Гротески и арабески

Проза (букв. целеустремлённая речь) «требует мыслей и мыслей».
Александр Сергеевич Пушкин
1.
"Гротески и арабески" — так называется тематическое пространство ВКонтакте, оформленное для того, чтобы сберегать "мысли вслух".
Это зарисовки о людях творческих профессий: живописцах и рисовальщиках, художниках слова и дела, малоизвестных и популярных авторах — ловцах всевозможных гармоний, возбудителях и утешителях душ.
Оценочные суждения личного характера, в произвольном, по большому счёту преджанровом, послестилистическом окололитературном изложении.

О друзьях и друзьях друзей, близких по духу и душе. Иногда, спонтанно, о совершенно незнакомых.
Никогда "под заказ".
Исключительно по собственной инициативе.
Особстатья — размышлизмы. Как правило, не столько о себе, сколько о беспричинно-подследственных связях с окружающими.

2.
Немецкий филолог, историк философии Георг Антон Фридрих Аст полагал, что арабеск — это «единство, лишенное существенности, выступающее как чистая форма…  Арабеск — как бы логическая конструкция, пустая от содержания игра прекрасного».

В начале 19 века, когда романтики в своих эстетических изысканиях стремились отыскать новую форму и композицию художественных произведений, они пытались теоретически осмыслить новое ощущение художественной формы как вольной, орнаментально-игровой, складывающейся почти самопроизвольно в противовес законченности и продуманности.

А.Шопенгауэр писал в опубликованных после его смерти заметках, что в арабеске эстетически привлекательное заключается в том, что «невозможное является как возможное при сохранении известной видимости истины, и только один какой-либо закон отменяется или видоизменяется…  но все прочее остается; и тем не менее весь ход вещей делается иным, прежде невозможное удивляет нас на каждом шагу…».

Новалис называл арабеск «зримой музыкой».
Сходные мысли развивал русский литературный критик Степан Петрович Шевырёв: «Эти узоры слов, эту пеструю ткань метафор можно очень справедливо сравнить с причудливыми арабесками, которые, как известно в истории искусства, заимствованы от роскошных узорчатых ковров Востока… они не плод размышления, напротив, они всегда внезапны: это молния фантазии; это падучие звезды в мире воображения».

Гротески и арабески, эссе, очерки, зарисовки...
Причудливое переплетение линий фраз, завитков букв, переход от словесных побегов к стилизованным концепциям. Не этим ли занимается доморощенный философ без сокрушительных претензий и особенных амбиций?
Искусство ради Искусства. В чистом, необработанном виде. Безвозмездно, то есть даром. Просто так.
Любовь отдаётся даром, но ничто не проходит даром, ничто не проходит бесследно.

Присоединяйтесь: https://vk.com/olegvaschaev


Рецензии