Карачаево-балкарские традиции и эпос нартов

  Карачаево-балкарские традиции рождения детей и нартский эпос


     Каждый народ на земле, несомненно, имеет свои особые традиции, в чём-то, особенные свои исконные, а в чём-то, заимствованные у соседних народов. Балкарцы и карачаевцы тюркский народ, не тюркизированный, как многие думают, а именно тюркский народ. Смысл такого утверждения в том, что в основном все традиции балкарцев и карачаевцев имеют одинаковый корень и смысл верований, тотемистических обрядов, традиций и названий таких явлений в большом тюркском мире с разными названиями народов, диалектов в языке. Если проводить сопоставительно-сравнительный анализ в терминологии, названий обрядов, и посвящений, именно в тюркском мире чётко вырисовывается общая картина, как вселенная, мироздание, где царствует единый, небесный Кок Тенгри. Балкарцы и карачаевцы говорят – Кок Тейри – Небесный бог.
     В идеологической войне миров разных народов, династических империй многих тысячелетий мир строился на захватах и разрушениях одной цивилизации, одного народа с его языком и традициями и утверждением новых канонов в вере, в названии всевышнего, внесением новых обрядов и традиций. Скажем то, что у тюрков всего мироздания Кок Тенгри был единственным, кто носил имя – Жаратыучу, то есть, создатель.
 С разрушением тюркских цивилизаций и каганатов, а затем господства идеологии христианства, ислама и других направлений в религиозном мировоззрении  Тенгри стали представлять языческим божеством, что в корне является неправильным.      
    Вековые религиозные войны и насаждение разных мировоззрений возводили в ранг традиции господствующей религии. В то же время в сознание народа в поколениях рода и племени, от ата-баба, дедов и отцов, несли генный код, услышанный в разговорах вселенной своего бытового родо-племенного сообщества свои исконные, порицаемые другими и чтимые тюрками обряды и традиции Кок Тенгри.
    К примеру, из истории израильского народа во времена персидского владычества Иудея именовалась "Яхуд", а в последние два века до н. э., т. е. в эпоху независимого еврейского государства Хасмонеев и в период римского владычества, название Иудея распространилось на всю страну.
Римский император Адриан, подавив в 135 году н. э. восстание евреев под предводительством Бар-Кохбы, запретил употреблять наименование "Иудея" и переименовал страну в Сирию – Палестину…
Сегодня название «Кавказ» распространяется от Анапы (Черное море) до Каспийского моря (Дагестан). Фактически Кавказ древности это местожительство балкарцев и карачаевцев, которых называли асами и аланами в письменных источниках
с I века нашей эры. Известный исследователь второй половины XIX в. Шопен в 1866 г. писал, что: «Коренной, настоящий Кавказ находился, в центральной Азии и заключал в себя цветущие долины, где возникли и размножились потомки патриарха Iафета…», с.3. Новые заметки на древнIя истории Кавказа и его обитателей», С-Петербург, 1866.
Другой известный исследователь того же XIX в., караим                А. Гарковец к материалам исследования письменного памятника тюрков: «CODEX CUMANICUS» ПОЛОВЕЦКИЕ МОЛИТВЫ, ГИМНЫ И ЗАГАДКИ XIII-XIV ВВ. http://sharakiev.narod.ru/kodeks-kumanikus.pdf , писал: «Не это ли еще одно доказательства о того, что тюрки на этой земле жили  до  5 в до. н. э. (как минимум по письменам оставленными ими), просто племена, менялись, менялись вожди, тухумы (роды) приходили другие, и племя носило другое название, что и свойственно тюркским адатам (обычаям).....
Подтверждение нашей версии вот известно, что даже ветхозаветная традиция именно родословию тюрков и степных народов возводили к Торгому, Ашкеназу и некоторым другим гипотетическим потомкам Йафета.
       Вот, что отмечается в иудейской «Таблице Народов» по поводу рода Торгома: «Тогарма(Торгом) составляют десять родов, от них Козар (хазары), Пецинак (печенеги), Алан, Булгар, Канбина, Турк, Буз (огузы), Захук, Уф (предки башкир), Толмац (название тюркского племени)» (7)
Иудейский автор этих строк жил в X в., но сам же он отмечает, что:«Я собрал и соединил в одно сочинение истории из книги Иосефа бен Гориона и из книг других авторов, писавших о деяниях наших предков» (8). По этому поводу не доверять ему у нас нет оснований. Во всяком случае, никто не может отрицать, что у иудеев, не было традиции исторических повествований, даже если они интерпретировались в духе традиции Танаха. Схожие сведения дает хазарский каган Иосиф в ответном письме, адресованном иудейскому священнику Хасдаю, сыну Исаака: «Ты спрашиваешь меня в своем письме: «Из какого народа, какого рода и племени ты?» Я сообщаю тебе, что я (происхожу) от сынов Иафета, из потомства Тогармы. Так я нашел в родословных книгах моих предков, что у Тогармы было десять сыновей; вот их имена: первенец — Авийор; второй — Турис, третий — Аваз, четвертый — Угуз, пятый — Биз-л, шестой — Т-р-на, седьмой — Хазар, восьмой — Яну, девятый — Б-лг-р, десятый — Савир»(9)…»
     Нам тюркам, в том числе балкарцам и карачаевцам, вопреки историческим фактам внесли искажение в нашу историю. Историю ас-алан, как и скифов, сармат, саков и других отдали на откуп никому неизвестному ни в каких источниках до первой половины XVIII в., Ирам (осетинам). Скорее всего, забрали имя и историю благодаря господствующей идеологии XVIII – XX вв., в Российской империи и позже в период осетина - иро И. Сталина.
К нашему счастью генотип он остался со всеми его нравственными категориями и качествами. Категория нравственности, о которой в 1903 году писал Н.П. Тульчинский в исследовании о балкарцах: «Из всех наречий туземцев Северного Кавказа самым приятным, отчетливым и музыкальным является именно горское наречие…», с.193. Он же писал: «Из всех туземных народностей Терской области и пожалуй всего Кавказа население пяти горских обществ является самым нравственным, честнейшим, тихим и трудолюбивым племенем…», с.194. Тульчинский. Пять горских обществ  (сопредельных Кабарде –Х.Т.) Кабарды. Владикавказ.1903.
    Следует отметить, что Шопен отличал что иры-осы и асы Кабкаса это разные народы. Шопен писал: «У греков (Каукасосъ); у Армян, заимствовавших свои сведения от грековъ, Кавкасъ, у Грузин –Кавкакасосъ, у Аравитян – Кабхъ, Кабож и Кабкъ. Но эти три варианта исчезают, если поставить дiакритическую точку на своем месте, так чтобы вышло Кабхъ, Кавхъ – долины, горы вообще, безъ означения живущих в них асовъ.
   У Иранцев и у фарсовъ этот хребет называется  Кукафъ и ещё Джебаль-кафъ; у них первое упоминание об этой горе встречается въ Шахъ-Наме: «Кау-Каусъ», поет Фирдауси, покоривъ страну Берберъ (тоже Та-таръ, поклонников женских грудей) – направился на гору Кафъ, и на восток. Здесь Кафъ вместо Кау, Кавъ, очевидно составляет первый член, без окончательного знака г и без упоминаний объ Асахъ, обитателяхъ этихъ
Каф г овъ.
     У местных жителей (соседей асов-балкарцев-карачаевцев-Х.Т.) Кавказъ ни вообще, как относящееся ко всему хребту, ни в частности , как означающее какую-либо отдельную гору,  – совершенно неизвестно: каждое племя или колено имеетъ свои особые названия для обозначения ближайщих къ нему возвышенностей. Таким образомъ Черкесы (Кабардинцы-Х.Т.) и Иронцы (Осетинцы) называют хребетъ от источников Терека до источников Кубани Курджъ, Гюрджъ, отъ живших тут Гюрджи, Иверовъ, нынешнихъ Грузинъ.
    Другой белокъ, получивший от наших воинов-географов названия Казбекъ, отъ имени Кази-бега, старшины осетинской деревни Степанцминда или правильнее Трусо, расположенной у подошвы этой горы, – называется у местных жителей Мкинвари (балкарцы называют Казман тау-Х.Т.); Следовательно, это название принадлежало не самой горе, а местности населенной Асами и Аланами; къ этой же категории принадлежитъ и вытекающая изъ этой горы Конных, река Терекъ…
    Племена Аиранского происхождения, кочующие в степях, простирающимся к северо-западной стороне Кавказа, принадлежавшимъ некогда Аланам и Асамъ, называютъ западную часть сего хребта Альпъ или Эль-пе-руссъ. Эль п русъ значитъ царь снеговыхъ белковъ, каким действительно выказывается эта величественная гора. – Турки константинопольские говорятъ тоже Альбрусъ, употребляя впрочемъ и аджемский Кафъ или Ковъ.
    Близ живущие кочующие народы, вероятно для придачи горе названия, более ближнего ихъ языку, переделали слово Алыгъ или Эльбрусъ на Ял–Буз, ледяная грива. Еди-Ялбузъ семь ледяных гривъ. Иногда они говорятъ Ель-бузъ, ледяной ветеръ или ветер-ледъ. По свидетельству Плиния, и Скифы т.е. Асы, здесь обитавшие, называли эти горы Гругасъ (Craucasus), что по его переводу значитъ nive candidum, снеговой белок. Ногайцы называютъ высочайшие вершины западной части хребта Юлдуз – даглари, Звездная гора…», сс.7-10. Шопен.
    Напомним, что сами древние автохтоны этого края асы и аланы, предки балкарцев и карачаевцев называли свой край Кабк ас – Врата Асов, они же назывались Аланскими горами, Пятигорьем и Пятигорскими черкасами, по названию Пяти самых высоких вершин на хребте Кабак ас: Казман тау, Дыхтау, Ушхара (Шхара), Джанги тау, Миннгитау (Эльбрус) от реки Терек до Кубани – хребет гор назывался Кабк ас, ставший впоследствии Кавказом.
Сегодня, как и вчера, как многим нашим поколениям наших отцов и матерей остается насущной проблема, как сохранения своего родного языка, традиций и обрядов исконных, этнических ибо это код нашего нравственного воспитания несущие в себе элементы возрождающегося мира и отношения к людям как равным, созданным единственным Жаратыучу – Создателем. Многое познается в сравнении. И сегодня, когда велико желания многих из нас возрождать свои вековые обычаи и традиции будет правильным и необходимым, если мы будем брать знания из - того, что сохранилось в нашем карачаево-балкарском нартском эпосе, в наших древних песнях и сказках. В них содержатся  наша Колыбель – Родина. Нас пытались и пытаются сделать манкуртами, людьми, не помнящими своей истории, где мы жили, как называли свою исконную территорию, наши традиции и время равнодушия разрушают то, что мы пытаемся сохранить. Сегодня мой рассказ  об истории карачаево-балкарского народа и о традициях связанных с рождением детей упомянутые в нартском эпосе, авторские исследования и письменные источники о балкарцах, карачаевцах и других народах как тюрки.

Къалыу баладан

   Известное выражение «Къалыу баладан» имеет непосредственное отношение к появлению мира людей, то есть перволюдей. Мы стоим на том, что мир людей создал небесный, единственный Кок Тенгри, Тейри, как мы балкарцы и карачаевцы говорим. То, что есть мифы и легенды с разными историями, они всего лишь отражения нашего 5000 летнего мира, история времени Тенгри. В тюркском мире есть близкий к карачаевцам и балкарцам народ – Караимы. Караимы сами себя считают и признают тюркским народом и тюркским языком, несмотря на разные мнения некоторых исследователей.
     «Караимы – аборигены Крыма. Религия караимов – караизм – исповедание одного лишь Ветхого Завета Священного Писания (Библии). Литургия велась в основном на древнетюркском караимском языке. Ветхий Завет переведен на него не позднее XI в. Караимы признают  единого Бога,  называя его древнетюркскм именем Танры или Йаравтывчы (Создатель)…», с.111, Ялпачик Г.С. «Русско-Караимский разговорник», Симферополь, 1993.
      Караимские ученые считают, что караимам на момент определения летоисчисления 1992 год, – 5752 года по КЛ. Считалось, что караимское летоисчисление начинается на 3760 лет раньше начала нового летоисчисления (НЛ) ведшего свой счет по лунным годам и месяцам: (1992+3760 лет) = 5752 лет. Так же караимы пользуются тюркским календарем животного цикла.
      Сравнительный анализ приведенных в этом словаре данных позволяют однозначно заявить, что балкарцы и карачаевцы имеют аналогичное летоисчисление и письменность не позже XI века. Кто-то может возразить, балкарцы и карачаевцы небольшой народ и не могли иметь такую историю. Достаточно сказать, что, к сожалению, число караимов, на сегодня не насчитывают 3000 человек. В то же время их истории позавидует любой многомиллионный народ. Караимы – это народ ученых, полководцев и государственников. Балкарцы и карачаевцы, также находятся в числе передовых народов в мировых достижениях образования, ученых, поэзии, альпинизма, армии, героев и т.д.
   Возвращаясь к нашей истории, именно истории появления первочеловека термин «Къалыу баладан», применительно к этому термину есть близкое название "Къол Бала", что означает «Дитя, Младенец», отсюда и «Колыбел» - Родина. Родиной считают место рождения человека. Первочеловек карачаево-балкарцев появился на свет у подножия мировой горы Минги тау (Эльбруса). Напомним то, что перворожденный младенец, пока самостоятельно не станет ходить, бегать, говорить он всё ещё младенец, бала, ребенок, которого чаще носят на руках – Къол Бала.  Древний эпос балкарцев карачаевцев называется «Нартла» имеющий значения «Наратхан» или «Жаратхан», что означает «Созданный» - Создателем, всевышним небесным Кок Тенгри. И первым  нартом имя, которому Карашауай, на ком отчётливо видно от рождения его становления это карачаево-балкарские традиции связанные с рождением ребёнка. Именно, в преданиях нартского эпоса, рождение Карашауайя, присутствуют все мотивы и обереги, присущие родившимся детям до  XIX – начале XX в., то есть до того момента, когда медицина уже подошла к такому рубежу, что смертность среди новорожденных детей сошла на нет.
 Карашауай – это имя, так же сокращенно называется Шауай. Имя Карашауайя заимствовали многие кавказские народы. Но то, как он родился и как рос, есть только в эпосе карачаево-балкарского народа. Карашауай, по рождению вырос в ледниках Минги тау (Эльбруса) питаясь ледяной сосулькой. И это неспроста. В цикле карачаево-балкарских героических песен XVII в. присутствует цикл песен посвященных балкарским героям горским князьям (таубий) «Бекмырзала, Кайсынла». В одном из песен «Бекмырзала, Къайсынла» при рождении героев близнецов  Бекмырзы и Кайсына говорится:
 «Ой, о Бекмырза да…
Ала ананы эмчегин алмайдыла.
Ала анны эмерге, ой, кёл салмайла.
Сора, усталаны чакъырып, былай сорала. Ой, ой, ой.

Ой, о соралла да…
Ала жыйылып, быллай жораллайла:
  –  Была тау кишиле, ой боллукъ болурла.
Сиз былагъа, буздан эмчекле этип, салыгъыз. Ой, ой.ой…», с.60. Литературно-художественный, общественно-публицистический журнал Союза писателей Балкарии №4 (50), 1998 г. Нальчик.

Краткий перевод двух четверостиший этой песни повествуют о том, что два близнеца младенцев не хотят пить молоко матери. Собравшиеся вещие люди говорят: Это не простые люди. Это будущие богатыри горцы. Вы им дайте изо льда сосульки. Вот, что им надо…
Для несведущих в этой истории людей, добавим, что «Бекмырзала, Кайсынла», это реальные люди, жившие в первой половине XVII в., балкарской княжеской фамилии Айдаболовых.
В жизни каждого бала-младенца при рождении дают имя, называют такой обычай – Имянаречение.

Имянаречение

   Тюркский этнос в своем многообразии диалектов своего языка в целом сохранил единые традиции и обряды, связанные с рождением ребенка.
Из древних сказаний тюрков следует, что рождение ребенка в роду было окутано многими обрядами, основной лейтмотив это сохранение жизни ребенка. В древности из десяти рожденных мог остаться в живых один ребенок или вовсе умирали все. Все это естественно было связано с бытом древних людей, чья жизнь начиналась в пещерах и долгий исторический период до современного состояния. У тюрков в целом до настоящего времени сохранилось в генетической памяти связанные с собакой, как оберег такие названия, как «Ит келек», «Ит чач», имя «Кучюк». Связано это было с тем, что все действия связанные с этими названиями, все они были из обрядовой культуры тюрков. Широко известного  в историческом научном мире имя путешественника и писателя (XIV в.), Ибн Батута в известной работе «Путешествие Ибн Баттуты», в одном эпизоде рассказывает  о дочери великого султана Узбека: «Имя ея Иткуджукъ (Иткучук). Значит имя это маленькая собака…» Батута говорит об этом следующее: «Татары называют родившегося (ребенка своего) по имени первого входящего в палатку (шатер-Х.Т.) при его рождении…», с.295. Сборник материалов, относящихся къ истории Золотой Орды»,
В. Тизенгаузен, Том I.
   На самом деле эта традиция была не совсем верно передано. Имя «Иткучук» это прежде всего было дано, как охранная, отводящая зло, охранная от злых духов имя от Жан алыучу- (Забирающая души).
В полной мере древние тотемистические традиции, как древних нартов, карачаевцев, балкарцев, так и всего тюркского этноса на наш взгляд объемно отражены в эпизодах рождения нарта Карашауая и обрядов связанных с его ростом. Рождению Карашауая в карачаево-балкарском нартском эпосе имеется большой цикл. Основной лейтмотив всех преданий это женитьба нарта Алаугана, будущего отца Карашауая на великанше (эмеген катын). На наш взгляд Эмегенша иносказательно женщина другого племени или народа, которая не совсем вхожа в жизнь нартских людей. Ведь Эмегены (великаны циклопы, людоеды и они же главные враги нартов). В одном фрагменте сказаний о нарте Алаугане рассказывается, что: «Эмеген къатынын а ол бек залим сюйгенди, Ой, алай сюйгенди…», с. 145. Нарты. М. 1994.
В этом фрагменте речь о любви нарта Алаугана своей жены эмегенши. Здесь не чувствуется, что эмегенша-великанша или не такая, как все. Это наталкивает на то, что в целом Нартский эпос балкарцев и карачаевцев основан на реальных исторических событиях древности. Эмегены это другой этнос, который олицетворяется в образе великанов людоедов в основе, которого могут лежать традиции народа приносящего  в жертвы людей, в особенности младенцев, юных дев. Народ завоеватель с которым нартам постоянно приходится вести борьбу для защиты своей независимости.
    В основе женитьбы Алаугана на эмегенше основная канва рассказа то, что эмегенша не успев родить ребенка, как съедает его. И чтобы спасти ребенка вещие люди (Жоралаучула), а ведуньей считалась матерь всех нартов Сатанай, мать Алаугана Батчалыу (в некоторых вариантах  Матчалыу) советуют Алаугану, чтобы он посоветовал своей жене родить с крыши дома через очажный проем. Что в принципе и делает жена Карашауая эмегенша.
    Все верно. Но для посвященных, только  согласно мифам, подземная сфера имеет вход с земли, где-то на западе (запад это вершина Минги тау – Эльбруса), а по представлению тюркских шаманов в неё можно попасть во время камлания через очаг жилища. Ведь в конечном варианте спасения младенца рожденного от эмегенши прячут в подземной пещере. Ведь имя Карашауаю дала по одной легенде Сатанай. Сатанай ведунья. Ей известны чары колдовства, и она видит вещие сны. Эмегенша рожает с крыши дома через очажный проем. Ребенка подхватывает Сатанай, подложив вместо человечьего младенца щенка собаки. Налицо обряд спасения души ребёнка от Жан алыучу (Забирающий души детей злой дух). Имя ребенку  в нартском эпосе дают, те, кто его первым видит,  и в соответствии обстоятельств, встречаются  при   рождении и спасении нашего героя. Так было с рождением нарта Ёрюзмека, его находит первым  кузнец Дебет и называет его Ёрюзмеком, ведь он прилетел с космической сферы в комете. Комета упала в озеро в горах и своим жаром осушила всю воду, а сам небесный камень раскололся и с ядра выпал ребенок, который увидев волчицу, схватив её (волчицу), стал сосать, как свою мать. Ёрюзмек имеет прозрачное объяснение своего имени, где Ёр – это высота, Юзмек – это частица чего-то, в данном случае комета.
В балкарском языке термин Кара имеет многоупотребительное значение. Одно из его значений в данном случае в названии имени нашего героя «Кара» имеет значение в сочетании других слов подземная. К примеру, «Кара суу» - Подземная вода, в значении чистая вода. То же самое относится в отношении «Гара суу» - подземная минеральная вода. Следует обратить внимание на то, что в целом все имена нартов «говорящие» имена. К таковым принадлежит имя нартского героя Карашауай. Кара - сильный, могучий; Шау/Сау диалектное слово-здоровый, большой; Ай-луноликий. Название «Шауай» в балкарском языке может нести значение талой или подземной,чистой воды. К такому названию следует отнести гидроним Шаукам, где «Кам» это река, «Шау» -чистая (кара/гара-подземная река. И термин «Ай» несёт в себе значение «Айныу», что означает «Восстанавливающийся, Воскресший».
  Карашауай вырос в ледяной пещере -«Дорбун». В этом названии сокрыто практически все значение того, к кому относится по племени наш герой, и к его родине колыбельной.
  Есть в около-научной литературе такое расхожее понятие, что все термины Карачая и Балкарии это осетинские (иронские) термины.
  Осетинский язык это два языка: дигорский и иронский. Как мы уже об этом писали, и это известно давно народ дигоры это был тюркский народ, и он всегда считался с балкарцами, как один этнос, расселенный в Бештау Эл – Пятигорская страна, история которой идет с древнейших времен, как существует термин Кабак ас, то есть Кавказ.  Как известно, ранее до начала XVIII в., территории называемая, как Северная Осетия, жили только дигорцы и балкарцы от горы Казбек до горы Эльбрус. Иронцы, как народ возник в смутных преданиях неизвестно когда, но на территории известной, как Двалети в грузинской провинции. Об этом мы в другой теме расскажем более подробно. Что касается термина пещера, то в иронском языке  "пещера" переводится как л;г;т.
ru.glosbe.com.
   На дигорском языке пещера утеряла свой смысл, так как, ассимилированные в иронской среде дигорцы, не смогли сохранить свой тюркский (дигорский) язык, поэтому, некоторые слова звучат так же, как на балкарском языке, а многое из-за двуязычия потеряли свой первоначальный смысл. Так и в этом случае, дигорское пещера это «Дорбун», где «Дор» - камень; Бун – под камень.И другое значение Дор/Тар- тесное место с привязкой Дор/бун - подземное место.
    Какую же имеет этимологию в карачаево-балкарском (тюркском) языке термин «Дорбун». Для начала заинтригую тем, что первые тюрки в истории Кабк аса назывались Бунтурками и это имеет объяснение и прямое отношение к тюркскому термину «Бун».
    Балкарское «Дорбун» раскладывается на следующие слова:

ДОРБУН:
Дорт– четыре;
Дорт - четыре стороны света;
Дорба - мешок;
Орун – место;
Ырбын – угол;
Бун – тесное место, теснина, граница чего либо;
Эби – чрево, пуп.

Согласитесь для оценки, что такое пещера и как его обозначать есть все примеры, с тюркского карачаево-балкарского языка.
 В карачаево-балкарском эпосе частый зачин в том, что подчеркивается, что «давным-давно, когда мы жили в дорбунах…»


2. НАРТ ТЕМИРЧИ ДЕБЕТНИ ТУУГЪАНЫ

 Эртте-эртте, дорбунлада тургьанда,
Таш тегене, агъач элек болгъанда,

Кёк Тейриси Жер Тейрисин алгъанды,
Кёк кюкюреп, бу Жер бууаз болгъанды.

5 Тогьуз жылны, тогьуз кюнню бууаз болуп тургъанды,
Жер жарылып, сора Дебет туугьанды.

Суу анасы алып аны жууагьанды,
Череклени аны ауузуна бургьанды.
Суу анасы эмчек ана болгъанды,
10 Ол ёсдюрюп, акъыл бла толгъанды.
сс. 68-69. Нарты.

2. РОЖДЕНИЕ НАРТСКОГО КУЗНЕЦА ДЕБЕТА

 Давным-давно, когда [люди] в пещерах обитали,
Когда корыто из камня, [а ] сито из дерева было, Тейри

Неба женился на Тейри Земли,
Загрохотало небо — и земля зачала.
 
5 Девять лет и девять дней она тяжелой была,
 Потом земля разверзлась, и родился Дебет.

Суу анасы * приняла его и искупала. [Вместо груди] бурные реки ему в рот направила.
 
Суу анасы стала [его] молочной матерью,
10 Она вырастила [его], научила мудрости.
сс.302-303. Нарты.


В космогонических мифах, кроме универсального деления вселенной на три зоны, иногда говорится об особых отдельных мирах или землях, расположенных между морями и океанами, со своими собственными небесами, а иногда и без небес, со своими морями и реками и даже подземным миром, где тускло светят солнце и луна.
 Вероятно, здесь надо усматривать влияние на мировоззрение тюрков того времени раннесредневековой китайской науки, согласно которой круглое небо покрывало квадратную землю.
 Неприкрытые небом четыре угла, видимо, и составляли особые миры без небес.  В нашем случае «Дорбун» четыре угла, которые формируют: Место, Угол, Тесноту. Сама подземная пещера рассматривается, как чрево, как пуп земли.
Вот один из эпизодов из сказаний о Карашауае, о том, где он рос, где его родина, и где он и сейчас в преданиях живёт. Это то, что мы называем Родиной – Минги тау – Эльбрус. Такого описания нет ни в одном эпосе народов Кавказа, кроме, как у балкарцев и карачаевцев.

«Батчалыу а сабийни алып, дейди,
Минги тауну бир къаясыны тюбюне элтгенди да, дейди,
Бузладан да бешик а этгенди, дейди,
Буздан а эмчек этип, аузуна салгьанды, дейди,
Алайда къоюп а кетгенди, дейди.
 Бир садакъчыкь да ишлеп а, дейди…», сс.169-160. Нарты.

155 А Батчалыу отнесла ребенка, говорят,
 К подножию одной скалы Минги тау, говорят.
Из льда сделала люльку, говорят,
Из льда сделав соску, дала [ребенку]
И ушла, оставив [его] там, говорят.
160 Потом сделала маленький лук, говорят..», с.416. Нарты.

В контексте процитированных фрагментов нартских сказаний о Карашауйе отчетливо видно, что его родина это гора Минги тау, его колыбель, бешик льды Эльбруса.

В термине Бешик, как мы уже подчеркивали есть значение – Эшик -Двери.
Дверь в мироздание, колыбель балкарца и карачаевца начинается здесь с мировой горы Минги тау – Эльбруса.
Къол баладан башланады Мингитау къалабыз, ёчюлмезлик чырагъыбыз Къарачай бла Малкъарны.
С Кол баладан Карашауая начинается Колыбель Балкарии и Карачая – Минги тау – Эльбрус, наша Родина.

В нартском эпосе о Карашауайе

96. РОДНИК КАРАШАУАЯ
Сын Алаугана Карашауай жил на вершине Минги тау. [Он] выкопал в седловине Минги тау [яму ], и оттуда забил чистый, прозрачный ключ. Вот это и есть родник, который называют «Родник Минги тау, дающий бессмертие». Карашауай, разломав ледники Минги тау, раскалывал лед на мелкие куски и ел их вместо хлеба, а запивал [этой] родниковой водой. Вот так он жил. И сейчас, когда видят долгожителя, говорят: «Наверное, он пил воду [из родника] Минги тау». Птицы и сегодня летают к бессмертной воде и пьют ее. Ведь им в отличие от человека очень просто подняться на вершину горы. Вероятно, поэтому они так долго живут.

97. КАРАШАУАЙ НЕ УМЕР, ОН ЖИВ
1 \ По рассказам стариков, Карашауай вместе со своими нартскими друзьями

Во многих походах бывал,
Много испытаний перенес.
С эмегенами не раз сражался
И всегда возвращался с победой над ними.
5 По своей доброте и храбрости
 Среди нартов одним из лучших
Нартов он считался.
Из любого трудного положения
Он выходил победителем.
10 Хотя эмегены намного сильнее нартов были,
Он всегда их побеждал.
Постоянно враждуя с ними,
Он истребил их всех.
Он сражался и с другими врагами, которые нападали на нартские земли.
 Рассказывают, однажды к нартам прискакал гонец с вестью, что с юга на нартские земли напал враг.
 Все нарты поднялись на борьбу с ним. Карашауай тоже был среди них…», с.484. Нарты. М.1994.

Завершая первую часть нашего рассказа о карачаево-балкарских традициях связанных с рождением ребёнка и нартского эпоса следует отметить, что имя Карашауая несёт и духовный характер.

Балкарское название Шауай схоже с Библейским именем Шеол. В иудаизме Шеол – это место духовного очищения и бездны.
В одном имени сплелись много значений, а самое главное это тот характер и стержень который вложено в его имя: Карашауай – Побеждающий смерть. Он остался охранной грамотой всем нам, ас-аланам.
 
    В следующей теме мы расскажем: Почему Карашауайю дали именно ледяную сосульку и продолжим тему, Бешикге салыу, Итлик келек, Балаякъ, Курманлык, Эмчек ана и многое другое.


Хадис Тетуев, историк, 04.09.2022г.


Рецензии