Давай елец ломать - 5

Часть восьмая. КТО ТОТ ЗЛОДЕЙ, КТО ДРЕВНИЙ ЕЛЕЦ УНИЧТОЖИЛ ?

Тамерланово нашествие, как наиболее описанную в письменных источниках напасть, мы рассмотрим в первую очередь.
И рассказать об этой напасти мы постараемся с учетом всех изложенных выше сведений и мнений, с небольшой предысторией.

Еще в 1389 году из древнего Ельца ( от истоков Ельчика), приходил к устью Воронежа князь Юрий Елецкий, почтить митрополита Пимена и его сопровождавших, отправлявшихся по Дону в Царь-град. Русские источники называют Юрия князем, но, как знаем из свидетельств булгар, этот правитель не был князем, а только наместником, губернатором, поставленным Ордой для выполнения определенных государственных функций. Кроме того, булгарин по национальности (звали его Саурбек), он принял православную веру с именем Юрий, сразу после Куликовской битвы.

Второй правитель елецких земель , князь по имени Федор, родственник Олега Рязанского, в этот год княжил в Донской московской вотчине Дмитрия Донского в одном из трех селений: в Талице, или в Выползове, или в Такасове. Вотчина эта появилась в Елецком княжестве по итогам Куликовской битвы, в результате договора от 1382 года между Москвой и Рязанью (как можно предположить, без согласования с Ордой).

Князь Федор своим почтением митрополита Пимена, плывшего в Царь-град, не уважил. Видимо, он, как и Дмитрий Донской, не одобрял этой поездки.


В ходе нашествия Тамерлана в 1395 году на елецкие земли, судя по описанию в "Книге Побед", пострадали оба правителя - и Юрий, и Федор.
При чем, московская вотчина была разграблена в первую очередь: придя по Дону от Красивой Мечи , " победоносное войско (Тимура) ... опустошило всю ту область, вне города, разбило и УНИЧТОЖИЛО ВСЕХ ЭМИРОВ ТАМОШНИХ (цвет)", т.е князь Федор был убит...

Настал черед и второй части елецких земель, где в Ельце правил наместник Юрий, ставленник Тактамыша. Древний Елец, который у Шереф-ад-дин назван "Кабуджи-караулом", был уничтожен.
При этом булгарские источники соообщают, что православный булгарин Юрий остался жив, но, позднее, он вновь принял ислам.

О "злейшем разорении" Ельца, "без остатка", о "великом гонении православию", о "пленении князя, именуемом Елецкий, оным безбожным царем Темираксаком" на обороте древней иконы оставил запись в 1735 году и Иван Григорьевич Нащекин, майор, воевода нового Ельца, описывая чудесное событие - явление во сне Тимуру Богородицы. Он почерпнул свои знания из книг, что "сыскано в Москве".

Таким образом, две разные версии судьбы "елецкого князя" в нашествие Тамерлана можно объяснить так: правителей елецких земель в этот период и было двое: Юрий -"князь, именуемый Елецкий" (правил в древнем Ельце, он был пленен) и князь Федор Елецкий (правил в Донской московской вотчине, он погиб).

Часть девятая. СВЕЖО ПРЕДАНИЕ, А ВЕРИТСЯ С ТРУДОМ

Жестокий природный пожар,произошедший еще до нашествия Тимура, в 1357 году, в очередной раз уничтоживший древний Елец, не менее достоин пристального рассмотрения, так как с ним связана еще одна легенда - о выборе места нового Ельца.

Обратимся вновь к Роману Демину. В своей статье "Наш город и святитель Алексий", Роман Демин излагает легенду в пересказе местного краеведа подробно, мы же приведем основные, относящиеся к истории древнего Ельца, факты:

"Один из первых местных краеведов И. И. Уклеин свидетельствует о том, что митрополит Московский Алексий в 1357 году был в нашем городе по пути из Москвы в Орду.
Митрополит направлялся в ставку хана Золотой Орды Чанибека (Джанибека), чтобы исцелить его жену — красавицу Тайдулу. Хан Джанибек писал своему даннику, великому князю Ивану II (Красному): «Слышали мы, что есть у вас поп, которому Бог дает все по молитве его. Пустите к нам сего служителя Божия, да испросит он здравие моей супруге». По другой версии, Джанибек еще и пригрозил Ивану Красному очередным разорением московских земель: «Если по молитве вашего главного священника моя царица исцелится, будете иметь со мною мир, а не пришлете — пойду войной».
От Москвы путь посольства лежал через Елец, куда путники прибыли по старомосковской дороге (этот тракт проходил в районе современной улицы Маяковского). Далее пришлось плыть на стругах по рекам Быстрая Сосна и Дон.
...Надо сказать, что лето 1357 года выдалось невиданно жарким и построенный из дерева Елец тогда практически полностью выгорел от случайного пожара. Память об этом разрушительном стихийном бедствии впоследствии передавалась горожанами из поколения в поколение. Святитель побывал на пепелище крепости и окрестных слобод.
Предание гласит, что, садясь в свой челн, митрополит Алексий свершил крестное знамение и предрек сгоревшему городу богатство в будущем, а также благословил уцелевших от огня ельчан. Тогда погорельцы обратились к владыке с просьбой указать им место, где ставить новую крепость. Окинув взглядом окрестности, митрополит указал на высокую гору, покрытую дубовым лесом, над которым кружилась стая диких голубей. Он будто бы даже выходил на берег у подножия этой живописной горы."

В пересказе этой легенды Стаховичем Михаилом Александровичем есть один нюанс: Митрополит направлялся к Сосне на перевоз, т.е. к лодочной или паромной переправе. Скорее всего, Митрополит желал переправиться на правый берег, чтобы продолжить сухопутный путь к Дону, а не плыть по Сосне.

Далее: "Предание говорит, что во время проезда Алексея Митрополита чрез Елец, город был весь истреблен пожаром; жители, встревшие Святителя у перевоза, на берегу реки Сосны, в том месте, где ныне существует, так называемый, казенный мост, просили его благословить им место для построения вновь города. Св. Алексей Митрополит, взглянувши на горы, на коих стоит ныне город Елец, (4) увидел вьющееся стадо диких голубей над дремучим дубовым лесом, и указав жителям на место, над которым вились голуби, приказал заложить там город. В память этого события, на месте встречи Св. Алексея Митрополита жителями поставлена часовня, и по ныне существующая: в ней находится икона Святителя. Елец же, как говорит предание, выстроен на месте им указанном".

Хочется подчеркнуть: ельчане твердо уверены, что Митрополит посетил сгоревший Елец, который уже находился на Сосне, на устье Ельчика. К тому же Митрополит "побывал на пепелище ... окрестных слобод", следовательно, по мнению ельчан, и слободы находились у левого берега Сосны. Получается, что Митрополит указал жителям на «новое» место города, но в том же районе, где все эти слободы и Елец сгорели, т.е. вблизи или среди развалин и пепелищ. Странная логика, ведь от перестановки слагаемых сумма не изменяется!

Предание снабжено рядом диалогов и подробностей, что наводит на мысль: изначально это был не устный рассказ, в событие запротоколированное. И в самом деле, авторитетнейшая фигура и на Руси и в Орде, опекун с малолетства Дмитрия Донского, устроитель церковных и политических дел в государстае, не мог путешествовать без обычного в таких случаях сопровождения и записи происходящего.
При этом, абсолютно неизвестно кем велась хронология путешествия, но на елецкой земле это событие могли бы записать насельники Елецкого Троицкого монастыря, очень древнего.

Про Елецкий Троицкий монастырь у Стаховича М.А. сказано так:
"... самым важным памятником этой эпохи остается весьма древняя икона Казанской Божией Матери в Елецком соборе. Предание говорит, что еще до нашествия Тамерлана была она перенесена из Талецкого острога в Елецкий Троицкий монастырь, который в последствии был переведен в Лебедянь.... На иконе надпись, принадлежащая неизвестно какому времени: «Сей образ Божией Матери изволением Божиим «спасен от нашествия Темир-Аксака и перенесен в Елец в 1395 году.»

Таким образом, Елецкий Троицкий монастырь во время нашествия Тамерлана уже существовал и даже не пострадал. Но существовал ли он еще раньше, на момент поездки Алексия? Судя по тому, что предание умалчивает этот факт, монастыря не было. При чем, Алексий известен еще и тем, что усердно занимался построением монастырей.
Поэтому, с большой долей вероятности, на указанном Митрополитом месте, в глухих елецких лесах Быстрой Сосны, где никакого Ельца и в помине не было, изначально и был заложен только монастырь, а лишь значительно позднее вокруг него начали формироваться небольшие поселения. Монастырь смог уцелеть в нашествие Тамерлана из-за своей недоступности в лесной чаще.

Более того, Талецкий острог видится тем самым княжеским городом, где правил Федор: это было укрепленное городище, с церковью, где изначально находилась древняя икона Казанской Божией Матери, чудесным образом спасенная от уничтожения Тамерланом, в монастыре.

Возвращаемся к Митрополиту Алексию, в 1357 год. По нашей версии, путь Митрополита Алексия к Дону проходил по Большой Зеленковской дороге, через сгоревший на истоке Ельчика древний Елец , и его слободу, там же находящуюся, ныне это деревня Слободка, Становлянского района.
На берегу Быстрой Сосны, указав новое место города Ельца среди глухих лесных зарослей, он, фактически, благословил закладку монастыря, и, переправившись на правобережье, по Зеленковской же дороге, продолжил путешествие в сторону Тешева (современного Задонска).

Путь лежал вблизи верховьев речки Чичоры, притока Дона.
Возможно, что уже тогда в верховьях реки Чичоры существовало селение Такасов, или, на русский манер - Бараново (такас по-татарски - баран), который указан в московско-рязанском договоре от 1382 года.

А через NN лет после путешествия Митрополита Алексия, ордынский ставленник Юрий, "именуемом Елецкий", отпущенный из плена Тамерлана, возвратился не в разоренный древний Елец, а построив острог на месте Такасова, и, переименовав его в более благозвучное для себя название "Чирши" (по двум рекам : Чичоры и Шира (Дона)), сделал эту крепость резиденцией губернаторов елецкой земли, булгарского улуса Ширши-Суба, т.е. Донской земли. Вероятно, этот выбор нового места был согласован с правившим на то время Дмитрием Донским. К тому же через Такасов-Чирши проходили главные дороги елецких земель: Большая Зеленковская, Столбовая, а, позднее - Дорога Солнца.

Версия о Такасове-Чирши и булгарском наместнике Юрии будет для кого то весьма неожиданной, да так, что уже слышится ехидное "свежо предание, а верится с трудом" .
Но давайте посмотрим на современную карту. По топонимам в излучине Быстрой Сосны и Дона, можно найти следы находящейся здесь когда то крепости, как предполагаем, Такасова-Баранова-Чирши: Извальский лес ( т.е. выросший на валу, село Большие Извалы основано в 17 веке под этим лесом), Юрасов лес - как воспоминание о губернаторе Юрии, ручей Большой Посадский Верх (Посад — первоначально населённая посадскими людьми территория за пределами укреплённого поселения), а несколько южнее - деревню Бараново - возможно, бывшую слободку этой крепости. Да и название "Улусарка" не напоминает о булгарском улусе Ширши ?

Более того, Стахович Михаил Александрович, еще в 19 веке задавался вопросом о происхождении села Черкасы, здесь же расположенного, связывая его с татарским населением, о чем будет рассказано ниже.


Часть десятая. "СУД ВОЛОСТЕЛЕЙ" И НАДЕЖДА НА ЛУЧШЕЕ.

Естественно, что Такасов, как центр елецких земель,  был выбран не самим Юрием, не по его прихоти. Непослушание или самоуправство каралось Ордой на всех уровнях государственного управления, а Юрий-Саурбек, как мы помним, был на государственной службе.
Зададимся вопросом : почему с 1382 до  1483 года ни одна грамота московских правителей не содержит топонимов "Елец, Талец, Выползово, Такасов" или, тем более,  булгарское "Чирши", не отражается нигде и  информация о Донской московской волости?
 У московских царей все эти объекты, конечно,  не забывались, но скрывались за общим понятием "татарских мест" в фразах, подобных этой : "Отець нашъ Князь Великы Дмитрей Ивановичь отоималъ Татарьская места".  При этом ожидались лучшие времена, для настоящего овладения этими местами, что отражалось на письме так:"А что будеть Отець нашъ Князь Великы Дмитрей Ивановичь отоималъ Татарьская места и Мордовьска места, а ци переменитъ Богъ Татаръ, и та места мне Князю Великому Василью Дмитреевичю"(сыну Дмитрия Донского).

Более того, у самого Великого князя Дмитрия Ивановича в его Духовной грамоте (от 13 апреля – 16 мая 1389 г.) вообще ни о каких отобранных татарских местах не говорится ! Но зато есть довольно интересная фраза о каком то суде "волостелей", о "местах слободских": "А по которая места слободьские волостели судили те слободы при мне, и княгини моее волостели судят по та же места, как было при мне." Конкретный предмет и резолюция этого суда неизвестны, но, смеем предположить, что касались они именно "отобранных татарских мест", т.е. Талицы, Выползова, Такасова.

Духовная грамота внука Дмитрия Донского, великого князя Василия II Васильевича (от 3 мая 1461 г. – 27 марта 1462 г.)  вообще не содержит упоминание об "отобранных местах".
Но  Великий Князь Рязанский Иван Васильевич  и   Иван III Васильевич Великий, князь московский, правнук Дмитрия Донского, ровно через сто лет, в договоре от  1483 года вновь открыто, т.е. письменно,  обозначили  права Москвы теперь уже на "Елец и все елецкие места" :
"А что за Дономъ мое Великого Князя Иваново Романцево съ уездомъ, и что къ нему потегло, и вамъ Великимъ Княземъ въ то не въступатися; а мне не въступатися въ вашу отчину въ Елечь и во вся Елецькая места, а Меча намъ ведати вобче".
 
 В своей духовной грамоте и великий князь Ивана III Васильевич (от 1504 г.), завещал старшему сыну Василью: "...и Венев, и Мстиславль,  и иные места по Рязанской рубеж, и с волостьми, и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами, и с Елчем, и со всеми Елечскими месты".
 Духовные грамоты  великого князя Василия III Ивановича до нас не дошли. А его сын  Иван Васильевич Грозный в духовной грамоте (от 1572 года)   формулирует завещание, вроде бы, как его дед, Иван III Васильевич ... вроде бы, да не совсем:

"Да сыну моему Ивану даю .... Венев, Мстиславль, и иные места по Резанской рубеж, и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами, и с Ельцем, и со всеми Елецкими землями..."
В тексте отсутствует "и с волостьми" после "иных мест по Рязанской рубеж", к тому же словосочетание "елецкие места" заменено на "елецкие земли", что, по нашему мнению, несколько шире. Что за волости исчезли из завещания очередного московского правителя, но, при этом права на елецкую территорию как бы расширились ?

Мы не находим в текстах духовных грамот московских правителей, кроме Ельца, других елецких поселений: Талицы, Выползова и  "Такасов-Чирши" не потому, что они безвозвратно были уничтожены Тамерланом.
О первых двух населенных пунктах можно сказать, без сомнения, что они существовали и в 17  веке,  но, как не особо крупные селения,  скрыты в духовных грамотах за словами "и с путми, и с селы, и со всеми пошлинами".  Талица часто упоминается и в документах 17-18 века, живо это селение и сегодня. О Выползове мы расскажем ниже.
С Такасовым-Чирши все намного сложнее. По нашему мнению, он  спрятан под "иные места по Резанской рубеж и с волостьми", но  лишь у Ивана III Васильевича Великого.
Судьба  крепости Такасова-Чирши во времена правления Ивана Васильевича Грозного довольно трагична, к моменту написания духовной грамоты от 1572 года, этого города уже не существовало .

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Рецензии