Коротков - последний из заведующих РОНО

 Кто к знамени приступал единожды  , тот у оного до смерти стоять будет
 Петр 1
  Когда я сегодня встречаю его на улице , всегда хочется остановиться,  улыбнуться ему, поговорить  о том, что волнует, тревожит , просто сказать несколько добрых слов.
  Яркая звезда таланта  этого интересного человека  светила на его педагогическом небосклоне  Козельского района не одно десятилетие.  Свет этой звезды в памяти многих козельчан.  Это особый, учительский, просветительский свет.  Свет культуры, который сопровождает человека  на всем пути его жизни.
 Уйдешь в тень  от этого света
 



   
 и жизнь человека корежится  невзгодами, ломается,  идет не туда.  Как правило,  свернувший в сторону от этого света  становится в дальнейшем ненужным ,
 обиженным на жизнь человеком.  . Большинство из нас, ныне живущих  так или иначе своим вхождением в жизнь  во многом обчзаязаны своим учителям, школе. Непосредственное отношение к ним  у нас в районе,  естественно , имел заведующий Козельским отделом народного образования  Коротков Валентин Иванович.
 О нем надо писать.  Его биография , ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ , КАК И ДРУГИХ СПОДВИЖНИКОВ , ЛЮДЕЙ, РАНЕЕ  ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ  РАЗВИТИЕ И ГОРОДА И РАЙОНА  НЕ ДОЛЖНЫ КАНУТЬ В ЛЕТУ , ДОЛЖНЫ ЗАНЯТЬ ДОСТОЙНОЕ МЕСТО   В ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ЛЕТОПИСИ СЛАВЫ  КОЗЕЛЬСКОГО РАЙОНА.
 СКРОМНЫЙ И НЕРАЗГОВОРЧИВЫЙ, КОГДА РЕЧЬ ИДЕТ О НЕМ САМОМ  С ТРУДОМ ПОШЕЛ МНЕ НАВСТРЕЧУ,  КОГДА Я ПОПРОСИЛ ЕГО ПОДРОБНЕЕ  РАССКАЗАТЬ МНЕ  О ЕГО ЖИЗНЕННОМ ПУТИ.
 МНОГОЕ Я ЗНАЛ И БЕЗ ЕГО РАССКАЗА,   в МОЛОДОСТИ Я РАБОТАЛ ИТНСПЕКТОРОМ роно , ПОЗДНЕЕ ДИРЕКТОРОМ БЕРЕЗИЧСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ . И В роно И В БЕРЕЗИЧСКОЙ ШКОЛЕ  РАНЕЕ НА ЭТОЙ ДОЛЖНОСТИ РАБОТАЛ ВАЛЕНТИН ИВАНОВИЧ . ТАК, ЧТО МНОГОЕ   ПОЧЕРПНУЛ ИЗ РАССКАЗОВ ЕГО КОЛЛЕГ  РАБОТАЮЩИХ С НИМ РЯДОМ.  ПОЧТИ ВСЯ МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРОХОДИЛА  ПОД РУКОВОДСТВОМ ЭТОГО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА.А десятилетняя работа в Козельской городской Думе , председателем которой был Валентин Иванович ,  также проходила на моих глазах  и оставила свой неизгладимый  след.
 А начинадось все с Козельского педагогического техникума.
- Прямо скажу, - вспоминает Валентин Иванович ,  мечтал о другом.  После школы думал побыстрее получить рабочую специальность. Хотел поступить в железнодорожное училище.  Престиж чисто рабочих профессий  тогда был очень высок.  Страна только что вышла победительницей из войны. Еще не заросли травой, как писал  поэт, траншеи. Еще тысячи городов и сел   не залечили нанесенных фашистами ран войны . Никто из военных союзников  не думал тогда помогать разоренной стране. Более того, это врезалось в память,  уже повзрослевшего юноши Валентина Ивановича  , немногочисленные тогда автомашины  студебеккеры , полученные нами по ленд лизу , по требованию представивших их нам ранее Соединенных Штатов  Америки переданы им и сразу  же будут безжалостно брошены под пресс.
  Все они, эти грузовые автомобили находились в хорошем, пригодном для использования, состоянии Но оставлять их стране победительнице  бывшие союзники не стали.  Да и зачем было помогать стране, которую, как признались они позже, хотели уничтожить.
  И тогда в первые послевоенные годы  на селе, да и в районных городках типа Козельска  главным транспортом была крестьянская лошадка.   Послевоенная молодежь  часто мечтала тоже о коне.   Коне, но железном.  поступать решили вместе со своим другом  Училище находилось в Туле.  Копили деньги на билет.  Почему в железнодорожное?  В то время, как и сейчас  в Козельске, даже чаще чем сегодня , ходили поезда.  Огромный, свистящий , дышащий горячим паром , железный конь, так называли иногда паровоз,  - впечатляющая картина. 
 К тому же автомобилей  в Козельске тогда действительно было мало.
 Запомнился также образ  известного тогда героя  войны - партизана брянщины  инженера локомотивного депо  Константина Заслонова.
  Хотелось, как и он,  разбираться в механике, научиться водить паровозы. О чем еще мог мечтать мальчишка? Это было трудное время полуголодных пацанов , носивших старую, потрепанную  оддежду, ходивших в пилотках, мечтающих со временем приобрести  приличный костюм, хорошие туфли, новые книги.
  Время это часто вспоминается.  Не как пытаются его сейчас изобразить: мрачным, тоталитарным, удушающим.
  Да, недоедали. Да, не было шикарных костюмов.  Конечно, языком молоть бездумно , особенно на политические темы, , как сегодня, остерегались.  Да и не было в этом определенной нужды.  Но зато много читали, , ходили в кино, по вечерам танцевали с такими же как и они , девчонками.
  И учились. По математике, физике, химии по многим другим предметам  у Валентина Ивановича были отличные оценки. Когда учился в начальной школе- еще шла война.  Каждый день отмечали они на карте  линию продвижения наших войск на запад

=замечание 2022 года. А вот сейчас подобное кто- нибудь делает?

   На уроках физкультуры с большим удовольствием , и даже с каким-то лихим шиком , подражая нашим солдатам,  выполняли строевые упражнения.  Все ждали победы.  И она пришла весенним теплым днем. Запомнилась навсегда. , оставила в жизни каждого  свой особый, неизгладимый след. Сегодня, мне кажется,  что люди, пережившие радость великой Победы  отличаются от нас ныне живущих , родившихся после войны.  Они более требовательны к себе,  своим и чужим словам,  и поступкам. Это люди слова, люди дела
 Но уезжать в Тулу Валентину Ивановичу не было суждено.  Не мог он ослушаться мнения матери, мнения родной тети,  сестры своего отца.
  В техникум Валентин Иванович пришел по просьбе матери, под властным нажимом  родной тети Евдокии Ивановны Сама учительница начальных классов,  тетя Дуся страстно желала видеть  своего племянника ученым , как говорили тогда, человеком.  В ее сопровождении вошел  он в кабинет  директора техникума  Григория Григорьевича Григорьева.
= Ну, что , молодой человек, говорят ты не хочешь учиться у нас
= Не хочу, смело ответил парнишка.
 ь
- Ну, что ж, неволить не будем Но ради уважения к своим родным , походи на лекции, осмотрись.  Лишние знания не помешают.
 С последними словами Валентин Иванович был в принципе согласен.
- Похожу немного, а там, соберу вещички, на поезд и вперед.
  Козельский педагогический техникум считался тогда  уважаемым и престижным учебным заведением . Людей с высшим образованием в Козельске  тогда можно было пересчитать по пальцам.  Большинство из них- это учителя  преподаватели полтехникума.  Немногим большим насчитывалось специалистов  со средним специальным образованием.  Массовые и нужные хозяйствам  и предприятиям района и города  профессии давали  сельские и городские  профессионально- технические училища , где на полном государственном обеспечении  обучались сотни юношей и девушек Калужской области. Напомним читателям: эти работающие тогда профессионально-технические училища - сельские и городские- СПТУ-4, ГПТУ-11- СПТУ-28, ГПТУ-25 находились у нас  в Оптине, Шамордине, Козельске.  Сегодня эти училища, которые готовили рабочие руки всей стране закрываются, , или, в лучшем случае,  передаются в областное подчинение.
  Последним, решающим доводом не уезжать, остаться в Козельске, были слова матери..
  - Ты знаешь, Валентин, - она наверное впервые назвала его  тогда полным, недетским именем - мы еще давно с твоим отцом мечтали , чтобы ты стал учителем.
 Стать учителем....  Желание родителей было понятно  юноше.  Сами они, работники  физического труда , очень хотели, чтобы их крестьянские дети  стали новыми людьми, стали интеллигентами.  став взрослым, Валентин Иванович  , еще раз понял насколько  терпеливы и умны оказались его старшие наставники. Действительно, и сегодня  в силе  остается неопровержимое правило  , что высшим проявлением благородного стремления  служения человечеству , является учительская профессия,  верным которой Валентин Иванович остался на всю жизнь.


 Замечание 2022 года И медицинская, может быть в первую очередь.

  Мнение родителей всегда учитывалось детьми  Тем более, это было невысказанное лично,  но мнение и желание отца Валентина.
 Отец.... Он навсегда запомнился ему.  Молодой, энергичный , Валентин не ходил еще в школу ,  поднял на руки сынишку,  поцеловал, серьезно сказал ему:
-  ухожу на фронт, ты остаешься за старшего мужчину в доме.  На дворе стоял 1939 год.  Недолго длилась та непопулярная , как тогда назвал ее тогда Твардовский, война. Но многие не вернулись с нее.  Не вернулся и отец.  Валентина.  В скупых строчках похоронки, , которая бережно хранится в доме,  было написано, что рядовой Коротков  погиб смертью храбрых, защищая Родину от врага.
 В первый класс маленький Валя  пошел в Матчинскую семилетнюю школу , где директором тогда работал, ставший позднее заведующим Калужским областным отделом народного образования Прошин Иван Андреевич.  Он тоже отметил тогда в своем сознании  энергичного, умного,  немного кудрявого и худощавого  парнишку.  Через двадцать лет Иван Андреевич подписал  свой приказ по ОБЛОНО  о назначении Короткова Валентина Ивановича  заведующим Козельским РОНО.
  Валентин одно время жил у тети Евдокии Ивановны. Рос как и все деревенские мальчишки. Много помогал взрослым , в летние каникулы работал в колхозе. Хорошо усвоил навыки деревенского труда: отбивать косу, пахать на лошади  запрягать коня стоговать сено,  пасти лошадей, копать и сажать картошку, - да мало ли что приходилось делать.  Все это очень пригодилось в жизни. И дело здесь не сколько  в полученных навыках , умении. а  а в той незримой работе  по формированию  духовной личности,  результаты которой проявились позднее стали мощным мировоззренческим фундаментом   строительства  настоящего Человека и Учителя.
 Я часто вспоминаю  как красиво и профессионально умеет Валентин Иванович косить Напомню, что в семидесятые годы прошлого столетия  практиковалась шефская поморщь  организаций, предприятий, учреждений , селу.
 В летнее время, работая в райкоме партии, , в сенокосный период, нередко приходилось  вставать в пять утра,  выезжать в колхоз им. Орджоникидце.  С райкомовскими работниками тогда выезжали  и районная бригада с Валентином Ивановичем  .
 Косил он казалось, не быстро, но угнаться за ним  е мог никто.  Работающий рядом прокурор Кокухин . П. м.  в своем стремлении догнать  и перегнать соседа  ломал ручки лвух- трех кос. но безнадежно отставал от ушедшего вперед  Короткова. 
= косы какие-то хлипкие нам выдают - заявил он  на очередном совещании в райкоме партии. 
 Энергичный и быстрый на решения  первый секретарь Бархатов а. п.  незамедлительно дал задание  присутствующему на совещании  директору филиала завода НИИАП Шароварову Г. И.  другие, более крепкие косья.
 
- Я сделаю такие, что никто больше не сломает, заверил Геннадий Иванович.
  На следующий день прямо на поле  привезли новые косы.  К хорошо наточенным лезвиям кос  были намертво приварены   металлические косья  Надо было видеть и слышать  как громко хохотали присутствующие на поле косцы.
  Учиться в техникуме оказалось удивительно интересно.
 Преподаватели старались. Это уже потом как профессионал, отметил Валентин Иванович давали возможность студенту подумать самому  , самостоятельно решить  ту или иную задачу Причем делали они это  не только на уроках математики, физики  , но и литературы, истории и даже физкультуры. 
 К примеру, вспоминает Валентин Иванович,  толкает один из них ядро,  затем это делает второй. Результаты разные .
- Почему так? спрашивает преподаватель.
- У того, кто дальше толкнул, силы больше,- отвечают ребята.
- Хорошо, говорит преподаватель.  и предлагает парням, толкнувшим  ядро  выжать два пуда . К удивлению ребят , толкнувший дальше  ядро,  гирю выжал меньшее количество раз.
- Ну, что скажете?- опять спрашивает учитель.
 Ученики не сразу,  но в результате коллективного обсуждения  приходят к мысли, что в данном случае  результативность броска зависит  от техники исполнения  упражнения,  от развития определенной группы мышц.
 Кстати, Валентин Иванович  уже на первом курсе  толкал ядро лучше и дальше всех . Да и в армии, а служил  Валентин Иванович на Кушке  в пограничных войсках , он в первый месяц службы  поразил одного из офицеров , чемпиона дивизии по толканию ядра , когда выступил не хуже его. Офицер не был  амбициозно заносчив, . Наоборот, помог молодому солдату  по спортивной подготовке. А через два месяца  Валентин Иванович  стал абсолютным чемпионом дивизии . Успешно участвовал  в различных армейских соревнованиях. На Кушку, этой южной точке Советского Союза , служили в основном призывники  из других союзных республик , не из РСФСР.Сам Валентин Иванович призывался из Дагестана, где работал после окончания педагогического техникума. Русских однополчан  в дивизии было мало. Но со всеми ребятами- однополчанами. , в основном выходцев из Кавказа, . он подружился.  Конфликтов не возникало. Да и спортивные успехи сыграли свою роль.
 Лет через тридцать сосед Короткова , прокурор Кокухин П. М. , здоровенный сороколетний мужчина  вместе со своей командой  молодых спортсменов( вот такой энтузиаст спорта  был у нас тогда козельский прокурор), занимались на поляне.  Толкали ядро.  проходивший мимо Валентин Иванович сделал им замечание.-
- Не так должно ядро лежать  на ладони.
- А как?- заинтересовались  молодые парни.
- Да на средних фалангах пальцев, а вы  обхватываете его неправильно
-
- Да что нам твоя теория ,- ответил прокурор, я я  ядрышко метну и так подальше твоего. В его огромной ручище  ядро действительно смотрелось ядрышком. Вслед за Кокухиным ядро толкнул и Валентин Иванович. Удивлению присутствующих не было границ. Ядро у заведующего РОНО улетело значительно дальше.
- Но ты учитель, тебе положено это знать по должности Тогда эти слова прокурора вызвали у меня улыбку . Это потом я понял, что  авторитет зав РОНО складывался и за таких , казалось бы, мелочей. Я и сегодня не решаюсь с ним  садиться играть в щахматы
 На велосипеде в прошлом году , я моложе его более, чем на десять лет, отставал от него.
 Действительно,  Валентин Иванович  был учителем учителей . Это сейчас?  должность отдела образования  по своему характеру и содержанию  изменилась коренным образом .Не нужно  изучать работу конкретного учителя, не нужно анализировать его уроки. Современный заведующий - это в большей степени чиновник , беспрекословно выполняющий  указания профильного министерства . администрации района, следящий за контрольными цифрами, заботящийся о показателях , которые должны быть не хуже областных.
 Учительские навыки у такого начальника  теряются, очевидно, безвозвратно.   Во почему, Коротков, работая заведующим, , мечтал о школе. . Сейчас  новый чиновник о школе не мечтает, страшится ее .
Недавно на юбилее первой средней школы , где много добрых слов сказано  о ее бывшем директоре Короткове В. И. , , одна знакомая, известная  в районе учительница, сказала мне: А вы знаете, благодаря кому  я стала  понинмать учительский труд! Вот кого я благодарю всегда,  она кивнула в сторону Валентина Ивановича . Когда была совсем молодая, однажды на урок не допустила одну девочку  Она периодически опаздывала на уроки. После такого случая Валентин Иванович привел девочку в класс, позвал меня в кабинет. Между ними произощел примерно такой диалог.
-Вы почему не допускаете ученицу на урок?
- оНА ВСЕ ВРЕМЯ ОПАЗДЫВАЕТ.
а ВЫ ПОДУМАЛИ ПОЧЕМУ? оТВЕТА НА ЭТОТ ВОПРОС У МЕНЯ НЕ БЫЛО.
еСЛИ ВЫ  НЕ БУДЕТЕ СЕБЕ ЗАДАВАТЬ ТАКИЕ ВОПРОСЫ , ПОЧЕМУ ДЕТИ ПОСТУПАЮТ ТАК, А НЕ ИНАЧЕ, , ИЗ ВАС НИКОГДА НЕ ПОЛУЧИТСЯ НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ. Эти слова я запомнила на всю жизнь. А опаздывала девочка потому,  потому, что стеснялась на перемене сходить в туалет , где много незнакомых людей.
Рабочие, профессионально-деловые отношения  сложились тогда у Валентина Ивановича и  секретарем райкома КПСС, председателем райисполкома. Первый секретарь Бархатов Александр Павлович  всегда считал своим долгом  присутствовать на районных августовских конференциях На  конференцию обязательно приезжали из  областного отдела народного образования  Зав. ОБЛОНО Прошин И. И. , реже, его первый заместитель.  Присутствовали также представители воинской части, как правило, начальник политотдела , коллеги ,Короткова из соседних районов. Доклад Валентин Иванович писал сам . Каждая строчка доклада была продуманной , дышала самой жизнью. Глубокий, продуманный  анализ всех сторон  жизни педагогических коллктивов , учебно- воспитательного процесса  школ , стимулировал ьдиректоров школ , всех учителей неа дальнейшую  плодотворную работу.  Каждый приведенный в докладе факт, пример из жизни,  опыт других щкол,. заставлял заддумываться , искать, находить  новые пути решения  стоящих перед школой проблем. Многое тогда внедрялось впервые , На единичный   Положительных примеров  Становилось нормой для большинства школ. Строились новые школы  С просторными классами, ,. хорошими спортивными залами, . открывались  новые группы продленного дня, , школьный учебно- производственные бригады  занимали призовые места в области, республике. Школы принимали учапстие  Во всесоюзных соревнованиях и выставках. Дешовская, Плюсковская, Слаговищенская, Каменская. Нижнепрысковская, Волконская, Сосенская средние школы  были построены в рекордно короткие сроки. Тысячи школьников  отпраздновали тогда новоселье в новых школах. За успехи в социалистическом соревановании среди учебных заведений наш района награждался  переходящими Красными Знаменами Центрального Комитета КПСС, Совета министров  СССР, РСФСР, ВЦСПС, Успешно решались вопросы ремонта школ , обеспечения школьников горячим питанием, укрепления материально-технической базы школ.  В школы на огромные суммы  приобретались мебель, учебные парты и стулья, технические средства   обучения, киноаппаратура , магнитофоны, радиоузлы , лингафонные кабинеты,  приборы по физике, , химическое оборудование и реактивы, таблицы, карты и многое другое.  До сих пор не забуду ,  как одному из директоров школ  было объявлено взыскание  за неполное использование финансовых средств  по закупке учебно-наглядных пособий  для школы.
 Высокие нагроады, звания, не вскружили  голову Валентина Ивановича . К сожалению, еще встречаются довольно часто люди, , которые , получив ту или иную должность, ( портфель под мышку, как сказал бы дед Цукарьб, , сразу разительно меняются. И меняются не в лучшую сторону. По отношению к подчиненным становятся грубымии черствыми, Сразу начинают снисходительно " Тыкать".На лице у таких начальников появляются снисходительно- пренебрежительное выражение.
- Дескать, что вы из себя представляете. Без моих указаний  вам не прожить. Для Валентина Ивановича- вежливость, уважение к личности - превыше всего.  Со многими директорами школ  у него сложились хорошие ,  товарищеские отношения  . Дирекетора видели,  что их начальник  искренне уважает,  ценит работу коллектива школы , видит все сложности, трудности на их пути,  стремится своим авторитетом  в необходимых случаях помочь им.  Помочь не нажимом,  не какими -то угрозами, а реальными, конкретными делами.
 Хотели  одно время закрыть  Подборскую восьмилетнюю школу  Закрыть из-за финансовых соображений. помните, известный,  Не такой уж примитивный тезис : Экономика должна быть экономной Дескать, зачем держать в одном миколрайоне  и среднюю школу-интернат,  и Каменскую среднюю. Директор Подборской школы Макаркин Ивапн Герасимович  обратился в РОНО. Валентин Иванович пошел к рервому сератарю РК КПСС Бархатову А.П.
 Александр Павлович  выслушал его и согласился с доводами  заведующего.
 Один из них был следующий:
Не будет школы, не будет в колхозе фермы, , доярки, их мужья уйдут из села , в другите места, где есть школа.
 Сейчас такой довод не сработал бы. Шкорлы закрывают именно потому, , что там нет ферм, , нет людей, нет селян,  нет перспективы на будущее.
 Не сработал еще и потому,  что отстаивать  в решительный момент  свои доводы  решится нынче не каждый. Не всегда современный чиновник  решительно и открыто вывступит  против решения  вышестоящего начальства. Сам же Валентин Иванович считает,  чиновник= это должность , которую надо исполнять честно, на пользу человеку. И дана эта должность тебе на время. А вот совесть, честь,  остаются с человеком навсегда. Потом и профессии " чиновник" в общем-то нет. Хотя сегодня многие мечтают занять  тепленькие места где =нибудь в администрации  и, пользуясь служебным положением ,  стремительно обогащаться по примеру своих старших коллег.  Каких? Поглядите а налоговые декларации , о которых сейча много,  не скрывая  пишут наши газеты и журналы,  или просто поинтересуйтесь в интернете  , и вопрос этот отойдет сам собой.  Кстати,Ю процентов семьдесят  всей известной московской Рублевки  занимают не банкиры - олигархи, бизнесменыф, а именно чиновники.
 К сожалению, часто неумными , непродуманнывми   все более искусственно  навязанными  выглядят нынешние перемены  в образовании.  Нент большще привычной  организации под аббревеатурой РОНО.  Буковка " Н"  из него исчезла.
- И кому она мешала , - считает Валентин Иванович, -
Что? образование теперь стало не народным? 
Или в России исчез народ? Или образование теперь не для народа.  Районнгый отдел народного образования стал просто  отделом образования администрации муниципального образования  Звание, значок, который получали лучшие учителя  назывался " Отличник народного просвещения" . Опять это слово - " народного".  Выбросить!  Какое народное?  Просто- Почетный работник образования. И само отраслевое министерство  перестало называться министерством народного образования . А ведь это название исторически сложилось.  Ему уже более двухсот лет. Оно было учроеждено в 1802 году  при императоре Александре !  Раньше была просто средняя  общеобразовательная школа  потом ее стали называть учреждением.  Теперь пошли дальше. В новом законе щколы будут называться организациями, как и магазины, рестораны . Образование стало не искусством, , не светом души, а товаром, , услугой.
 ьА за услуги и товар, как известно, нужно заплатить. Так, что за всеми этими изменениями, солидируясь с Валентином Ивановичем, я , как и он, считаю последуют и платные медицина  и образование , и рыбалка и охота, как и любой поход в магазин.
 А детство и юность самые прекрасные  периоды человеческой жизни.   Мы росли в атмосфере братства  и дружбы всех народов  нашей страны. И эта дружба не пропагандистская выдумка,  как кое-кто считает сейчас.  сам Президент тВ. В. Путин и после декаборьских событий в Москве  на Менежной площади , сказал, что в советском Союзе  удалось создать уникальную общность  советских людей,  для которых понятие дружбы , братства наций нге пустые слова. Валентин Иванович знает это не понаслышке. После окончания педагогического техникума , он по распределению уехал из Козельска. Была раньше такая практика. Выпускник техникума или Вуза  обязан был проработать  два года там, где не хватало молодых специалистов Сейчас такой практики нет.  Но часто и работы по своей специальности  молодой вывпускник не находит Вот и работают диплормированные  юристы и финансисты , получившие свои  дипломы в расплодившихся в последнее время филиалах известных  университетов и и институтов  там, где все эти высшие премудрости вовсе и не нужны.
 А сам диплом становится просто пропускной бумаэкой в тот или иной чиновничий лагерь. Да и знаний особых такие заведению не дают. Тот, кто знает методику дистанционного обучения , сдачи экзаменов в заочно- письменной виде  представляет истинную цену  этих липовых дипломов , объем надувательства,который оборачивается  непрофессионализмом , ошибками, трагедиями, просчетами и катастрофами. .
По распределению Валентин Иванович уехал в глухой дагестанский аул. В школе училось более двухсот человек. До сих пор вспоминает Валентин иванович ту уважительную атмосферу  ук учительскому труду, которая царила  в школе, в самом дагетанском поселке. Директор школы дагестанец Камал Абдурахманов  поселил Валентина на квартиру , хозяева которой взяли на себя заботу  об устройстве быта молодого учителя. Для преподавателя колхоз выделял продукты  питания.
  наверное, интуитивно помню об этом,  спустя десятилетия ,  Валентин Иванович бывая в сельских школах , непременно заходил в кабинет председателя колхоза . Распрашивал его о текущих делах,  интересовался показателями работы колхоза  как работают щкольники на закрепленных участках свеклы , капусты , картофеля. Следует напомнить современному читателю , что в те временав школы  города и района оказывали  существенную помощь селу  в выращивании и уборке урожая  . Хорошие личностные отношения  с руководством колхозов и совхозов , авт оритет зав. РОНО во многом способсьтвовали  тому, что в деревнях не забывали  о нуждах учителя, своевременно вывделяли им пастбища, участки, транспорт для ведения личного хозяйства . А, главное. для учителей строились дома, выделялись квартиры . В них и сегодня живут  педагогические работники  многих сельских школ.А высказывать и отстаивать свою точку зрения Валентин Иванович умел.  Не боялся он, что начальство  не будет держатьб его на занимаемой должности. Более двадцати лет он проработал на должностии заведующего РОНО.
 И все это время мечтал о работе в школе . Зная об этой мечте,  Зав. Калужским областным отделом народного обрпазования Христина  Лидия Ивановна, сама  кстати, из Нижних Прысок,  Решила сделать подарок Валентину Ивановичу. На одном из совещаний заведующих РОНО она прочитала приказ о  назначении Короткова Валентина Ивановича  директором Калужского областного института усовершенствования учителей.  Предложение было неожиданным. Появилась возможность переехать в Калугу. То, что Валентин Иванович станет хорошим  директором ИУУ ни у кго не вызывало сомнений К тому времини в Калуге на высоких должностях  работало много козельчан. И все они не подвели районн, работали хорошо.  К удивлению присутствующих  Валентин Иванович решительно отказался .от предложенной должности.  Поблагодарив за доверие, он  коротко объяснил свое решение. Я никогда не мечтал и не думал  о работе за пределами Козельского района  Здесь мои корни, здесь моя Родина.
  Конечно, кто-то посчитал эти слова  слишком надуманными, пафосными, казенно-патриотическими.
 Но так могли подумать люди,  не знающие Валентина Ивановича. У него с детства, с юности  сложились свои представления  о ценностях человеческой жизни,  выработалось свое мировоззрение,  свой взгляд на коренные вопросы  социального и политического устройства  нашего государства.  Честный и непреклонный в принципиальнвх вопросах  Валентин Иванович не стал менять свои взгляды и убеждения . Он и сегодня, как и автор этих строк,  твердо стоит на коммунистических  позициях  новой, осмыслившей  трудные уроки прошлого КПРФ.
 Эту твердость, решительность характера т может проиллюстрировать  пример из далекого детства.
- Как-то, рассказывает Валентин Иванович, -  когда я учился во втором или третем классе,  со своей маленькой косой  и мешком за плечами,  взвращался домой. До ближайшей избы было метров триста-четыреста. Рядом с дорогой  обычно паслись деревенские гуси. Вдруг неожиданно раздался резкий крик птицы  Совсем рядом от меня  выскочивший на дорогу волк  схватил гуся,  легко, и как бы играючи,  перекинул несчастную птицу  себе на шею,  и побежал в другую сторону.
- Что и нтересно, продолжает Валентине Иванович На меня он не обратил никакого внимания.
- ,Сейчас я не помню, что подумал , но в следующее мгновение  я сбросил мешок с травой на землю,  поднял косу и , размахивая ею бросился за волком . Хорошо помню, что зверь бежал неторопливо , и я чувствовал, что его догоняю.  Внезапно он остановился,  положил гуся на землю и посмотрел на меня. В глазах хищника не было ярости, злости, в них было что-то другое. . Позднее, вспоминая этот случай, , я расшифровал выражение этого взгляда. В нем была какая-то обреченность и усталость. . Очень не хотелось, но пришлось отступить
А вот в борьбе за подчиненного  приходилось подчас  решительно сражаться . сражаться и не отступать.  Вот один из примеров.  Утром в кабинете заведующего РОНО  раздался телефонный звонок . Звонили из ракома партии. В категорической форме  третий секретарь  потребовала уволить  пионервожатую одной из средних школ
 за серьезный, дискредитирующий по ее мнению  звание учителя проступок.  Суть проступка заключалась в том,  что она окрестила  недавно родившегося ребенка, своего сына.
 Такие вещи в те времена среди учителей  были большой редкостью. Вернее,  открыто это делать остерегались.  У меня самого сына окрестили мать и  верующая тетушка , за что я им сегодня глубоко благодарен. Дочь же крестилась  после окончания педагогического института.
 Должность пионерской вожатой  рассматривалась тогда  как некая идеологическая  составляющая воспитательной работы в школе. Хотя на самом деле она была и останется  обычной педагогической работой . А идеологии в школе хватало на всех предметах. Я сам читал в журнале " Математика в школе"  статьи под названием:" Использование материалов очередного съезда партии на уроках математики.
  аналогичные статьи читали моли коллеги учителя биологии, физики, химии, не говоря уже об учителях гуманитарных дисциплин. А пионервожатые занимались тогда  организацией внеклассных, внешкольных  мероприятий, конкурсов, слетов  , утренников, кружковой работой. Сейчас эту работу в школах выполняют  выполняют организаторы внеклассной и внешкольной работы.  В 90-е годы президент страны Ельцин  который как слон в лавке топтал все кажующееся ему советским,  не включил должность пионерской вожатой  в перечень педагогических профессий,  необходимых для установления пенсии по выслуге лет. Никто  из ближайшего(  именно лежащего или стоящегшо в в подобостарастном, полусогнутом состоянии(  вокруг него окружения  не осмелился возразить ему. Валентин Иванович решительно воспротивился  несправедливому требованию  снятия с работы пионервожатой.Он не стал никому объяснять причину  крещения ребенка.  А причина действительно была.  У этой женщины, хорошего педагога  и человека, сгорел в огне от пожара ее первый некрещенный  сын. Старыве люди посоветовали ей окреатить  новорожденного , что она и сделала.
- Делайте со мной что хотите,  но увольнять пионервожатую я не буду. - заявил Валентин Иванович.
  Пионервожатая осталась работать в школе.  Позднее она окончила филологический факультет  педагогического института. До сихз пор работает в школе. Написала несколько книг своих стихов , размышлений о жизни  О том. какую роль сыграл Коротков В. И. в ее жизни  она не знает до сих пор. . Будучи председателем козельской Думы , Валентин Иванович многое сделал  чтобы жители города  не так остро ощущали на себе  тяжелую физическую нагрузку  коммунальных платежей.  Как известно, в конце 90-х годов  была поставлена задача  добиться  100% оплаты  коммунальных услуг  населением страны.  Все это, конечно,  существенно бы ударило  по карману населения.
 = Надо платить , как и во всех цивилизованных странах - вещали молодые реформаторы.
То, что в этих странах  заработная плата в разы  превышала среднероссийскую,  их не смущало. Так, Валентин Иванович  не торопился  эту финансовую ношу  на плечи козельчан.  Приходилось ха все это  доплачивать из городского бюджета.  Конечно при этом тормозились  другие работы по строительству дорог , ремонту жилого фонда и т.д.
 
 Мало кто знает, сколько упреков, неприятных слов  выслушал Валентин Иванович  от областных чиновников ,  звонивших в эти дни ему.

- Вот в соседних районах  уже 80-90?  платят от необходимых платежей. , а у вас только 50. Вы за это будете отвечать. Но Валентин Иванович был непреклонен.  Тысячи и тысячи  рублей сберег он  тогда своим упорством , сберег семьям, которые  пережили  тогда сложные в материальном отношении  для многих людей годы.
 Как учитель, тонкий психолог,  умел убеждать свлоих коллег- депутатов  в необходимости принятия  того или иного решения. помню, жаркий спор разгорелся в Думе когда на суд депутатов  было предложено решение  о передаче городских  коммунальных электросетей  на обслуживание в область.
 - Так мы можем  всей своей собственности лишиться- считалти некоторые депутаты , которые были против этого решения.
 То, что хозяйство электрических сетей обветшало и, как говорится,  не столбы держат провода, а провода поддерживают столбы, имим в расчет не принималось.. А прибыль от такой собственности  могла привести  только повышение тарифов  на электроэнергию, что, конечно, недопустимо по отношению к горожанам. .
  Муниципальная собственность должна работать, т.е.  приносить прибыль, справедливо считал Валентин Иванович. А спокойно смотреть как разрушаются здания бывшего кинотеатра, бесхозных магазинов, он, как и поддерживающие его депутаты,  не мог. Сегодня, разрушающиеся ранее здания  где находятся магазины" Эльдорадо" " Магнит" находятся в хорошей состоянии, работают, приносят прибыль козельчанам.Совсем малозаметной для многих козельчан прошлап работа , которую провел Королтков В. И. в процессе , предшествующем  присвоению городау высокого звания " Город воинской славы". Не повторяя общеизвесмтные факты ,
 знакомые многим по публикациям, в альманахе " Злой град"- ( восьмой выпуск) могу сказать,   что потребовалось и время и  больбшой объем дополнительной работы . После принятия соответствующего решения  Козельской Думой,  вопрос о повторном ходатайстве , но уже на областном уровне  долго не рассматривался в Законодательном Собрании  области.  В Козельск для предварительного решения этого вопроса  приезжала пресьтавительная делегация  областных депутатов  Потребовались новые экскурсии по городу , обращения к документам,  встречи с отдельными депутати Козельской Думы,  авторитет ее председателя Короткова В. И., чтобы вопрос, наконец,  был решен положительно , и новое ходатайство, кже от области,  ушло в Москву. Как известно, предварительное решение  о присвоении городу высокого статуса  воинской славы выносит оргкомитет " Победа"  Представители этого комитета нгеоднократно приезжали в Козельск   Первоначальное мнение комиссии из Москвы  было уклончивым.
  В городле, считали они,  следует уделить большнн вгнимание  военно-патриотической работе , благоустройству. Чувствовалось, что у членов комиссии не хватало полной информации  о Козельске. И тогда всю орагназационную работу с ними  взял на себя Валентин Иванович. Члены комиссии вместе с ним  побывали в средних школах города  , побеседовали с учащимися кадетского клапсса  средней школы №3. Бывший директор, заслуженный учитель РСФСР  руководитель историко-краеведческого музея школы  Лексина Галина Алексеевна  подробно рассказала гостям  о традициях школы , тесной связи ее с воинской частью , дислоцирующийся в городе.  Большое впечатление  произвела на них работа Дома детского творчества Гости были подробно ознакомлены  с достижениями наших школьников  на областных и республиканских олимпиадах, о спортивных успехах козельской молодежи, работе военно-патриотических клубов  района, центров  духовно-просветительной работы с детьми. На конкретных, живых примерах  члены комиссии убедились , что , действительно, прав поэт  , утверждая " ребенок, и тот  уж отважен и смел, когда он в Козельске родился".
  Одновременно в городе усиленными темпами шла работа  по благоустройству,  изыскивались для этого финансовые средства. Перед областным руководством настойчиво звучали просьбы  козельских властей  об оказании финансовой помощи городу. Как известно,  декларированные в законе  о местном самоуправлении  городские полномочия  изначально не подкреплены материально, наш район- дотационный. Болнн  того, сумма дотаций на одлного чнловаека  в различных раонах различны.  Впрочем раздична она и по регионам страны.  Вот и приходилось Валентин Ивановичу  прилагать усилия для выравнивания  суммы дотаций . призывы козельских властей были услышаны.  после присвоения городу высокого звания " Город воинской славы"  и  решения Президентап посетить Козельск  в городе начались масштабные работы. 
 В марте 2010 года  Валентин Иваанович не стал  выдвигать свою кандидатуру  в депутаты от городской Думы. 
- Пусть поработают молодые , у них сил и энергии,  прямо скажем, побольше, - объяснил Валентин Иванович свое решение. 
- Домап также хватает дел  Займусь крестьянским трудом, отдохну на природе, почитаю любимых писателей. .
 Книги читать Валентин Иванович действительно любит. . Как -то дома увидел у него собрание сочинений  Шекспира, Байрона. недавно он порекомендовал мне  прочитать драмы Ибсена. перечитывает также Пушкина, Толстого, Симонова Шолохова.
- А Шекспира можно и не читать. Устарел, наверное?- спросил я.= Ну что ты говоришь? - возразил Валенгтин иванович . Перечитай его  хотя бы шестьднесят шестой сонет.  Узнав, что Валентин Иванович стал свободнее председатель районного совета ветаранов ,  энергичная и неутомимомя  Мария Сергееанпа Гусакова уговоррила ешл  стать членом районного Совета ветеранов , дала ему ряд общественных поручений. А через некотороле время Коротков В. И был избран членом президиума совета ветеранов В предверии президентскеих выборов  Валентин Иванович был включен в состав  избирательной комиссии  с правом решающего голдоса на одном из  городских избирательных участков.
 И снова почти каждый день , Валентин Иванович, несмотря на возвраст,  а ему уже более восьмидесяти, он утром спешит уже по общественным делам спешит к людям, спешит делать добро.

 
 


 .
 

-
 
 
 

 

-
















































































































































6 - А вы знавете, благодаря кому я стала понимать, что такое учительский труд?
Вот кого я благодарю всегда , она кивнула ь в сторону Валентина Ивановича. Когда я была совсем молодая , однажды на урок не допустила одну девочку. Она периодически опаздывала на уроки Посде такого случая  Валентин Иванович привел длевочку в класс, позвал меня в кабинет. Между нами  состоялся примерно такой диалог:
-
- Вы почему не допускаете ученицу на урок?.
 
 

 




 Поодолжение скоро.


Рецензии