо теории, обучает студентов работе с камерами, оптикой и светом, учит тонкостям съёмок этюдов и сцен. Терпеливо объясняет, как работать с кадром, цветом. Как осмысленно и правильно делать движение камеры и как снимать трюковые сцены. А также изучает с ребятами основы монтажа, создания графики и кинодокументации – всего того, что должен знать настоящий оператор-профессионал.
Опытного специалиста и наставника привлекают и к подготовке кадров для таких направлений, как реклама, цифровое кино, короткий и полный метр, filmmaking.
Так, Вадим Бузуев вёл спецкурс, посвящённый работе со светом, в известной московской Академия Коммуникаций Wordshop. На протяжении учебного года читал лекции, а в завершение организовал мастер-класс по работе со светом. Вот как об этом рассказывает один из слушателей – автор сайта Wordshop:
«Мы заказали студию, пригласили модель, разделились на группы по 7 человек. Нас попросили выбрать фотографии с интересной схемой света, которые потом мы с помощью Вадима выставим и сфотографируем.
Каждому человеку давался час на съёмку, за это время мы выставлялись и делали фотографии. Я был удивлен тому, насколько много времени уходит на это. Вадим чётко и упорно показывал, как правильно поставить свет, что такое kinflow и Dedolight, как сделать свет теплее или холоднее.
Я теперь точнее могу определять по кадрам из фильмов, какой свет там использовался. Получил опыт работы с моделью. Были сжатые сроки по времени, поэтому приходилось максимально четко ставить задачи, а это, в свою очередь, учит быстроте и чёткости в работе с актёром. А самое главное – мы переняли опыт человека, который много лет проработал в этой сфере...»
Наставник Бузуев стремится к тому, чтобы ученики улучшили свои знания в действиях со светом в кино и фотографии, научились профессионально управляться со световыми приборами, лучше понимать, какие задачи выполняют определённые световые приборы под конкретные творческие цели. Овладели навыками, позволяющими при помощи схемы света передать эмоцию или состояние, заложенное в определённый образ.
Программа операторских курсов Вадима Бузуева непроста. Вот лишь некоторые темы его лекций и занятий:
– основы зрительного восприятия. Строение глаза. Роль движений глаз в процессе зрения. Зрительные иллюзии. «Золотое сечение»: теория, история;
– композиционная драматургия. Фотокомпозиция. Кинокомпозиция;
– цвет. Длина волны и диапазон зрительного восприятия света и цвета. Теория цветового круга. Типы схем построения цвета. Цветовая температура;
– операторская техника – тележка, кран, платформа, стэдикам, квадрокоптер, тросы...
Мастер считает, что от учеников всегда надо требовать больше, чем получается – это движет их вперед. Ведь если полностью доволен результатом, значит, не видишь ошибок, не знаешь, куда можно двигаться дальше.
Поэтому, уверен Вадим Дмитриевич, на свои работы надо смотреть как бы со стороны, чтобы видеть ошибки и отличные стороны. Смотреть таким образом, словно на них смотрит другой человек – и так нужно поступать всегда, если хочешь добиться настоящего мастерства.
Свидетельство о публикации №222090200669