Школа. Роткив Вокраж

     Фото из интернета

     Хорошо сидеть на предпоследней парте у окна. Кажется, что вы далеко от учителя, вас не видно ему, чем вы там занимаетесь. Мы с Витькой Жарковым уже несколько лет вместе сидим.
     Переходим в следующий класс и сразу занимаем эти парты. А если кто-то с нами спорит, учителю жалуемся, что у нас обоих зрение плохое, а здесь у окна светлее.
     Чего мы с Витькой только не придумали за время дружбы. Когда-то прочитали фразу: «А роза упала на лапу Азора». Здорово. Стали читать слова, наоборот. Я его назвал Ятив, а он меня Ядеф. Пробовали читать плакаты, наоборот, но трудно запомнить.

     В прошлый раз на уроке литературы с Витькой обсуждали, как звать нашего учителя.
     Увлеклись слишком громко, что Сонька с предыдущей парты обернулась к нам и погрозила пальцем, мол, мешаете слушать учителя. А Павел Кузьмич взял и вызвал Витьку к доске:
     -- Чем вы на уроке занимаетесь?
     Витька вышел, растерялся и ляпнул:
     -- Ничем, просто говорили, Левап Чимьзук.
     -- Что, что ты сказал?
     Весь класс рассмеялся.
     -- Извините, Павел Кузьмич.

     Павел Кузьмич Жгун был добрым человеком. Сам вспомнил, когда учился, тоже увлекался разными выдумками. Вспомнил, как однажды кто-то из ребят его спросил: «Беркак бертебербя берзобервут»?
     Павел не растерялся и ответил: «Накапанакавел Накажгун". Оба рассмеялись и подружились. Но это было давно.
     -- Садись, Роткив, - пошутил Павел Кузьмич, - слушай со своим другом Родёф, что говорят у доски.
    
     А на перемене Павел Кузьмич, как всегда, гулял по залу с классом, и рассказал нам про свои школьные шутки с приставками «бер» и «нака».   
     Попробовали мы с девчонками так поговорить с «бер» и «нака». Они нас назвали дураками. Напомнили нам, чем валять дурака, лучше бы тройки свои исправляли. А ребятам понравилось. Но в классе не прижилось.
     Потом Витька правильно мне сказал:
     -- Всё это старьё, надо придумать что-то новенькое.
     И мы стали думать...  как всегда, на уроках.  Молодец, Витька, всегда что-нибудь подскажет умное.  И мы придумали...

     Как-то у нас назначили открытый урок. Пришли в класс училки и учителя из других классов, расселись по сторонам.  А Павел Кузьмич начал обычный урок. Тогда мы проходили басни Крылова. Девчонки у доски читали басни, как орехи щёлкали.
     Дошла очередь до Витьки. А он меня предупредил, что, если вызовут к доске, он всех удивит.  Я забеспокоился, шепнул ему:
     -- Ведь открытый урок, опасно.
     -- Ну, и что? Может, посмеются все вместе. Была, не была.
     Витька смело вышел к доске (наверно, вчера все басни вызубрил).

     -- Напомни нам, -- начал Левап Чимьзук, -- какую басню Крылова ты выучил и о чём в ней говорится?
     Витька выпалил:
     -- Петушка хвалит Кукуха за то, что хвалит тот Петушку.
     Павел Кузьмич разинул рот, брови его взлетели вверх. Класс завизжал от смеха.
     -- Что это значит? Где ты находишься, забыл? Простите, пожалуйста, -- обратился Павел Кузьмич к учителям. -– Это моё упущение, не доглядел. Виктор виноват за срыв урока и заслужил наказание.

     А урок и в самом деле уже заканчивался, звенел звонок. Учителя расходились. Кто-то покачивал головой, кто-то улыбался, не показывая виду.
     Мне было жалко Витьку. Он вернулся за парту с опущенной головой.
     -- Я ж тебе говорил. Открытый урок, а ты...  Выгонят из школы, что будешь делать?
     -- Ну, и пусть. Маму с папой жалко, только если узнают.

     Через день классный руководитель Павел Кузьмич собрал класс обсуждать поведение Витьки Жаркова. Пришла пионервожатая из 10-Б. Девчонки стыдили Витьку по чём зря. Ребята больше хихикали, вспоминая его выходку, но для приличия тоже вслух осуждали.
     Витька сидел, опустив голову, молчал. Раскаивался он, или ему было безразлично происходящее, я не знал.
     Обсуждение закончилось выступлением Павла Кузьмича. Он тоже осудил поведение Виктора и сказал:

     -- Будем исправлять Виктора все вместе. Со следующего урока он пересядет за парту в среднем ряду передо мной рядом с Верой Богдановой, нашей отличницей...
     Я смотрю на Витьку, как он взглянул на толстушку Верку, скорчил мину на лице, как от куска разжёванного лимона.   
     ...Уверен, что Виктор исправится. Мы с Верой и активом класса поможем Виктору наладить дисциплину и исправить его оценки.  А место Виктора Жаркова займёт Оля Смирнова, которая оставит свою подружку Веру и возьмёт опеку над Федей Орловым. Это и ему будет полезно. Согласны, девочки?
     -- Согласны, - ответил хор девчонок. Ребята промолчали. Собрание закончилось, как нельзя лучше.

     -- Слушай, ведь молодец Левап, добрый дядька. Всё расставил по местам. И тебя простил, сам был когда-то таким же на нашем месте.
     -- Да. Я ожидал худшего. Ладно, как-нибудь поладим с девками. Хорошо, что родителей не побеспокоят. А как же наша дружба?
     -- Ты что, Ятив?  На век!
     -- На век, так на век, Ядеф!
     Мы обнялись, словно прощаясь. Так и случилось, прощались надолго. Закончили школу, разные Вузы, работали кто где, но при возможности встречались уже семьями. Когда остались на пенсии, встречались значительно чаще. Всегда было, о чём поговорить и вспомнить школьные годы.   
     Дружба на век.
                03 сент. 2022


Рецензии