Преступление замкнутого круга обречённости

Спектакль – экскурсии в двух частях по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
В спектакле заняты актёры:
Игорь Ларин, Владислав Пулин, Мария Егорова, Никита Кузьмин, Виктория Кузьмина, Марина Ларина, Андрей Балашов, Игорь Иванов, Григорий Печкысев и другие.
Автор спектакля:
Лауреат Всероссийских и Международных театральных фестивалей, обладатель «Золотой Пушкинской медали» и Диплома Российского Фонда культуры – Игорь Ларин.
Театр «Монплезир». Санкт-Петербург, Большая Подьяческая, 14. 28.08.2022.      
Спектакль Игоря Ларина «Путь Раскольникова» предлагает нам возможность изучения темы трагедии человеческой жизни, которое им осуществляется в авторском сценическом прочтении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом обращении к этому великому памятнику мировой литературы и объекту философского осмысления Ларин открывает нам окно познания этой сложной, многогранной темы в реинкарнации сюжета романа в аутентичном пространстве, в котором лики эпохи Достоевского и место действие его произведения продолжает существовать в реалиях Санкт-Петербурга двадцать первого века. Создания этого инструмента познания в спектакле осуществляется поэтапно, его первое отделение представлено в виде театрализованной экскурсии. В ней происходит экстракция зрителя из реалий нашего времени в эру Достоевского, нивелирование черт нашего времени и реконструкция сюжетного пространства великого романа. Второе отделение спектакля - это сценическое пространство, которое фокусирует процесс нашего познания на трагедии персонажей Достоевского, чьё жизненное пространство оказалось под прямым или косвенным влиянием поступка Раскольникова.
Театрализованная экскурсия в спектакле «Путь Раскольникова» выполняет функцию инсталлирования зрителя двадцать первого века в сюжетные пространство романа Достоевского, при котором сюжетные локации романа, их аутентичные лики проявляются в современности. Этот процесс выходят их на передний план и превращает их в реальные декорации для театрализованного действия воспроизводящее сцены романа Достоевского. Другой интересной особенностью этого пути познания заключается в том, что в спектакле «Путь Раскольникова» зритель исследует его реальную проекцию- фрагмента произведения, который детально воспроизводит пошаговый маршрут Раскольникова в памятный день его жизни.
В нём его начальные и финальные точки пути дуально обозначены так как они имеют реальное и метафорическое значение, по этой причине их изучение осуществляется в два этапа. Реальные значения этих точек мы изучаем в рамках театрализованной экскурсии, в ней мы следуем по траектории пути Раскольникова, которая детальна описана в произведении великого писателя. Точки этой траектории в архитектурных реалиях локализируют границы среды обитания героев Достоевского на карте Санкт-Петербурга двадцать первого века, изучение их в спектакле не ограничивается только обозначением этих вест в качестве картографических точек. Раскрытие их значения в спектакле осуществляется посредством тонкой компиляции историографической и литературной проекций пространства обитания героев романа. В ней зритель открывает для себя иной Санкт-Петербург, в котором нет величия и филигранного изящества европейской архитектуры, величественных сводов дворцов и особняков, воспетых и запечатлённых на живописных полотнах и в литературных строках великих художников и поэтов всех времён и эпох.
Картины жизненного пространства героев Достоевского – это оборотная сторона парадного величия Санкт-Петербурга, её великий писатель писал с натуры в районах проживания низших слоёв столичного населения, это пространство, которое мы изучаем в первом отделении, в процессе нашего следования по стопам Раскольникова. Пространство их жизни - это гетто-подобные анклавы, сосредоточения убогих пристанищ кабаков и трактиров, эти места в произведении Достоевского были пропитаны коммунальной грязью, смрадом нищеты и безысходности человеческого существования. Всё это и многое другое являются определяющими компонентами сложной метафоры замкнутого круга безысходности человеческой жизни. В миропорядке российского имперского величия людям этих анклавов безальтернативно отведена низшая ступень на иерархической лестнице человеческого общества и эта диспозиция сужает их жизненное пространства, закрепляет его в границах этого района. Они узники этого пространства, которое они не могут покинуть по своей воле, только здесь их нищенские доходы позволяют им влачить убогое существование до последних дней их жизни.
В спектакле «Путь Раскольникова» пространство этого замкнутого круга является плоскостью нашего познания трагедии человеческого общества, в нём его индивидуальные проекции познаются нами в образах персонажей романа Достоевского. На начальном этапе нашего познания, в театрализованной экскурсии их силуэтные образы на короткое мгновение возникают из глубин временного пространства, их диалоги, фрагменты великого романа совмещают проекцию двух миров: реального и литературного. В процессе нашего следования по маршруту пути Раскольникова от дома старухи – процентщицы до его пристанища, мы постепенно дистанцируемся от реалий двадцать первого века и проникаем в пространство трагедии человеческого существования замкнутого круга обреченности. Следование по этой траектории и совмещение этих двух проекций подготавливает нас к осмыслению особого пространства человеческой жизни, в нём поступок Раскольникова - это мощный фактор влияния на парадигму существования персонажей и символическая призма, через которую мы видим этих людей и их поступки.
Наше изучение Раскольникова, причинно-следственных связей его поступка, начинается, когда он впервые возникает перед нашими глазами из глубин того неведомого нам людям двадцать первого века Санкт-Петербурга. Силуэты его образа обретают рельефность и перед нами возникает образованный молодой человек, чья парадигма существования, пространство свободы его мысли, ограничено замкнутым кругом безысходности, в нём оно обезличено и сведено до базовых функций человеческого выживания. В его истории коэффициент влияния этих тенденций достигает своего максимального значения и результирует в возникновении в нём внутреннего конфликта. Характер этого конфликта раскрывается в его реплике: «Тварь ли я дрожащая или право имею …» - она произносится им и создаёт символическую начальную точку нашего познания.
В риторике его высказывания слышно эхо монолога Гамлета, шекспировский персонаж также как Раскольников в своём существовании достигает особой точки, в которой оба героя своего времени должны принять решение, определяющее их мировоззренческую позицию, концепцию собственного существования. Раскольников на этом символическом рубеже его жизненного пути осознаёт безвыходность собственного существования внутри этого замкнутого круга, в нём пространство его мысли и личной свободы минимизировано и траектория жизненного пути безальтернативно предопределенна. Унифицированная траектория человеческой жизни определена формой временного перехода, при котором человека переходит из одного состояния в другое. В этой жизненной ситуации ответом на его риторический вопрос становиться его поступок, главным мотивом которого является возможность самоутверждения, попытка скинуть с себя клейма «твари дражайшей». Эта концептуальная основа поступка Раскольникова определяет характер этой призмы, через которую мы смотрим и изучаем людей замкнутого круга безысходности и тех, кто определяет парадигму их существования.
Картина человеческой жизни увиденные через призму этого поступка показывает нам галерею образов людей чьё существование предопределено средой их обитания, в ней все условно обозначены во времени концептуальные моменты их жизни, в которых они переходят из одного состояния в другое, но всё это происходит в жёстких границах этого круга, который они не могут покинуть. Все они объекты манипуляции людей внешнего мира, которые возвели для них стены этого человеческого гетто и ограничили пространство жизни и свободы. В спектакле наш взор сосредоточенный на проекцию человеческого общества, заключённого в этих стенах, предоставляет нам возможность проведения сопоставительного анализа и изучения процесса перехода галерее образов персонажей Достоевского, в их жизнях до поступка Раскольникова и после.
 Проекцию жизни персонажей замкнутого круга безысходности мы изучаем во второй части спектакля «Путь Раскольникова» и это изучение осуществляется с двух точек зрения. Одна из них рассматривает картину их жизни через призму поступка Раскольникова, а другая это их жизнь глазами людей внешнего мира, которые также возникают в этом пространстве. Совмещение этих двух проекций предоставляет нам возможность многомерного исследования трагедии человеческой и рефлекторного осмысления. В этом направлении нашего познания спектакль-экскурсия «Путь Раскольникова» в образах и историях персонажей создаёт виртуальное зеркало, в котором каждый может увидеть собственное отражение и ответить на риторический вопрос Раскольникова.   
Видео фрагмент спектакля, его краткий разбор и анализ вы можете посмотреть на моём авторском канале «Мой Не_Критический Взгляд»:   
https://youtu.be/fGlAs9AMY0w


 


Рецензии