На тему лжеучения о тысячелетнем царстве
-----------------------
сама я нЕ являюсь причастницей православного вероисповедания христианства,
обличаю и осуждаю многие православные лжеучения, извращающие истину и прилепляемые к ней выдумки, измышления и басни,
однако,
иногда я нахожу истинные понятия в речах некоторых православных служителей,
хотя,
в других своих речах они говорят нЕ от Бога (изменяя Его Слово), а говорят от себя - от мира сего, от его религиозных и философских идей,
ибо их разум во многом перекрыт (крепко усвоенными ими) всевозможными православными (и иными) лжеучениями и философиями этого мира.....
что конечно, не может не потрясать....
и что, конечно же, отталкивает мой дух от приятия иных их мыслей и рассуждений, являющихся лжеучениями и заблуждениями ума человеческого..
----------- --
но с рассуждением, которое публикую, я согласна, оно истинно --
Грехопадением свободной твари – ангелов и человека – была непоправимо искажена природа земного мира, созданного Богом.
С этого момента человеческая история начинает развиваться как драма борьбы между силами добра и зла за две разные концепции мирового бытия.
Одна – по плану Бога, цель Которого – добровольное обращение людей к Источнику бытия в вечном Царстве Божием, которое "не от мира сего" (Ин. 18:36); праведники узрят "новое небо и новую землю" (Откр. 21:1).
Другая концепция – по плану Его соперника, сатаны, цель которого – хотя бы на время подчинить себе обманом людей в своём временном царстве земном, ибо создать иное царство сатана не способен, а может только похищать у Бога и искажать созданное, умножая зло и грех. Потому в конце истории испорченная им греховная "земля и все дела на ней сгорят" (2 Петр. 3:10).
В своей борьбе за власть над миром сатана использует самые разные методы, главные из которых – обман.
Цель сатаны: отвлечь людей от Небесного идеала -- к иллюзорному - земному, от вечных и абсолютных духовных ценностей – к преходящим, чувственно-материальным, земным.
Всё, что уклонялось от Неба к земле (даже под благовидными предлогами свободы, равенства, братства, социальной справедливости) – в отрыве от Бога использовалось дьяволом для его планов земного господства над людьми.
Прежде всех идеей совершенного земного царства сатане удалось соблазнить богоизбранный народ (который из желания земных благ и власти над другими народами) совершил богоотступничество и распятие Сына Божего, отверг Его Благовестие о Царствии Небесном, установил свой контроль над ценностями земными, работая на свой и сатанинский идеал земного царства антихриста. В нашу эпоху ярчайшим образцом подобного сатанинского обмана стал материалистический коммунизм – по сути секулярный вариант иудаизма.
Тот же метод сатана использует в борьбе против Церкви: чаще всего ему не удается заставить людей сразу и полностью отречься от Бога, от Церкви и её учения, поэтому он пытается подменить истинные ценности ложными в приглядной "религиозной" упаковке, «освящая» земные идеалы в ущерб Небесным.
Так, поначалу ему было не по силам полностью искоренить почитание имени Христова, поэтому он постарался направить западную церковь на иллюзорное создание "Царствия Божьего на земле", а столь великая цель "освящает все средства" (католицизм).
Затем в западном христианстве материальное земное преуспевание было вообще объявлено средством и знаком избранности для спасения (протестантские секты).
Масонство, помимо антицерковной деятельности, пропагандировало среди своих адептов земное "царство Астреи".
Одной из подобных соблазнительных и живучих идей, родственных иудаизму, сатаною был вброшена в христианство идея хилиазма – утопическое верование в совершенное «тысячелетнее царство», в котором перед концом мира, якобы, Господь будет зримо царствовать на земле с праведниками тысячу лет.
Слово "хилиазм" происходит от греческого слова chilioi – тысяча; то же значение имеет слово "милленаризм" (от латинского – mille). Это учение о "тысячелетнем царстве", во время которого дьявол будет "скован", исходит из неверного толкования Откровения (гл. 20).
Оно ошибочно разделялось некоторыми отцами Церкви в II–IV вв. и по сей день свойственно сектам типа иеговистов, адвентистов, "иудо-христиан", некоторым течениям протестантских фундаменталистов (в США), а также последователям парижского софиолога о. Сергия Булгакова.
Самое простое и логичное возражение на эту теорию заключается в том, что такое тысячелетнее царство на земле в виде "награды праведникам" лишено смысла, поскольку им уготовано вечное Царствие Небесное.
Православная Церковь учит, что эпоха, когда дьявол скован на тысячу лет, это как раз и есть время, в которое мы живём: между первым пришествием Христа и пришествием антихриста (число 1000 символизирует целостность).
В это время дьявол ограничен (связан) в своей силе против людей. Но по мере развития апостасии (отступничества от христианства) сатанинская "тайна беззакония" воцарится на земле в виде царства антихриста, что приведёт к концу земной истории: антихрист будет побеждён Христом в Его славном Втором Пришествии.
Об особой опасности ереси хилиазма в наше время, близкого к царству антихриста, возникла полемика в православных изданиях "Первый и последний" и "Русь Православная". Священник Андрей Горбунов просит нас ознакомить с ней и наших читателей. Мы делаем это с добавлениями, полученными от о. Андрея Горбунова.
Священник Андрей Горбунов
ОБЛИЧЕНИЕ НЕОХИЛИАЗМА
Современные христиане должны готовиться нЕ к "тысячетнему царствованию" со Христом на этой грешной земле, а к жестокой брани с предтечами и слугами антихриста, ради спасения в вечном Царствии Небесном.
В последнее время среди некоторых православных христиан распространилось буквальное (по-мирски приземлённое, чувственное, плотское) понимание «тысячелетия» из 20 главы Апокалипсиса, известное в Церкви под именем ереси хилиазма. Это нелепое и полное внутренних противоречий учение буквально выворачивает наизнанку всю православную эсхатологию (учение о конце мира), являющуюся весьма важным разделом церковного учения. А по словам архиепископа Аверкия (Таушева), хилиазм «в корне извращает всё христианское мировоззрение».
К сожалению, и отдельные современные ревнители чистоты Православия весьма опрометчиво и, как говорится, ни с того ни с сего не только уверовали в хилиазм, но и стали его настойчиво, безапелляционным тоном проповедовать. И теперь получается, что защищают они Православие с нЕправославных позиций. Более того, можно сказать – с позиций богоборческого талмудического иудаизма, ибо вера в «тысячелетнее царство Христа на земле», как нетрудно догадаться всякому здравомыслящему христианину, льёт воду на мельницу грядущего мошиаха-антихриста и многочисленных его служителей, жаждущих скорейшего его воцарения.
В настоящей статье хотелось бы предложить читателям несколько посильных доводов и рассуждений против современной «православной» ереси хилиазма, или – неохилиазма, как против «поскользновенного» и несуразного учения, могущего сбить современных христиан-филадельфийцев с указанного им Самим Господом истинного пути: «И как ты сохранил слово терпения Моего, – читаем в Апокалипсисе, – то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3:10-11).
«И Царству Его не будет конца»
Современные проповедники «православного» хилиазма в качестве одного из главных своих аргументов приводят тО, что ни один Вселенский Собор не осудил хилиазм, как ересь, а еретик Аполлинарий хоть и придерживался хилиазма, но на Втором Вселенском Соборе (381 г.) был осужден нЕ за это учение.
Обличители же хилиазма, в том числе и близкие к нам по времени их жизни – как, например, архиепископ Аверкий (Таушев), иеромонах Серафим (Роуз), протопресвитер Михаил Помазанский – указывают на тО, что словами «Его же Царствию не будет конца», внесёнными в Символ веры во времена II Вселенского Собора как раз и отвергается ложная идея Аполлинария и других «тысячников» (хилиастов) о земном, чувственном «тысячелетнем царстве Христа».
Думается, что святые отцы Вселенских Соборов правильно поступили, не предав анафеме всех, кто когда-либо ошибочно истолковывал «тысячелетие» Апокалипсиса. Ибо тогда пришлось бы распространить эту анафему и на таких почитаемых раннехристианских мужей, как Папий Иерапольский, Ириней Лионский, Иустин Философ (которые высказывали предположения в духе хилиазма).
Но святые отцы Вселенских Соборов знали, что слова Никео-Цареградского Символа веры «И паки грядущаго со славою судити живых и мёртвых, Его же Царствию не будет конца» не оставляют уже места для хилиастической трактовки библейских пророчеств. И во всё последующее время у учения, содержимого и преподаваемого Святой Православной Церковью, ничего общего с хилиазмом не было.
Символ веры совершенно определённо говорит о том, что Сын Божий грядёт именно «судить» последним Судом, – а не «править» (в продолжение 1000 лет на этой земле).
И слово Божие говорит нам о том же, – что Иисус Христос «будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его» (2 Тим. 4:1); и этому Царствию, согласно добавлению в Символ веры, «не будет конца».
Очень важно здесь также отметить, что внесённая в Символ веры фраза была взята, по всей видимости, прямо из Евангелия. Архангел Гавриил, благовествуя Деве Марии о рождении от Неё Спасителя мира, в частности сказал: «И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:32-33). Во все времена Святая Церковь понимала эти слова так, что Христос царствует над Новым Израилем, т. е. над всеми теми, кто уверовал в Него и пребывает с Ним в живом общении.
Например, христианский богослов преп. Максим Исповедник (VII в.), толкуя это место Евангелия от Луки, указывал, что истинный, духовный Израиль собран от всех народов «по избранию благодати» (Рим. 11:5), что такой Израиль – это «люди, взятые в удел, народ святый, царственное священство» (1 Пет. 2:9).
«И обещал Бог пророчественно через Ангела Деве дать Того, Кто родится от Неё, во Спасителя ВСЕМ – пишет св. Максим. –
Всё это по самому ходу вещей получило себе подтверждение, когда Господь исполнил обетования, данные отцам, благословил и усыновил в духовном Аврааме ВСЕ народы, воссел на духовном престоле Давида и царствует над верным домом Иакова во веки, Царством, не имеющим предела».
И блаж. Феофилакт Болгарский в своем «Толковании на Евангелие от Луки» объясняет: «Слыша о ;престоле Давида;, не подумай о царстве чувственном, но разумей о Божественном, которым Он воцарился над всеми народами Божественной проповедью.
;Дом Иакова; суть уверовавшие как из евреев, так точно и из других народов, ибо таковые собственно суть Иаков и Израиль… Как Давид принял чувственное царство, так Господь принял духовное царствование, которому ;не будет конца;. Ибо царствованию Христову, то есть богопознанию и христианству, не будет конца. Ибо мы и в гонении сияем благодатью Христовой» (т. е. и в гонениях христиане – участники Царства Христова!).
Итак, Господь Иисус Христос сейчас царствует над домом Иакова (новым Израилем, Церковью). А после Всеобщего Воскресения и Страшного Суда это Царство Божие продолжится в Вечности, когда «времени уже не будет» (Откр. 10:6). Вот почему «Царствию не будет конца». Окончится не само Царство, а только некий довольно продолжительный временной период его бытия на земле – аллегорическая тысяча лет, как об этом и сказано в Апокалипсисе (Откр. 20:5). А Царство Божие никогда не окончится.
Св. Ириней Лионский сказал, что тысячелетнее земное царство является только подготовительным этапом перед вечным Царством (когда будет уже новая земля и новое небо), – подготовительным в смысле, как он выразился, «приготовления к нетлению», когда праведники «будут возрастать и укрепляться, чтобы быть способными к принятию славы Отчей».
Но зачем, спрашивается, нужно праведникам это «приготовление к нетлению», когда они уже находятся в Царствии Небесном, которое к тому же имеет свои степени блаженства соответственно «готовности» и достоинству каждого?
Думается, что допустимо следующее рассуждение об одной из причин хилиазма у некоторых древних христиан. Дело в том, что первым христианам было присуще нетерпеливое ожидание возвращения Христа, они жили с чувством, что Господь вот-вот придёт. Поэтому им трудно было предположить, что до пришествия Господа должны пройти еще многие сотни лет.
Вот и стали некоторые из христиан переносить «тысячелетие», о котором прочитали в Апокалипсисе (хотя ведь там не сказано, что Сам Христос специально придёт на землю для 1000-летнего царствования! – сказано только, что святые будут царствовать с Ним 1000 лет),
на время после возвращения Христа. А живи они сейчас, конечно, не стали бы мыслить по-хилиастически, зная, что с момента первого пришествия Спасителя прошло уже более двух тысяч лет. Так и в VI уже веке св. Андрей Кесарийский в "Толковании на Апокалипсис" не только от себя даёт опровержение хилиазма, а свидетельствует о том, что «Церковь не приняла» такое (хилиастическое) толкование «тысячелетия».
Святитель Игнатий о «тысячелетии»
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в "Слове о смерти" так объясняет тысячелетие Апокалипсиса:
«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. (Откр. 20:4-5),
состоящее в оживлении души и духа из его смерти --- верою в Спасителя - Господа Иисуса Христа, в омовении и в очищении души Духом Святым (через осознание себя грешником и истинное покаяние во грехах. )
«Престолы святых» – это их господство над страстями, над самыми демонами, над недугами человеческими, над стихиями, над зверями, обилие их духовных дарований.
Им дан от Господа суд, т.е. рассуждение духовное, которым они обличают грех, как бы он ни был прикрыт благовидностию, и отвергают его;
им дан суд, которым они судят ангелов тьмы, приемлющих вид Ангелов, и не дозволяют им обольщать себя.
Они нЕ поклонились ни зверю, ни антихристу, ни предъизображавшим его гонителям христианства, требовавшим от христиан отречения от Христа и отвержения Его Святых Заповедей.
Они нЕ прияли ни на челах, ни на десницах начертаний врага Божия, но усвоив себе ум Христов, постоянно выражали его в образе мыслей и в образе действий, не щадя крови своей для запечатления верности Христу, и потому воцарились со Христом.
Для них нет смерти! Для них разлучение души с телом – повторим вышеприведенную мысль Василия Великого – не смерть, но переход от скорбного земного странствования к вечной радости и упокоению.
Смерть вторая;, т.е. окончательное осуждение на вечные адские муки и предание им, не имеет власти ; над воскресшими первым воскресением (духовным);
воскресшие первым (духовным) воскресением ;будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.; (Откр. 20:6).
Это царствование священников Божиих в Духе Святом не может быть прервано разлучением души от тела: оно развивается и упрочивается им.
;когда окончится тысяча лет; (Откр. 20:7), исполнятся времена, и созреет весь словесный плод земли, – последует воскресение второе, воскресение тел. После него усугубится блаженство праведников, благовременно воскресших первым воскресением; усугубится после него смерть отверженных грешников, лишившихся первого воскресения».
О духовном царствовании и внутренних причинах неохилиазма
По учению Господа нашего Иисуса Христа, св. апостолов и отцов Церкви, если мы желаем спастись, то отсюда еще, т. е. в сей ещё жизни, должно воспринять нам внутрь себя Царствие Божие (Лк. 17:21).
Сеятель-Христос посеял «слово о Царствии Божьем» (Мф. 13:19), которое «не отсюда», «не от мира сего» (Ин. 18:36), как и Он Сам «не от мира сего» (Ин. 8:23). Царствие Божье – это духовное состояние, а не явление видимого мира;
состояние (плотское) обозначается в Евангелии словом «мир».
«Всё терплю ради избранных, – говорит св. апостол Павел, – дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём. Если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2:10-12).
Значит, царствование со Христом – это вовсе не земное правление святых в течение 1000 лет, а «спасение во Христе Иисусе с вечною славою», получаемое всеми истинными христианами, – умершими для греха и ожившими во Христе (ср., напр.: Кол. 2:20 и 3:1), Который разрушил смерть и явил жизнь (2 Тим. 1:10).
И поскольку спасение во Христе даётся истинным христианам («святым», по терминологии Нового Завета) уже здесь, на земле (ср., напр.: 2 Тим. 1:9), то и соцарствование Царю-Христу начинается уже здесь.
«Не перестаем молиться о вас, – пишет апостол Павел колоссянам, – и просить, чтобы вы… поступали достойно Бога,.. укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и ВВЕДШЕГО (а не намеревающегося ввести) в Царство возлюбленного Сына Своего (т. е. в Царство Христово), в Котором мы имеем искупление Кровию Его.»
А в Послании к Коринфянам апостол Павел упрекает коринфских христиан, в том, что они «ещё плотские» (1 Кор. 3:3-4) и поэтому не могут ещё в полной мере участвовать в духовном царствовании: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!» (1 Кор. 4:8).
Итак, ясно, что сам апостол Павел и все другие истинные христиане духовно царствуют, или соцарствуют Христу, являются царями, участниками Царства Христова.
И не указывают ли ещё слова апостола Павла из его Послания к коринфянам на внутренние, духовные причины нынешнего оживления хилиазма среди некоторых глаголемых православных (и протестантов) а именно: на плотское мудрование, излишнюю привязанность к земному (хочется ещё пожить на теперешней, грешной земле, да еще целую 1000 лет!), на притупление у православных «вкуса истинного Православия», на отсутствие живого, личного Богообщения, на нЕчувствование или весьма слабое чувствование Благодати Христовой, Благодати Духа Святого, (которая, по слову Симеона Н. Богослова, и есть чувствование Царства Божьего)..
Итак, Христос – Царь только для желающих, произволяющих! Т. е. только для Его истинных последователей. А если в счастливом всемирном хилиастическом царстве будут жить не только праведники, но и грешники (как об этом пророчествуют нынешние хилиасты), то каким образом Христос будет и их Царём? Да ещё в продолжение целой тысячи лет…??
О Втором Пришествии и Страшном Суде
Святитель Кирилл Иерусалимский учит: «Придёт же антихрист, когда приблизится уже конец мира». А неохилиасты учат, что после поражения антихриста пройдёт еще тысяча лет до кончины этого мира. Правда, так учат нЕ все хилиасты, ибо вариаций на тему хилиазма довольно много. Некоторые хилиасты предсказывают, что сначала будет тысячелетнее царство, а потом уже явится антихрист. А есть и такие «тысячники», которые учат, что тысячелетнее земное царство наступит после Страшного Суда.
Апокалипсис завершается словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе!». Но чтобы понять, как именно и для чего Господь грядёт, нужно сопоставить это место Откровения с другими местами Нового Завета. Например: «Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить Суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых» (Иуд., ст. 14-15).
И в самом Апокалипсисе, в 1 главе: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (ст. 7).
Итак, Господь Иисус Христос грядёт не править, как земной царь, на теперешней земле, а сотворить Суд над всеми людьми.
И из Евангелия ясно следует, что Второму Пришествию Христову последует нЕ тысячелетнее Его правление на «прежней» земле, а Всеобщее Воскресение и Страшный Суд (см. Мф. 25:31-46).
Именно так и понимает Второе Пришествие Христово соборное церковное веросознание..
Да и муч. Иустин Философ, которого неохилиасты считают своим сторонником, учит о Втором Пришествии совсем не по-хилиастически: «Пророки, – пишет он, – предсказали два пришествия Христова: одно, уже бывшее, в виде человека неславного и страждущего; другое, когда Он, как возвещено, со славою придёт с небес, окружённый ангельским Своим воинством, и когда воскресит тела всех бывших людей, и тела достойных облечёт в нетление, а тела нечестивых пошлёт вместе со злыми демонами в Огонь неугасимый….
О царях и священниках
Современные «православные» хилиасты пишут о том, что воскресшие святые будут в буквальном, административном, так сказать, смысле «царями», правителями на всей территории планеты, наместниками Христа – всемирного «Царя царей». И один из этих «царей», по предсказанию некоторых неохилиастов, будет русским государем, т. е. венценосным правителем территории глобального «Тысячелетнего царства», называемой «Россия»…
Посмотрим теперь, что говорит нам Слово Божие о том, в каком смысле святые называются «царями и священниками»?
-- Уже в 1-й главе Апокалипсиса, в начальном приветствии апостола Иоанна есть такие слова: «Благодать вам и мир от… Иисуса Христа, Который есть… владыка царей земных (Он уже «есть» Владыка царей земных – Царь царей, а не в хилиастическом царстве станет таковым). Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1:4-6).
И далее: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос…» (Откр. 1:9). Как видим, апостол Иоанн Богослов прямо говорит о том, что он уже является, вместе с братьями своими, т. е. всеми христианами – членами Церкви Христовой (которые в Новом Завете называются «святыми»), «соучастником в царствии и в терпении Иисуса Христа». Не только в терпении Иисуса Христа, но и в Царствии Иисуса Христа!
И в 5-й главе Апокалипсиса сказано: «…четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем (Христом), имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (т. е. всех истинных рабов Божиих). И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему…» (ст. 8-10). –
Отсюда следует, что царями и священниками будут все искупленные Кровию Христа, т. е. все истинные рабы Божии. Вот об этом царствовании, которое на «прежней земле» продолжается в течение символической «тысячи» лет, и говорит затем 20-я глава Откровения!
И далее в 10 стихе 5-й главы: «…и мы будем царствовать на земле». – Поскольку к «будем царствовать» не прибавлено «тысячу лет», можно сделать вывод, что здесь уже речь идёт о будущей, «новой» земле, на которой «правда живёт» (2 Пет. 3:13) и которую «наследуют кроткие» (Пс. 36:11; Мф. 5:5); тогда и «времени уже не будет»... Так и св. Андрей Кесарийский в «Толковании на Апокалипсис» объясняет: «Просвещённые из всех племен и народов… воцарятся в той земле, которую обещал Господь кротким».
Таким образом, тО, как толкуют хилиасты несколько стихов 20-й главы Апокалипсиса, находится в явном противоречии не только с содержанием Нового Завета в целом, но и с другими, параллельными местами самого Апокалипсиса.
О второй смерти
В послании к Смирнской церкви (Откр., гл. 2), которая, по объяснению многих толкователей Апокалипсиса, обозначает второй, мученический период земной жизни Церкви (до нач. IV в.), есть такие слова:
«И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив… Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, дьявол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять (указание на число гонений, которых, по данным церковно-исторической науки, и было как раз около десяти). Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни… Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 2:8, 10-11).
Итак, мы видим, что этими словами Господь ободряет рабов Своих (будущих мучеников, ибо им предстоит проявить свою верность Ему «даже до смерти») указывая, во-первых, на то, что и Сам Он принял смерть, однако «се, жив», а во-вторых, на то, что, претерпев смерть телесную (первую), они не потерпят никакого вреда от смерти «второй», т. е. избавятся от вечных мучений (т. е. от «озера огненного», куда попадут все нЕ записанные в «книге жизни» и наследуют вечную блаженную жизнь в Царстве Божием.
Отсюда ясно, что этот отрывок Апокалипсиса подтверждает верность истолкования «второй смерти» в 20-й главе Откровения обличителями хилиазма и неправильность истолкования хилиастического.
О ветхозаветных пророчествах (Исаии, Иезекииля, Иеремии, Даниила), которые хилиасты толкуют в свою пользу
--- Широкая перспектива пророчественного кругозора книги пророка Исаии и некоторая неясность разграничения в некоторых местах трёх смысловых планов, или трёх эпох – конца ветхозаветной, новозаветной и апокалиптической (к которой относится откровение Царства славы), –
вместе с другими, подобными же местами Ветхого Завета, послужили поводом к образованию двух ложных взглядов.
Одного – раввинистического, талмудо-иудаистского: о приходе машиаха в качестве славного земного царя, который восстановит еврейское земное царство и подчинит евреям все народы – гоев (скотов);
другого – древне-христианского: о тысячелетнем земном царстве (этот взгляд и известен в Православной Церкви под именем ереси хилиазма).
Но ни то, ни другое из указанных заблуждений не имеет никакой действительной опоры в самих библейских текстах.
Одной же из главных причин сих ложных воззрений является неправильное, слишком уж буквалистское понимание внешнего смысла пророческих писаний и недостаточное усвоение внутреннего духа слова Божия. ---
Например, во многих местах Книги пророка Исаии слова «Сион» и «Иерусалим» являются определениями Церкви земной и небесной, или духовного Царства Христова. Так и толковали эти пророчества святые Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, блаж. Иероним и последующие авторитетные церковные толковники.
"Толкование на Книгу пророка Исаии", написанное святителем Василием Великим, полностью опровергает хилиастическое объяснение пророческих слов Исаии, и в частности, объяснение (впрочем, все же весьма туманное), данное св. Иринеем Лионским, которого современные хилиасты так усердно цитируют.
И преп. Ефрем Сирин в своем "Толковании на книгу пророка Исаии" разъяснял:
«Духовный смысл почти везде неразрывно соединён со смыслом историческим. –
Изречения пророков о том, что было и будет с народом иудейским, в таинственном смысле надобно относить и к устроению Церкви Христовой, к промышлению Божию о праведниках и к Суду на нечестивых».
Так, пророк Исаия говорит об избавлении ветхого Израиля из плена Вавилонского, но, по вдохновению Божию, говорит в таких выражениях, которые делают необходимым отнесение этих пророчеств либо ко времени первого пришествия Христа, либо ко времени Славного Второго Его пришествия. К сожалению, хилиасты недостаточно понимают, что исторический и прообразовательный смыслы пророчеств часто весьма сильно взаимосвязаны.
И что ещё интересно. Св. Ириней Лионский, например, в принципе ведь и не отрицал возможность аллегорического, духовного истолкования «хилиастических» пророчеств, а вот святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, как и многие другие отцы Церкви, толковали эти пророчества в смысле, полностью исключающем хилиастическую "буквалистику" (именно хилиастическую, а не всякое вообще буквальное понимание библейских пророчеств).
О новом вине
Изреченные Христом Спасителем на Тайной вечери слова о том, что Он не будет более пить от плода виноградного, пока не станет пить с учениками новое вино в Царстве Отца (Мф. 26:29; Мк. 14:25), хилиасты понимают плотски, чувственно; между тем это выражение указывает на вино в высшем смысле, т. е. на будущие духовные наслаждения в небесном мире.
Блаж. Феофилакт Болгарский, толкуя слова Евангелия о новом вине, пишет: «"Не буду, – говорит Он далее, – пить от плода виноградного" до Воскресения (Царством называет здесь Воскресение, так как воскресши из мёртвых, Он воцарился над смертью).
После же Воскресения Он опять ел и пил с учениками Своими, уверяя их таким образом, что Он есть Тот Самый, Который пострадал. Но пил уже новое вино, то есть пил новым некоторым и необыкновенным образом, ибо имел Плоть уже не страдательную и нуждающуюся в пище, а нетленную и бессмертную.
А можно понимать это и так: виноградная Лоза есть Сам Господь, плод Лозный суть тайны и ведение сокровенное, которое рождает Он, уча человека ведению. Таким образом "в Царствии Божием" Христос будет пить с учениками Своими тайны и премудрость, научая нас новым истинам и открывая тО, что ныне сокрыто».
+ + +
Диакон Сергий Соколов в своей работе «Апокалиптическое время в эсхатологии» указывает:
«В библейской и христианской традиции пророчество отражает наиболее существенную реальность, погружение в которую размывает границу между временем и вечностью; прошлое, будущее и настоящее соотносятся не в строгом порядке земного времени. Так, в Апокалипсис прошлое входит как эхо будущего: "прежнее небо и прежняя земля миновали" (Откр. 21:1). Апостол Иоанн Богослов увидел то, что ещё только будет. Физически это не возможно без перестановки модусов будущего, настоящего и прошлого. Будущее влияет на прошлое, и эта обратная связь выражает нелинейность времени в пророчествах.
Толкование пророчеств по измененному временному порядку, свойственное святоотеческой экзегетике, ярко выражено в объяснении "зверя" и тысячелетнего царства. Этот христианский период церкви уже начался и продлится, по словам св. Андрея Кесарийского "от воплощения Господня до пришествия антихриста". Святые "ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Откр. 20:4), потому, что они "не поклонились зверю" (Откр. 20:6).
Однако в Апокалипсисе это описание следует после того, как "схвачен был зверь и лжепророк" и "оба живые брошены в озеро огненное" (Откр. 19:20), а это по толкованию святых отцов, должно ещё только произойти в будущем.
Поэтому Эти временные состояния ведут в надмирный ход времени. Обратная связь будущего с настоящим опережает голос времени. В противоположность этому хилиазм исповедовал тысячелетнее благоденствие буквально. Существуя в разных формах с первых веков христианства, он был основан на линейности и строгой определённости времени в пророчествах; и не различал таинственных построений в откровении духовидца».
Действительно, крайне неразумно видеть общий хронологический порядок в следующих одно за другим различных таинственных видениях апостола Иоанна, начинающихся словами: «и увидел я…», «и взглянул я, и вот…», «и явилось на небе великое знамение…» и т. д.
К настоящей статье присоединяю недавно полученное письмо известного современного, и при этом строго православного, богослова архимандрита Рафаила (Карелина)
ПИСЬМО АРХИМАНДРИТА РАФАИЛА (КАРЕЛИНА) О НЕОХИЛИАЗМЕ --
Отец Андрей! Ваши статьи о ереси хилиазма я считаю ценным вкладом в современное апологическое богословие. От неохилиазма нельзя отмахнуться, как от очередной глупости.
Хилиазм не только религиозная, но и нравственная проблема, а именно, желание свести на землю небесное царство и сделать вечное спасение продолжением земной жизни.
На хилиазме основаны революционные утопии, в том числе марксизм.
Хилиазмом революционные диктаторы оправдывали массовые гекатомбы.
С хилиастическими настроениями связано комфортное, "розовое христианство", с пошлым эсхатологическим оптимизмом, которое проповедуют современные модернисты.
Возможно, что в атаках против Церкви будут использованы хилиастические иллюзии, и на извращенных толкованиях Апокалипсиса Иоанна будет составлен другой по духу апокалипсис.
Поэтому я считаю, что ваши работы должны иметь широкое распространение, чтобы в определённой степени нейтрализовать возможный взрыв хилиастических идей.
С уважением, архимандрит Рафаил.
+ + +
С аналогичным мнением в данной дискуссии выступил игумен Варсонофий (Самарин), поддержавший статью о. Андрея. Приведём отрывок из его письма с возражением одному из сторонников хилиазма ---
«Если же при таком положении дел – т.е. при настоящем понимании "1000-летнего царства"! – Вас смущает тот факт, что этих-то как раз "верноподданных" отчего-то гораздо больше других представителей человечества гнали, жгли, топили, избивали, отдавали на растерзания зверям и т.д. (какое уж тут им "царство" – беды на реках, беды от разбойник, беды от сродник!?), --
то вспомните, с какой неизъяснимой радостью и презрением к смерти они претерпевали всё это, как порой сами даже устремлялись к уготованным им мукам, искренне молясь за своих мучителей, словно за благодетелей.
Поистине с ними был Царь царей и Победитель ада – Христос! Поистине они вкушали те самые ароматные плоды и гигантские виноградные гроздья, о которых пророчествовал цитируемый Вами Божий пророк Исаия, и которые, пожалуй, не снились еще нашим иеговистам и прочим новоявленным "тысячелетникам"...».
Один из современных "православных" проповедников неохилиазма – Лев Регельсон полагает, что главой мессианского царства на земле будет вовсе не Христос, а Архангел Михаил, который станет человеком, вочеловечится; при этом Регельсон кощунственно называет Архангела Михаила «другим Утешителем».
св. Андрей Кесарийский в «Толковании на Апокалипсис» пишет: «Есть две смерти; столько же следует принимать и воскресений. Первая есть смерть телесная, посланная в наказание за человеческое преслушание, вторая – мука вечная.
Первое воскресение -- есть возрождение от мёртвых дел, (возрождение духа), а второе – переход тела из тления в нетление».
---------------------------------------------------------
Свидетельство о публикации №222090401580