Зажги фонарь своей души. Глава 2

Я несколько лет назад открыла страничку на фейсбуке. За это время у меня появилось много виртуальных друзей. Когда летели из Газы на нас снаряды, многие друзья, не только евреи, выражали сочувствие, предлагали свою помощь. Я просила писать правду об Израиле, о том, как люди в жаркое лето вынуждены сидеть в бомбоубежищах. Какие психологические травмы получают дети от воя сирен.
У евреев, живущих за рубежом, совершенно другое восприятие нашей реальности. Многие стараются совсем забыть о своём еврействе. Они знают, когда надо приготовить гуся с яблоками, встретить Рождество, в каком платье встретить очередного зверя по китайскому новому году. А то, что через несколько дней будет еврейский новый год, представления не имеют.

Удивительно, но некоторые из виртуальных друзей.
становятся очень близкими, чувствуешь взаимопонимание.
Ира из далёкой Америки не только ставит лайки и сердечки, она пишет восторженные отзывы. Во многом, оказывается, у нас совпадают интересы. Ирочка – очень эмоциональный человек, с большим уровнем оптимизма. Ей интересна еврейская история, она с теплотой вспоминает поездку в Израиль, особенно святые города: Иерусалим, Цфат. Она ставит на своей страничке в фейсбуке публикации об Израиле, снимки наших солдат у Котеля. Это тот случай, когда физически далеко, а душою рядом.
Ира рассказала мне в личной переписке о своих увлечениях, о своей семье. Далеко за океаном, оказывается, есть родная, светлая душа.
Я была очень удивлена, когда она мне прислала на личную почту снимки и видео своего внука в окружении ультра религиозных мужчин. Как у такой современной, совершенно светской женщины могут быть харидимные внуки? Вот, что она мне ответила:
– Мой младший сын с детства мечтал быть лётчиком, от чего мои родители были в ужасе. Его уже приняли в лётное учебное заведение, но в последнем семестре школы он познакомился с религиозным мальчиком и проникся религией ещё больше, чем этот мальчик. После первого года университета поехал в Израиль в иешиву на два года. И его дети, мои внуки, учатся в еврейских школах. Чем я очень горжусь.

Вот это выбор сделал парень! Вместо того чтоб управлять самолётами в небе, взлетел на не достигаемую высоту – прямо к Всевышнему. На самолёте и на ракете не долететь до Него. Только Тора и мицвот (еврейские законы) поднимают наши души к Творцу! Какая гордость у Иры за своих сыновей и внуков, что они идут путём Торы. И это происходит в Америке, где так не просто остаться настоящим евреем.

Вот что значит свет еврейской души! А вы зажгли фонарь своей души?
Ира написала, что её отец был не религиозным евреем, но жил по еврейским законам, и его влияние проявилось у внуков.

Я подумала о себе. Как я комсомолка, с высшим образованием, атеистка вдруг стала харедимной. Наверно, душа моей бабушки позаботилась обо мне. Когда мне было лет пятнадцать, мама протянула мне снимок.
– Ты помнишь бабушку? Тебе было восемь лет, когда она умерла.
– Мама, меня пугает этот снимок. Чёрный платок на голове и такой строгий, пронизывающий взгляд у неё.
– Она тяжело болела, почти не вставала из-за ревматизма и болей в ногах. Поэтому у неё такое выражение лица. Всю свою жизнь она соблюдала все еврейские законы. Была очень добрый человек, старалась помощь родным, соседям. Ты же помнишь дом на улице Покровской, где вся наша семья жила после войны. Недалеко там была железнодорожная станция, приезжали поезда с солдатами. В пятницу бабушка шла вдоль перрона и кричала:
– Сыночки мои, кому негде быть в шабат, я к себе приглашаю.
– И что, приходили к ней?
– Да, иногда один солдат, было несколько раз пять ребят оставались на шабат. Для всех была еда в такое голодное время, клали на пол старые ватные одеяла, всех размещали на ночь. Светлая душа у моей мамы. Если будет у тебя в будущем дочь, назови её в честь бабушки Машей.
Наказ этот я выполнила. Мою старшую дочь зовут Маша.

Милосердие, добрые дела – хорошее наследие детям. Такими были моя мама Зинаида и дядя Давид. Уже нет этих людей, но их души продолжают светить нам.
А ты зажёг фонарь души своей, чтоб не сбиться в кромешной темноте с пути Всевышнего?

P. S.
Очень надеюсь, что многие евреи и не евреи узнают себя в образе Иры. Я знаю многих не евреев, которые соединили свою жизнь с евреями, знают наши традиции, хорошо относятся к евреям, желают процветания Израилю.


Рецензии