За морем житье не худо. Часть 1. Рассказ

«За морем житье не худо…»

     Рассказ.
      
      Часть 1. «Были сборы недолги…».

      Утренняя планерка у первого секретаря сельского райкома партии   подходила к концу. Долго не рассиживались – из-за проливных дождей уборка зерновых затянулась, и работа на токах в хозяйствах велась круглые сутки. Караваны грузовых машин с наращенными бортами и огромных самосвалов пылили по сельским грунтовым дорогам, добивали асфальт на подъездах к огромному элеватору на железнодорожной станции, доставляя пшеницу, ячмень, другие культуры.

     - Завтра в 6 часов утра работники, не закрепленные по колхозам и совхозам, на автобусе отправляются на весь день на элеватор: инструктора, заведующие отделов, шофера, технички, машинистки. Урожай отменный в этом году, а рабочих рук не хватает. Специальный график составлен по району на  август и для учителей, и для всех районных контор. По коням! Ирина Ивановна, а вас попрошу задержаться!

     Ирина Ивановна, заведующая общим отделом райкома, вздохнула: бухгалтерша, – после операции, две уборщицы, машинистка и два сторожа – пенсионеры преклонного возраста. Так что из женского персонала – она, еще машинистка и девчонка-секретарша. Остальные мужчины.

      Это уже второй выезд в августе. В прошлый раз работали вместе с учителями местной школы. Таких огромных горных вершин золотистого зерна на территории элеватора она даже не могла представить. Машины подъезжали от весовой одна за другой. Босые ноги проваливались по колено в отборную пшеницу. Горячий ветер хлестал по глазам мелкой шелухой, отлетавшей от бесконечного конвейера, по которому зерно убегало в закрытое помещение.

     - Ирина Ивановна, вы не передумали насчет отпуска в сентябре? А если мы вам предложим свозить группу передовых животноводов, механизаторов и шоферов на экскурсию в Болгарию в начале октября? Еще тепло будет – в море искупаетесь, страну посмотрите!

      За границей Ирина Ивановна не была ни разу. По Советскому Союзу вместе с мужем уже много мест посетили: во время летних каникул, пока работала в школе учительницей литературы, вместе с учениками побывали в Москве, Ленинграде, Киеве, Севастополе, Краснодоне, Волгограде, в Петрозаводске, планировали свозить своих детей на Байкал и Урал.

      - А группа уже скомплектована?

      - Профсоюзный комитет этим вопросом занимается! Если согласны – подключайтесь! Там ведь, в основном, – беспартийные и молодежь!

     Муж был не против поездки. У родственников заняли нужную сумму. 

    За неделю руководители хозяйств привезли и под расписку вручили Ирине Ивановне паспорта будущих туристов и их фотографии для оформления заграничных паспортов.

    Сроки поджимали – ведь областной центр неблизко, почти 400 километров в один конец. А группа - тридцать человек из самых различных сел. Попробуй-ка сорвать каждого с рабочего места минимум на три дня!

     Трижды Ирине Ивановне на попутных машинах пришлось добираться до города, жить в гостинице, «висеть» на телефонах, заказывая билеты на поезда от своей станции до Москвы и обратно через две недели. Особое опасение внушала погода на начало октября, чтобы не сорвался вылет группы из Шереметьево до Варны на самолете.

      Похудела точно, но сбоев в организационных вопросах не произошло. И не было никаких бесед с работниками госбезопасности, о чем шептались в кулуарах боязливые сослуживцы:

     «Останутся какие-нибудь чабаны или телятница в Болгарии – вылетишь из партии, и на работу никуда не возьмут!»

    Выдохнула спокойно, когда положила все паспорта: и старые, и новые – в массивный сейф с секретными документами.
 
     Беспокойство охватило только на станции перед прибытием поезда: стоянка 2 минуты, а нужно было всем успеть загрузиться в один вагон, чтобы никто не отстал!

    Успели, никого не забыли, за сутки в пути перезнакомились. Ехали весело – почти весь вагон заняли земляки: 16 мужчин и молодых парней, 14 представительниц прекрасного пола – от семнадцатилетней девчушки – победительницы районного конкурса «А, ну-ка, девушки!» - до прекрасной бабушки, которой муж сделал подарок на годовщину свадьбы.

    Было несколько семейных пар. Все мечтали попасть за границу впервые. Большинство и в Москве не были.

       Сервис обслуживания был на высоте – комфортабельный автобус, экскурсия по столице, обед в кафе, своевременное оформление документов в Шереметьево.  И, наконец, оказались в зале предполетного ожидания!  А на дворе - последний день сентября 1989 года! В стране – разгар действия «сухого закона» Горбачева. А в барах – выставка коньяков, виски, вин марочных, – и все за рубли! Цены – заоблачные!  Уговаривать мужчин бесполезно! Выручила болгарка пожилая, шепнула: «В самолете бесплатно будут угощать спиртным!» Подействовало моментально – у каждого с собой во внутреннем кармане и у женщин в сумочках - по пять разрешенных к провозу тысяч рублей. Сумма более даже приличная. И списки на двух листах, что нужно купить домочадцам!

      Долетели до Варны благополучно, успев разглядеть сквозь непроницаемую белоснежно-кипельную пелену облаков внизу под самолетом фигурки круизных теплоходов на Черном море. Посадка ночью в аэропорту – изумительное зрелище. Сразу все проснулись. Высокие красавцы таможенники – и никаких практически досмотров багажа. Несколько часов – и уже в другой стране.

      Равнодушных не было. Бросили сумки и чемоданы на песок у фантастических строений - освещенных зданий удивительной конструкции, ступенями поднимающихся в темное небо. Албена – известный курорт в Болгарии.

     По два человека в прекрасных гостиничных номерах, долгие возбужденные бесконечные разговоры.

       А ранним утром - неожиданно массовый заплыв половины группы в достаточно прохладной воде. Со стороны – резвились, как дети! Пляж пустой, песок золотой!  Несколько любопытных незнакомцев в куртках, видимо, немцев, снимали на японские камеры этих бесшабашных русских, приговаривая: Да-да, они из Сибири, не боятся холода!

      После плотного завтрака пешеходная экскурсия по местным достопримечательностям завершилась в большом продовольственном магазине. С воодушевлением возвращались на обед: женщины удивлялись расфасовке колбас, копченостей, маринованной рыбы в прозрачные герметичные коробки. Мужчины сделали приличную выручку в винном отделе, – наконец-то, дорвались до выбора на свой вкус заграничных бутылок с завораживающими и непонятными надписями спиртного. Жен рядом не было.

      Ближе к вечеру туристы начали выходить на пляж купаться. После ужина на всех этажах царило праздничное настроения, в комнатах - выступления   самодеятельных «хоров». Пили, пели, общались, осознав, наконец, что оказались в чужой стране на отдыхе в обществе своих земляков.

     - Неужели завтра сорвется автобусная экскурсия в город Варна? – молоденькая красавица – гид нашей группы Марианна (победительницы международных конкурсов красоты рядом с ней должны отдыхать!), болгарка, окончившая московский вуз, взволнована. – Они же все будут спать до обеда! 

     Ирина Ивановна вздохнула, обходя после полуночи всех своих подопечных и желая «Доброй ночи!»:

     - Да, это вам не подростки в летнем оздоровительном лагере!

     Ранний стук в дверь насторожил:

     - Неужели что-то не поделили? Господи, хоть бы драк не было!

     На пороге стояли три пластиковых нарядных пакета с десятью огромными морскими ракушками. Хозяева пакетов удалялись в сторону близкого моря. В столовую на завтрак никто не опоздал.

      Варна встретила неожиданно мелким холодным дождем, но через час выглянуло солнце, и стало душно, как в бане. После экскурсии все разбежались по магазинам.

     - Наконец,  наступил, так называемый, «час Х»! Столько соблазнов, особенно для молодежи! Предупредили заранее, чтобы не вздумали менять свои рубли на доллары у незнакомых людей! А юноши, как увидели вчера в комиссионном магазине на витрине кассетные импортные магнитофоны по 90 долларов, - весь вечер узнавали, где можно доллары достать! Мальчишки! И деньги потеряют, и магнитофоны не увидят! И сколько нотаций придется дома выслушать!

     Ирина Ивановна мечтала привезти себе дубленку. Дочерям и маме – по нарядному платью, мужу и отцу – свитера с интересными рисунками и, конечно, по бутылке коньяка дорогого. На сувениры, духи пробные и шампуни для знакомых тоже нужно оставить деньги.

     Она остановилась внезапно перед магазином «Книги на русском языке» - вокруг выстроилась толпа. Внутрь пропускали по пять человек. Очереди были не в новинку. Рядом, в тени огромного дерева оказались люди из разных стран: чехи, немцы, украинцы, но большинство – русские, казахи и болгары.

      - Мы здесь сегодня с утра! В новом завозе - четырехтомники Валентина Пикуля, повести и рассказы Жоржа Сименона, сборники «Мир приключений», книги Артура Конан Дойля!

      - Меня жена запилила: у дочери свадьба на 7 ноября – нужно купить на подарок ковер! Через два дня уже улетаем, из Софии привезли вчера то, что искали: роскошные огромные розы, как живые, вытканы! Теперь могу и я душу отвести в книжном магазине!

     - А моей подавай сапоги осенние на шпильке и тюль немецкую! Сын попросил найти книги Эдгара Берроуза «Тарзан»

    - Знаете, еду в Москву на семинар международный, - призналась нарядная женщина- болгарка, стоявшая в очереди впереди Ирины Ивановны. - Вы поможете мне выбрать подходящий подарок для профессора, у которого я училась в университете?

      Дома у Ирины Ивановны была роскошная библиотека, которую муж начал собирать еще в студенческие годы, но не удавалось через Союзпечать выписать, например, Шекспира, хотя в последние годы библиотека заметно пополнилась отличными изданиями.

     Из магазина она выбралась только через час. Такого изобилия книг известных авторов в прекрасных красочных обложках невозможно было представить, например, даже в областном центре: размели бы в течение двух часов!

     Возле автобуса мужчины курили в обществе высокого седовласого незнакомца. Он оказался бывшим жителем республики Немповолжья, который эмигрировал с семьей в ФРГ три года назад из Сибири.

      В пути женщины молчали, а мужчины все никак не могли успокоиться, почему-то жалея этого человека, который не жаловался, но готов был задавать бесконечные вопросы на родном русском языке, радуясь общению.

      Во время ужина Марианна объявила о предстоящей трехдневной экскурсии в столицу Болгарии Софию. И многие задумались – нужно было из своих кровных заплатить по шестьсот рублей. А, значит, лишиться каких-то важных покупок.

     Первые расходы заставили задуматься и любителей выпивки. Стали проводить в целях экономии дегустации вин и коньяков вскладчину.

     Утром солнце вспомнило об улетевшем совсем недавно лете и буквально взорвалось пронзительным знойным шквалом. День был свободным от экскурсионной поездки, и уже к десяти часам песчаный пляж был полон людьми.

      Оказалось, что в первом из трех прекрасных, совершенно похожих  корпусов, специально селили только граждан из СССР. Наши казахи моментально познакомились с туристами из Алма-Аты. Рядом загорали ткачихи из Иваново. Женщины в длинных платьях и платках бродили по мелководью босиком, не раздеваясь. Переводчица объяснила, что они из Туркмении и совсем не знают русского языка.

     Во втором корпусе по соседству располагались граждане из социалистических стран. И рядом с нашими бронзовыми от волжского загара, поджарыми колхозниками они выглядели бледнолицыми и несколько располневшими.

      Но  немногочисленные  туристы  из стран капиталистического мира невольно почему-то привлекли  внимание наших мужчин. Изображая полное безразличие, сначала по одному, потом группками они начали перемещаться в сторону небольшого киоска, где продавалось немецкое пиво в бутылках. Возвращаясь, садились в общий кружок и что-то возбужденно обсуждали.

     - Никак не могут без спиртного! – песок стал горячим. Плавая в холодной воде, Ирина Ивановна выдержала только десять минут, и с огромным удовольствием легла загорать.
 
    - Знаете, Ирина Ивановна, что наши мужчины «потеряли» в той стороне, где третий корпус расположен? – жена директора крупного совхоза, очень красивая казашка, вместе с подругой не удержались и прогулялись в роскошных югославских импортных купальниках по бережку. - Там же сплошной разврат! Парочки разделись догола, друг друга смазывают специальными кремами для загара и лежат, подставив солнцу все свои прелести. Совсем обнаглели! Хорошо, что в это время нет семейных пар с детьми. И даже старые не стесняются! Дико, если честно! И поворачиваются на живот попами вверх, если видят, что их фотографируют! И всем вокруг на эти картины наплевать!

     Да, эта картинка полусотни голых людей вызвала у Ирины Ивановны почему-то ассоциации с лежбищем сонных тюленей на островах Дальнего Востока, когда их, сытых, никто не беспокоит, и они могут вести привычный образ жизни.

      В годы молодые, когда работала летом вожатой в оздоровительном лагере на Черном море, подружки «затянули» Ирину на «дикий» пляж, чтобы загар лег ровным слоем на все тело. Добирались туда долго, спускаться пришлось с обрыва по дряхлой лестнице, лежать на огромных булыжниках – удовольствие не из приятных! Но ведь там были только женщины: шоколадные молоденькие гимнастки из сборной какого-то северного города, важные дамы стареющих чиновников, старшеклассницы и другие отдыхающие.

     Разговоров хватило до обеда. На экскурсию в Софию записалось только полгруппы, остальные решили остаться и загорать. Вторую половину должны составить туристы из Подмосковья. И с радостью узнали, что вечером всех ждет сюрприз – поездка в известнейший ресторан под открытым небом, где будет шикарная развлекательная программа, обильный ужин из блюд национальной кухни с большим количеством вина и крепких напитков, танцы и …стриптиз.

           Продолжение следует.

      
 
      


Рецензии
Доброго дня Вам, уважаемая Татьяна!

Знаете, каждый раз, начиная читать Ваш рассказ или повесть, в какой-то момент неожиданно понимаешь, что с головой погрузился в перипетии сюжета, ощутив себя одним из персонажей.
Точно так же произошло и в этот раз...
Казалось бы, только начинаю читать о буднях сельских жителей во время осенней страды, и вдруг уже представляю себя одним из счастливчиков, награжденных поездкой за границу. Не успеваю моргнуть глазом, побывав вместе с Вашими героями в главной воздушной гавани Союза, и вдруг оказываюсь в гостинице и на пляже, воочию представляя, как чувствовали себя в братской тогда еще Болгарии наши туристы.

Да, в те времена такая поездка, и в самом деле, была одним из видом поощрений, причем поощрением весьма желанным. В те годы подобные, чисто туристические поездки были редкостью. А привлекали и сменой обстановки, и возможностью посмотреть мир, и эти виды и в самом деле немало впечатляли. Ну, и конечно, привлекали и возможностью приобрести дефицитный товар. Ведь далеко не каждый житель нашей страны мог посещать регулярно столицу, снабжавшуюся намного лучше, да еще и знать конкретно, где и когда выбросят нужный товар.
И впечатлений из таких поездок, могу представить, привозили море.
Кстати, в описанные годы туристов уже не отправляли на "беседы с сотрудниками компетентных органов", подобное практиковалось на десятилетие раньше.
Хотя, те наши граждане, что работали на режимных предприятиях, перед поездкой проходили более строгий контроль.

А вообще, конечно, такие поездки таили в себе немало соблазнов для неискушенной советской публики. Особенно с учетом того, что "братья по соцлагерю" начали, образно говоря, "раскрепощаться", раньше нас.

Что же, читал, как всегда, с огромным интересом и воодушевлением.

С самыми добрыми и искренними пожеланиями, Сергей Макаров

Сергей Макаров Юс   10.11.2024 16:16     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемый Сергей! Да, в этом случае Вы попали на рассказ - воспоминание. Ничего придумывать не пришлось. Работала в райкоме партии семь лет заведующей общим отделом до заката СССР, летом отпуска никогда не давали - сельский район. А тут предложили возглавить группу сельчан, которых премировали путевками туристическими в Болгарию за отличный труд в самых разных хозяйствах, - колхозах и совхозах. У мужа - начало учебного года в школе, порадовался за меня. Кстати, никого из начальственных лиц и их приближенных не было: чабаны, комбайнеры, шофера, доярки. Ничего не приукрашивала, но все запомнилось. Времена были непростые: горбачевское "правление" и болтовня, липовая "перестройка" и борьба с виноградниками, десятилетие афганской войны. И тут после суровых сельскохозяйственных буден - отдых. СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА ВАШ ИСКРЕННИЙ ОТЗЫВ! С глубокой признательностью, Татьяна Чебатуркина.

Татьяна Чебатуркина   11.11.2024 12:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.