За други своя - оборона городов Руси

Одна из главных задач при обороне русских городов в древности

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          Считается, что при нападении противника на города Древней Руси все жители окрестностей и посадов города собирались за стенами кремля для отражения нападения. Но данное утверждение подходит только для крупных городов, потому что большинство малых городов Руси имели для защиты не большой кром или кремль, который не смог бы вместить в себя всех окрестных жителей.

          На Руси была создана система предупреждения о нападении, особое внимание уделялось направлению со стороны степи так, как конница степняков была легкая и подвижная.

          В словаре В.И. Даля находим: «Башня, вежа зап. батура ряз. костер стар. каланча, вышка; высокое, сравнительно с шириною, здание разного вида; колокольни, подзорные и наблюдательные здания…они же части крепостных построек (стар. башта), или ставятся на различных зданиях для украшения и пр.…». Отметим, что в древнем русском языке башни назывались снами.

          При обнаружении врага сторожевой дозор зажигал сигнальный костер на башне. Так как вокруг города были густые леса сигнал костром с земли было подать трудно, поэтому на высоких местах возводились сторожевые башни или вежи. В дневное время сигнал подавался дымом, цвет дыма мог меняться. В случае плохой погоды использовались конные дозоры и пешие секреты.

          Писатель Сергей Алексеев в своей книге «Сорок уроков русского» пишет: «Вы когда-нибудь задумывались, почему отдельные крепостные башни называются вежами? Иные как-то иначе, даже имена давали, как в псковских крепостях, а одну непременно звали вежей? Или специально выстроенные, отдельно стоящие сооружения круглого, многогранного или квадратного сечения башенного типа? Которых некогда стояло по Руси сотни, каменных и рубленых. Пожарные вышки называли каланчой, сторожевые — воеводскими башнями, а эти исключительно вежами. Вежа — телеграф наших пращуров: именно оттуда посылались, скорее всего, шифрованные знаки, а значит, существовал язык огненных жестов светочами-факелами, своеобразный сурдоязык, передаваемый, точнее транслируемый на большие расстояния. В одну ночь все земли Руси, с востока на запад, оповещались о случившемся факте и могли, например, уже утром встать «под ружье». Или выставить кордоны на путях, не впускать в городки и поселения купцов, странный люд, бродяг, нищих, юродивых, разносящих хворь, чуму и холеру. Если бы не существовало подобного языка, человечество бы вымерло от первого же повального заболевания.»

          Совмещать сторожевую башню и вежу по их функциям было вполне возможно, они выполняли практически одну и ту же задачу – предупреждение о внезапном нападении.

          По – нашему мнению главной задачей обороны городов Руси, особенно небольших, малых городов было обеспечение достаточного времени для отхода (эвакуации) населения в заранее подготовленные безопасные места.

          Названия пустошей, урочищ показывают такие потаенные безопасные места у древних русских городов.

          Покажем это на примере названий пустошей у города Клина( в древности был центром удельного княжества принадлежащего Твери). Недалеко от города у северной окраины деревни Ямуга находилась пустошь Чесноковец. Есть чеснок огородный, а есть оружие (или заграждение), представляющее собой четыре 10-12-сантиметровые острые железные стрелки, расположенные на 120 градусов друг от друга. Как его не кидай на землю, остриём стрелка вверх встанет. Такой чеснок раскидывали на конно-опасном направлении, и он повреждал ноги лошадей и пеших воинов. По – нашему мнению название произошло от этого боевого чеснока, когда - то в древности на месте пустоши стоял древний лес, куда и прятались во время набегов клинчане.

          Была и пустошь Каливец, название которой идёт от «колива» поминальной еды православных христиан, где в лихое время, когда пережидали нападение, хоронили убитых и умерших. И название Спас-Заулок говорит о скрытом месте, глухом уголке, куда можно завернуть, спрятаться, укрыться от угрозы, то есть на данном месте мог быть густой лес, окружённый болотом.

          Доказательством того, что население городов и окрестностей скрывалось и пряталось в лесах можно найти в летописях, часто говорится о сожженном городе, а через год этот город уже вновь упоминается. Понятно откуда брались люди для восстановления и отстройки разрушенных городов – спрятавшись в укромных местах, после нападения возвращались назад.

          Например, Волок Ламский. «В XII-XIII веках Волоколамск не раз разорялся: в 1178 - князем Всеволодом Юрьевичем, которым город был полностью сожжён; в 1238 - Батыем; в 1273 - тверским князем Святославом Ярославичем, а в 1293 - ханом Дюденем) (Волоколамский кремль. Волок на Ламе, история, археология. Часть 1. https://vladimirdar.livejournal.com/194020.html)

          Или пример города Зубцова, который не раз был разорен и сожжен в усобицы, при нашествии Татар, Литвы.

          Костромы: «На протяжении своей истории Кострома много раз горела. Можно даже сказать, что пожары стали одним из определяющих факторов развития города. В 1213 году ростовский князь Константин Всеволодович сжег город, принадлежавший его брату, Юрию Всеволодовичу Долгорукому, и отвел пленных жителей города в удельный Ростов. Только Кострому отстроили после пожара, как тут же снова сожгли — в 1230-е годы войска Батыя разорили все волжские города «до Галича Мерьского», в том числе и Кострому. (Журнал Фома « Город: который, сгорал и возрождался»
          Многие города Руси неоднократно разорялись, сжигались и восстанавливались 6 раз горел Переславль Залесский, 3 раза Владимир и Москва. ....

          Наличие лесов или их отсутствие, племенная принадлежность накладывали отпечаток на упорство обороняющихся при осаде городов.

          Одна часть земли вятичей, земля будущего княжества Московского (южная половина Московской области) вошла в состав Ростово-Суздальской земли. Особенность этой части вятской земли, она обильна лесами и реками, много болот.

          Поэтому при опасности можно было уйти в лес спрятаться, в летописях часто говорится о сожженных городах, но через короткое время восстановленных, вернувшимися жителями. Для отхода или эвакуации, города оставались защищать воины, их можно назвать отрядами прикрытия, отсюда жертвенность, «положить голову за други своя». То есть северные вятичи были более рациональными, они могли уйти в лес при опасности, и обдумать сложившуюся ситуацию. Не отсюда ли поговорка о том, что «Русский мужик долго запрягает, но быстро едет».

          Северные вятичи были более прагматичными, менее эмоциональными. Эти качества северных вятичей полностью относятся и к Верхневолжским кривичам (Тверским), жили бок о бок в одних климатических условиях.

          Союз племен Верхневолжских кривичей - это кривичи, жившие на землях по Волге от её верховьев до впадения в неё реки Оки. К ним относились и кривичи ростовские. суздальские и владимирские. Были у них некоторые отличия от вятичей связанные с черноземными опольями у Дмитрова, Суздаля и Переславль Залесского, и влиянием народов их окружавших. (подробнее в нашей статье «Вятичи. Характер Великороссов (1)»
          У кривичей ростовских, и суздальских были некоторые отличия от кривичей тверских, связанные с тем, что земли кривичей ростовских и суздальских были менее богаты лесами, их местность называлась Залесьем, что подтверждают названия городов – Переславль Залесский, Юрьев Польский. Могущество Ростово – Суздальской, а затем и Владимирской земли держалось на черноземных опольях у Суздаля и Переславль Залесского. Поэтому кривичи суздальские и ростовские были более зажиточными, в следствии чего ремесла у них были развиты лучше, а значит и общее развитие было выше.

          В связи с тем, что города Ростовских и суздальских кривичей располагались на опольях при нападении особо не спрячешься, поэтому приходилось горожанам биться до конца. Об этом в работе Беляева Ивана Дмитриевич в «У истоков Руси», в рассказе десятом «Суздальщина» говорится: «Ростовцы и суздальцы, сии старинные колонисты Великого Новгорода в обширной стране финского племени мерь, были люди по своему характеру далеко не похожие ни на смолян, ни на киевлян, ни на черниговцов, люди своего закала и особой выдержки, с одной стороны, вольнолюбивые и упрямые, как новгородцы, а с другой стороны, до того преданные своим князьям, что не знали границ своей преданности и без оглядок жертвовали для них всем.» . (подробнее в нашей статье «Верхневолжские кривичи. Характер Великороссов (2)»

          Отметим, что в моих статьях «Восточно - славянское племя сведения о котором до нас не дошли. Меря»  и «О названии неизвестного славянского племени междуречья Клязьмы и Волги»  вопрос о принадлежности мери к славянскому племени поднимался

          Добавим материал на который обратил внимание С. Глушков: "Ведущий специалист по уральским языкам Напольских говорил что нет никаких веских оснований считать летописные народы Мерю и Мурому финно - уграми. В центре былого проживания Мери лежит озеро Неро. Корень Нер - Нар встречается именно у балтов , как то например реки Нер и Нарев в Польше , Нерис - это литовское название реки Вилии , слово Нерти значит нырять у балтов , реки Нарва и Нара , и на реке Нарве племя Нарова или Нарома, и в честь кого назван Неревский конец Великого Новгорода. В Подмосковье река Нерская раньше называлась Мерской. Что касается названия Мери тоже непонятно почему например так названо озеро Меревское севернее Великого Новгорода, там вроде народ Меря никогда не жил. В Литве есть река Мера , в Беларуси река Мерица , и на ней городок Миоры или Мёры , точно по границе России и Беларуси протекает река Мерея , еще одна речка Мерея есть в Смоленской области, река Мера приток Волги находится в Костромской области , а еще одна река Мера находится в северной Италии и впадает в озеро Комо. Что значит слово Мера в русском языке ? Замерить, обмерить, перемерить, мера ответственности и вообще мера чего либо. Если вдуматься то это слово обозначает собственно границу."


Рецензии