Побочная личность

Побочная личность. Анализ сериала Дэвида Линча "Твин Пикс".

Согласно линчеведческой парадигме современности, на соборный хор образов и жестов, на невербальные вибрации приходится основная масса смыслов «Твин Пикс»,  тогда как доля видимых в простейший зрительский глаз реплик и диалогов несущественна. Двукратное увеличение – приём, дающий возможность наблюдать отдалённые слабые символы. В «Огонь, иди со мной» Лиланд/БОБ после убийства Лоры направляется в Гластонбери Гроув и попадает в Красную комнату, где Майк и карлик исполняют унисональный дуэт, требуя отдать им гармонбозию, причём Человек из другого места стоит слева (изображая масскультного чёртика) от занимающего около половины площади поверхности кресла Майка, держась за его плечо. Далее следует небрезгливая репрезентация гармонбозийной трапезы красного карлика, затем зритель любуется художественно вырезанными сценами, и наконец действие повторно заворачивает в Красную комнату, на этот раз к Куперу и Лоре, которые воспроизводят с ортогонально-диагональным сдвигом транзакцию духов Чёрного Вигвама: Купер возвышается над сидящей Лорой, дотрагиваясь до её плеча, в воздухе плывёт ангел (перед Майком висел Лиланд).

Столь пропорциональный повтор не позволяет отнести ладонь, кладущуюся на пояс верхней конечности визави, к случайной, нерелевантной, факультативной жестикуляции. Вероятно, в невербальной лаборатории Линча прикосновение к плечу схематически иллюстрирует процесс синтезирования сложных персонажей из более простых. Это значение кажется фронтальным, учитывая историю Майка, который долгое время был приятелем и сообщником БОБа, но однажды узрел Божий лик, раскаялся в своих грехах и погрешностях и, выполняя рекомендации Христа, отсёк себе левую руку. Танцующий человечек в красном костюме представляется Куперу как «Рука», а применяя претензионный порядок урегулирования спора о собственности на гармонбозию, он кладёт свою ладонь именно туда, где у закадычного друга Боба Лайдекера находилась левая рука. Очевидно, данный коммуникативный акт имеет юридическую силу и носит реституционный характер, а значит, отсечённая рука возвращается на прежних правах работнику Circle Brand Boots, пусть не в натуральном виде, а в кэррипейджкузенном выражении, то есть посредством прикосновения к плечу целое и часть метафорически воссоединяются для хозяйственных надобностей, хотя остаётся неясным кто к кому в реальности припаивается, какая личность – Майк или карлик – является подлинной и самоценной, а какая зависимой, придаточной, обслуживающей другую, главную личность: всё-таки чужая длань, покоящаяся на трапециевидной мышце, удостоверяет доминирующее отношение жестикулирующего к адресату. Похоже, зло вновь овладело душой Майка.

Допустим, аналогичная метафора эволюционного укрупнения персонажей, их интеграции, слияния и единства расправляет плечи и в финальной сцене «Огонь, иди со мной», в сцене со счастливыми, смеющимися Лорой и Купером в Красной комнате. Это означало бы, что Лора и Купер являются одним и тем же действующим лицом, одной и той же личностью, точней, что Купер должен быть частью личности всеобщей любимицы Твин Пикс подобно тому, как карлик обладает всеми признаками обособленного подразделения Майка. Сходство поз – веский довод в поддержку теории, согласно которой Лора и есть Мечтатель, а её смерть и последующие события произошли во сне; травмированная насилием со стороны отца, она придумала себе защитника: благородного агента ФБР. В финальной сцене прикосновение к плечу не выглядит тактильной бестактностью, иными словами, воссоединение гармонично, жест символизирует преодоление внутреннего конфликта и духовное исцеление.


Рецензии