День нефтяника и газовика

О том, что существует такой профессиональный праздник, я, конечно, догадывался и ранее, но лишь оказавшись волею судьбы в Сибири, в неофициальной столице тогда еще существующего «Юкоса», понял, какой это праздник для тех, кто многие годы работает в сложных природных и климатических условиях, добывая «черное» золото, благодаря которому наша страна еще не скатилась в разряд стран второго, если не третьего порядка.

В далеком уже 2003 году я по приглашению руководства местной городской больницы приехал в Нефтеюганск, чтобы поступить на должность директора. Судьба забросила меня в этот северный город. Обычно пишут судьба-злодейка, но лично для меня это было не  так. Скорее, наоборот, это был счастливый поворот в моей судьбе.  Он позволил не только увидеть совершенно другой город, отличный от привычных моему глазу дальневосточных городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Владивостока, столичных Москвы и Питера, но и познакомиться с сибиряками.  И это знакомство было не шапочное, мимоходом, а позволило узнать их лучше на протяжении пяти лет. И не только мне, а всем членам моей семьи, которые получили новые возможности для жизни, ибо на Дальнем Востоке жить становилось все хуже и дороже.

Теперь немного истории города Нефтеюганска.
В мае 1961 года на берег  Юганской Оби в двух с половиной километров от деревушки Усть-Балык высадился десант геологов и строителей. Среди них был и будущий первый Почетный гражданин Нефтеюганска Карп Ананьевич Иванченко.   15 октября 1961 года фонтан, полученный при испытании скважины Р-62, возвестил об открытии месторождения нефти. В ноябре 1962 года скважина Р-63 подтвердила наличие огромных запасов углеводородного сырья. Усть-Балыкское месторождение стало одной из уникальных кладовых «черного золота» России.

26 мая 1964 года первые тонные усть-балыкской нефти были отправлены на Омский нефтеперерабатывающий завод.  В ноябре 1965 года началось строительство магистрального нефтепровода «Усть-Балык – Омск» длиной 1036 километров.  С этого момента берет начало нефтяная промышленность Нефтеюганска.

16 октября 1967 года  Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселку Нефтеюганск был присвоен статус города.  Так что за год до нашего приезда городу исполнилось 25 лет. Вот что написано в красочном буклете, выпущенному к этой юбилею.

«В городе функционирует более тысячи предприятий различных форм собственности. Крупнейшие предприятия Нефтеюганска – ОАО «Юганснефтегаз», ЗАО «РОСНнефтьеТранс»,  ОАО «Югансктрубопроводстрой», ОАО «Сибнефтепровод» и другие.  Основная отрасль экономики города – нефтедобывающая промышленность. Занятость экономически активного населения связана с добычей, подготовкой и транспортировкой углеводородного сырья. 

В разработке ОАО «Юганскнефтегаз» находятся 28 месторождений, из них наиболее перспективными являются Приразломное, Мало-Балыкское, Угутское и «жемчужина Западной Сибири» - Приобское месторождение. За 35 лет (на январь 2002 года) накопленная добыча по месторождениям ОАО «Юганскнефтегаз» составила 1 млрд. 302 миллиона 749 тысяч тонн нефти».

Как видно из названий  перечисленных месторождений, основная добыча нефти ведется в Нефтеюганском районе, а город выполняет как бы две функции – является спальным микрорайоном для нефтяников и их семей,  и обеспечивает работу всех сервисных организаций.  Ну, конечно, в нем функционируют все нужные для полноценной жизни человека учреждения – школы, больницы, торговые точки, учреждения культуры и спорта.  Вот в этот город и переехала наша семья.

Город представлял из себя несколько микрорайонов. Самые старые состояли преимущественно из двухэтажных деревянных домов, обшитых в последние годы сайдингом.  Кроме них, были вдоль улиц панельные «хрущевки», и в последние годы среди них появились  высотные здания с одним подъездом.  Многие «хрущевки» были раскрашены во все цвета радуги. Старая часть города построена на скальном основании, подходит к излучине Юганской Оби.  Следующие микрорайоны жилых  домов построены на отвоеванных у болот землях,  в основном насыпных из песка.  Они представлены в основном «девятиэтажками». Уже после нашего приезда жилищное строительство было ускорено, дома возводил Тюменской домостроительный комбинат.  Старые микрорайоны зеленые, а вот в новых высаженные деревья только-только набирали рост.  В городе много торговых точек, кафе, особенно в центральной части, где есть пешеходная аллея, на которой летом многочисленные клумбы с цветами.  Здесь же установлен фонтан, вокруг которого тусуется молодежь в «белые ночи».  А зимой на этой аллее делаются многочисленные ледяные скульптуры.

Отдельная часть  города называется промзоной. Там сосредоточены все предприятия Нефтеюганска, многочисленные складские помещения, цеха, корпуса,  в очертаниях которых угадывается, что когда-то там были промышленные предприятия. Из таких помещений состоит центральный городской рынок. В одном из огромных арочных складов после реконструкции появился  культурно-развлекательный центр «Империя», владельцем которого является местный олигарх  Семенов. Среди промышленных предприятий этой зоны стоят жилые дома, чаще всего деревянные двухэтажки, но есть и «балки» (Прим. – металлические помещения, напоминающие кусок огромной трубы, которые перевозились на трейлерах. Предназначались для жилья и других целей).  В этих «балках» жили первостроители города.

Хотя в городе есть и улицы, но нумерация домов идет по другому принципу.  Например, дом, где мы жили, имел почтовый адрес – 14-15-16. Это значит, что он находился в 14 микрорайоне, дом 15, квартира 16.  С такими адресами домов я сталкивался в нескольких сибирских городах.  Для европейской части России это большая редкость, я с этим не встречался.

Так как многие дома построены на песке, сразу после дождя на них не образовывалось грязи. Вообще в городе было чисто, тротуарами часто были бетонные плиты, асфальт регулярно ремонтировался, так как в городе функционировал асфальтный завод. Зимой все дороги и тротуары хорошо убирались от снега, которого выпадало очень много.  По телевизору на 4-х местных каналах показывали температуру на улице, и было интересно наблюдать, как буквально на глазах температура падала на  7-10 градусов, когда с Северного ледовитого океана ветер гнал морозный воздух.  Так как город северный, зимой светлое время очень короткое,  поэтому Нефтеюганск, как и многие другие северные города,  имеет хорошее наружное  электрическое освещение. Когда зимой подъезжаешь к таким городам, издали виден оазис огней, уходящих в небо.  А летом белые ночи, и всю ночь можно ездить на машинах, не включая фар.

Несмотря на суровые климатические условия, жизнь в городе кипела.  На концерты в «Империю» приезжали многие поп-звезды, я несколько раз бывал там на концертах, в том числе Софии Ротару.  Уделялось большое внимание спорту, имелся Дворец спорта «Олимп», построенный в новых микрорайонах, и старый Дворец спорта «Сибиряк» с закрытым плавательным бассейном в центре города.  Три соревнования были очень популярны среди горожан, собирая многотысячные толпы болельщиков. Один из них – мотокросс  на окраине города. Целый день грохотали мотоциклы, совершая головокружительные прыжки и крутые виражи, поднимая тучи песка. Полгорода собирались  на этот праздник мастерства и моторов.  Вторым популярным соревнованием был турнир на призы депутата городской Думы Семенова по вольной борьбе, на который приезжали борцы из многих городов Сибири и европейской части России.  А третьим турниром, на который охотно ходили все горожане от мала до велика, был юношеский турнир по бальным танцам на призы мэра города. 

Среди трудовых коллективов города проводилась комплексная спартакиада, включающая в себя игру в волейбол, в шахматы, стрельбу, настольный теннис. Был очень популярен в городе мини-футбол.  Несколько лет ежегодно команды трех больниц из городов на букву Н – Нефтеюганск, Нижневартовск и Ноябрьск -  встречались в турнире по мини-футболу на полях одного из этих городов. В последующие годы к ним присоединилась команда медиков из Ханты-Мансийска.  На эти соревнования команды обычно выезжали вместе с группой поддержки на автобусах, оплаченных за счет средств профсоюзной организации. Я тоже выезжал на игры в Нижневартовск и Ханты-Мансийск вместе с  болельщиками. А на проводимый в столице округа этап кубка мира по биатлону в начале марта съезжались болельщики со всего Ханты-Мансийского округа.  Ездили посмотреть на ведущих биатлонистов мира и нефтеюганцы.

Уже в те годы численность населения города перевалила за сто тысяч, фактически их было больше, но вот насколько, никто не скажет.  Огромное количество гастербайтеров из Средней Азии зарабатывали себе на хлеб на стройках города, где им платили меньше, чем горожанам. Убирали улицы, «таксовали».  Среди горожан была популярной загадка: «Какой самый шустрый зверек в мире?». Правильный ответ был такой: «Хачик на копейке», что переводилось как мигрант на раздолбанных «Жигулях» первой модели. Поэтому проезд по всему городу с вызовом такси к дому стоил 30 рублей. И лишь накануне нашего отъезда тариф вырос до 40 рублей. Но такси носились как угорелые. Благо, дороги в Нефтеюганске были всегда в хорошем состоянии.  Подавляющее число приезжих с Кавказа работали на рынке. Все приезжие  не имели прописки и страховых полисов. Поэтому медицинская помощь им оказывалась на платной основе, и это давало неплохую прибавку к бюджету больницы.  А вот живущие в городе большие диаспоры татар и башкир появились вскоре после начала добычи нефти, ибо состояли из нефтяников Предуралья.  Помимо православного храма при мне было начато строительство и мечети, так как мусульмане по численности были вслед за русскими.

По утрам, вечерам и в обеденное время число автобусов и микроавтобусов в городе редко увеличивалось. Это служебный  автотранспорт предприятий забирал сотрудников от дома, развозил на обед и после работы. Для северного города с его 40-50 градусными морозами это было очень актуально. Возила по утрам на  работу руководящих сотрудников и больница.

Нефтеюганск расположен практически на острове, поэтому к нему не подходит железная дорога. Все грузы для предприятий города доставлялись или по реке, или по железной дороге до станции Пять-Ях, а потом автотранспортом до города или сразу на месторождения.  Поэтому через Юнганскую Обь был проложен автомобильный мост, который через какое-то время получил своего дублера.  По этому мосту можно было добраться до дачных участков горожан и до небольшого рукотворного озера с прозрачной водой, где многие жители предпочитали проводить  выходные дни короткого лета.  Ездили и мы туда отдыхать всей семьей, тем более что там были для этого все условия.  Лето в этом северном городе очень короткое, и весна поздняя, но зато очень бурная. Как только устанавливается теплая погода, все растет буквально на глазах, и трава, и кусты, и листва на деревьях, и цветы.  Но урожай овощей на дачах горожан до полной спелости не вызревает,  потом те же помидоры дозревают на окнах в квартирах дачников.

Недалеко от Нефтеюганска на Оби стоит один из самых старых городов Сибири Сургут.  Когда мы приехали, города связывала дорога, которая проходила мимо многочисленных кустов нефтедобычи, уже законсервированных скважин, была неважного качества и очень извилистая.  Потом построили автомагистраль, со многими прямыми участками, с прекрасным асфальтом, на котором после дождя не было воды. И буквально за час на автомобиле можно было добраться до самого крупного в округе, насчитывающего свыше 300 тысяч жителей,  города  Сургута, отметившего свое 400-летие. 

В недолгой истории города были разные периоды. Конечно, в годы так называемых «ельцинских» реформ нефтяники и газовики переживали не лучшие времена. Происки ведущих западных стран привели к резкому падению стоимости нефти и газа на мировых рынках,  в результате наша страна, бюджет которой зависел от этих цен,  стала испытывать серьезные экономические трудности. Я не буду повторяться, кто в этом виноват, что наша страна подсела на нефтяную иглу.  Скажу лишь, что начал это Никита Хрущев, продолжил Брежнев, а последующие правители СССР не успели ничего изменить. А Ельцин лишь усугубил ситуацию в России, начав разваливать промышленные предприятия или отдавая их за бесценок появившимся олигархам.  Дело дошло, что ведущее добывающее предприятие не только города, но и Ханты-Мансийского автономного округа, «Юганскнефтегаз»,  получало в обмен на «черное» золото по бартеру мужские туфли, и ими платило в бюджет города налоги, и тот давал вместо «живых» денег в больницу эти мужские туфли, правда, итальянского производства.  Мне их при поступлении на работы дали в качестве спецобуви.

Но к тому времени, когда я приехал в Нефтеюганск, все трудности были позади, город бурно развивался, строились новые жилые микрорайоны.

Празднично было и в этот день сентября 2003 года в центре города.  В Нефтеюганск приехал Михаил Ходорковский с некоторыми своими акционерами, показать, что владелец «Юкоса» с народом, которого собралось на площади недалеко от мэрии, управления «Юганскнефтегаз» и спорткомплекса «Сибиряк» несколько тысяч человек.  Все красиво одетые, веселые и радостные.  Еще бы. Ведь почти в каждой семье кто-то из родственников работал или в нефтедобыче, или на организациях, обслуживающих нефтяников. Так что это был общегородской праздник сродни дню рождения города.  Этот день в моей памяти остался именно таким – праздником всего города Нефтеюганска.

Больше я ничего не буду рассказывать о своей не очень продолжительной жизни в этом северном сибирском городе.  По ряду причин пришлось его покинуть и переехать в Тюмень.  Один из моих сыновей до сих пор работает в нефтянке, работала там и моя дочь. Оба они ездили на вахты в Ямало-Ненецкий автономный округ за полярный круг. Так что для нашей семьи этот праздник действительно свой, родной. Поэтому я хочу поздравить всех людей, кто связан с добычей нефти и газа в нашей стране, с праздником – Днем нефтяника и газовика! Желаю всем крепкого здоровья и новых трудовых успехов!


Рецензии