5. 5. Менониты на Волге

 Последняя волна эмиграции из Германий на Волгу привела меннонитов из Пруссии в Новоузенский уезд и Самарскую губернию. В 1853 году между представителями меннонитов и российским правительством было заключено соглашение о слиянии. В основу классификации были положены 3 принципа – конфессиональный, территориальный и нормативный.

 Период беспорядочных жизненных неурядиц первых десятилетий после прибытия поселенцев закончился. В 1800-03 гг. Положение колонистов улучшилось с юридической точки зрения, например, было закреплено немецкое колониальное самоуправление и установлены „штатгальтеры - доверенные лица“. Инструкции по внутреннему управлению также привели к положительному развитию экономики. Примерно через 40 лет немецкой иммиграции население увеличилось более чем вдвое: в 1815 г. в Поволжье уже проживало более 60 000 поселенцев.

 После того, как первый набор российских колонистов был прекращен всего через несколько лет из-за переполненности лагерей сбора и приема, за последние 2 десятилетия 18-го века в Царскую империю прибыло значительно меньше немцев.

 Однако новый поворот произошел после того, как Россия одержала победу в турецких войнах ( мирные договоры 1774/92 гг.) И обеспечила себе северное побережье Черного моря. Преемники Екатерины II. Цари Павел I (1796-1801) и Александр I (1801-25), придерживаясь их концепции иммиграции, также поселяли иностранцев в завоеванной Новой России.

 Сюда входили румыны, грики и особенно немцы, среди которых были в основном лютеране из Западной Пруссии и Данцига, а также католики и религиозные меньшинства, стремившиеся избежать материальных и церковных трудностей своей родины. Особенно заметной была группа меннонитов. Члены этой светской религиозной общины мигрировали
в основном из Фрисландии и были чрезвычайно успешны в строительстве поселений и сельском хозяйстве.

 Создание дочерних колоний:

 Перепись населения утроила численность населения колонистов. Это обстоятельство логически повлияло на стабильность семей колонистов. В 1834 году на каждого человека мужского пола в колониях приходилось по 7-10 десятин земли.

 Нехватка земли вызвала у ряда семей колонистов желание переехать в населенные пункты за пределами Поволжья. В начале 1830-х годов некоторые приволжские колонисты, самовольно переехавшие на Кавказскую “линию“, решили переселиться в Ставропольскую губернию, где они основали колонию Йоханнесдорф, а вместе с шотландскими миссионерами - колонию Каррас.

 В 1850 году началась вторая волна стихийного переселения на Северный Кавказ. Несмотря на строгий запрет на переселение и угрозу сурового наказания, в 1859 году несколько семей колонистов из Поволжья основали Александровскую колонию на Нальчикском заводе-изготовителе Пятигорского уезда. Колонисты активно просили разрешения на переселение на Кавказ, которое было дано 25 апреля 1865 года. В результате переселения безземельных колонистов из Поволжья в Ставропольскую губернию была основана еще одна колония – Канно. Всего в 1838-71 гг. Из Поволжья на Северный Кавказ перебралось более 1300 колонистов.

 Постоянные запросы Саратовской титульной канцелярии в Санкт-Петербург о предоставлении дополнительных земель колонистам привели к тому, что 12 марта 1840 года I отделом государственных имуществ было принято постановление „О предоставлении колонистам Саратовской губернии земли в зависимости от численности населения в соответствии с 8-м народным собранием“.


Рецензии