Гильотина или Крест?
"И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России" (Николай Рубцов).
Война священная, война в защиту братьев, родного народа, Родины, правды жизни, выработанной веками и освященной Верой, при всей своей убийственной и грязной сути в отличие от мирных времен, порождает множество примеров истинного героизма, обнажает скрытые, дремавшие дотоле силы в человеке. Она неминуемо порождает и своих певцов, и своих пророков, и свою словесность, которая по определению должна была бы быть сама исполнена той силой, которую воспевает, дышать ею, понимать ее и говорить о ней. Так ли?
В чем она - сила духа, какая она, какова ее природа и кто он, носитель этой дивной силы - истинный человек-герой?
Русская традиция, культура и русская словесность, открывшая миру дух этой традиции, высказавшая ее для всех, давно дала ответ на поставленный вопрос, положив в основание дивную парадигму апостола Петра: "Сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1Пет.3:4). Таким и был в веках скромный и непобедимый русский солдат Пушкина, Лермонтова, Толстого, Платонова...
Исторический русский человек в его идеале, запечатленный великой словесностью и подтвержденный архивами времен, - нуль гордости, нуль хвастовства, нуль эгоизма, нуль выказывания себя - хвастовство и прочие "перья" всегда на Руси, начиная с летописей, отданы ноздревым и хлестаковым, напыщенным и заносчивым самодовольным врагам как совне, так внутри.
Сила духа, следуя отечественной духовной традиции, - она от Бога и Божия, и совершается в смиренной, сознающей свою неправду и свое пред Богом недостоинство немощи человеческой. Потому-то сила духа в человеке - есть освященность его души Святым Духом, во всем творящим в человеке образ Божий, образ Христов. "Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Его" (Рим. 8:9).
Сила духа не в потоках матюков и прочей словесной "крутости", - словесных бицепсах, которыми накачивает человек свою собственную "земную", не Божию силу. Гуманизм у него флаг в руках, хотя на словах он и может кричать о вере в громкоговорители, но весь он остается в плену противоположных вере идеалов гуманизма. И потому слог его напыщен, образы бъют по эмоциям, все преисполнено внутреннего крика и прочих "усилителей вкуса", которые в итоге ничего не решают, ничему не учат, ничего в мир не привносят, кроме разве что очередного авторского "якания". Кстати, это "якание" постоянная величина - неотъемлемая черта человека гуманистического, человека, привыкшего видеть все и даже войну через призму себя. Центр в иные стороны почти никогда не смещается.
Предлагаю самим примерить сказанное к уже захваленным словесным "проектам" современной войны (и музыкальным тож). Это вам не "Бьется в тесной печурке огонь..."
Неужто ТО было бессилием, а нынешнее - сила?!
.............................................................
Почему столь бессилен не преодоленный гуманизм самости и в особенности в творчестве? Проще всего сказать, потому, что он человеческий, а не Божий. Он ничего не знает о человеке. Все знает и все решает, дает ответы на все вопросы только Божия правда о человеке. А она страшная, страшнее войн, и, казалось бы, безнадежная. Но выход все-таки есть. И этот выход показан человечеству на Кресте как путь для каждого человека и для народа в целом.
Гуманизм запредельно бессилен и потому вместо Божией Правды всегда дружит с гильотиной в прямом и переносном смысле. Две большие разницы, как говорят в Одессе: "Я" гуманиста, и "Я" человека, исцеленного на кресте и крестом. Гильотина или крест? Крест же - не всякие страдания, которые переносит человек, а страдания со Христом и в полном принятии БОЖИЕЙ ПРАВДЫ И РАДИ НЕЕ. Нередко - принятой лишь инстинктом сердца, глубинной его тысячелетней, еще не нарушенной народной памятью. В том числе о войне и войнах, о героизме, о человеке на войне, о бедах человека и о Промысле Бога о человеке, о наказующей Божией любви и о тех великих жертвах, которые действительно спасают мир.
Исцеление человека на Кресте Божией Правды прежде всего начинает нейтрализовывать самую главную и страшную болезнь человека - его гордыню, самость, чудовищно расскормленную преимуществовавшей культурой 20 века. И только тогда, на кресте человек начинает перерождаться из ветхого в Нового Адама. А пока не так, и гордыня с самостью, и глубинная отдаленность от Божиего, от Самого Господа в душах, казалось бы, верующих людей беспрепятственно правят бал, страдания человеков могут быть бесконечны в своем ужасе, и человек будет лишь метаться искать "новые формы", новые приемы, новые лексики вплоть до матерной, и даже новые смыслы им придуманные, но только не то, что пребывает в глубоком и смиренном послушании Божией Правде. В ее Свете все видится, все звучит и все ложится на сердце людям совсем иначе.
Старинный обетный крест на берегу Мезени (Архангельской области).
Свидетельство о публикации №222090400591