Американская виза

Я не социолог и не американист. Мои американские коллеги, и среди них друзья, – это лица, чьи предки эмигрировали в Соединенные Штаты Америки из Европы в разные исторические периоды. А прибывшие туда из России – это просто напросто мои студенческие друзья, их дети и внуки. C научной точки зрения, судить по такой неслучайной выборке об « Американцах »  нельзя, поэтому я и не буду этого делать. Я просто поведаю о тех случайно встреченных людях, которые меня удивили или восхитили.

Эпизод 1981 года

Обнаружив среди авторов научных статей в американских журналах знакомые имена, я решила разыскать их и договориться о встрече в « новом западном свете ». Разыскала. Вздумали, начать встречи с Америки.
 
Нужна въездная американская виза. А для её получения необходимо заполнить анкету в посольстве и ответить отрицательно на ряд вопросов: коммунист ? член союза коммунистической молодёжи ?  профсоюза ? посещал ли СССР и страны Варшавского договора ? Если да, то когда ? и с какой целью ? и так далее.

В 1981 году во Франции к власти пришли социалисты и коммунисты. Коренному французу покривить душой, если очень хочется в Штаты, не сложно. Проверка будет, и виза будет скорее всего  оформлена, но с разным сроком действия. Большинство получали визу в эти годы сроком на год.

А если ты родился в Советском Союзе, то каков смысл отвечать на такие вопросы ? Я в анкете заполнила лишь личные данные и опустила весь этот « каверзный » раздел. Мне сразу не отказали в визе, а назначили дату встречи с консулом в Американском посольстве.
В условленный день я явилась на « допрос ». До меня с консулом общался молодой человек, и я слышала на какие обвинения в посещении туристом одной из « социалистических » стран ему следовало ответить. Я уже решила, что встречаться с друзьями-однокурсниками мне не придётся.

Подошла моя очередь.
Консул взглянул на меня и спросил:
– Вы диссидент ?
– Нет, – ответила я.
И получила пожизненную визу в США.

Когда я рассказываю об этом эпизоде своим знакомым, меня всякий раз спрашивают : Почему ?
Что тут скажешь ? Пожмёшь плечами и только.
А про себя я решила – они такие – эти Американцы !


Рецензии