Дом души

НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТИК

Меня крестили в 1970 году, в возрасте двух лет.
И как-то - не приучали к ношению нательного крестика.
Он хранился в домашней шкатулке.

А потом - и вовсе затерялся.
И в детстве, лет с 10-ти, я незаметно и постепенно - отходил от Бога.
Старался жить по своим похотям.
Что неизбежно приводит к краху.

Среднюю школу, например, я окончил худшим учеником класса.
И не потому, что был туп или безграмотен, но потому, что в меня вселился некий дух противоречия.
Я по поводу и без повода спорил и грубил учителям.
Стал ленивым, лукавым и своенравным.

И вообще - очень долго не признавал над собою никаких начальников и авторитетов.
Считал себя выше других на два порядка.
Не в смысле физического роста, но в смысле - ума и душевных качеств, например.
Тогда как мои друзья - были и умнее и чище.

Я не хочу сказать, что нательный крестик - некий магический талисман, хранящий от всех бед.
Но он, бесспорно, имеет мистическое значение.
И если ты крещен, крестик должен быть на тебе.
Напоминанием о том, что и ты - некогда облекся во Христа.

А поскольку вовсе не грешить мы не можем, то нательный крестик помогает нам каяться в грехах.
Указывает нам вектор в рай.
И неслышно, кротко и любяще - привлекает к нам благодать Божью.


БЛАГОДАРЮ

У гениального русского поэта Леонида Губанова (1946-1983) есть стихи с таким названием.
К сожалению, я не помню их наизусть и не могу скачать из инета: сайты почему-то недоступны.
Но хоть несколько строк - по памяти:

Благодарю, что я сидел в тюрьме,
благодарю за то, что шлялся в желтом доме.
Благодарю, что жил среди теней,
и тени не мечтали о надгробье.

..............................

Благодарю погост и продавщицу
за то, что я без паюсной икры
смогу еще полвека протащиться.

Благодарю зеленые глаза,
благодарю любовницу и рюмку,
благодарю за то, что образа
баюкали твою любую юбку.

.............................

Благодарю последнее мгновенье!


Губанов посвятил это стихотворение некой Веронике Лашковой.
Кто она и откуда - история литературы нам не сообщила.
В инете у нее есть тезки, но... это явно не она.
Даже девочка с таким именем что-то поет на Ютубе.

Стихи Губанова - вдохновляли меня очень.
В том числе и "Благодарю".
На его основе я написал не менее пяти текстов с таким названием (со ссылкой на первоисточник).
Где благодарил за очень разное.

Пожалуй, первый вариант приведу здесь:

Благодарю за то, что подыхал
от голода, пока вы только жрали.
Благодарю за то, что бардакам
навек "спокойной ночи" пожелали,

благодарю за вьюги канитель,
благодарю за Юга экивоки,
благодарю за мягкую постель,
благодарю за Западо-Востоки.

Благодарю за маникюр,
которым ты меня ласкала.
За гордецов благодарю,
которым предстоит Ла-Скала.

За Башлачева и за Галича,
за облегченное сознание,
за отягченное седалище,
за высшее образование...

Благодарю страну за гения,
за заблудившиеся гены,
благодарю за все гонения,
еще за крокодила Гену.

А главное - за то благодарю,
что ты меня не помнишь и не хочешь.
Благодарю за то, что на краю
я познаЮ объятья одиночеств!


Мой текст, написанный в 1998 году, - никому конкретно не посвящен.
Это некий манифест обиды, а не благодарности.
Как у Губанова, так и у меня.

Благодарить нужно искренне, от всего сердца.
А не просто поражать формой или образностью.

А кого и за что я могу по-настоящему благодарить?
В самые свои светлые минуты - всех, кого знал лично: и друзей и врагов.
Но эти минуты - бывают редко.

А обычно - я благодарю тех, кого люблю.
Таковых у меня человек 20.
Но главный один: моя супружница Мариночка-Вжик.

Еще я благодарю Бога.
И прежде всего за то, что Он, смиряя и испытывая, учит меня истинной любви.


МОЕЙ ДОЧЕРИ

Ах, Машенька.
Недавно тебе исполнилось 30 лет.
А я - не смог до тебя дозвониться, чтобы поздравить.
Да ты, наверное, и не ждала моего поздравления.
Не нужен тебе отец.

А вот ты мне нужна, доченька.
И чем больше проходит времени, тем больше ты мне нужна.

Маша, у меня к тебе сокровенная просьба.
Когда меня не станет, верни себе мое отчество, а не дяди Лёши.
Ты Игоревна, а не Алексеевна.
Мария Игоревна Туманова, по мужу В-ая.

И Ксеньюшка, когда подрастет, пусть узнает о своем родном деде.
Благо она - очень на меня похожа.

Маша, а скажи честно: что с тобою стало после Небуга?
Там ты была мне рада.
И относилась ко мне как к отцу.

А потом - тебя словно подменили.
Ни звонка, ни весточки годами.

Ну что же.
Как сказал-выдохнул евангельский разбойник на кресте: По делам моим достойное приемлю, Господи. Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем.

Ты тоже помяни меня, Машенька.
Мне и этого будет от тебя довольно.
И лучше - в Церкви, а не за столом с напитками.

Засим - целую тебя и Ксеньюшку.
Тешу себя надеждой - однажды увидеть вас обеих.
А уж сбудется или нет - этого я не знаю.

Дело ведь не в расстоянии, Маша.
И не в деньгах тоже.
Дело в тебе самой.

Твой фотопортрет

Словно лик Мадонны Боттичелли
в юности, в учёбе у небес,
Божии туманные качели
посреди рыдающих невест.

Как ты, Маша, всё-таки красива.
Истинно красива и чиста.
Знать, святая за тебя просила
и не обманулась у Христа...

Боже мой, мой первенец, мой почерк,
мой любимый маленький птенец,
может быть, однажды ты захочешь
встретиться с поэтом наконец...

Ну, ладно.
Да будет воля Божья над всеми нами.
Аминь.


МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

Я долго не мог его обрести.
Лет 30 точно.
Случайные работы, случайные ночлеги, нищета и изгойство.

Да просто Бог карал меня за грехи.

Сейчас - у меня есть место под солнцем.
Очень скромное, но есть.

Это наш с Мариночкой дом, мой письменный стол, где я провожу большую часть времени.
Это - наш Свято-Троицкий храм, расположенный буквально через дорогу.

Где-то это жизнь по Солженицыну.
Хотел сказать "по Розанову", но это уж слишком лестно.

Розанов, да и Солженицын, больше меня как писатели.
Но как люди - мы где-то на равных.
И наше место под солнцем - благословено Христом.


МОИ АПЛОДИСМЕНТЫ

Они адресованы, как ни странно, Леониду Ильичу Брежневу, выступающему с очередным докладом.
Слушать его от начала и до конца - выше моих сил, но аплодирую я искренне.
Аплодирую прежде всего тому, что Леонид Ильич превозмогает себя, зачитывая всё это.
Совершает над собою огромное усилие.

А Царствие Небесное - нудится усилием, как мы знаем из Евангелия Правды.

Да и что, собственно, ложного было в словах нашего Генсека?
Обычная статистика промышленности и сельского хозяйства.

И оглашать ее по четыре часа - не по чину главе государства.
Леонид Ильич смирял себя до зела.
НЕС СВОЙ КРЕСТ до конца.

И не гнал Церковь, как его предшественник Хрущев.
Он просто Ее не знал практически.
И в официальной советской идеологии атеизма - не ведал, что творил.


ШАМПАНСКОЕ ДЛЯ ДРУГА УТЯТ, или СЕРЬЕЗНО О ФИЛОСОФИИ, ДА-РА-ГОЙ

Ты, Дима, был когда-то философом.
Ошибался, конечно, кощунствовал даже... но человек ты, а не Бог.
И человек НАЧИТАННЫЙ.
Сиречь - ВОБРАВШИЙ В СЕБЯ ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГИХ.
От Платона до Лебедева-Кумача.

Не пора ли нам отряхнуться от прочитанного, Димон?
Поисповедоваться в храме Божьем?

Понимаю.
Что для тебя святые церковные таинства?
Ты и без исповеди все науки превзошел.

И Розанова, от исповеди буквально не отходившего, ты по правде не любишь.
Я не к тому, что все обязаны любить Розанова.
Я к тому, что РУССКОГО в тебе очень мало, Димон.
Русского, то есть ПОКАЯННОГО прежде всего.

Да ладно.

Ты не жди меня, ладно, Бог с тобой,
а что туго мне - ты не грусти.
Только помни: не дай Бог тебе со мной
снова встретиться на пути.

Это Высоцкий 1961 года, Димон.
И лучше я не скажу тебе здесь.

Тебе и "Письма сестры" были попущены только затем, чтобы смирить тебя перед Богом.
Но ты не только не смирился, но сделал из этого балаган.

И с чего ты взял, что религиозной философии быть не может?
Разве нельзя мыслить благочестиво?
Ну, нам с тобою - нельзя, согласен.
А вот Оптинским старцам 14-ти, например, очень можно, Димушка.

Философия истинная - не бывает сама по себе.
Философия всегда ЧЕГО-ТО.
Например, "Бесконечный тупик" - философия ЛИЧНОЙ ПРАВДЫ.
Но есть и правда ВСЕОБЩАЯ, Дима.
Или архетипическая.
Правда во Христе.
И такой правды - у тебя наберется абзаца на 4.

Ну что же.
И это хлеб.

Философия - очень хрупка, Дмитрий.
Ее невозможно выдавать томами.
Она ИСЧЕЗАЮЩА подчас, даже зафиксированная словом.

Но она - действительно есть.

Просто чтобы удержать ее в себе, необходимы личное покаяние и вера.
Без них - бесы всевают в ум всё, что угодно.
Делая это тонко, правдоподобно и как бы исподволь.

Ты никогда особо не верил, Дмитрий.
Но и безверному тебе - Бог дал дар философа.
А ты его - утерял.
Проел на грошовых устрицах.
На ереси, на умственном чванстве, на себялюбии, на той же секте "утят" - проел.

Ну согласен: бывают у тебя минуты просветления и ныне.
Но почему они бывают?
Лишь по одной причине: за тебя молятся те, кто верует в Бога и Церковь Его на земле.
И без их молитвы - ты бы уже и писателем быть перестал.

Ну, ладно.
Не веришь - не верь.
Но тогда уж молчи о святом.
Это - явно не твоя тема.
Да и не тема это, Дима, а суть жизни вообще.

Лучшее, что есть в "Тупике" - слово о Михаиле Осиповиче Меньшикове.
Ты праведно заступился за этого Божьего человека.

Да.
Всё это именно так.
Там ты - прав во Христе.

Но там же, в "Тупике", о происхождении Евангелия Правды ты наваял - что?
Какие евреи это "для себя" придумали?
Ты до сих пор не понимаешь, что похулил Духа Святаго.
И чтобы избыть этот грех, нужно каяться сугубо, Дима.

А об "Архипелаге" Исаича?
О Серафиме Саровском?

Всё это не просто ошибки, а провалы, рвущие полотно не только философской мысли, но и жизни твоей, Димон.

Ну, насчет Соловьева - ты прав в главном.
Но и там, обличая "великого философа" в бегстве с поля брани, ты как-то подзабыл, что и сам - откосил от Армии в свое время.
СЕБЕ ты это охотно прощаешь, да что прощаешь, не допускаешь мысли, чтобы тебе послужить.
"Ты не для этого рожден".
Прости же и Соловьева, что он - не солдат тоже.

Да и вообще, Дима, тебе у многих нужно попросить прощения.
Не кривляясь, а от всей души.
И прежде всего - у своего отца.

И самому - уметь прощать тоже.
Без чего твоя философия - мертвеет и гаснет на глазах.


АККОРДЫ ЛУННОГО ОРКЕСТРА

Они очень тихие всегда.
Их почти нельзя уловить.
Для этого нужно быть в скорби, например.
Сидеть ночью в темной комнате и плакать о себе.

Да можно и не плакать, а просто быть одному.
Смотреть на небо или прямо перед собою.
И тогда их можно услышать во Христе.
Луна музицирует для тебя лично.
И эта музыка - не имеет аналогов на земле.
Она ни на что не похожа.
Некие плавные фразы в боль души.
И тебе становится легче.
Ты засыпаешь умиротворенным.
И наутро - лунные аккорды звучат в комнате недолгим эхом.


ЧАСТНЫЙ ЭРОС ЛЮБВИ

Я не раз пытался зафиксировать его.
В стихах, в эссе - тоже.
Но настоящий эрос - почти недоступен взрослому человеку.
Он доступен... ребенку, а не нам.
Ребенку, еще не испорченному блудными страстями.

Ребенку, который не видел порно и не онанировал, например.

Вот, скажем, тебе 8 лет.
Ты стоишь у лотка с учебниками и выбираешь нужное.
А мимо - проходит девушка лет 19-ти.
Красивая, накрашенная, с длинными распущенными волосами, на высоких каблуках.
На руке у нее браслет.
Вишневый маникюр на длинных ногтях.

Она идет быстро, явно куда-то спеша.
Ты смотришь ей вслед и не горишь жаждой обладания, а именно ЛЮБИШЬ ее во Христе.
Любишь уже за то, что она - непохожа на других прохожих девушек.

Ты бы хотел подружиться с нею, но не знаешь как.
Да ее уже и не видно.

Но с того мига, как ты полюбил ее, она - в тебе навсегда.


ПО ПРОСПЕКТУ ПОБЕДЫ

Проспект Победы - одна из центральных улиц нашего города.
Возвращаясь с долгой прогулки, я всегда иду по нему.
Он состоит из элитных советских домов сталинской постройки.
А по первым этажам - различные учреждения и офисы.

Начинается Проспект с детской библиотеки.
Ребенком я бегал сюда не раз.
И не детские книжки меня интересовали, а Автомузей "Техники молодежи" и фото красивых женщин на обложках журналов.
Ну а какие там были журналы?
Ну, "Советская женщина", например.

Женские лица там были разные, конечно.
Были и советские.

Но однажды - я увидел там неземную девушку.
Она не была ткачихой или птичницей.
Она была богиней Эдема на земле.
Явно нигде и никогда не работала.

Мне даже показалось, что это иностранка.
Ну, возможно, и соотечественница, но - в 1977 году таких женщин почти не было в СССР.
Здесь еще не была развита индустрия красоты.
И если она сама довела себя до подобной степени ухода - это говорит о том, что она ЖИЛА этим просто.
Украшая себя для любви.

Дальше по Проспекту Победы - студия красоты "Салончик".
Но он наглухо задраен.
И у ступеней входа - пышно растут сорные травы.
Меня это удивило.
Почему туда заросла народная тропа?
Может быть, там оказывали некачественные услуги?

Нет.
Просто местные женщины - вообще не очень за собою следят.
А те, кто следит, а это в основном старшеклассницы, ходят в другие салоны.

На Проспекте Победы - живут прирожденные пенсионеры.
Родственники почетных бурят, чьи мемориальные доски красуются на многих домах.
Вот потому и "Салончик" в запустении.
Неудобное место для него там.

Дальше - бывший эвакуационный госпиталь.
Ныне там что-то типа женской консультации.
Как-то я заглянул в коридор.
Женщины сидели там на лавках, как птенцы.
Глядели на меня с надеждой.
И мне захотелось - исцелить их всех вмиг.
И пожелать им легких родов и здоровых детей.

Отличительный знак Проспекта Победы - танк Т-34 на постаменте.
Но он - на другой стороне улицы.
А на этой - мелькают вывески офисов, продуктового магазина "Николаевский", Сбербанка, за которым я сворачиваю с Проспекта, срезая путь.

Прохожих на Проспекте - не много.
Иногда и вовсе нет никого.
Эта улица, находясь на возвышении, - живет несколько отдельно от города.
Пригождаясь многим лишь на 9 мая.
А в обычные дни - тихо праздную Победу, по сути, я один.


ПАМЯТИ НАМЖИЛА НИМБУЕВА

Намжил Нимбуев - единственный настоящий бурятский поэт.
Он родился и вырос в городе, а не в улусе, и писал на русском языке.
Писал так, что иным русским - можно поучиться у него чести, например.
Какой-то неиспорченности, что ли.
Внутренней чистоте души.

Вот, например, его

Разговор с веком

Я — ХХ века бурят,
скотоводов безвестных потомок.
Надо мною горят,
солнца горят из неона.
Каменный город —
моя колыбель.
Я как рыба в воде
в какофонии адских машин.
Очагом мне служила конфорка,
иноходцем рысистым — трамвай.
Вольный дух пустырей, голубятен чердачных —
во мне.
Тайны тихих задворков,
заброшенных старых церквушек —
мне ведомы с детства.
Царство шумных проспектов
и улиц бурливых
русской речи меня научило,
она —
материнскою кровью во мне.
В пестром мире страстей
каждый день я себя открываю
и по-детски дивлюсь:
как я был ограничен вчера.
А в дни неурядиц случайных
я бодрю свое сердце
иронией едкой.
Но когда раз в году
из улуса глухого к нам в гости
приезжает столетний мой дед
и, от чарки одной захмелев,
стоя песню тянуть начинает,
позабытую старую песню —
почему я слабею,
рыдания горло мне душат,
а глаза набухают,
вдруг огромней от слез становясь?
Я —
вселенского джаза дитя —
почему я рыдаю?
«Слез не надо стыдиться,
это — новое время пришло,
а вчерашнее в Лету уходит.
Расставанье — печали сестра,
ты ведь предков достойный потомок,
оттого голоса их живучи в тебе.
Прошлое тоже прекрасно,
но прекраснее завтрашний день.
Это пращуры знают
и тебя не винят», —
говорил мне мой разум.

Намжил Нимбуев - писал, как дышал.
Он прожил на свете 23 года.
Сам сказал о себе пророчески:

Звезды со страхом думают,
что погаснут через миллионы лет.
А каково людям
с их краткой, как выстрел, жизнью.

Жизнь Намжила Нимбуева - именно выстрел во Христе.
Призванный пробудить или устыдить тех, кто мнит о себе много.
Возвышая европейский логос над азиатским.

Да, увы.
Очень многие бурятские поэты, начиная с Хоца Намсараева, - советские нацкадры.
Но нацкадры есть и у западных европейцев.
Джеймс Джойс, например, - ирландский нацкадр.
А, например, Стриндберг - нацкадр шведский.

...В 2000 годах здесь проводился поэтический конкурс памяти Намжила Нимбуева.
Мои стихи - в финал не прошли.
Ну не спорю: я подошел к этому делу спустя рукава.
Написал требуемое условиями минут за 20.
Пытаясь угодить не жюри, но самому Намжилу.
И он, думаю, эти стихи понял и принял.


РОЗАНОВ СРЕДИ НАС

Живи Розанов среди нас, он бы нечасто выходил на улицу.
Но очень смотрел бы телевизор.
И делал безошибочные выводы об увиденном.

В интернет Розанов тоже ходил бы нечасто.
Никакого ЖЖ, например, он бы не вел.

Он вообще - не стремился бы публиковаться здесь.
Скидывал бы написанное (а то и отсылал по бумажной почте) какому-нибудь избранному другу.
Скорее всего - женщине.
И ждал ее отзыва очень.

Розанов молился бы дома.
Молился бы за тех, кто оставили след в его жизни.

И сегодня он мог бы сказать и так:

Всё, что я вижу и слышу вокруг, прежде всего умиляет меня.
Умиляют лица человеческие, простые и родные лица русских людей.
Что бы они ни говорили и ни делали.

Поют ли они или отводят в школу детей, тушат пожары или идут крестным ходом, - душа моя наполняется нежностью к ним.
Неизбывной нежностью человека и писателя, познавшего ад на земле.
 
В 1918 мне казалось, что России - больше не будет.
А она - живее всех других стран и держав.
Живее уже тем, что Бог в людях - присутствует явно.

Только "националистов" не нужно.
Украина - не Третий Рейх, например.
Третий Рейх был запаян сатаной в консерву.
А консерва - брошена на солнце.
И когда консерву пробили (Ватикан), из нее полезли черви и пауки.
Хотящие подчинить себе мир.
И прежде всего - Россию.

Настоящая цель Гитлера - уничтожение Русского Православия.
Добивание его ногами.
В этом смысле он не мешал, а помогал Сталину.
Ибо Сталин занимался тем же.

Бог спас Россию тогда.
Явился сонм новомучеников и исповедников.
Их подвигом - Россия живет и сейчас.

А какова цель "Зеленского"?
Никакой определенной цели у него нет.
Это актерское амплуа, а не цель и не сверхзадача.
Сверхзадачу знает режиссер и автор пьесы.
Актер, пусть главный, просто читает текст роли.
Но читает так плохо, что зрители начинают шикать.

Уходит доверие, приходит усталость.

И если пьеса долго не сходит со сцены, однажды зрители могут добраться до режиссера и автора.
А кто ее режиссер и автор?
Прежде всего - всё тот же сатана.
Действующий через своих клевретов на Западе.
Но и самые высокопоставленные из них - не чувствуют всего накала злорадства.
Запад уже едва сводит концы с концами.
И если его тайные и явные главари не одумаются, они будут скоро сметены в небытие.


ОТБЛЕСКИ ТАИНСТВЕННОГО МИРА

Это улыбки наших любимых, например.
Это личный уединенный визаж той, с кем мы алкаем встречи.

Вот как она красится перед зеркалом.
Женщины редко делают это при ком-то.
Бывает, но...
Что-то в женской душе не на месте при этом.
Ей хочется уединиться.
И спокойно создать очередной образ для того, кто ей люб.

А чему улыбаются наши родные?
Иногда - просто тому, что мы рядом.

Гуляя сегодня по городу, я видел три интересных женских визажа.
И все три - сделаны совсем еще девчонками, школьницами скорее всего.

Что же, они хотят произвести впечатление на одноклассников?
Или просто привыкли ухаживать за собою так?

Они иногда и сами не знают, зачем это делают.
Какая-то сила влечет их к косметике и высоким технологиям наращиванья ногтей.
И если даже они думают, что делают это для себя, для подруг, для мужчины - всё это не всегда находит отклик в предполагаемых адресатах.
Иные просто не замечают ничего этого.
А если и заметят, не задерживают внимания, не вдумываются в суть.

А суть там - таинственна и многозначна.
Ибо если они и украшенные никому особо не нужны, НЕОСОЗНАННО девушки украшают себя для Бога.
Чтобы Он призрел на них и сделал Своими невестами.

Пусть они не знают молитв, не постятся, не помышляют о Боге вовсе.
Единственное, что они хорошо умеют, это навести марафет на лицо и тело.
Хоть как-то заявить о себе.
От некого тайного ЧАЯНЬЯ быть угодной и нужной.
В последней правде: от любви к миру вообще.

Они не монахини.
Они мирянки во Христе.
И Господь, видя их усилия и тайную подсознательную веру, не отгоняет их от Себя прочь.


ШАХ И МАТ

Я никогда не был сильным шахматистом.
Хотя дед научил играть меня года в 4.

Но заканчивалось это обычно одним: схлопотав от него очередной мат, я уходил в дальнюю комнату и плакал.
Хлюздил, как говорили тогда.

Но сейчас я хлюздить перестал.
Мой шахматный турнир с бездарными литераторами, членами МАССОЛИТА, длится уже 20 лет.

Нет, я не Бендер в Васюках.
Бендер - шарлатан прежде всего.

А я шарлатаном быть не умею.

Мой шах им - мои книги последних лет.
А мой мат - предание их и себя в руки Судии мира.


СВЕТ ВДАЛИ

Это - надежда отдохновения для меня с теми, кого я люблю.
Душевного отдохновения.

Ибо моя душа - постоянно напряжена.
Умиренна, но не отдыхающа.

А что такое отдых для души?
Это сознание того, что я прожил жизнь не зря.
Что мои книги - работают Христу и ближним.
Что все мои былые срывы и падения - прощены и покрыты любовью Божьей.


НА МЕСТНОМ АРБАТЕ

Наш местный Арбат - чудесная улочка.
Она не очень протяженная, но очень насыщенная.
Насыщенная негромкими людскими эмоциями и некой общей радостью бытия.

Прохожие на Арбате - именно рады.
Рады погожему дню, скромному провинциальному уюту, некой причастности к центру города.

На Арбате всегда очень спокойно.
Нет пьяных, например.
Никто не орет и не ругается.

Даже уличных музыкантов там сейчас увидишь нечасто.
Они не портят душевную атмосферу Арбата, но как бы отвлекают тебя от мыслей.
И в идеале - они должны тщательно подбирать свой репертуар.
Чтобы он соответствовал окружающей обстановке.

Спевать там Летова, например, не нужно никогда.
А Цоя - очень немногое и не самое известное.

Есть на Арбате и памятник Чехову, бывшему здесь проездом на Сахалин.
Но он - не посреди улицы, а в неком закутке.
Его не всегда и заметишь даже.
Антон Павлович в классическом образе сидит на скамейке, а рядом с ним - саквояж и что-то еще.

"Верхнеудинск - миленький городок", - вот и всё, что осталось нам от Чехова.
И где-то эта короткая фраза - задает тон если не всему городу, то местному Арбату точно.


РУМБА НА СЦЕНЕ ЖИЗНИ

Иногда и простой человек, не актер и не певец, - как бы танцует румбу на сцене жизни.
Его "румба" - в пристальной погоне за материальными благами.
Квартира, машина, дача - у него есть.
Есть счет в банке.

Но хочется чего-то еще.

Абстрактного "повышения уровня благосостояния".

"Не хочу миллиона рублей, хочу миллиона долларов".
"Яхту, как у Потанина, дом, как у Киркорова в Майами".

И нервничает, мотает себе душу, ищет пути обогащения.
А не находя их, дергается телом в такт под невидимый саксофон.

Смилуйся, государыня рыбка.
Дай ему всё с избытком.
А если он захочет стать владыкою морским, оставь его у разбитого корыта.


ЗЕЛЕНЫЙ ПЕДИКЮР

Женщины очень редко используют зеленый колер для педикюра.
Я, например, видел его лишь однажды.
У девушки, стоявшей напротив нашего дома и явно кого-то ждавшей.
Мне даже захотелось спросить у нее: Вы ни меня ждете?
Но я не спросил.

Зеленый педикюр девушки очень гармонировал с растущей рядом травой.
Но был по цвету ярче травы, насыщенней и свежЕй.

Бездарный Сукачёв накропал и проорал о зеленом женском педикюре какую-то гадость.
Но тихая и скромная девушка у нашего дома - обличает знаменитого "рокера" сквозь года.


ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ВО ХРИСТЕ

Мир - священ, между прочим.
Это только кажется, что в нём правит сатана.
На самом деле - мир принадлежит Творцу.
Даже этот испорченный и искаженный грехами мир.
Творцу и Победителю.

Христос победил мир.
А коли победил, то властвует им безраздельно.
И не где-нибудь в далекой дали, а здесь, сейчас и всегда.

Дьявол лишь прикидывается властителем мира.
Но на деле - он побежден тоже.

Нет, у Христа с сатаною согласия нет.
Но Христос попускает сатане творить нам пакости.
Для нашего испытания.
Для испытания нашей веры и верности Христу.
И это - священно тоже.

Где-то этот мир - ЧЕРНОВИК Творения Божьего.
Ибо Господь знал, что Адам и Ева - согрешат и в Раю.

Да, черновик.

Но есть и ЧИСТОВИК, конечно.
Он есть уже и сейчас.
Это новая земля под новым небом.
Где не будет сатанинских пакостей и грехов.
Но чтобы достичь чистой блаженной жизни, нужно быть кротким здесь.
А что такое - "быть кротким"?

Для начала - никому не завидовать, например.
Ни над кем не возноситься.
И без ропота переносить то, что попускается или посылается тебе Богом для спасения вечного.


ВЖИКУ И ЗЮСЕ

Вы - лучше меня, мои родные.
Я иногда преследую своё, ищу своего, а не Божьего.

Вы же - живете Богом, а не собою.
И Ваше присутствие рядом - главное и непременное условие моего существования вообще.

Без вас - мне не пишется, например.
Без вас - мне вообще ничего не нужно.
Только быть там, где вы.

Помните об этом, мои родные.
И не сомневайтесь: я не оставлю вас никогда.


ДОМ ДУШИ

Настоящий дом души - здание православного храма.
Того, где тебя крестили или того, к какому ты прикипел в течение жизни.

Ты родился с душой, конечно.
Твое тело - ее дом физически.
Но только физически.

Мистически и духовно - а это больше физики - твоя душа восторглась или, вернее, обновилась в момент крещения.
Обновилась, то есть облеклась во Христа.

Ибо что такое здание храма, где совершалось твое крещение?
Мистическое Тело Христово.

То есть дом твоей души - это Тело Христа.
Не только твое физическое тело, но и мистическое Тело Христа.

Христос ВБИРАЕТ В СЕБЯ всех крещеных.
Итак, дом твоей души - Христос.

Ты потому так и томишься на свете, что твоя душа - рвется домой, во храм, во Христа... а твое тело - принуждает ее к бродяжничеству и гостеванию.
Ибо даже и дома у себя, в своей квартире, ты гостишь, а не пребываешь вечно.

Дай Бог нам всем - найти свой храм как дом души.
Ибо только там - наша душа успокаивается и утешается как обретшая место после долгих скитаний.


2022, август - сентябрь


Рецензии