Горбатые ловчие субмарин. Флотское эссе. VIII

                Горбатые ловчие субмарин. Флотское эссе.  VIII

   
       В 1916 году Россия , следуя  мировым  тенденциям развития «москитного» флота, закупила  в Америке  сорок сторожевых   катеров, водоизмещением  12 тонн. Они обладали неплохой  скоростью до 25 узлов,  были вооружены 47-мм пушкой, 30-мм пулемётом Виккерса  и могли нести на борту   мины и глубинные бомбы.  Все они были приписаны к Черноморскому флоту и осуществляли охрану  прибрежных российских акваторий, в том числе и против  подводных лодок.  Конечно, это не были  противолодочные катера в полном смысле этого термина. На них не стояли сонары, только в конце войны их стали  оснащать несколькими   глубинными бомбами  на борту. Они противодействовали надводным целям и, до тех пор, пока  лодка противника находилась в надводном положении, катера эти    выполняли противолодочную  задачу.
     К концу первой  мировой сформировался образ корабля  специально предназначенного для поиска и уничтожения  подводных лодок.  Это мореходный маневренный  корабль сравнительно небольшого водоизмещения, способный находиться  довольно продолжительное время  в открытом море и  длительно поддерживать  скорость до 20 узлов. Он должен выдержать артиллерийскую дуэль с подводной лодкой, если её командиру вдруг взбредёт в голову ввязаться в неё. Поэтому на борту такого идеального для  времён первой мировой противолодочника  должна находиться пушка, не уступающая калибром  орудиям вражеских субмарин. Впрочем, калибр орудия на немецких субмаринах  быстро вырос      с 50 мм на довоенных  образцах до 88 мм в начале войны и достиг 105 и даже 150 мм. Однако, условие это является обязательными, но недостаточными.  И только наличие на борту такого корабля  шумопеленгатора или сонара,  комплекта глубинных бомб и устройства, пусть примитивного, для  их сброса, превращает обыкновенный  сторожевой катер в  охотник  или истребитель подводных лодок. А если соединение таких кораблей оснащено ещё  радиостанциями для  обмена оперативной информацией между собой и базой, то подводным разбойникам  придётся  тяжко в акватории, где действует такое соединение. 
   В дальнейшем развитие  класса противолодочных  кораблей будет соотноситься с развитием  подводных лодок. Каждый раз появление всё более совершенных подводных лодок вызовет  создание  противолодочных кораблей, способных вести с ними борьбу. Всё это будет в будущем, а пока , на ближайшие два десятка лет  два американских истребителя SC-1 и SC-2 станут каноническими прототипами и эталонами двух видов  противолодочных кораблей - малый охотник и большой охотник.  Две эти ветви просуществуют до начала шестидесятых  годов, когда они объединятся  и образуют подкласс малых противолодочных кораблей (МПК).
    В Россию эти первые по-настоящему  противолодочные корабли попасть уже не успеют. Победой стран Антанты  завершится   Первая мировая война, а в  России  начнётся странная   война - война  против всех и против  себя самой.

       Несмотря на  победу над Германией в Первой мировой, англичане  не могли  забыть   ужас  подводного террора, которые им устроили немецкие  субмарины, поставившие под большой вопрос статус  Великобритании, как  могучей   морской державы.  Чтобы этот кошмар не повторился никогда,  по Версальскому   договору,  в котором юридически   были зафиксированы  итоги первой мировой войны, поставленную на колени Германию лишили права  иметь подводный флот, впрочем, как и надводный, и как многое другое, включая репарации,  территории и национальное достоинство.   А кроме  Германии, кто   более  в мире мог   бы угрожать  из-под воды  английским интересам? Разве что американцы…  Так  англичане  одним махом разрешили  проблему противолодочной обороны   после первой мировой войны и приказали себе  «забыть Герострата». Англия, до последнего момента  находящаяся в авангарде разработки и  внедрения  технических и тактических новшеств в борьбе с подводной угрозой, потеряв достойного соперника, потихоньку свернула непрестижные и дорогостоящие работы по развитию противолодочных систем и мирно почивала  на "версальских" лаврах.
     Раз уж мы коснулись военно-морской дипломатии, то  нелишним  будет напомнить занимательный исторический факт, касающийся  развития подводного флота.  На мирной конференции в Гааге 31 мая 1899года  почему-то именно  Россия  поставила  на обсуждение сообщества вопрос о полном запрещении  подводного оружия.  Быть может потому, что Россия на тот момент  не имела на вооружении ни одного подводного судна и, находясь в курсе   разработок  подводных лодок  в промышленно развитых  странах, решила вбросить пробный дипломатический шар для изучения реакции других государств  на  нарождающийся новый вид вооружения.  И, внимание!  Никто иной, а  именно Германия горячо поддержала  это предложение России и была в числе  4  держав  проголосовавших  «за».  Россия   почему-то воздержалась от голосования за собственную  инициативу.  Против проголосовали  девять государств, предложение не прошло. Через пятнадцать лет  Германия  уже не в дипломатических кабинетах, а  на  море     дала некоторым  сторонникам подводной войны  сполна прочувствовать на собственной шкуре цену   подводного фунта лиха.
     После Версаля не только в  Англии, но и в мире серьёзно вопросами  противолодочной борьбы не занимались.  Развитие  противолодочных систем законсервировалось   и оставалось на уровне  конца первой мировой войны. Более того,  противолодочные корабли, построенные в  1917-1919годах постепенно выходили из строя, их число  во флотах ведущих морских  государств с годами неумолимо сокращалось. Так в ВМФ США более десяти лет не поступали  охотники за подводными лодками и в начале тридцатых годов в составе  ВМФ их оставалось буквально несколько  единиц, построенных  ещё в период первой мировой.   Германия, главная мировая  подводная сила, находящаяся в оковах Версальского договора, переживала   череду глубоких  политических и экономических кризисов и никакой военной угрозы  в ближайшем будущем, похоже,  не представляла.
     Однако, в начале тридцатых годов мировые державы с ужасом обнаружили, как  германский военный дух начал возрождаться, взяв  на вооружение  идею реванша и чудовищную идеологию крайнего, непримиримого и  агрессивного  немецкого национализма – фашизма.  Начали созревать плоды унизительного  и грабительского для Германии    Версальского  договора. 
     Теперь, не объявлять же новую войну,  Великобритании, главному бенефициару  Версальского договора, пришлось ступить на скользкую   дорожку уступок и попустительств  немецким сумасшедшим  притязаниям.  В 1935 году  Англия великодушно разрешила  Германии  иметь флот, в том числе  тяжёлые ударные корабли в соотношении 35 процентов к собственному  тоннажу  и  подводные  лодки   в соотношении 45 процентов  от тоннажа английского подплава.  Призрак подводной войны вновь замаячил над миром. Вспомнились   ужасы  неожиданных и коварных ударов  из глубины, сотни военных,  торговых и даже пассажирских судов, потопленных подводными лодками.  И в начале тридцатых годов, впервые с времён окончания первой мировой войны одновременно во всех морских государствах США, Англии, Франции, Японии  спешно развернулись  опытно-конструкторские работы по  созданию новых  противолодочных кораблей, систем  и оружия их оснащения.  В Англии  и в США почти одновременно  были  разработаны  принципиально новая   система  обнаружения  подводных лодок  в подводном положении, которые фактически  позволяли видеть  подводного врага   и даже  определять параметры  цели, с помощью   использования принципа  подводной эхолокации.  Знаменитый  «асдик», так называли прибор в Англии, новое секретное  противолодочное  средство, казалось,  поставил крест на  использовании   подводных лодок.  Так считали  многие  оптимисты, и  договор  1935 года  между Германией и Англией, по которому  Германии разрешалось иметь мощный  подводный флот, похоже, стал следствием опасного  заблуждения англичан  на счёт потенциальных  возможностей  своего  «асдика».         
     В Америке сразу вспомнили о полузабытых  судостроительных фирмах, владевших технологией   серийного выпуска  истребителей подводных лодок, часть из которых уже не существовала, остальные  прозябали на  частных  единичных заказах. В первую очередь, конечно, вспомнили знаменитую некогда фирму «ЭЛКО», на которой  в 1917 году был разработан и построен первый противолодочный  корабль.  В 1937 году военно-морское ведомство США объявило конкурс на лучший проект малого и большого охотника за подводными лодками. В качестве прототипа  малого охотника было предложено использовать   проект  старого110 футового охотника, который во времёна первой мировой, как  известно, успешно выступал в роли большого охотника. Малый 80-футовый американский охотник ещё в конце  первой мировой перешёл в разряд сторожевых катеров.
     Специалист управления кораблестроения тот же самый капитан Суоссе, автор проекта прототипа, предложил проект малого охотника, которому вновь отдали предпочтение.  Новый малый охотник капитана Суоссе   водоизмещением уже 136 тонн  за счёт увеличения ширины   имел серьёзное противолодочное вооружение, включая новинку - реактивные бомбомёты  «Мауструп», малогабаритную версию знаменитого английского противолодочного «ежа», реактивной бомбомётной установки «Хеджехог»  Два  мощных дизеля по 1200 л.с. обеспечивали скорость до 22 узлов, против  18 узлов прототипа.  Масштаб серийного строительства новых охотников был впечатляющим даже по американским  меркам – 435 кораблей! Дошли они и до ВМФ СССР. В 1943 году по ленд-лизу более 70 единиц новых малых охотников пополнили Северный и  Дальневосточный флота. В СССР малый американский охотник  классифицировали, как большой охотник с обозначением  БО-1. Такая  классификация совсем  не означала того, что,  мол, всё малое в Америка считается большим в России.


Рецензии