Тысяча девятьсот семидесятый

Воспоминания шуршат в голове, как мышки в норке. И вдруг  вырываются наружу и мчатся, как  скоростной экспресс.  Мелькают станции, полустанки,   оставляя за собой прожитые года. И вот остановка - станция  Юность,  1970. Почему здесь?

Видимо  с нее  изменилась   жизнь, которая была  свободной,  спокойной,  понятной и лишь в мелочах  отличалась  от жизни большей части поколения послевоенных  молодых людей.  Школа. Техникум. Распределение. Сызрань. Завод. Общежитие. Институт.  Друзья. Походы. Покорение горных вершин. Гитара. Песни у костра. Спорт. Соревнования. Развлечения. Победы. Поражения. Преодоления. Любовь. Счастье.

Да, это  молодость. Были  дерзкими, целеустремленными, мечтателями и романтиками.
   
А с  этого  года  мой путь   изменился. Как? Вышла замуж! И  уже надо думать не о том, что Я хочу. А что хотим МЫ.  Но это случилось  осенью.
 
Начну по-порядку.

Год начался с речи  Генерального  секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева  и с боя  курантов. И не успели пережить праздники, как первое событие.
 
В СССР прошла перепись населения, нас стало  на 33 миллиона больше по сравнению с 1959 годом,   241,7 миллионов человек. А это значит, что жизнь стала лучше. Есть уверенность в завтрашнем дне. Женщины рожают и воспитывают детей. Кстати в  России проживало 130 миллионов.

И поехали!  Каждый день выходили газеты и сообщали новости по ТВ.  Как развивается и живет страна, а вместе с ней мы.

Вышел фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».  Кинотеатры были переполнены.   За билетами стояли очереди.  И до сих пор этот фильм  любим,  россиянами. Является талисманом у космонавтов.  Его крылатые фразы звучат  и стали народными «Дорога легче, когда встретится добрый попутчик». «Женщина - она тоже человек!» « Я мзду не беру. Мне за державу обидно». Фильм принес славу всем и каждому, кто был в нем занят, но для Павла Луспекаева, сыгравшего  Верещагина стал последней работой, он в этом же году от тяжелой болезни  умер. За его могилой ухаживают Питерские таможенники.

На главном конвейере Волжского автомобильного завода был собран первый  автомобиль ВАЗ-2101, который в народе прозвали «копейкой»,  по конструкции в основном повторяющий  итальянскую модель «FIAT-124». И через несколько месяцев начался их серийный выпуск. К этому событию  имею непосредственное отношение.
 
Дело в том, что  большое количество пластмассовых комплектующих  к  автомобилю выпускалось на Сызранском заводе «Пластик». Ассортимент был большой: бампер, руль,   решетка радиатора, фонари, панель приборов. Облицовка, сидения,  подлокотники, шумоизоляция, дверные ручки, разнообразные полки и т.д.
 
Построено производственное помещение для изготовления мягких, жестких и полужестких пенополиуретанов, и я, как инженер отдела главного  технолога вела эту тему,  курировала монтаж автоматических конвейерных линий полного цикла изготовления подушек для сидений и панели приборов, готовила производство и осваивала технологию изготовления. Все работы выполнялись  под руководством  западногерманской фирмы  «Байер».

И Тольяттинский автомобильный завод «Авто ваз» ударными темпами строился на наших глазах, часто там была и  одной из первых прокатилась на этом автомобиле.

На Мамаевом кургане в Волгограде была заложена капсула с обращением участников войны к потомкам, которая должна быть вскрыта 9 мая 2045 года, ровно через 100 лет после победы в Великой Отечественной войне.

Продолжала бурными темпами развиваться  космическая промышленность.
 
Первая научно-космическая станция Луна 17 прилунилась в районе Моря Дождей. На поверхность спутника Земли  выкатилось самоходное устройство. До сих пор в глазах его   фотография.  Управляли с Земли.  И почти год Луноход-1  путешествовал по лунной поверхности и отправлял на Землю снимки. Весь народ  затаив дыхание, следил за ним.
   
Был произведен старт космического корабля Союз-9. Экипаж - Николаев А. Г., Севастьянов В. И. Первое самое длительное пребывание в космосе, 19 дней.

Межпланетная автоматическая станция  «Венера-7» совершила  первую успешную посадку на  вторую по удаленности от Солнца планету Солнечной системы Венеру. Снимки с планеты публиковали все Советские газеты. Вывод  сделан однозначный, для проживания людей не пригодна.

На месте погребения   генералиссимуса СССР  И.В. Сталина в Некрополе у Кремлевской стены в Москве, через 9 лет после его удаления из Мавзолея,  установили  памятник с  бюстом.  Спасибо Л.И.Брежневу. Это событие стало вершиной  осторожной полу - реабилитации  восстановления доброго имени Сталина. Скульптор Николай Томский.  И сразу же, как попала в Москву. Подошла и возложила цветы. Всегда считала, что всего, что достигла и какой стала страна после войны, его заслуга.
 
Но одно событие чуть не разрушило мое бракосочетание, которое должно было состояться в городе Сафоново.  На юге СССР, на территории Крымского полуострова, в самый разгар курортного  сезона вспыхнула эпидемия холеры. До Сызрани она добралась в августе.
 
Был создан оперативный штаб. Город  закрыли на карантин. Была разработана вакцина, и делали всем прививки. Велась разъяснительная работа. Но в прессе информации почти не было. Только    в рубриках «Советует врач» или «За высокую санитарную культуру»  размещались материалы, написанные учеными-медиками или врачами-практиками. Авторы призывали читателей тщательно мыть руки с мылом, пить только кипяченую воду, обрабатывать сырые и вареные овощи на разных разделочных досках, не купаться в Волге и т.;п.  При этом никогда не называлось вслух слово холера. Просто  острое  желудочно-кишечное  заболевания. Поэтому  паники  не было.

Сколько заразилось, сколько не справилось с болезнью, никто не знал. Город жил прежней жизнью.  Не закрывались ни предприятия, ни институты, ни заводы, ни магазины, ни рынки.  Нормально общались и не шарахались друг от друга. Не носили масок. Единственное, было прекращено железнодорожное и автомобильное сообщение с другими городами. Выехать и въехать в город, можно было только по особым пропускам после обсервации, пяти дневного пребывания в специально созданных медицинских учреждениях под присмотром врачей.

Сейчас можно точно сказать, для борьбы с холерой в СССР были проведены беспрецедентные общегосударственные противоэпидемические мероприятия, опыт которых надо изучать и сегодня. Ведь с эпидемией справились за три месяца, и  в начале  сентября карантин  сняли.

Поезда пошли и на одном из них я с подругами, никто из нас не заболел,  3 сентября уехали в Москву, а 5 утром  прибыли в Сафоново, где  через несколько часов раздался свадебный марш Мендельсона.

Через два дня после свадьбы, вместо свадебного путешествия, мы с мужем разъехались на целый год по местам службы, он в Ляховичи, я в Сызрань, правда, с обручальным кольцом и  другой фамилией - Виноградова.

Ночью Сафоновские друзья провожали меня   на вокзал, и во весь голос пели: «На полочке лежал чемоданчик. А в нем было свидетельство о браке. Я взял его выбросил в окошко. Теперь я холостой и неженатый!». Все смеялись и радовались. Как будто являлись героями  приключенческого романа.

А жизнь моя покатилась по накатанной колее и изменилась  ровно через год, мы съехались вместе в Сафоново.  И началась семейная жизнь со свадебного путешествия на Кавказ.

Завтра 5 сентября.  Валера не дожил всего 11 месяцев и один день до  52 годовщины со дня свадьбы.

И первый раз за все эти годы я проснусь и не увижу его улыбающееся лицо из-за букета   белых хризантем.

Как трудно отпускать любимых   людей…. Никак не могу с этим смириться, никак.

Засыпаю с мыслью о нем. … И просыпаюсь,   первая   мысль  о нем. …

И опять по щеке катится одинокая слеза….

4.09.2022


Рецензии