Любовь по-русски

В школе литература была какая-то казенная. Но стоило открыть биографии, письма или мемуары авторов, то иначе воспринималось все рассказанное на уроках.
Любовь 33-летнего поэта и 15-летней грузинской аристократки продлилась считанные месяцы, но память о ней хранила всю жизнь.

После смерти мужа Нино не снимала траур всю жизнь. И всю жизнь тратила огромные суммы на благотворительность. После гибели мужа Нина воздвигла памятник Александру Грибоедову на горе Мтацминда — пьедестал из черного мрамора и изваяние плачущей вдовы, охватившей руками крест, с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» Ей было всего 46, когда она умерла от холеры. Ее последние слова: «Что только не перенесла твоя бедная Нина с той поры, как ты ушел. Мы скоро свидимся, свидимся… и я расскажу тебе обо всем. И мы уже навеки будем вместе, вместе…»

И это была действительно вечная любовь, которая, как мне кажется, могла бы стать символом всех влюбленных. И почему-то символом любви и семьи у нас становится не Нина Чавчавадзе,  а Петр и Хавронья. Как антитеза Дню св. Валентина, празднику геев?  Или это символ поколения промытомозгих, кругозор которых равен нулевому радиусу, потому и  символом семьи стала гулящая девка?

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - памятник древнерусской агиографической литературы середины XVI века, созданный писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий. Жанр - СКАЗКА. Не призываю читать, сюжет коротко изложен в Википедии. Смысл сказки - стремления героев умереть вместе и соединение их после смерти. Сказка церковникам понравилась.  И наших героев-любовников канонизировали как святых.  Сказка написана на основе предания, которые существовало в устном виде. Суть которого изложу. Жила-была крестьянка, придурковатая, неверующая. В деревне ее недолюбливали и боялись. Знала она магию и присухи. Умела лечить болезни. Князя тоже лечила, но оставляла одну болячку на теле, с тем чтобы он возвращался вновь. Он с ней переспал, но жениться не захотел.  Суть этой истории - болезнь и шантаж. На старости они не были вместе. Он ушел в мужской монастырь,  она - в женский. И где же заповедь: "И в горе и радости вместе"?

Но это ещё не всё. По ночам они переползали в один гроб. Это чем-то напоминает старинный обряд жителей Мадагаскара -  танцы с мертвецами. Это, скорее, тема Альфреда Хичкока, а не православные истоки скреп. По сути, это байка про зомби-любовь.

Считать Петра и Хавронью образцом семьи, а не агрессивным карнавалом пошлости, могут только те, у кого ампутирована душа.


Рецензии