Что не принимают в идеях евразийства России их опп

Основатели русского евразийства, оказавшиеся в эмиграции после 1917 года, в том числе отправленные на печально известных «философских пароходах», активно включились в философско-просветительскую жизнь Русского Зарубежья. Были выдвинуты идеи евразийства России, отвергнутые советскими идеологами…
    Как это было?
    Идеологи евразийства России призывали к освобождению от влияния романо-германской культуры и выработке своей национальной культуры. Они считали, что идея России как великой европейской державы, принятая в петровские времена, уже не является благом для государства. Та идея стала отказом от собственной государственной мощи и следованием в фарватере пресловутой европейской цивилизации, время расцвета которой прошло.
    Евразийство отвергало безапелляционность авторитета европейской культуры, отмечая лишь полезность принятия оттуда передовых идей и технологий в определенный период русской истории. А у истоков российского государства евразийцы видели Монгольскую империю. Вот что писал князь Николай Сергеевич Трубецкой, который со своими родителями в 1922 году был отправлен из России на «философском пароходе»:
«Чингисхану удалось выполнить историческую задачу, поставленную самой природой Евразии, - задачу государственного объединения всей этой части света. …В этом необходимо отдать себе отчет при признании России фактической преемницей государства Чингисхана».
    Он считал, что византийские идеологии понадобились только для того, чтобы связать с православием и таким путем сделать своею, русскую, ту монгольскую по своему происхождению государственную идею:
«…Сила русского религиозно-национального чувства переплавила северо-западный улус монгольской монархии в Московское царство, в котором монгольский хан оказался замененным православным русским царем. …Так совершилось чудо превращения монгольской государственной идеи в государственную идею православно-русскую».
    Как есть?
    Когда иссякли, ушли в прошлое идеи строительства коммунизма (социализма) в отдельно взятой стране, продолжение следования в фарватере увядающей европейской цивилизации привело к крушению СССР. Во времена правления М.С. Горбачева стали открыто говорили о приоритетах «общечеловеческих ценностей» с отказом от идей коммунистических и даже от тех, что поддерживали государственную безопасность. Коммунистические идеологи признали поражение СССР в соперничестве с Западом.
    С тех пор уже 30 лет Россия живет без своей национальной идеи, тогда как в бывших союзных республиках пышным цветом расцветают националистические идеи. Там приняли курс на строительство мононациональных государств в том или ином проявлении. Россия не может пойти тем же путем в силу своей многонациональности. По большому счету только половина ее населения может назвать себя настоящими русскими и провозглашение русского национализма в качестве идеологии приведет к межнациональным конфликтам. И не случайно русское националистическое движение в девяностые и начале двухтысячных годов, мягко говоря, не нашло поддержки у государства.
    Тем не менее, в историко-публистической и художественной литературе России продолжает иметь место славянофильская, европоцентристская идеологическая направленность, как продолжение романо-германской культуры постпетровской России. А идеям евразийства России грозит окончательное забалтывание лозунгами об её Евразийстве. По сути, несмотря на отсутствие национальной идеи, в России отказались от идеи ее евразийства, способной объединить всех граждан многонационального государства.
    И, конечно же, ни один ученый историк или политолог, принявший идеи евразийцев, не получит здесь американских или европейских грантов на свои исследования. На Западе заявят, что русские стремятся реанимировать СССР, так как там известно, что до сих пор в большинстве бывших советских республик могут поддержать признание России наследницей Золотой Орды, в состав которой когда-то входили их предки. Националисты там, а возможно даже и в Украине, еще не стали подавляющим большинством, так как живы граждане Советского Союза с теплотой вспоминающие о рождении и жизни в большом государстве.
    Как может быть?
    Никакие идеологические вливания с потоками чернухи о жизни в СССР не смогли, пока, затмить то хорошее, что было в потерянном государстве. Даже столь популярные насмешки над советским автопромом в сравнении с западными автомобилями, не помогают. Да, коммунистические вожди в семидесятые – восьмидесятые годы прошлого столетия оказались не лучшими руководителями, доведя его до такого состояния. Но те же автомобили «Москвич 403», Газ-21 «Волга» в пятидесятые – шестидесятые годы признавались лучшими в Европе! И если начать вспоминать о хорошем, плохое быстро забудется. Это особенности человеческой психологии. Именно поэтому даже столетия очернения Монгольской империи не смогли заставить людей не назвать ее величайшей мировой державой, а ЮНЕСКО признало Чингисхана самым выдающимся деятелем II-го тысячелетия. И Золотая Орда стоит в ряду крупнейших и могущественных государств Средневековья.
    Принятие Россией идей великих евразийцев в качестве национальной политики может привести к большим изменениям в мире. Вот только захотят ли допустить это в Европе, Америке или Китае? Хотя, в Китае весьма двоякое отношение к монгольской династии (империи) Юань (1271 – 1368 гг.). Там никогда не отказывались от своего прошлого, от своей истории…

    В качестве иллюстрации приведена картина Дмитрия Пантюхина "Философский пароход" (фото из открытых источников).


Рецензии