Возраст не помеха

        На сегодняшний день в моей практике она оказалась самой старшей клиенткой. Я никогда бы не подумал, что ей восемьдесят один год. Довольно приятная, ухоженная женщина с маникюром, причёской и хорошими манерами. Правда, пришла она не сама. Привели её ко мне на четырёх руках. С одной стороны поддерживала дочь, с другой – внучка.
        Я принимаю на третьем этаже, и лестница ко мне несколько крутая. Поэтому своё восхождение они начали задолго до назначенного времени. Я ещё трудился над очередным клиентом, как сквозь закрытую дверь услышал доносящиеся с лестничной клетки вздохи-ахи. Нелёгкое это дело тащить больного пожилого человека вверх по ступенькам.
        Когда они, наконец, расселись передо мной, я начал традиционно:
        - Слушаю вас. Рассказывайте.
        Все трое наперебой поведали мне такую историю. У их мамы и одновременно бабушки ноги напрочь не работают, то есть не держат её. Сидя и лёжа она ещё как-то ими шевелит, а вот в вертикальном положении стоять не может. Случилось это не стразу. Вначале просто побаливали, как у многих. Понемногу, по чуть-чуть. И как многие, когда уже терпеть не было мочи, обратилась она в больницу. А там как обычно – лекарства, капельницы, таблетки, уколы, процедуры. Причину никто толком не говорил, а вот лечили всем подряд. Так продолжалось годами, но год от года становилось только хуже. Если раньше она хоть как-то могла сама перемещаться, то в последнее время ноги вообще отказали, но и болеть не перестали. Пекут, горят огнём, выкручивают.
        Дальше она с дочкой и внучкой стали перечислять всевозможные больницы, клиники и курорты в округе, области и по всей стране, где пыталась вылечиться. Но всё безрезультатно.
        - Теперь вот остаётся только в инвалидном кресле сидеть, - с горечью подытожила она. - Даже в туалет не могу добраться. Обязательно нужен помощник.
        - Скажите, а какие-нибудь физические упражнения вам рекомендовали?- ;поинтересовался я.
        - Что вы, что вы! - замахала она руками. - Врачи мне запретили. Так и сказали: «Ни в коем случае! Если болят, нельзя шевелиться. Только хуже себе сделаете!».
        - Простите, но, судя из многочисленных заключений, у вас ни переломов, ни вывихов, ни артрозов нет и не было, - я ещё раз перелистал целый ворох бумаг, которые она принесли с собой. - Проблема скорее в мышечных тканях. Ещё может быть в нижнем отделе позвоночника. Это кстати мы сейчас проверим. А если лечащий врач советует вообще не шевелиться, то это не врач, а так ; человек, который научился выписывать рецепты для аптеки и брать деньги с пациентов, не борясь с их проблемой. Может быть попытается запрятать её на время с помощью обезболивающих лекарств. А потом всё с начала.
        - Я понимаю. Но у меня всё-таки возраст уже, - обречённо вздохнула пациентка.
        - Возраст, уважаемая, не помеха быть здоровым. Возраст – это наше состояние, в которое мы себя загнали по незнанию, за неимением возможностей или по собственной лени. Любая система живёт, пока она движется. Как только она останавливается, наступает застой, за которым разрушение системы – её болезни. А дальше смерть. Движение – это жизнь. Так живёт любая система: политическая, экономическая, социальная, биологическая, к которой относится человек. Так живёт Вселенная. Вот вы же хотите ещё ходить?
        - Конечно! - оживилась тётя. - Я ведь в молодости очень танцы любила, вальсы танцевала. Моей дочери скоро шестьдесят лет. И я очень хочу станцевать на её юбилее. Помогите, пожалуйста! Скажу вам откровенно: я уже устала от всех этих бесполезных лечений. Они меня так вымучили, что просто руки опускаются. Сколько нервов и денег ушло впустую. Последняя надежда на вас. Говорят, что вы как-то неординарно лечите. Я готова всё делать, что скажете. Даже если скажете, что мне какое-нибудь дерьмо поможет, готова и его есть! 
        - Ну-ну! Не нужно уж так кардинально. Ничего обещать не буду. Я же не всесильный волшебник, а только учусь. Сейчас я вас осмотрю и определимся, что делать. Вы раздевайтесь и ложитесь вот сюда на стол лицом в дырочку, а я пойду помою руки. И кроме спины мне обязательно предоставьте к осмотру ноги.
        Пока я мыл руки, дочка с внучкой кое-как с трудом уложили её на массажный стол. Когда я глянул на ноги, то чуть не ахнул. Они были тёмные, буквально чёрного цвета, как у негра. Такого я ещё не видел в своей практике. Я даже немного оторопел.
        - И давно они у вас такие?
        - Да как-то постепенно такими стали. Вначале были нормальными, как у всех, а потом темнели, темнели и вот совсем почернели. Не пойму, что с ними. Самой страшно. 
        Я наклонился ближе к ногам, в нескольких местах провёл пальцами по коже, и всё стало ясно.
        - У вас каждый капилляр забит кровью. Причём венозной, той самой, что несёт шлаки, отходы, токсины, продукты жизнедеятельности всех органов и клеток. Это, по сути, сточные воды вашего организма. В ногах расположены самые крупные мышцы, через которые циркулирует восемьдесят процентов всей крови. А наши мышцы – это насосы по перекачке крови, потому что капилляры, по которым течёт кровь, лежат именно в мышцах. Шевелим мышцами – массируем капилляры – усиливаем кровообращение. Под действием сил земного притяжения наша кровь стекается и собирается в ногах. Омыв все ткани и дойдя до ног, она должна вернуться к печени, чтобы очиститься от грязи и вновь пойти по круговороту. У малоподвижных людей особенно с возрастом в голове её недостаток, а в ногах избыток. Отсюда варикозы, тромбофлебиты и прочая зараза. А вы вообще ногами не шевелите по совету врачей. Вот и получается, что она у вас не очищается, так как не движется. Всё время застаивается в ногах и гниёт в буквальном смысле. Она уже не фиолетовая, а чёрная от грязи. Оттого и ноги всё время болят. Немедленно двигать ногами! Немедленно! И воды пить как можно больше. Вы воду чистую пьёте?
        - Да так, не очень. Больше кофе и чай. Я же всё время сижу, мне и не хочется пить.
        - Вот именно. Я вам дам рецепт водички обычной. Только в неё пару веществ добавите. Я напишу что именно и сколько, и будете её пить. Вес у вас какой?
        -  Около семидесяти.
        - Значит, два литра такой воды должны выпивать за сутки. Как хотите себя заставляйте, хоть насильно заливайте и шевелитесь. Пейте и шевелитесь! Слышите? И помните, наша кровь на семьдесят пять процентов состоит из жидкой плазмы. Жидкой! А вы воду не пьёте. Как же она будет течь в сосудах, если она густая, как масло? Как шевелиться, я вам расскажу. Конечно, я буду со своей стороны массаж ногам делать, а кроме массажа спину проверю, и обязательно ЛФК позанимаемся для спины. Спина - наше всё! Бьюсь об заклад, из-за сидячего образа жизни ваш крестцово-поясничный отдел существенно подсел. А он-то как раз за ноги и отвечает. Вот примерно такая программа лечения.
        - ЛФК? Это что такое?
        - Лечебная физкультура. Одного массажа мало. Нужны простые, но проверенные движения, чтобы запустить ваше кровообращение, лимфу, дыхание, обмен веществ. Чтобы, в конце концов, очистить вас от этого дерьма. А вы хотели дерьмо кушать, - улыбнулся я. - У вас его и так с избытком.
        - Я согласна, - улыбнулась она в ответ.
        - И ещё: сладости свести к минимуму. Кофе с газированными напитками забыть! Жаренное и копчёное крайне редко. Больше живой растительной пищи. Она несёт кислород, а без него никакая реакция внутри нас не происходит.
        - Всё понятно. Но как же без кофе? Весь мир его пьёт.
        - Я могу часами рассказывать вам об этом узаконенном на весь мир наркотике, и как он нас разрушает, но не буду тратить время. Как-нибудь соберусь с силами и напишу отдельную лекцию по этому вопросу. А сейчас поверьте мне на слово: даже алкоголь так не выводит из строя печень, как кофе с его кофеином. А вам печень ой как нужна в рабочем состоянии, чтобы ту самую венозную кровь чистить. Так что начинайте «спрыгивать» с кофейной иглы. Понимаю, трудно, будет типичная ломка наркомана, но выбирайте: или ноги или кофе.
        - А вот вы лично пьёте кофе? - не унималась пациентка.
        - Никогда. А зачем мне то, что вредит здоровью? У меня дома  начатая банка кофе уже больше трёх лет стоит. Кто-то из знакомых приходил в гости и принёс с собой, потому как знают, что у меня его нет. Ну, а уходя, оставил из приличия. Так она и ждёт следующего гостя-кофемана. «Как много в мире вещей, которые мне абсолютно не нужны» - это ещё великий Сократ сказал. Ну, хорошо, теперь спину проверим.
        Как я и предполагал из-за постоянного сидения мышцы спины пациентки были на грани атрофации. Образовался заметный поперечный сколиоз, хотя кифоз грудного отдела был почти в норме. Видимо сказывалось её танцевальное прошлое, помогавшее держать спину ровно. Из-за слабых мышц поясничные позвонки «поплыли» и уже давили на отростки седалищного нерва, отдавая болью в левой ноге, вызывая так называемый ишиас. А так как женщина не ходила, то даже не догадывалась и принимала ишиас за общую боль в ногах. Когда всё болит, то не до отличий.
        После массажа спины и ног, я помануалил с её поясницей и попытался вернуть позвонки на место. Трудно ворочать человека, который уже почти не гнётся. Дочь с внучкой, затаив дыхание, наблюдали за моими манипуляциями. Пациентка, кряхтя, стоически переносила выпавшие на её долю испытания. От неожиданных щелчков в пояснице она аж вскрикнула.   
        - Ну вот, поставили! - обрадовал я женщину. - Больно? Нет. Ну и хорошо! Они, конечно, опять сползут. Связки и мышцы слабые, зацепиться позвонкам не за что. Нужно спину обязательно закачивать, - пояснил я клиентке. - Вот для этого нам ЛФК и пригодится. Сейчас сделаете десять раз одно важное упражнение. Мы будем при каждой встрече увеличивать его на десять раз. И таким образом к десятому сеансу вы сделаете его сто раз без остановки.
        Я объяснил, что делать, как дышать, и на мой счёт она, кряхтя и задыхаясь, приступила. Группа поддержки, сидящая на диване, со словами «Бабушка, давай! Мама вперёд!» подбадривала её как могла.
        Она с трудом сделала десять раз и, откинувшись в изнеможении на массажном столе, пролепетала:
        - Какие там сто раз в мои-то годы. Я от десяти чуть не умерла. Вон как вспотела, аж стыдно.
        - Потеть от труда не стыдно! - успокоил я пациентку. - Было бы хуже, если бы вы потели, ничего не делая. Вот это плохо. А так шлаки и токсины с потом выходят. Значит, заново начинаете жить. Мёртвые ведь не потеют! А сто раз сделаете, даже не сомневайтесь. Капля камень точит. Поверьте, здоровью все возрасты покорны, если, конечно, очень захотеть.
        Напоследок я показал какие в её случае приседания нужно будет делать дома утром и вечером.
        Так продолжалось несколько дней. Женщина получала массаж спины, ног, пила воду и выполняла упражнения. Удивительно, но её ноги от сеанса к сеансу стали светлеть. Хотя о чём это я? Ничего удивительного, а закономерно. Даже лицо её начало излучать какую-то жизненную энергию. Помолодело, что ли?
        Где-то к пятому сеансу она пришла без внучки, но в сопровождении дочери. Прямо с порога обрадовала хорошей новостью:
        - Представляете, сегодня ночью, захотела в туалет. Спросонья встала и пошла. Когда вернулась, села на кровать и тут до меня дошло, что я сама сходила без посторонней помощи. Зову в темноте: «Доча! Ты спишь?». А она мне: «Нет, мама, не сплю». Я ей: «Ты видела, что я сотворила? Я в шоке». Она отвечает: «Да, мама видела. Я сама в шоке. Смотрю и молчу, чтобы тебя не спугнуть». Вот так!
        Все последующие сеансы она стала приходить уже сама. Трудилась и потела не только у меня в кабинете, но и дома, как и обещала. Так велико было желание выздороветь. Молодец! С такими пациентами работать одно удовольствие. Крылья за спиной разворачиваются, когда видишь, как человек выздоравливает. Значит, не зря на земле живёшь.
        К сожалению десять сеансов она не прошла, а только восемь. Что-то там срочное случилось у неё на родине. То ли с квартирой, то ли в квартире. Я уже точно не припомню. Помню только, что она не местная, а приехала ко мне из Нежина. Того самого городка в Черниговской области, где в далёкие времена выращивали и консервировали восхитительные нежинские огурчики. Тем не менее, даже за восемь упорных сеансов её ноги перестали болеть, порозовели буквально, и главное ; она могла уже самостоятельно перемещаться. И моя крутая лестница для неё не представляла трудности. 
        Конечно, сто раз подряд она не сделала моё упражнение, а только восемьдесят. Обстоятельства помешали, но я уверен, если бы довелось, то одолела бы.
        Интересно, как она сейчас? Как её ноги? Будет пить водичку и двигаться, всё будет хорошо, не смотря на возраст. Разве он помеха для здоровья?    

  02 сентября 2022 г.


Рецензии