Есть ли у деревьев сознательность?

    2021 год. Осень.

    Терпение  лопнуло: сливы  на дачном участке перестали плодоносить. Сажали  два деревца сливы, а они расплодились,  и стало их шесть. Место занимают, а толку нет. Надо принимать решительные меры. Мы в сентябре  подошли к месту, где вдоль дорожки к  гостевому домику росли те самые  сливы ростом от трех  до пяти метров. Наверху редко на какой ветке были сливы. Лезть за ними не было особо желания. И  уже,  который год такая картина
Стоим со старшим сыном Олегом обсуждаем судьбу слив, которые перестали нас радовать.
   – Олег, как считаешь, все деревья снесем или что-то оставим?- спросил я.
   – Все равно от них  толку нет, будем корчевать, - дал сын неопределенный ответ.
   – Если возьмемся за это , - продолжил я разговор,-  то  со старыми  сливами придется повозиться:  там уже пень, который сросся с отростком. Разделить их непросто. Но корчевать все-таки надо. Помнишь, когда получили участок на этом болоте, какие мощные  тут росли черемухи. Мы же всех извели. Слива -  не черемуха дикорастущая, а культурное дерево. Тут аккуратность нужна.
   – Культурное-то культурное, - не очень-то согласился сын,  - а плодов уже лет пять кот наплакал. Урожай штучный. Состарились они. Пора их корчевать.
   – Раз так, не будем терять время,- командирским  голосом сказал я.-  От слов  к делу.
    Мы вооружились топором, ножовкой, а также длинной широкой доской и принялись за работу.   В ходе неё мне  вспомнилось когда-то прочитанная в интернете история.
   – Олег, - начал я.- оказывается, что  деревья можно извести без топора и пилы.
   – Как это еще?- недоуменно спросил сын.
   – Чтобы очистить  участок леса, жители далеких Соломоновых островов, идут туда и ругают деревья за то, что они не там выросли, вреда от них больше, чем пользы.
   – Странные они какие-то, - прокомментировал Олег  услышанное. - У деревьев ушей-то нет.
   – Странно, Олег, другое, что после этого обряда через несколько дней деревья чахнут и сохнут. Может, и нам начать крыть эти сливы, на чем свет стоит,  дурных слов не  жалеть, что бы сливы на корню поникли, и пожухли  и дружно умерли.
   – Не очень-то верится в эту историю,-  явно не согласился сын и добавил аргумент: у  деревьев мозгов-то нет. Если даже сливы высохнут, то потом-то  всё равно нам надо будет корчевать, корни и стволы в бочке у ручья сжечь.

   Сначала окопали вокруг первого дерева,  выбрали землю 20-25 сантиметров, а потом Олег стал наклонять сливу, а я с другой стороны делать подкоп под корень,  чтобы  туда подсунуть доску  и использовать её как  рычаг,  и им сдернуть корень и увидеть, какие у него ответвления, которые надо будет перерубить топором или перепилить. При освоении участка на болоте мы этот прием уже использовали  при ликвидации черемух и ивняка.
   Олег с большой охотой принялся воевать с корнями ножовкой  и топором. За час-полтора нам удалось свалить сливу, отпилить корни  и со стволом отнесли это к ручью, где обычно в бочке сжигали древесину. Понятно, что весной зола всегда нужна при посадке в теплице огурцов и помидоров.
 
   Со второй сливой мы справились быстрее, потому как уже вработались, Третью тоже свалили по той же технологии. А вот, когда дошла очередь до старой сливы с пнем, тут крепко споткнулись. Долго пришлось подкапываться с полметра  под него, Обнаружили, что он распластал широко свою  корневую систему. Много сил положили мы, чтобы разобраться с этой сливой. Поняли: этой работы хватит нам на два дня.
   Назавтра с новыми силами взялись за дело. Когда с  этим пнем худо-бедно справились, я сказал Олегу:
   –  Если большой отросток от пня устраним с корнем, то еще придется долго возиться. А может,  этот отросток  оставим, он красивый. Да и стоит ли сносить две старые сливы, которые тут у нас дали потомство?
   – А зачем оставлять?-  недоуменно спросил сын.
   – Если правда, что жители Соломоновых островов ругательными словами уничтожили участок леса,  получается, что   у  деревьев есть какое-то сознание. Вот мы с тобой выкорчевали три сливы. Наверное, деревья передали по корневой системе своим собратьям, что для всех настали плохие времена, как-то не так растут деревья  раз их уничтожают.
   – Хочешь сказать, что у деревьев есть ум?-  задал вопрос Олег.
   – Не знаю,- ответил я. - Я не биолог. Читал, что когда в  теплице к цветам подключали электроды, потом случайно или нарочно бросали яйцо на пол, тогда на мониторе пробегал всплеск. И так повторялось всякий раз.  Вот и выходит, что растения что-то чувствуют,  даже если что-то происходят не с ними!
  – А нам-то что от  этого? – с любопытством поинтересовался Олег.
   Я  помолчал,  думая, что ответить. А потом выдал неожиданную  для сына идею.
  – А давай, проверим, наши сливы сознательные они  или нет? Мы с тобой ликвидировали трех сородичей от одного корня. В свое время я читал о невероятном , будто биологи  проводили эксперименты, и выяснили, что  растения могут ощущать вкус, обонять, видеть,  осязать и слышать. Если это так, то вчера наши сливы слышали, как мы пилим стволы и корни, что собираемся в костре сжечь  их. Значит, они запомнили свое страдание и передали обо всем этом соседям.  Давай проверим, насколько верны утверждения биологов. Сегодня мы не будем  остальные три сливы добивать. Оставим их на зиму, Если сливы поняли наш намек, из-за чего мы их  порешили,  то на следующий год начнут исправляться. Если же опять плодов будет  с  гулькин нос, то снесём все сливы и посадим  облепиху – очень полезную для организма.
   – Согласен,- поддержал идею Олег.- Только надо бы опрыскать от вредителей оставшиеся сливовые деревья.

   2022 год. Весна, потом лето и осень.

   Мы с Олегом с повышенным интересом стали наблюдать за сливами. Особенно яркого цветения в майские дни мы не заметили. Подумалось, чего-то деревья недопоняли, сознательности у них не хватило.  Посмотрим,  что дальше будет. А потом разочарования было еще больше. На ветвях почти не было завязи плодов. Увидев это, стали редко посещать эту сторону дачи.
    В середине августа меня занесло в сторону сливовых деревьев . Я увидел ветку с десятками слив, еще выше тоже самое. Позвал Олега.
   – Посмотри, что на ветвях делается. Значит,  что-то у нас созреет в этом году. Чудеса какие-то. Получается, что сливы у нас сознательные.
   – Похоже.-  согласиться Олег.-  Надо теперь поливать сливы, раз так дело.
   – От чего же такое, не пойму – задался я вопросом.- То ли год хороший. Сливы тепло любят. Сколько дней жара стояла. Вот и уродились. А может, то, что мы прошлой  осенью потревожили их. Напугали деревья, что им можем прийти конец при таком поведении. Вот они и постарались. Сегодня начнем с лестницы собирать с первой сливы, а завтра с крыши гостевого домика.
    Мы принялись собирать сливы, набрали  столько, что придя домой стали готовить варенье. Оно получилось вкусное и с чаем с удовольствием поели и попили.
    На следующий день собирали сливы  с крыши гостевого домика. За этим делом я сказал Олегу:
   –  Выходит, что у деревьев мозгов нет, а понимание есть.  Смотри сколько слив на одной ветке – как в прежние времена. Значит, у деревьев сознательность есть. Кому расскажешь, ведь не поверят в это.
   – Чтобы поверили, надо сфотографировать сливы и урожай на ветке. предложил сын.-  Ну, и  рассказ написать, как в прошлом году мы корчевали деревья слив, потом сжигали  в бочке. И что из этого получилось.
   - Хорошая идея,- поддержал я Олега. - Фотоаппарат я сегодня захватил. Может,  наш случай со сливами поможет и другим разобраться с деревьями, которые перестали давать урожай.


Рецензии