Волшебная сила кино

       В наше время уже никого кинематографом не удивишь. Теперь ходят в кинотеатр не столько для того, чтобы посмотреть фильм, сколько похрустеть попкорном. Да и стоит ли платить деньги за просмотр, если всё можно увидеть по интернету, не покидая удобный диван!?

       А лет эдак пятьдесят – шестьдесят назад поход на кинокартину считался делом культурным, сближающим семью. Но особенное проявление симпатии к этому виду искусства было в деревнях, где фильмы показывали только по выходным дням. Отношение было настолько трепетное, что я, приезжая на лето к бабушке из города, где походы в кино не были для меня чем-то исключительным, невольно заражалась этой магией.

       Сеансы в клубе проходили по неписаным законам. Билеты, как полагается, продавались с указанием ряда и места. Но рассаживались зрители по своим правилам: первые ряды всегда занимала ребятня младшего возраста, дальше рассаживались люди взрослые, а вот на последних устраивались парочки и мальчишки-подростки, чтобы в темноте покурить тайком, что считалось среди пацанов особенным шиком. Взрослые об этом знали, потому что по залу плавал табачный дым, но почему-то реагировали на это спокойно, видимо, считая это законным баловством.

       Четырёхсерийный фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука показывали месяц, по одной серии за сеанс. Но народ не терял к нему интерес, и зрительный зал каждый раз набивался до отказа. Билеты продавали всем желающим, не обращая внимания на наличие свободных мест. Рассаживались как всегда по негласному порядку, а тот, кому не доставалось места, довольствовался стульями или скамейками.

       На третью серию про Бородинскую битву мне пришлось идти с младшим пятилетним братишкой. Уже с самого утра он ходил за мной и канючил:

       - Маша, возьми меня. Я тоже хочу в кино. Возьми.

       - Отстань!  Ни за что не возьму! – Отмахивалась я от него. – Ты мне посмотреть спокойно не дашь. Там про войну, тебе не интересно будет.

       Не добившись от меня согласия, Вовка решил действовать по-другому: он наябедничал маме, которая приехала на выходные дни. 

       - Маша, ты почему Вовку в кино брать не хочешь? – Спросила она.

       - Да он посмотреть не даст. Я его уже водила раз, когда сказку показывали, такую здоровскую, а ему - то писать, то пить, а потом вообще разнылся, давай домой проситься. Пришлось уйти. А сегодня кино про войну будет. Для него это неинтересно.

       - Интересно! Мне интересно! – Заверещал братишка.

       - Видишь, - строго сказала мама, - ему тоже интересно. Значит так, вот тебе пять копеек ему на билет, и больше никаких возражений!

       Пока мы шли в клуб, я сердито выговаривала Вовке:

       - Только попробуй запроситься писать. И не вздумай пить просить. А если ныть начнёшь, я тебя больше ни разу на речку не возьму, так и знай.
 
       Пацан послушно соглашался со всеми требованиями, подпрыгивая от радости.

       Все места были заняты. Многие сельчане сидели на табуретках, которые принесли с собой. За экранными баталиями зрители наблюдали без разговоров. А по залу вскоре после начала фильма поплыл табачный дымок, на который, как всегда, никто не обращал внимания. Вовка весь сеанс просидел тихо, не отрывая глаз от экрана.

       Уже дома он возбуждённо пересказывал маме содержание:

       - Мама, Андрей-то такой герой! А дисциплина у них там хромает.

       - Почему? – Удивилась я.

       - Машка, ты что, совсем ничего не понимаешь? Там же война, там же стреляют, а Пьер этот всем мешает, он же не военный. Вот кто его туда пустил? Ведь не Кутузов же?!

       Мы смотрели на Вовку с изумлением: мальчонка не просто запомнил имена и фамилии героев, но ещё и сделал свои выводы.

       - Вова, тебе понравился фильм? – Спросила мама.

       - Очень-очень понравился! Мамочка, там так пушки стреляли, так бабахали, что даже в зале дымом пахло!


Рецензии
Галина, мне понравился Ваш рассказ-быль. В нём ностальгия по хорошему кино.
Чуть о другой стороне кино. И фильмы художественные - это сохранённая история государства, мира, людей.
Подумала так, случайно увидев по телевидению вчера фильм "Сослуживцы" (снят в 1973 г.). Прислушалась и поняла: что-то очень знакомое. Оказалось, что те "Сослуживцы" - это фильм "Служебный роман".
Отличаются фильмы - как Небо и Земля. Сюжет, разговоры - одинаковые. Герои (возраст, внешность) другие; интерьер помещений другой; а платье новое у главной героини в "Сослуживцах" - не интересное, не красивое. У героини Алисы Фрейндлих в "Служебном романе" - шик-модерн.
Но главное: оба фильма - архив жизни того и этого времени. Как и фильм "Война и мир" и др.
Всего доброго!

Василиса Фед   22.09.2023 21:07     Заявить о нарушении
Василиса, я тоже смотрела "Сослуживцы" и поняла, насколько в семидесятые годы в нашем обществе было наложено строжайшее табу на яркую и красивую жизнь. Вспомнила, что видела этот спектакль в молодости, и он не произвёл тогда на меня гнетущего и печального впечатления, как теперь. Поняла, как действительно тускло мы жили! Но чтобы это понять - нужно сравнивать. И это здорово, что есть такая возможность!
Спасибо, что своим откликом подтолкнули к воспоминаниям и сравнению!

Галина Гурьева 2   22.09.2023 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.