ДИП. Пушкин и декабризм. Тебя съедят

Декабризм – радикальное проявление в т.нзв. «тайных обществах» (ТО) идей реформации крепостной вечно отсталой России с целью революционного (бунташного) перевода ее на республиканское устройство общественного жития

Декабрист как термин появился позже бунта 14 декабря на Сенатской площади СПб в среде самих бунтовщиков

Декабрист – в узком смысле – участник событий 14 декабря и затем восстаний воинских формирований юга   и – в широком смысле – сторонник идеи хирургиеского насильственного вмешательство в жизнь государства и страны, не взирая на законы, право, мораль и жертвы

Не все члены ТО был декабристами по сути …

Но все грезили славой республиканского Рима и лишь некоторые  готовы были стать Брутами (хотя он последним подошел к уже убитому мертвому императору Ю Цезарю, завернувшему голову в тогу,  и нанес удар стилетом только ради и в занк отмщения матери)

С.Н. Глинка по этому поводу писал (см. Глинка Сергей. Записки – 1895):
«
Были у нас свои Катоны
Кульнев дрожил своею бедностью и назвал ее «величием древнаго Рима»: Щи и каша есть,ложки берите свои
Древній Римъ сталъ и моимъ кумиромъ. Не зналъ я, подъ какимъ живу правленіемъ, по зналъ, что вольность была душою римлянъ. Не в;далъ я ничего о состояніи русскихъ крестьянъ, но читалъ, что въ Рим; и диктаторовъ выбирали отъ сохи и плуга. Не понималъ я различія русскихъ сословій, но зналъ, что имя римскаго гражданина стояло почти на чред; полубоговъ.
Исполинскій призракъ древняго Рима заслонялъ отъ насъ родную страну — и въ Россіи мы какъ-будто вид;ли и знали одну Екатерину.
«

Пушкин, попав в Лицей, где не открыто, но явно готовили реформаторов царства  крепостничества и где молодая »поросль» была охвачена вольнодумством и вольнолюбивыми настроениями, затем еще в лицейский период  в 1814 г оказавшись  среди «еще тех гусей» общества «Арзамас» и затем осенью 1819-го вступивший в писательском обществе «Зеленая лампа» (оба собрания говорунов имели тайную явную связь с первыми организациями дворян-революсьонеров (по сути))  быстро заразился свободомыслием и по неопытности написал много чего пылкого и жаркого, включая Вольность, К Чедаеву, Деревню, Ура! В Россию скачет (etc) - злые дурные эпиграммы на императора Ал1, а потом и Кинжал.

Этот пыл привел к тому, что молодой яркий поэт получил титул @Певца Свободы@

С этим титулом и сопутствующей «общественной репутацией» смутьяна, рупортера  и «ненадежного подданного»  Пушкин отбыл в командировку  «на юга» с 1000 рэ в кармане лично от тезки-царя

Пушкин стразу кинулся в центр «ревормации» и «идейного сопротивления режиму Романовых» = он подолгу бывает у Раевских, Орловых, Волконских, Пущина, Пестеля  etc и прочих семей рыцарей без страха и упрека, желающих усnроить в России Четвертый Рим (не а ля Иван Террибль (Грозный), а сытый республиканский = от res publica = общее достояние и желательно с пролившим кровь заколотым публично (казненным) императором)

Он горит желанием быть в рядах … но не в окопах
Он даже пишет Кинжал – на котором декабристы приносили клятву верности «общему делу»

Но он не знает, что ему не доверяют со всех сторон поля ордалии: по сообщению Горбачевского (этого «последнего декабриста») по секретному циркуляру Думы ТО запрещено не только водить с поэтом разговоры на политтемы и жизнь общества, но даже просто общаться. Причина была одна = Пушкин дескать сразу всех заложит властям.

Пушкин был воспринят на кишащем вольностью юге  как засланный казачок = как агент охранителей 

И вот и то ли обиженный, то ли протрезвевший (рассудков) и оценивший личные риски, Пушкин  резко уже в 1821 г охладел к этому чуждому ему общему делу:
- в письме Вяземскому он признается, что в 1821 написал стихо-творение, которому стало его «последним либеральным бредом»
- в 1823 он пишет Гавриилиаду, Демона и затем главу Хандра роман-поэмы «Е.О,» (и, кстати, сатиры нравов! С едкими фрагментами заготовок пародии на будущий декабризм)
- наконец скомпонованный из двух творений манифест антивольнодумца и свободо-терпца «Свободы сеятелей пустынный», где народ = стадо баранов, достойное не свободы, а любимых атрибутов раба – ярма с гремушками и хлесткого бича Хозяина

Хотя  есть сведения: уже по дороге на юг Пушкин свернул в имение Батово реального певца и агитатора революции дворян К. Рылеева  - собратом по перу вольнолюбцев и конкуренту в Зале Славы борцов за счастье трудовейшего народа. Свернул затем , чтобы вызвать на дуэлю. Кто-то распространил по Питеру сплетню-слух будто Певца революции Свободы перед  отправкой на юга сцапали жандармы, отволокли в околоточную, раздели до появления призрака в чем мать родила и по попе выпороли на память и протрезвления мозгов  (головного и для верности спинного) для.
 
Не убив конкурента и злопыхателя Кондратия, Пушкин стал ему мстить на каждом шагу и по каждому поводу: подсвистывать « за каждую публикацию, приговаривая: «его стихи отучат меня от поэзии», Думы Кондратия - дрянь» …

Позже Пушкин горько вспоминал: Уж эти мне друзья, друзья  … в думе о Женьке Онегине, которого никчемного пародийно думал отдать в декабристы. Но хватило духу кинуть к Таниным княжеским ножкам

Оскорбленный недоверием и неприязнью многих членов ТО Пушкин на юге быстро стал озлобленным. У него и Демон его личный именно злобный

Позже уже в 1833 в «Гусаре» Пушкин уже открыто уподобит ТО «бесовскому шабашу», «мерзостной игре» на днепровских берегах с предупреждающим окриком Марусеньки

                «КТО ЗВАЛ ТЕБЯ, ПОСТРЕЛ?
                ТЕБЯ СЪЕДЯТ”

Пушкин испугался быть закуской у властей, обладавших по его словам «непреодолимой силой»
Пушкин был не готов да и не хотел быть Давидом перед Голиафом
Он хотел одного – служить своему единственному Богу = Аполлону  и наслаждаться его музой = Эвтерпой , которая щедро одаривала его тогда «дрянью» = не травкой - Вдохновением

Хорошо знавший реального непризнанного Пушкина князь-поэт Вяземский П.А.  записал нам:

«Многие … из либеральных стихов его были более отголоском того времени, нежели исповедью чувств и убеждений его»

То есть свободолюбивые стихи Пушкина были данью моде и способом завоевать внимание к себе лидеров среды, в которой  он оказался  по воле слепого Рока и капризов Судьбы.

В 1827ом после сговора с царем-вешателем в 1826-ом Пушкин написал одно из признания в явке с повинной:

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел...

Беспечность = вот что привело его по его же признанию в стан смутьянов и бунтарей

Пушкин не написал ни одной эпиграммы на одного человека – императора и самодержца всея Руси – царя Николая 1

Царь уважал и ценил интеллект Пушкина, назначил ему годовой оклад размером в три губернаторских, сделал своим царедворцем  и … любил его женку как «добрую женщину» (дефиниция царя).   


Рецензии