psiho. Пушкин и Зло по первоисточникам библеистов
Концепции Зла нет в аксиоматика Творца до Творения и в ходе Шестиднева
Согласно мидрашу к главе Берейшит до того, как сотворить Вселенную, Ашем ввел семь понятий, жизненно важных для функционирования мира:
1. Тора.
2. Тешува (Раскаяние).
3. Ган Эден.
4. Геином.
5. Кисэ акавод (Небесный Трон Славы).
6. Бейт Амикдаш (Иерусалимский Храм).
7. Имя Машиаха.
Эти семь понятий настолько жизненно важны для человечества, что их надо было замыслить прежде самого Творения. а Мир был создан с единственной целью — чтобы изучать Тору и выполнять ее повеления. * Тешува была задумана для того, чтобы поддерживать существование мира. Мир без тешувы неизбежно погиб бы перед лицом суда Ашема.
• Ган Эден замыслен был с тем, чтобы воздать награду праведникам.
• Геином был задуман для того, чтобы обеспечить наказание для грешников.
• Небесный Трон Славы был задуман прежде Вселенной, чтобы явить миру Славу Ашема.
• Место, в котором Шехине предстояло обитать постоянно — Бейт Амикдаш. Поэтому идея Бейт Амикдаша была замыслена как условие Творения. а Конечная цель человечества — дожить до дней Машиаха. Поэтому имя Машиаха надо было создать раньше, чем мир начал свое существование.
Нет Зла в этой аксиоматике
Но сразу есть и Раскаяние, и Геином ... т.е что-то все ж такое, что толкает на подозрение = пусть прямо и не названо Зло, но ... это же оно , просто завуалировано
Концепция Зла рождается и начинает бурно развиваться и захватывать умы философствующей части теологов в межзаветный период
Она рождается в апокалиптической демонологии:
- исходно как концепция бесчисленных своенравных духов, действующих хаотично в первозданном Хаосе
- затем как идея отпадения ряда ангелов – демонов - от Творца со ссылкой на миф в Бытие 6:1-4, где Стражи вступают в половую связь с земными женщинами; легион или армия демонов таких как, например, Сатана, Люцифер, Велиал, Азаэля или Вельзевул.
- затем в Новом (Греческом) Завете в виде иерархии или единого тела Зла
То есть демоны со временем переселяются в плоть адамитов и тело человека объявляется источником Зла
Приложение
Сказание об исполинах (Быт. 6:1-4).
Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь (Бог): не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками (сими), потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. 7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа (Бога).
Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
11 Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле
***
Языческие цари и герои считались детьми богов и земных женщин. Этот мотив, по-видимому, использован в библейском сказании о "сынах Божиих", которые вступали в брак с дочерьми человеческими. Иногда этот союз толковали как браки между потомством Сифа и греховными потомками Каина. Однако в Библии "сынами Божьими" обычно именуются духовные существа (Иов 2:1; Пс. 28:1). В Книге Еноха, которая пользовалась уважением в ранней Церкви (см. ссылки на нее в Иуд. 1:6-14), "сыны Божьи" - это падшие духи, научившие людей магии и волхованиям. В свете этих сказаний понимали рассказ Быт. 6:1-4 Филон и многие отцы Церкви (св. Иустин, свт. Ириней, Климент, свт. Амвросий и др.). Известный православный богослов В. Н. Лосский пишет: "Может быть, это новое падение следует связывать с таинственным общением между ангелами и людьми, в результате чего появляются "исполины". Не было ли это какой-то люциферианской гнозой, из которой человек черпал необычную для себя власть?" (Догматическое богословие. - БТ, в. 8, с.165). Брачный союз в символике Священного Писания нередко означает союз религиозный (Ос. 2:16; Ефес. 5:25-33), поэтому "брак" с духами может быть понят как измена людей Богу и установление ими греховного союза с духами (т.е. как возникновение язычества). // https://helpiks.org/9-19226.html//
Прим.
Экзорцизм в целом уже существовал в греко-римском мире до христианской демонологии, выступающей как функция пужания и язычников, и прихожан, и всех мирян
II
НОАХ
Злодеяния поколения, жившего перед Потопом
Версия:
Зло проявлено (содеяно) людьми и признано таковым Творцом только в 10-ом потопном поколении адамитов. До этого он все их выходки терпел, начиная с проказ Хавы и затем убийства Каином не успевшего его убить брата Эвеля
Один мидраш (см. Вейсман Рабби. Мидраш рассказывает (Берейшит - 1) - royallib.ru) сообщает и толкует:
@ Но в чем были преступления этих поколений?
Они были повинны в идолопоклонстве, кровопролитии и безнравственности.@
Opa! Приплыли = зло это отказ от услуг Бога! Сменили Творца на подлеца - Золотого Тельца!
Ура! (то есть Бей!)
И Бог всех утопил!
Кроме одного - наименее грешного и не отпавшего = Ноя с его семьей
III
Пушкин и Демон
В 1823г Пушкин параллельно с первой главой Евг. Онегина создает своего Демона, которого характеризует как «злобного гения»:
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Не злой = злобный…
Богатый русский язык щедр на Зло:
Злой
Злобный
Злостный
Один из вариантов толкования:
При употреблении прилагательных с одним существительным можно лучше понять контекст, который они выражают.
Злой человек — человек недобрый, приносящий проблемы. Подразумевается злая сущность человека.
Злобный человек — настроенный негативно, раздраженный, выражающий злобу. Злобным человек может быть временно по какой-либо причине.
Злостный (неплательщик, нарушитель, др.) — человек, который сознательно и регулярно что-либо "не оплачивает". В то же время он может быть не злым и не злобным.
Источник:
Выходит, что Онегин злобный = готовый негативно отреагировать, например, на приступ болезни любви Тани в состоянии "пришла пора" и стать при этом злостным - ответить на щедрость и жертвенность Тани отказом "оплатить" порыв Любви, не проявляя злобы и, тем более зла, сделав свой отказ от услуг даже "благородным", оставаясь не злым и не приносящим зла, а вроде как бы (судя по его исповеди, перешедшей в проповедь) дающим добро, уберегаю и спасая Таню от позора = Соблазна Зла И Грехопадения.
Женя = герой? добродетель? рыцарь?
Дело в том, что на явке с повинной он дал письменные показания: какое дело Поэту до морали и добродетели - его Дело = Поэзия
Поэтому Женя у него не добродетель: Жене не нужна любовница - дикая, похожая на аутиста и в 17 лет с интеллектом 13-летней, которая даже любовное признание сделала словами чужими - строками элегии французской поэтессы Марселины деборд-Вальмор.
И Таня у него чиста = она не знает Зла и Греха, она "любит" (нет - влюблена - дьявольская разница) и более ничего в мире для нее нет ... Она как Ева = Змий сказал "давай" и она вся отдалась" страсти" (поедания плодов смоковницы или фиги - фиг ее знает, но сладких и ...)
Пушкина не интересует генезис Зла и состояние коридора Добра и Зла с его кулуарами и карефурами разной освещенности и запашка
Его гений интересует одно – его Обаяние, сила Соблазна, неизбежность спотыкача и Падения и финал Неотвратимое Возмездие безумством и/или смертью
И только в Гавриилиаде он пародийно коснулся этой темы, изобразив Творца как греховодника, сутенера, сводника и развратника = т.е как исходный источник Зла
Свидетельство о публикации №222090300975