Каждому - своё дело

     Картинка из интернета
   
     -- Ты дома? Можно?
     -- Можно, заходи, раз пришёл.
     -- Я на минутку, спросить тебя. А ты чем занимаешься? Не помешал?
     -- Да нет. Смотрел телек. Сейчас как раз реклама. Можно и перекусить и в туалет сходить. А у тебя-то что?
     -- Собираюсь на дачу съездить, посмотреть, что, да как. Осень, пора готовиться удочки сматывать.
     Матвеич вкратце рассказал о своей нужде. Ну, ладно.

     -- Вот смотрю ТВ и вспомнил, что Костя Эрнст вернулся на свой пост. Значит, реклама по телеку будет, как прежде прерывать кинофильмы каждые 15 минут плюс 10 минут реклама. Можно забыть, о чём фильм.
-- Да, видимо так. Кормить своих сотрудников и артистов нечем, вот рекламодатели и будут впредь их подкармливать. Правда, кое-кто от него сбежал.
-- Ты прав, Матвеич. Мне почему-то жалко становится хозяев, рекламодателей, что рекламу предлагают. И Эрнсту платить надо, и налог государству, а себе-то что остаётся?
-- Фёдор Иваныч, хватит им всем и другим. Нам-то что? Сиди, получай пенсию из бюджета государства, который пополняют те же эрнсты, банки, предприятия, и прочие. Вот они рекламу и подсовывают не только первому, а всем другим ТВ каналам, и на радио тоже. Э-ко-но-ми-ка, товарищ. Ты в экономике тянешь?

     -- Нет, не учился. Так кое-что смекаю. Но что интересно? Вот, ты вспомни прошлый век. Когда-то артистов театра, которые стали сниматься в кино, руководство наказывало, запрещало этим видом искусства заниматься. Думаю, что оно, руководство, беспокоилось, чтобы театр не умер, а актёры не потеряли театральный опыт делать всё живьём, без дублей и повторов. В спектакле такое недопустимо. Согласен?
-- Пожалуй, да. Но к чему ты об этом?
-- А сейчас поймёшь. Кто рекламирует коммерческие банки, лотереи, чудесные пластиковые карты, кэш-бэки, бонусы? Известные и любимые нами артисты. Спрашивается, им есть нечего, семьи голодают, поэтому подрабатывают ни где-нибудь, а в банках! А почему? Видно, там больше платят.  Тебя или меня туда возьмут?
-- Конечно нет. Не вышли рылом.

     -- Вот. И я говорю. Почему бы не пригласить на это место начинающего, ещё неизвестного артиста?  Нет, не возьмут. Нужен известный актёр, так, якобы больше пользы банку. Народ увидит Гармаша, Безрукова, Гагарину, других знакомых из киноартистов, всё бросит и помчится в банки скорее набирать кредиты, ссуды, пока ещё можно получить хоть маленькую выгоду за счёт низкой ставки. И что? Бегут? Вряд ли. Мне кажется, рекламируют то, что плохо покупается. Почему гречку не рекламируют? Потому что её все любят, знают и едят. Чего её рекламировать?  Она и без рекламы хороша. Так, нет?
-- Почти, что так. Но могут рекламировать и то, что пользуется большим спросом и хозяин имеет большой куш, что может себе позволить в добавок и рекламу заказать.
-- Похоже на правду, может. Можно допустить, что артисты вообще от банков ничего не получают. Как говорится, работают на общественных началах. Могут?
Матвеич рассмеялся, но промолчал.

     -- А ведь, в 19 веке банков не было, как будто, а были ростовщики, дававшие взаймы с процентами возврата. Как их называли? Кровопийцами, кажется.
-- Иваныч, ты не вздумай ещё этим словом назвать современную систему кредитования и прочие. Сейчас всё записано в законах. Хочешь – открывай свой банк, если не прогоришь. Не хочешь быть банкиром – не будь. Свобода действий.
-- Слушай, а зачем так много банков? Сбербанк, к которому мы привыкли, Промстройбанк, ВКБ, Совкомбанк (туда приходят с совком и черпают деньги) и др. Значит, государству так надо?
-- Значит, да. Мы с тобой ползаем по земле между деревьев, небоскрёбов, видим кусок неба над собой и всё.  А которые сидят повыше макушек деревьев, им виднее, как и что надо делать. Это дело не наше. Вот такой расклад.
-- Да, знаю, ты прав. И всё же.  Я, вот, в 70-е годы вступил в  кооператив на квартиру, жить было негде. Занимал тысячу рублей по мелочам у всех своих родных и знакомых. Всё записывал в блокнот, отдавал вовремя без процентов. Никто даже не заикнулся, мол, верни на рубль-два больше. Нет. Уже в конце того века некоторые мои богатенькие знакомые стали давать деньги в долг с процентами. Стыд и срам!  Взял сто рублёв, отдай сто десять. Это всё равно, что взял у соседа на время топор, верни полтора. Где эту половинку возьмёшь?

     Помню, как в кинофильме «Аршин мал алан» Рашид Бейбутов, хитрющий малый, брал у богатых в долг горшки и возвращал их хозяевам с придачей маленького горшочка. Все удивлялись, откуда взялся маленький горшочек? Ваш большой горшок родил этого маленького, так что забирайте их, они ваши, отвечал Аршин. Помнишь, как к нему толпами пошли богачи с горшками, чтобы нажиться на маленьких горшках. Все, конечно, знают, чем закончилась история. Наступил момент, когда Аршин заявил, что все горшки померли, ни одного не осталось, возвращать нечего. Не могут горшки умирать, закричали богатеи. Как это не могут, возмущался Аршин. Рожать могут и вы этому верили, а умирать не могут? Померли все и точка.

     Эта сказка чем-то напоминает и банки. Или мне кажется.
Да, с тех пор я стараюсь не брать в долг (всё равно потом отдавать), не быть кому-либо должным, в азартные игры не играть.  Это моё кредо.
     Во и опять рекламу показывают. Боже мой, наш дядька Николай Дроздов, а туда же. В банк зазывает людей, тащит за рукав. Того и гляди, оторвёт. Что птицы и звери все кончились и ему нечего больше рассказывать по телеку? Или без работы нищенствует. А пенсия? Нам-то пенсии хватает. Вот ты, Матвеич,  и ответь, зачем умные образованные люди занимаются не своим делом. Страна их выучила на артистов, платила стипендию зарплату хоть и небольшую.

     Мы тоже не больше получали, теперь у артистов особняки и здесь, и за границей. Мало разве? Они должны служить стране своим умением, профессией, работать в кино, в театрах. Тем, чем мы не умеем заниматься. И вообще, все обязаны заниматься своим делом. Это даже сельскому пацану ясно.
     -- Какому ещё пацану?
     -- Ну как же. Сельская учительница встречает Петю, своего ученика, и спрашивает, почему он вчера пропустил школу. Тот стал объяснять: «Вчера батька велел тёлку отвести к быку в соседнюю деревню. Вот я и водил».
     «А что батька-то? Сам не мог. Что ли»?
     «Да, мог бы, но бык-то лучше».
     -- И то правда. Ну, бывай. Пошёл я, Иваныч, пора на дачу.
     -- Счастливо тебе.
                2022


Рецензии