АЗУМ
Солнечный свет, проникая через стёкла витражей, окрашивал лепной орнамент и, создавая тени, оживлял гипсовых ангелочков, сидящих под сводами этажей.
– Как вы можете заметить, парадная лестница – главное украшение этого дома. Видите, как тонко украшены перила? По замыслу архитектора…
«По замыслу архитектора» – почему все экскурсоводы любят это выражение…» – задумываясь, он уже не слышал гида, и начал детально рассматривать бесцветную гипсовую лепнину, орнаменты, которые в игре света и тени из витражных окон, приобретая объём, превращались в почти живых.
– Не будем задерживаться надолго, отправимся наверх, там тоже есть на что посмотреть. Лифт не работает, поднимаемся за мной по два человека в ряд. Оставляем проход для жителей дома, они и так нас не сильно рады видеть, – почти кричала гид и, размахивая руками, показала, в какую сторону встать.
«Я понимаю жителей этого дома. Каждый раз слушать этот звонкий, мерзкий голос под своими дверями», – подумал Пандухт* и медленно пошёл в сторону стены, встать рядом с кем-то, неважно с кем.
Когда вся группа собралась на лестничной площадке, гид начала говорить:
– Прошу вашего внимания. Как вы можете видеть, мы находимся посередине длинного коридора, в левую сторону от нас жилые помещения, а правая сторона ведёт к чёрной лестнице, которая выводит во двор, мы туда с вами не пойдём, поднимаемся выше.
– Ай, как интересно, я хочу посмотреть на эту чёрную лестницу, наверное, выглядит красиво, можно мне? – почти таким же мерзким голосом, как у гида, выкрикивала женщина, пробиваясь в сторону прохода и толкая крупными габаритами рядом стоящих.
– Это не цвет лестницы чёрный, она так называется потому, что предназначена была для прислуги. Это обычная лестница, – разъяснила гид и продолжила: – За мной, не толпитесь, не забываем про полосу для жителей.
Все поднимались за гидом, как было велено, по два человека, и когда гид медленно исчезла из виду, Пандухт оторвался от группы и направился в сторону коридора, ведущего к чёрной лестнице.
Обычный коридор жилого дома, с правой стороны одна чёрная металлическая входная дверь сменялась другими такими же. Только коврики возле них как бы намекали на разных владельцев. С левой стороны большие окна открывали вид на внутренний двор, с жутко жёлтыми, обшарпанными стенами.
Стоя у лестничного проёма, Пандухт смотрел вниз в шахту, но, кроме полутьмы, холодного лёгкого ветра и запаха мокрого камня, там не было ничего.
«Даа, толстухе здесь точно не понравилось бы», – подумал он и, повернувшись спиной к шахте, сделал полтора шага назад…
И замер.
*
По коридору навстречу ему шла Она, словно одна из ангелочков, парящих под сводом лестницы, вдруг ожила и летит, блестя своими золотыми кудрями.
Пандухт протёр несколько загрязнившиеся очки, но нет, всё та же фея приближается к нему.
Ближе и ближе, смотря прямо на него.
Он не дышал. Казалось, время остановилось, или коридор стал бесконечно длинным.
– Вы заблудились?
Он не слышал её.
– Что с Вами? Вы плохо себя чувствуете?
Только после её прикосновения он частично вернулся в реальность этого измерения.
Кадык дрогнул, он сглотнул слюну и полухриплым голосом произнёс:
– Богиня.
– Что?
– Богиня, – повторил он, не отрывая взгляда от девушки.
– Спасибо, конечно, но Вы уверены, что с Вами всё хорошо?
– Да. Да.
– Тогда прощайте, – сказала Она и, повернувшись в сторону двери, щёлкнула ключом в замке и исчезла где-то во вселенной квартиры.
Пандухт замер на несколько секунд, будто окончательно приходя в себя, посмотрел в верхнюю часть двери, в которую только что зашла девушка, – там мозаичной плиткой блестел узор с номером квартиры.
«Квартира «Э»», – проговорил он и медленным шагом пошёл в сторону парадной лестницы.
***
Уже ставший привычным парадный вход встречал Пандухта.
Стоя в компании кариатид, – женских статуй у входа, держащих на плечах балкон второго этажа, он ждал.
Дверь открылась, и вышла девушка. С весёлой улыбкой она приблизилась к нему и поцеловала его в щёку.
– Привет. Пошли смотреть на сирень?
– Пошли, – ответила она.
В этом году весна задержалась, и первая волна цветения началась только в середине июня. Дождей почти не было, и лёгкий ветерок накрыл цветочным шлейфом заражённый бытовой пылью городской воздух.
Держась за руки, они направились в сторону парка, где располагалась самая большая коллекция сирени в городе. Какие-то сорта махровых цветов уже начали очаровывать красками и ароматом, другие же бутоны сидели на своих кустах, ожидая команды раскрываться.
«Красавица Москвы», «Примроуз», «Массена»… Под каждым кустом была табличка с названием, цветом сирени, годом, когда был выведен сорт.
Фестиваль сирени проходил почти ежегодно, и каждый раз было многолюдно. На фестивале можно было увидеть юных девушек, пришедших за красивой картинкой, основную часть составляли семьи с детьми, но были и специалисты по ботанике, и влюблённые пары.
– Представляешь, как будет красиво, когда раскроются все цветы, нам надо вернуться сюда ещё раз, – сказала она.
– Обязательно! – Ответил он.
Почти каждый вечер он приходил к её дому после занятий, и вместе они искали, открывали новые места в родном городе, или, как сегодня, гуляли по парку.
У Пандухта было много тайных мест в городе, куда редко попадали людские взоры. Хотя, очень может быть, люди, жившие рядом, просто привыкли к этим местам, и особо не обращали внимания. А Пандухт находил эти дворы, изучал историю мест. Он рассказывал девушке об архитектурных формах зданий, о европейских зодчих, о меценатах и купцах, которые заказывали доходные дома.
«А знаешь, чем отличается Дорический ордер от Ионического?», «Вот смотри, это капитель Ионического ордера, она более плоская, у неё параллельные спиральные завитки, называются «волюта»...»
Поскольку, он собирался стать великим архитектором, то и подход к делу был серьёзным. Пандухт показывал блокнот с заметками об ошибках и упущениях в градостроительстве.
«Смотри, на этом участке был нарушен градостроительный регламент, надо записать в блокнот». Он собирался исправить ошибки и недочёты, когда ему это будет под силу.
Она слушала все его рассуждения. Ей нравились амбициозность, уверенность с которой он шел к своей мечте.
В какой-то мере она была такой же.
И вот настало время познакомить его со своим миром.
Было решено пригласить Пандухта на свою тренировку.
Утром он приехал за ней, и вместе они пошли в сторону хореографического училища.
Вместе поднялись по узкой лестнице с деревянными перилами на третий этаж. Она вошла в раздевалку, а он в дверь рядом, с надписью «зал для занятий».
Ранний свет внутри танцевальной комнаты падал из огромного окна, которое начиналось от пола и аркой покрывало почти всю стену. Зеркала создавали иллюзию бесконечного пространства.
Агриппина, так звали девушку, вошла в зал уже в балетном купальнике и в пуантах, как, впрочем, и все остальные балерины, одетые почти одинаково, – каждая, как хохолок одуванчика, который от лёгкого дуновения Зефира оторвался от цветка и летит по залу, пока не найдёт себе место приземлиться.
Разного вида разминки и растяжки чуть утомили Пандухта. Он, конечно, понимал, какой это труд, особенно если заниматься каждый день.
Когда первая часть закончилась, девушки по одной, иногда и группой, начали показывать танцевальные движения, крутились, взлетали, создавали круг. С края комнаты появилась Агриппина, в белой пачке и с диадемой на голове.
Он с благоговением наблюдал, как она двигалась с лёгкой утончённостью, каждый шаг и поворот были плавными и казались невесомыми, словно гравитация Земли не в силах была удержать её, она скользила по танцполу и крутилась, как белоснежный вихрь посреди бесконечности. Он не в силах был отвести взгляд.
По мере того, как музыка нарастала, движения становились всё более запутанными и сложными. Она как будто растворилась в танце, мир вокруг неё исчезал, она отдалась музыке и искусству движения. На мгновение и он замер, забывая обо всём на свете, и только когда прозвучала последняя нота, они вернулись из мира грёз.
Агриппина повернулась к Пандухту в поклоне и посмотрела прямо в глаза, она танцевала только для него.
Она была «Богиней», как в их первую встречу у чёрной лестницы;
– Что скажешь? Тебе понравилось?
– Очень! И Агриппина Акоповна** тоже была бы довольна, – сказал он, понимая, что сравнение точно ей по душе. Он прочитал про неё перед приходом сюда.
– Спасибо, – смущаясь, произнесла девочка и, взяв его за локоть, дёрнула к себе, – иди сюда, я научу тебя танцевать, ты же не оставишь меня одну на выпускном балу.
***
Выпускники выходили из автобуса номер 816, с надписью «заказной», и становились в ряд, дожидаясь приглашения для торжественного входа через ворота во двор дворца.
Прозвучали трубы, забили барабаны, и медленно открывающиеся золотые ворота впустили собравшихся во двор.
Выпускникам открылся великолепный вид дворцового парка, полный пышной зелени и усеянный мраморными скульптурами богов и муз. Воздух был наполнен сладким ароматом роз и звуками классической музыки в исполнении живого оркестра.
Вдалеке была слышна журчащая вода из фонтана в центре парка. Красная ковровая дорожка от входа в парк ко дворцу, по которой шли выпускники, была окаймлена идеально ухоженными живыми изгородями. Все шли так, как подобает обстановке, по-королевски, медленным шагом, каждая девушка чувствовала себя принцессой или королевой, в длинных бальных платьях, с вечерним макияжем и причёсками.
Основные мероприятия – вручение дипломов и бал – должны будут состояться в большом тронном зале, который был украшен огромными цветочными композициями. Проходя по залу к назначенным местам, присутствующие не могли не чувствовать себя частью грандиознейшего события. Атмосфера была волнительная, выпускники переглянулись, обменялись улыбками, зная, что этот момент они никогда не забудут. И наконец, ведущая стала вызывать выпускников одного за другим для вручения им дипломов, под аплодисменты родных и друзей.
Когда церемония вручения дипломов закончилась, начался бал.
Несколько выпускников, вместе с ними и Агриппина, готовились к представлению небольшого балетного спектакля в качестве сюрприза для своих семей и учителей.
Импровизированная сцена превратилась в сказочное царство на фоне мерцающих огней хрустальных люстр дворцового зала.
Заиграла музыка, и танцоры, своими движениями, начали рассказывать историю любви, утраты и триумфа.
Публика была очарована, тронута красотой и эмоциональностью представления. Это смотрелось прекрасно, но выпускникам увы не было суждено отметить начало новой главы в своей жизни, так беззаботно, как бы им хотелось.
***
Мой дорогой Пандухт, уже месяц как от тебя нет известий. Надеюсь, ты хорошо себя чувствуешь, и у тебя просто нет времени написать мне письмо.
Не хочу даже думать, что ты ранен, пожалуйста, береги себя.
Это был твой выбор, и я приняла его. Ты знаешь, что я всегда поддерживала твои мечты и амбиции, но должна признаться, что хотела бы, чтобы ты не был на войне, я до сих пор не согласна с твоим решением. Ты так молод и умён, такие люди, как ты, не предназначены для армии, они должны служить другому делу, и мне кажется несправедливым, что нас разделяют километры.
Дорогой, я понимаю твоё чувство долга к родине, я поняла о твоём решении в тот же миг, когда после нашего выступления декан взял микрофон и объявил новость о начале войны. Ты сразу решил, что будешь защитником нашей страны, и я горжусь тобой.
Когда я начала писать это письмо, нахлынули воспоминаниями о нашей первой ночи вместе.
Помнишь? Конечно, ты помнишь, как ты сразу повёл меня за руку, и мы ушли от тревожного шороха голосов толпы, растерянными и не понимающими, что делать дальше.
Мы шли с тобой по парку, куда глаза глядят, провожая начало заката, и нашли эту маленькую китайскую беседку, которая и стала нашим любовным гнездом.
Твоя любимая жемчужная серёжка, которую ты там дал мне на хранение, всегда со мной, я ношу её на цепочке, как кулон. Смотрится красиво, тебе бы понравилось.
Я хочу, чтобы ты знал: я всегда буду ждать тебя. Наша любовь бесконечно сильна, чтобы выдержать расстояние и страх, которые приносит эта война.
Я буду думать о тебе каждый день и молиться за твою безопасность.
Пожалуйста, вернись ко мне, любовь моя. Вернись с мечтами, которым суждено воплотиться. Я буду здесь, жду тебя, твоя Агриппина.
***
– Как думаешь, долго мы тут торчать будем?
– До конца караула ещё долго, так что сиди спокойно да гляди в оба, а то упустишь диверсантов.
– Самый умный, да? А чё ты валяешься там, может, подменишь меня тогда, со своим орлиным взором, или письмо строчишь своей красавице? Она, небось, нашла тебе замену, ты же можешь и не вернуться, чё тя ждать-то.
– Не лезть не в свое дело. Выйду на лестничную площадку поссать, потом подменю тебя.
– Хорошо.
Аккуратно вложив листок в маленькую записную тетрадь, Пандухт встал, убрав её во внутренний карман куртки, и направился в сторону дверного проёма.
– Ложись! Дрон!
«Ты должен это сделать, слышишь! Ты должен!» – убеждая себя, он полз, таща за собой раненые ноги по холодному граниту винтовой лестницы вниз, во тьму.
«Нет времени, надо найти укрытие и ждать наших».
Он чувствовал сильную боль, бьющую от ноги в голову, но, в отличие от боевого товарища, ему повезло, он жив, и постепенно боль в ноге как будто начала притупляться, с каждой ступенькой.
«Как же хрупка жизнь, её можно отнять в одно мгновение».
Сейчас не время для философии, сосредоточиться на выживании, вот что главное, вернуться к ней живым и, может быть, даже в здравом уме. Вернуться в любимые места… Чтобы увидеть себя другого? Понять, что я уже другой? и она другая?
А может, она меня уже и не ждёт?
Наконец, добравшись до укрытия, он закрыл глаза и глубоко вздохнул. Его тело было изнурено усталостью. Часть трудного пути пройдена, глаза закрывались, хотелось покоя, тёплого солнца, пения птиц, улыбающегося лица Агриппины.
Война это про физическое, его суть – захватить. Но это есть суть человека, а о мире и любви мечтают романтики.
Среди хаоса и разрушения его разум вызывал в воображении образ Агриппины, её красоту и грацию, – как её волосы мягкими волнами ниспадают на спину.
Мысли вернулись к тёплому летнему выпускному вечеру – китайский павильон, прикосновение к её мягкой коже, как их тела двигаются в унисон, её сверкающие глаза в свете луны.
И непонятно откуда в голове начала играть увертюра к «Силе судьбы»***.
«Дам, дам, дам, дам, дам, дам, да ра рам, да дарам».
*
– Алло, скорая! Парень упал в лестничный пролёт. Да, жив. Без сознания, приходит в себя. На вид около двадцати лет. Нога вывернута. Да, вход со стороны чёрной лестницы, запишите адрес.
– «Богиня».
____________________________________________________
* Пандухт – (арм.) 1. странник, 2. имя.
** Агриппина Ваганова – артистка и педагог русского балета.
*** «Сила судьбы» – опера Верди.
Посвящается 44-дневной войне в Арцахе (Карабах)
2020 –2022
Свидетельство о публикации №222090301517