Премия Зевс Благотворительная сказка

                Премия «Зевс»
                Благотворительная сказка

Как-то раз, прохладным вечером, сидя во дворе за столиком, несколько человек наблюдали за шахматной партией двух непримиримых оппонентов. Один был почти старик, другой молодой. Последний, по имени Андрюша Пошевеля, отличался большим спортивным честолюбием, но всегда знал и честь, никогда не испытывая злорадства или самодовольства при своих успехах. Победить в шахматы Льва Николаевича было его давней целью. Он упорно шёл к ней несколько лет. Лев Николаевич слыл чемпионом района по этой древней игре, причём никто не помнил, чтобы он когда-то проигрывал. Бытовала легенда, что он когда-то покушался на звание гроссмейстера и, может быть, даже тайно им обладает. Андрюша бросил свой первый вызов мастеру около пяти лет назад. Самое удивительное, что в той партии он был ближе всего к тому, чтобы поставить Льву Николаевичу мат. Остальные проигрывались заметно более уныло, иногда провоцируя у молодого шахматиста затяжные депрессии. Выбирался он из них, решая шахматные задачки и изучая партии выдающихся чемпионов прошлого. Всех остальных местных игроков Андрюша начал легко обыгрывать уже через год после старта противостояния с Львом Николаевичем, поэтому вошёл в элиту района. На партии лучших игроков, случавшиеся примерно раз в квартал, приходило посмотреть не менее двух десятков человек со всех ближайших улиц. Некоторые вели запись на мобильный телефон и разбирали ходы позже.
Перед этим поединком Андрюша Пошевеля поклялся себе, что в случае поражения бросит играть в шахматы и займется чем-то другим. В этот раз, как и всегда, Лев Николаевич искусно пользовался манёвром, который заключался в том, чтобы располагать ключевые фигуры так, что при взятии их, попадаешь в положение самое нежелательное. Как ни старался Андрюша, но сделать в итоге ничего было нельзя, и пришлось сдаться. Он пожал оппоненту руку и молча удалился домой. Там жена готовила ужин, а сын увлечённо играл на приставке в «Боец Дерётся IV Новый вызов». Пошевеля-старший насупился, так как хотел посмотреть телевизор, но ничего не сказал. Вместо этого пошёл в спальню, включил свой ноутбук и стал смотреть новостную ленту. Там было сообщение о церемонии вручения литературной премии «Зевс». Оно странным образом заинтересовало Андрюшу. Всё было подано в высшей степени прекрасно и серьёзно, передовые мыслители и гуманисты современности получали заслуженное признание за свои труды, направленные на развитие и наполнение культурного фонда. Молодой мужчина почувствовал себя отсталым невеждой, жизнь которого проходит мимо в его увлечении вещами суетными, в то время как люди прогрессивные служат прекрасному, всему человечеству. На него снизошло озарение. Вот он путь, достойный быть пройденным!
С тех пор эта новая, возвышенная цель, полностью овладела его сознанием. Стать достойным членом общества, мыслящим тростником, который делает свой, пусть и скромный, но осязаемый вклад в историю культуры! Для начала Андрей Пошевеля изучил труды всех лауреатов этого года. Много нового он открыл для себя, но в то же время почувствовал, что способен на большее! Это был первый этап — читатель переступил через слепой инстинкт подчинения авторитетам сегодняшнего дня. Таким образом, родился новый мыслитель. Далее Андрюша принялся за анализ списков, вроде «100 величайших книг в истории человечества». Выделил те, которые встречались чаще всего. Начал их читать. Быстро понял, что многие, с точки зрения сегодняшнего дня, внимания не достойны и имеют лишь формальную ценность как, скажем так, экспонаты. Понял, что для начала стоит прочесть элементарный учебник по истории мировых цивилизаций, так как воспринимать произведения искусства вне контекста времени и его культуры означает терять большую часть их смысла. Быстро дошло, что многие «особо ценные книги» были просто ожидавшейся большинством современников реакцией на местечковые события, тем, что сейчас называется «популярно». Особой глубины, которую Андрюша Пошевеля ожидал в них увидеть, там не было. Многие были, с точки зрения сегодняшних знаний человечества, откровенными заблуждениями и экспонатами, так сказать, культурной кунсткамеры. Особенно это касалось произведений философов, в которых все мысли укладывались в двадцать страниц, но приходилось читать все триста двадцать, если не больше. Многие несли в себе мысли болезненного, неестественного сознания, чем и были ценны для кунсткамеры.  Начал изучать изначальное наполнение мировых культур, то есть, мифологию. Обнаруживал фундаментальные сходства и различия, обуславливавшие возникновение в той или иной местности тех или иных форм сознания или даже «пород» людей. Задумывался. В первую очередь над тем, почему современная глобальная цивилизация пришла к такому, а не к какому-либо иному виду. Изучил подробнее древнегреческую культуру и мифологию. Понял, что любознательность, взятая за основу основ, известный оптимизм и жизнелюбие, в сочетании с отказом от совсем безнадёжных вариантов схемы «раб-хозяин», обслуживать которую на разный лад призвана «культура» во все времена, и привели к тому, что данная форма взяла верх над всеми остальными, что вряд ли можно назвать несправедливым. Особо отметил гедонистичность эллинов, плавно перекочевавшей в текущее время, со всеми её преувеличениями (долго стояла перед глазами фигурка спаривающегося с козой мужчины с бородой, атлетического телосложения, очень похожего на современника). После всего этого Андрюша Пошевеля приступил к исследованиям положения дел в культуре нынешней. К людям, порождаемым ею, к их проблемам, которые были и его проблемами. Многие вещи казались очевидными теперь и вызывало недоумение то обстоятельство, что большинство нынешних людей принимаются всерьёз потреблять пищу, которая должна была быть отвергнута сразу же после предложения съесть её любым человеком, получившим школьное образование. Тогда начинающий автор, избавившись теперь уже и от «вечных» авторитетов, принялся создавать своё фундаментальное решение. 
Создал. Изложил в книге, которую назвал «Consilio etiam amor», далее СЕА. Затем Андрюша Пошевеля отправил свою работу различным издательствам на рассмотрение с целью довести свои измышления до широкого круга читателей. Начинающий писатель был весьма польщён тем, что на него обратили внимание сразу несколько потенциальных деловых партнёров, даже из весьма престижных контор. Правда, в ответных письмах сквозил несколько снисходительный тон. Андрюша не особенно огорчался, ведь он не какой-то там маститый и признанный авторитет, а всего лишь дебютант. Но когда дело дошло до условий договора между издателем и автором, то Пошевеля понял, что никакое это всё не партнёрство, а обыкновенная эксплуатация, причём откровенная. Предлагалось на выбор следующее. Либо автор получает семь процентов от числа проданных книг, причём, разумеется, от той цены, по которой её приобретает книжный магазин, либо выдают на руки 250 экземпляров, и делай с ними что хочешь.
Андрюша почувствовал себя плохо, ведь он так старался сделать своё произведение как можно более совершенным, интересным для читателя и ценным с общекультурной точки зрения. Мысль о том, что на его труде будут наживаться такие наглые хапуги, скрывающиеся под респектабельными масками престижных издательств, не давала ему покоя, и дело было даже не в оплате его творчества, а самом принципе. Давать хлеб людям, которые этого не заслуживают, было не в его правилах. Он мог бы выложить книгу в свободный доступ в интернете, но было два момента, препятствовавших этому. Во-первых, по сложившемуся стереотипу, вещи, которые раздаются бесплатно, обладают, соответственно, и невысокой ценностью, а потому вряд ли стоят внимания, поэтому книгу Андрюши вряд ли кто-то прочитает. Во-вторых, целью максимум было получение премии «Зевс», а получить её, по условиям конкурса, могла только изданная книга. Пошевеля обладал большим спортивным честолюбием, что отмечалось выше, и ему пришлось стиснуть зубы, а заодно и попридержать за ними свои принципы. Но для начала ему хотелось немного разведать территорию, узнать подробнее о том, что происходит в так называемом «издательском бизнесе». Скрепя сердце, Андрюша зашёл на соответствующий форум. Там он узнал, что мало того, что издатель выплачивает только семь процентов, так он ещё и мошенничает. Автор думает, что был напечатан только один тираж, который поступил в магазины, и получает оплату с него. А книга успешно продаётся, издатель делает второй тираж, третий, четвёртый. В это время писатель об этом может узнать только в виде, например, мистического откровения, вроде вещего сна, в котором он попал в зыбучие пески, а рядом стоит человек и, вместо того, чтобы помочь ему выбраться, насмехается и показывает пальцем. Оспаривать эти положения бессмысленно, ведь всё делается по сговору, все издательства предлагают одни и те же условия. Это окончательно вогнало начинающего автора в депрессию.
Чуть позже Пошевеля понял, что он застрял в другом времени, и не всё так безнадёжно. Интернет открывал новые возможности и давал больше свободы от таких наглых дельцов и их сообществ. Зайдя на сайты типографий, Андрюша выяснил, что стоимость базового тиража в пятьсот экземпляров, удобного карманного формата и даже с твёрдой обложкой, не такая уж и высокая. Прибыли издательств были огромны, но об этом говорить не принято, поэтому стоит ограничиваться лишь общими выводами, вроде «бизнес есть бизнес». Корректура книги простейшее дело, поэтому требовалась только сумма для оплаты услуг типографии, естественно, не столичной. Было принято решение воспользоваться  краудфандинговой платформой «Меценат». Многие проекты, даже не очень высокого культурного уровня, а порой и совсем низкого, собирали очень и очень большие суммы по сравнению с той, какая нужна была Андрюше, поэтому он был уверен в успехе. Параллельно,  окрылённый возможностями современного мира, Пошевеля размышлял о том, как же сейчас всё здорово при сравнении с совсем недавней эпохой, когда всё решали издательства, обманывали артистов, ограничивая возможности издания и популяризации, а также контролировали содержание по принципу модно/не модно. Поданная заявка на «Меценате» рассматривалась до последнего, сотрудники постоянно искали в оформлении недостатки, предлагая свои услуги в области консалтинга, так как искусство крючкотворства это тоже хлеб! Наконец, заявку одобрили. Но средства собирались очень медленно, оказалось, что люди больше ценят ширпотреб. Тем не менее, нужная сумма была собрана, и книга издана. Первыми читателями начинающего автора стали люди, внесшие деньги на издание. Также несколько экземпляров Пошевеля раздал своим знакомым, в том числе вручил один Льву Николаевичу. Тот за это раскрыл ему пару своих секретов и предложил взять реванш. Андрюша поблагодарил, но отказался, потому что шахматы его уже не интересовали.
Электронные версии книги молодой автор разослал на рецензирование различным обозревателям. Те, в основном большинстве, топили начинающего писателя, видимо, по заведённой традиции, хотя и подытоживали ободряюще, мол, пиши нам чего-нибудь ещё. Внимательно проанализировав все мнения, Пошевеля пришёл к выводу, что у большинства людей настолько замылены глаза навязываемыми стереотипами моды, что они утратили гибкость ума и широкий культурный взгляд. Даже те немногие сдержано положительные отзывы, которые поступали от простых читателей, показывали, что они оценивают СЕА не так, как стоило бы в действительности, не видят всех пластов, которые вложил автор. Тогда Андрюша принял не совсем стандартное решение. Он начал писать рецензии на самого себя, подробно всё разжёвывая и объясняя. Читатели подхватили взгляд автора, стали называть книгу Гениальной, а критики начали менять своё мнение, видимо, для того, чтобы не показаться невежественными в глазах читателей. В итоге СЕА выдвинули на соискание премии «Зевс».   
Жюри долго решало, соответствует ли СЕА целям их культуры или она слишком правдивая, глубокая и стимулирующая к действию, к устранению недостатков и очевидных глупостей и заблуждений. Премию решили не давать. Наградили другого автора, а именно книгу «Выплывший» Джона Рентгена. Но выяснилось, что он не хочет её получать, так как ему стыдно. Общество Людей решило отомстить ему и насолить, премировав конкурента, а именно книгу Карла Гранта «Нефть, газ и любовь». Но по ошибке в конверт с именем победителя попало имя Андрюши Пошевели. Пришлось награждать его, хотя предупрежденный Грант уже шёл на сцену дежурно благодарить семью и друзей, а также жюри премии, и может даже расплакаться из-за своего человеколюбия и озабоченности проблемами цивилизации. Господин Грант уже подошёл к ступенькам, ведущим на сцену, когда неожиданно прозвучало имя Андрюши. Тот растерялся и подумал, что это сон. На сцене сказал, что до того счастлив, что даже и не знает что сказать, но надеется на то, что «наш Арго знает куда плывет». Находящиеся на вручении не поняли, о чём это он говорит, но жиденько похлопали, про себя подумав, что премию всё же вручили не тому. Награжденная книга перевелась на все языки, её все почитали, подумали, обсудили и ничего не произошло. Лишь Люди с радостью продавали и советовали прочесть всем умным людям новый товар.               
               
                ***
Придя домой, Пошевеля почему-то не чувствовал себя удовлетворённым. Он не так себе представлял людей, которые решают подобные вопросы, и не думал, что факт награждения ими может быть даже печальным, ведь это была престижнейшая премия, получить которую была заветная в жизни цель у многих артистов. Андрюша подумал в тот момент о Джоне Рентгене, книгу которого он прочёл, и которого он уважал как писателя. Речь в ней шла о людях, которые посвятили свою жизнь развитию человеческой культуры через развитие себя и делали это ради самого развития, а не ради того, чтобы занять какое-то видное положение в обществе и неплохо нажиться на этом. Видимо, его жест был подтверждением этой позиции, иначе он противоречил бы сам себе. Пошевеля захотел связаться с ним и поговорить об этом. Написал письмо. Джон Рентген ответил, что рад их знакомству. Завязалась переписка следующего характера.
- И всё же, Джон, почему вы отказались от получения этой премии?
- Потому что я не верю в саму идею меценатства.
- Что вы имеете в виду?
- Я думаю, что это имеет свои скрытые цели, и я не хочу принадлежать этому миру. Вся культура, точнее её фасад, контролируются определённой группой лиц, заинтересованных лиц. Так было во все времена и будет ещё очень долго. Эти люди преследуют сугубо прагматические интересы. Если вы принимаете их поддержку, то заявляете этим, что согласны играть по их правилам.
- О каких прагматических интересах вы говорите?
- Есть некая парадигма. Она создана и культивируется. Её нужно поддерживать и развивать. Этим должны заниматься люди. Мы живём в этой парадигме и, соответственно, развиваем себя по её правилам и содержаниям. Результат выходит таким, каким он должен быть. Если вы отклоняетесь от неё, проявляя гибкость ума и выбирая альтернативный путь, то вам могут предложить уютное и престижное место в ложе театрального зала, чтобы ваш ум работал так, как нужно парадигме. На мой взгляд, важно не поддаться этому соблазну и не пытаться заигрывать с ним, думая, что сможешь усидеть на двух стульях.
- Причём здесь меценатство?
- Фонды таких премий и подобных акций благотворительности и поощрения, создают заинтересованные люди. Они не делают это из душевной доброты. Поверьте, те, кто зарабатывает такие большие деньги, ничего не делают из побуждений, далёких от прагматических.
- И чего же они, по-вашему, хотят?
- Им выгодно, чтобы учёные изобретали новые технологии, которыми эти люди будут владеть, а артисты создавали произведения, воспевающие и увековечивающие мировоззрение парадигмы, призванное затормаживать ненужными слезами и фальшивыми жалениями глупых, ждать пока до них дойдет, а умные при этом должны незаметно опускаться до уровня глупых.
- Хм, что же плохого в том, чтобы поддерживать «глупых» и давать им возможность развиваться? Разве не в этом смысл культурной деятельности? 
- Именно в этом и заключается ловушка. Если ты прошёл тест на сострадание, знаете, расширение зрачка, свидетельствующее о реакции сострадания при мысли о мучении живого существа, то ты участник, можешь быть членом общества и питаться его ресурсами! Христианская цивилизация — это всё, до чего могли додуматься такие люди. На том и сидим веками... Я понимаю, что это звучит вроде как «кощунственно» и подобное, но именно так нас и хотят заставить думать. Нужно идти дальше. У «глупых» уже давно есть всё для развития, как духовного, так и материального. Пока вы плаваете в этой луже, думая, что это океан, вы замедляете ваше развитие. А заинтересованные в этом лица продолжают ездить на наших спинах, предлагая нам взять подачку с их стола за научное открытие или другие плоды нашей деятельности.
- Как вы думаете, куда мы идём?
- Думаю, что люди, которые нас ведут, хранители нынешней цивилизации, сами не знают, куда они идут, судя по их решениям, большинство из которых трудно назвать дальновидными. Вещи, вроде внутривидовой борьбы, давно должны были бы быть исключены из повестки дня. Но любое правительство культивирует «национальный» дух, воинствующий патриотизм. Лидеры стран не могут договориться между собой не быть забияками? Тоже и с безудержным потреблением абсолютно не нужных вещей. Это просто безумие, как со стороны тех, кто их производит, так и со стороны тех, кто их потребляет, поддерживая тем самым подобное направление развития.
Куда идёте именно вы?
- Я иду в направлении совершенствования себя. Совершенствуя себя, я делаю свой вклад в развитие человеческого вида. Я отказываюсь от потребления ненужных благ, не трачу время на создание образа общественно значимого объекта, не ввожу в заблуждение других людей, смотрю своими глазами на правду, которую не сложно увидеть. Я стремлюсь контролировать свои инстинкты захвата территории, а не культивировать их, как молчаливо принято в обществе, несмотря на то, что с витрины постоянно заявляется обратное.
                ***   
Андрюша Пошевеля обдумывал данный разговор какое-то время. Потом взял диплом премии «Зевс», скомкал его и выкинул в мусорное ведёрко, рядом с рыбьей чешуёй,  шкурками огурца и картошки, а также яичной скорлупой.    



      
 


Рецензии