Мари

Время было сложное и непонятное. В деревню прислали несколько ссыльных и разместили по разным домам. 

Мари была разведена, и всё её богатство состояло из трёх дочек. Сама она работала за трудодни, а девочки в отсутствие мамы вели хозяйство, как умели. Мужские руки, конечно, были нужны.

Высокий и красивый, с волосами цвета воронова крыла, он полюбил её, женщину с большими и всегда грустными глазами.
– Я буду жить с вами, пока я здесь и пока я жив. Но если мне разрешат вернуться, я вернусь. Там мой дом, моя семья.
– Тебе обязательно разрешат, – отвечала Мари.


– Поехали, пожалуйста, со мною, Мари! Я построю тебе дом! Я смогу помогать вам!
– Мы не поедем. У тебя семья. Я так не могу. Но ты не волнуйся, с нами всё будет хорошо!
Он уговаривал, просил, настаивал, даже плакал. А Мари была тверда в своём решении.

Расставание было болезненным. Для него ещё и потому, что она ни о чём не просила и ни на что не соглашалась. Лэйла родилась через несколько месяцев после того, как ему разрешили вернуться.

Мари плакала каждую ночь. Потом плакать стало некогда. Надо было работать и поднимать четверых детей.

Отца давно не стало, когда Лэйла первый раз поехала на его родину. Многочисленные родственники приняли тепло. Все знали, что она его дочь, поэтому их сестра, племянница, тётя, внучка и Бог знает, кто ещё.

«Земной поклон твоей матери, женщине Мари, за то, что она не дала ему погибнуть там!», – сказала его жена не своей дочери.

Последнее, что Мари видела во сне — короткометражный фильм. Маленькой девочкой с родителями и старшими братьями она приезжает в заснеженное сибирское село, оттуда, где тепло, но голодно. Парень из соседнего села просит её руки у старшего брата и везёт на телеге после свадьбы. Рождение старшей дочери. Проводы мужа на фронт. Его демобилизацию после ранения. Она рада, что живой. Рождение второй дочери, потом третьей. Мужа отправляют в город на повышение. Он приезжает. Не часто. Всё реже. Она с тремя дочками едет на попутной машине в город, находит его дом. Там он и другая женщина. Мари оставляет ему девочек и возвращается домой одна. К вечеру он приезжает с детьми и остаётся на целую неделю, вымаливая прощение. Потом снова уезжает и уже не возвращается. Слёзы в подушку каждую ночь, подъем в четыре утра и бесконечные трудодни. Потом он... Образованный, добрый, нежный, не такой, как все. И настоящее, осязаемое, пронизывающее насквозь счастье. Амнистия пятьдесят третьего. Он, стоящий на коленях и умоляющий поехать с ним. Смятение. Слёзы. Поцелуи. Его отъезд. Одиночество. Рождение младшей дочери. И снова подъем в четыре утра.

Кадры сливается в одну непонятную картинку. Она движется всё с большей скоростью. Нарастает гул, такой сильный, что болит голова. Но потом всё стихает в один миг и делается светло. Он смотрит на неё, улыбается и протягивает руки. Она идёт к нему.

Бабушка Мари умерла тихо, во сне. Когда старшие сёстры вошли в комнату, у кровати плакала Лейла.


Рецензии
Так коротко и так объёмно. Целая жизнь в коротком рассказе. Это нужно уметь написать. Вам это удалось. Очень понравилось.

Валентина Забайкальская   18.05.2023 09:48     Заявить о нарушении
Большое спасибо!

Лера Грин   18.05.2023 10:00   Заявить о нарушении