История прекратила течение свое

(Написано в конце 2020 г.)

Так заканчивается «История одного города» писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Теперь настал час уже не литературного, а самого что ни на есть реального старинного псковского города – Опочки, вокруг которого должно замкнуться кольцо мегасвиноферм. И город с 600-летней историей захлебнется в потоках отходов промышленного свиноводства и задохнется в облаках смрадных газов – аммиака, сероводорода, метилмеркаптана и прочих вонючих и ядовитых веществ.

Будет справедливым для начала упомянуть о плюсах явления мегасвиноферм на нашей земле. Насколько их много? А всего лишь несколько десятков (сомнительно, чтобы сотен) рабочих мест, не более того. Денежной реки в бюджет Опочецкого района не потечет: не в опочецкую казну мегасвинари платили бы налоги, да и ставка этого самого налога на прибыль сельхозпроизводителей – максимум 6 %, причём размер её большей частью стремится к нулю. Недоверчивые могут справиться у налоговиков.

Итак, плюсы – немножко рабочих мест.

А минусы?

Выше уже сказано об этом достаточно внятно – экологическая катастрофа в окрестностях Опочки, которая непременно затронет и сам город.

Мегасвиноферма в Люцкове, уже построенная, примет в свои корпуса, насколько известно, 48000 свиней. Кстати, о деталях этого свинопроизводства Опочецкая районная администрация не информирует даже депутатов Опочецкого районного Собрания. По крайней мере, депутат от КПРФ Николай Михайлович Кириллов заявил мне, что всю информацию о Люцкове лично он черпает из Интернета. По его словам, глава Опочецкой районной администрации Юрий Артамонович Ильин от разговоров на эту тему всячески уклоняется.

Люцково отстоит от Опочки на запад на 10 км. Спасет ли это город от вони при преобладающих западных ветрах? Сомнительно. Потому что жители деревень Пушкиногорского района дружно жалуются на чудовищный смрад, трижды в день на несколько часов накрывающий их селения – при выбросах газов со мегасвиноферм, которые обсели границы районов Пушкиногорского и Красногородского.

А ведь по трассе от Люцкова до Опочки, на протяжении этих 10 км, есть еще населенные пункты – Бабенцы, Белоусы, Волково, Барсаново и так далее. И жители этих деревень примут в свои легкие полновесную дозу вонючих ядовитых газов.

От реки Иссы до Люцкова, по карте, менее двух километров. И что бы ни говорили ангажированные мегасвинарями и Псковской областной администрацией экологические комиссии, Иссе навозных стоков со свинофермы в Люцкове не миновать. А Исса – левый приток Великой, а Великая впадает в Псковско-Чудское озеро…

Неподалеку от Люцкова, примерно на расстоянии чуть больше километра, находится деревня Кирово с широко известной Духовой горой,  куда стремятся паломники и туристы не только из Пскова и райцентров Псковщины. Так вот, когда мегасвиноферма в Люцкове заработает, в Кирове и на Духовой горе будет вонять не только трижды в день, а постоянно. Километр для сверхмощной вони, производимой пятью десятками тысяч свиней, – ничто.
 
На север и северо-восток от Опочки, в Мартинове – Ляпунах, грядет новое свиноводческое строительство. Мартиново – по прямой от города километрах в пяти. В двух километрах от этой деревни – озеро Ям, куда летом ездят и ходят отдыхать опочане, многие – с детьми, в том числе и очень маленькими. И каков будет отдых, когда на озеро обрушатся валы смрада с новой мегасвинофермы?  И не факт, что дело ограничится только вонью. Как бы не потек в это озеро свиной навоз. И как бы не ожидала такая же судьба озерко Брюшковское.
 
А Ляпуны – фактически городская черта. До центра города от Ляпунов – чуть более трех километров.

В центре Опочки, как известно, находится крепостной вал начала XV в. В 2019 и 2020 гг. на благоустройство вала и парка при нём было угрохано 50 млн рублей. Там не только фонарики поставили и проложили дорожки, но и сделали детскую площадку. Приходите, детки, гуляйте, играйте на свежем воздухе! Пользуйтесь моментом. Пока не начали накрывать Опочку кошмарные миазмы из Ляпунов – Мартинова, Люцкова и так далее.

Я очень сомневаюсь в том, что с мегасвиноферм будут информировать опочан (в том числе и заведующих детскими садами) о режиме смрадных и ядовитых газовых выбросов – чтобы люди успели попрятаться по домам, а малышей воспитатели вернули в помещения и наглухо закрыли окна и двери детских садов. Логика мегасвинарского руководства ясна: здоровье опочан – это их личная проблема, не так ли? Вот и пусть имеют при себе противогазы, причем – постоянно. Опочане будут вынуждены жить в условиях постоянной химической войны, успешно развязываемой и ведомой мегасвинарями.

В парке у опочецкого крепостного вала, на берегу одного из рукавов Великой, в ходе благоустройства поставили декоративную водяную мельницу – филиал Опочецкого краеведческого музея. Там сотрудники музея рассказывают о прошлом города с 600-летней историей. Боюсь, что, как у Салтыкова-Щедрина, наша городская история вскоре прекратит свое течение. Молодежь постарается уехать и увезти своих малышей, а старики – умрут. И не пресловутый коронавирус будет тому способствовать, а всплеск сердечно-сосудистых заболеваний (обусловленных в том числе и постоянным стрессом) и онкологических, которых у нас и так немало.


Рецензии