Федор Кузьмич

       В 1864 году в Томске в возрасте 80 лет, умер Федор Кузьмич – ссыльный бродяга из Пермской губернии. Современники вспоминали, что при этапировании в ссылку в Томскую губернию Федор Кузьмич Кузьмин, был единственным арестантом,  которого не заковали в кандалы. Местом поселения Федора Кузьмича должна была стать деревня Зерцалы, ( ныне, это Ачинский район Красноярского края) но поселен он был при Краснореченском винокуренном заводе, жил в отдельном домике, построенном специально для него местными казаками.

       В  виду того, что старец был очень религиозен и стремился к уединенному образу жизни. К физическим работам он, в виду, преклонного возраста уже не привлекался, жил как монах. А поскольку был в передвижениях не ограничен, Федор Кузьмич начал странствовать по близ лежащим населенным пунктам, а чтобы заработать на пропитание,  по деревням учил детей грамоте, как мог помогал жителям советами, заботился о больных и слабых, в общем вел жизнь праведника и наставника, причем денег ни с кого не брал, довольствовался только тем, что дадут, в основном продуктами питания – этим и жил.

            Но вот приезжий из Петербурга – казак Березин, внезапно опознал в Федоре Кузьмиче покойного императора Александра Первого, которого он якобы живя в Петербурге, неоднократно видел, и ошибиться не мог.
Моментально эта весть облетела всю округу, люди стали внимательно поглядывать на странного старца. Нашлись и другие очевидцы, которые тоже подтверждали сходство «отшельника» с покойным императором Александром Павловичем. Недовольный повышенным внимание и заинтересованностью населения к своей персоне, Федор Кузьмич удалился в деревню Зерцалы и поселился в семье беднейшего крестьянина, где прожил следующие десять лет.
               
              Но уже в 1849 году, он снова селится в селе Краснореченском, где его иногда навещает Иркутский епископ Афанасий и с которым Федор Кузьмич подолгу вел беседы, преимущественно на французском языке. Согласитесь не каждого бродягу, посещают такие высокопоставленные особы, тем более в ссылке. Да и довольно странно видеть поротого, плетьми битого ссыльного бродягу, свободно разговаривающего на французском языке. Также старца посещает и архиепископ Томский – Парфений, а в 1850 году келью старца посетил граф Лев Николаевич Толстой и очень долго беседовал с ним.
          
                Говорят, что Кузьмин вел очень активную переписку с Санкт-Петербургом, и я не поверю, что у находящегося в ссылке бродяги, коим он официально числился, не перлюстрировали корреспонденцию, тем более адресованную столь важным особам, как Великий князь, Лев Толстой, другим влиятельным вельможам и наконец самому императору Российскому, что-что, а сыскное управление в России всегда работало очень качественно и оперативно. Разумеется таинственный, ссыльный бродяга благородного вида и со знанием нескольких иностранных языков, не мог не вызвать интерес не только простого народа, но и местного Сибирского чиновничества, а уж они то и портреты императоров видели, да и лично в столице бывали. Говорят, что на вопросы и просьбы приоткрыть завесу тайны, Федор Кузьмич уклонялся и вежливо, но категорично отвечал, что сделать этого не может, поскольку нарушит слово данное Богу. Даже на смертном одре он не стал исповедоваться, чтобы не нарушить клятвы. Ну ладно, на смертном одре, дело как говорится сугубо личное, но чтобы таким вот «макаром» уклоняться от ответов полиции, я себе представить не могу, если конечно не было, полиции, на это указаний свыше.
 
             Уже после Октябрьской революции в 1921 году, специальная комиссия, состоящая из медиков, и историков, на основании Постановления исполкома Петросовета, вскрыли усыпальницу Александра Первого – в Петропавловском соборе. Гробница императора была пуста.

             Могилу Федора Кузьмича Кузьмина тоже найти не удалось. По преданию он был захоронен на территории Алексеевского монастыря в Томске. На его могиле была надпись: «Здесь погребено тело Великого Благословенного старца Федора Кузьмича, скончавшегося 20 января 1864 года», на его могиле была построена часовня, которая в период революции и гражданской войны, была разрушена, могила затоптана, а место захоронения забыто. Образ Федора Кузьмича был причислен к лику святых, как праведник – Федор Томский.

                К сожалению, вопрос установления личности Федора Кузьмича до сих пор не решен окончательно, ну а версий, что император, бросив трон сам ушел в «народ» - множество, и основная, это замаливание греха отцеубийства.
Молва о Федоре Кузьмиче, была настолько популярна и правдоподобна на Руси, что по инициативе Великого князя Николая Михайловича, была сделана сравнительная экспертиза почерка Александра Первого и почерка старца Федора Кузьмича. Якобы несколько опытнейших графологов с мировым именем проведя экспертизу, пришли к выводу, что писали два разных человека. Это заключение, Великий князь, даже почему то выслал для ознакомления графу Льву Николаевичу Толстому, т.е. как бы говоря,  мол, вот, не он это, успокойтесь.  Я думаю графа, это заключение не удовлетворило, и он ответил очень уклончиво: «Пускай, исторически доказана, невозможность соединения личности Александра и Кузьмича, легенда остается во всей своей красе и истинности. Я начал было писать на эту тему, но едва ли не только кончу, но едва ли удосужусь продолжить…  А очень жалею. Прелестный образ». Я думаю, что Великий князь, отсылая заключение Толстому, просто дал ему понять, что не его это дело, и не стоит раздувать и посвящать в него еще более широкий круг людей, так как знал авторитет и популярность великого писателя.
Да оно и понятно, империи это просто было невыгодно и стыдно, а ведь Толстой то до этого  экспертного «заключения», уже побывал в Томской губернии и лично виделся с Федором Кузьмичом, и хоть Александр Первый умер, когда Лев Толстой еще не родился, он хотя бы по портретам должен был его узнать. Царь это или нет.

                И до сих пор вопрос является ли Федор Кузьмич и Александр Первый одним и тем же лицом, остается неразгаданной тайной. Есть много точек зрения по этому вопросу и сейчас, в наше время. Как вы понимаете, всех устроило бы  всего лишь одно заключение – да или нет. Например, директор государственного архива РФ, доктор исторических наук, профессор Мироненко Сергей Владимирович считает, что Александр Первый умер в Таганроге 19 ноября 1825 года, а все остальное это вымысел, красивая легенда и больше ничего.

                Графолог, Лариса Дрыгваль  уверена, что проведенная почерковедческая экспертиза рукописей как одного объекта, так и другого, показывает схожесть, причем весьма высокую по очень многим психологическим особенностям. А вот, тоже, очень известный историк, член-корреспондент Российской Академии наук Сахаров Андрей Николаевич,  думает что Федор Кузьмич и император Александр Первый это одно и тоже лицо, и он в этом уверен на 100%.  Точно так же и японские графологи, которые провели компьютерную обработку  представленных им образцов почерка,  пришли к выводу, что это писал один и тот же человек.

                Сахаров, приводит еще несколько доводов так или иначе указывающие на  необычность и таинственность, не только смерти императора Александра Павловича, но и его похорон. За неделю до своей смерти, находясь в Таганроге, император получил донесение от унтер-офицера Шервуда Ивана Васильевича, в котором говорилось, что в России готовится государственный переворот, целью которого является свержение и физическое устранение всей императорской семьи, и установление в государстве республиканского правления.

                После этого донесения, император якобы проводит беседу со своей супругой Елизаветой Алексеевной, причем длится эта беседа тайно несколько часов кряду, вызывая недоумение у приближенных. О чем могли говорить супруги, мы можем только догадываться, например император мог уговаривать свою жену в том, что ему нужно исчезнуть, «умереть», и что только таким образом удастся сохранить не только трон, но и жизнь всей семьи, и возможно, что он все-таки ее в этом убедил. Вероятно, так все и делается в таких случаях, они обсудили детали, так как правдоподобность такого, не только политического, но и физического «трюка» должна была быть не только убедительна и очевидна, но и трагически помпезна, а для этого должны были быть помощники и единомышленники, причем из самого ближайшего окружения. Ну, в первую очередь это естественно должны были быть врачи, личные лекари императора. Акт о смерти, столь важный  и необходимый документ, был подписан врачами: Яковом Васильевичем Виллие, и Кондратием Карловичем Стофрегеном, ими же подписан и протокол вскрытия тела усопшего императора.
                По мнению профессора Андрея Сахарова, с большой вероятностью к делу кроме императрицы, причастны  были так же и генерал-адъютант Петр Михайлович Волконский, ну и естественно выше перечисленные медики; лейб-медик баронет, Яков Васильевич Виллие, Кондратий Стофреген – личный врач императрицы Елизаветы Алексеевны, доктор Тарасов Дмитрий Клементьевич и еще вероятно несколько приближенных людей, в любом случае это был узкий круг очень преданных императору лиц, что позволило осуществить задуманный им план с блестящим результатом.
                Правда, как пишет Андрей Сахаров, не обошлось и без шероховатостей – все-таки не профессионалы, почему например императрица не пришла не только на панихиду, она не явилась даже на похороны. Допустим этот казус можно объяснить состоянием здоровья Елизаветы Алексеевны, но как объяснить отсутствие преданнейшего императору, его личного друга генерал-адъютанта Петра Волконского.
                И вообще по какой то, никому неизвестной причине, гроб с телом усопшего императора, для всеобщего обозрения не открыли и похороны проходили ночью. Гроб был открыт только один раз, специально для царской семьи, и человек в нем лежащий, по словам очевидцев, был сильно не похож на императора. К тому же совершенно излишен был выкрик его матери Марии Федоровны: «Да, это он! Это мой сын», как будто кто-то мог сомневаться, что в гробу лежит император Александр, таким образом, этот возглас мог означать, что и матушка императора была посвящена в эту тайну.
               
                Согласно версии Андрея Сахарова, в тот день, когда император Александр Павлович якобы скончался, его на зафрахтованной шхуне переправили в Крым, а оттуда в Палестину, где он прожил несколько лет инкогнито. Впоследствии, очень вероятно, что он находился долгое время в Киево-Печерской Лавре, и все это время имел переписку со двором, так что его брат император Николай Первый, тоже был в курсе всех этих дел.

                Тогда становится понятным, почему так называемому Федору Кузьмичу, удавалось без всяких осложнений проживать под надзором полиции и оставаться при этом как бы в привилегированном положении. Совершать свободные передвижения, заниматься просветительской деятельностью, посещать храмы и монастыри, вести переписку с высокопоставленными особами в Петербурге, будучи уверенным, что его корреспонденция не будет перлюстрирована, а точно дойдет до адресата в оригинальном состоянии.

                То есть, так называемый Федор Кузьмич, официально ссыльный поселенец, одновременно находился под неусыпным оком государства, но не как преступник, а как секретный субъект этого государства, находившийся под контролем и опекой спецслужб. И только таким образом можно было оправдать это внимание оказываемое Федору Кузьмичу со стороны чиновников и священников всех мастей и рангов.


Рецензии
Очень интересное исследование о жизни Фёдора Кузьмича!
Хотелось бы пожелать автору выполнить аналогичную работу о
жизни и судьбе Елизаветы Алексеевны. Она также загадочна.
С уважением А. Горячев

Александр Горячев 3   17.03.2024 11:41     Заявить о нарушении
Внимательно прочитал спасибо.
С уважением.

Окороков Владимир   17.03.2024 12:12   Заявить о нарушении
На коллаже к тексту два разных человека.

Иван Цинк   26.03.2024 13:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.