Моя дочь танцовщица. Часть 7. София Ротару

 Модерн-балет «Аквериас» (1996-1998гг).               

  Историческая справка.               

Модерн-балет создан искусственно в конце 20-х годов 20-го века англичанами,отвергающими строгость классической хореографии.               
   Движения в этом стиле могут быть медленными, расслабленными. Большое значение приобретает пластика, где создаются новые сюжеты и темы. Используется любая музыка, главное, она должна соответствовать сюжету, теме и способу самовыражения исполнителя.

     В 1996 году в Киеве состоялся десятый «Песенный вернисаж», почетным председателем жюри которого была народная артистка Украины и Молдовы София Ротару. В традиционном украинском эстрадном фестивале, как всегда, во Дворце «Украина» собирались артисты различных жанров.   Работать было очень приятно. София Ротару заметила оригинальное выступление молодого львовского модерн-балета «Аквериас» под руководством Оксаны Лань и пригласила в свою программу. София умела точно уловить талант, а затем работать с ним. С тех пор львовские танцоры стали принимать участие во всех концертах Софии Ротару. Занятия и репетиции проходились во львовском Дворце железнодорожников.               

Историческая справка.               

Дворе;ц железнодоро;жников — здание, принадлежащее Львовской железной дороге ( ул. Федьковича, 54/56), было построен в 1937 году по проекту польского архитектора Я.Зарембы. С 1938 по 1944 год здесь содержался кинотеатр «Рокси» (Roxy). Владельцы - Эдвард Бжезиньски, Игнаци и Альфред После Великой Отечественной Войны здесь традиционно действовал кинотеатр, который имел устное название «Рокс».  По другой версии, название «Рокс» появилось при ином прочтении первых букв аббревиатуры Polska Kolejowa Sp;;ka, в которой латинская P заменялась неотличимой от написания кириллицей.               
Во дворце железнодорожников расположен Музей истории Львовской железной дороги.

   Ротару – народная артистка СССР (1988), Герой Украины (2002), кавалер ордена Республики Молдавии.  Репертуар Софии Михайловны насчитывает более 500 песен на русском, украинском, молдавском, болгарском, сербском, польском, немецком, французском, итальянском, испанском и английском языках. Такие песни, как Червона рута, Лаванда, Хуторянка, Луна-луна и многие другие вошли в ротации различных радиостанций, в альбомы артистки с разнообразными названиями. София Ротару, незаурядная личность, является абсолютным рекордсменом: 83 песни в ее исполнении попали, начиная с 1973 года, в финал фестиваля «Песня года».  София Ротару - Лауреат11премий Золотого Граммофона.Трудно перечислить, но многие песни удостоились различных музыкальных, и не только музыкальных наград.                

    Встречали Софию Ротару, как и «Аквериас», радостные и одобрительные лица, лестные и благоприятные возгласы, которые бесконечно сыпались со всех сторон. Свой успех Ротару делила с танцевальным коллективом. Где бы ни появлялась София Ротару с ансамблем «Аквериас», репортеры и журналисты бросались брать интервью и снимать на камеру.               

   Работа в ансамбле была бодрящей и освежающей. Для «Аквериуса» это был огромный, творчески обогащающий период. Вместе с тем он требовал большой, серьезной работы и личной дисциплины.               

    Появились новые для труппы возможности овладевать различным песенным материалом, связанным с единством музыки, голоса и хореографии, где через танцевальные движения передавался музыкальный замысел певицы.                Подбор музыкального материала на занятиях хореографии проводился концертмейстером в соответствии с программными песенными требованиями. Для каждого исполнения отдельной песни, для выражения песенной речи проходил поиск новых форм хореографии. И таким образом рождался песенный образ не только из классического, но и из характерного танца, а порой - посредством народной пляски.
   
   Приходилось много экспериментировать с ориентацией на исполнительницу песни, на ее текст, сюжетную линию.
Удачная взаимосвязь рисунка танца и музыкального, песенного материала позволяла на сцене создавать магию голоса и танца, слаженность и сочетаемость, единую, неразрывную целостность общей картины исполнения. Реализовав коллективом творческие поиски и смелые идеи, каждая песня с подтанцовкой была наполнена поэтическим очарованием, высоким чувством изящества.               

   Алина понимала, чтобы вписаться в новый коллектив, мало уметь танцевать. Делать это нужно уверенно и расковано, так как танец здесь, прежде всего, - импровизация. Не зацикливаешься на одном направлении: ограниченный узко – академический подход здесь неуместен. Приходится воспринимать тот факт, что владение постановочным искусством, погружение в движение приносит свои удивительные согласие и понимание, а также чувство удовлетворения.          
    Танец вновь приобрел новый смысл – волнующий и одобряющий.   
    
    30 мая 1997 года в Нью-Йорке состоялся концерт «Песня года», в котором приняли участие Алла Пугачева, Филипп Киркоров и другие звезды российской эстрады, а также украинские артисты – София Ротару и модерн-балет «Аквериас». Было исполнено танго «Ночь любви» и великолепный, зажигательный танец «Хуторяночка», - море ликования и запала.
 
   Исполнение «Хуторяночки» всегда поражало глубоким, волнующим смыслом души. Это было необычным, чувственным представлением, которое просто зажигало искру в сердцах зрителей. По словам известного, львовского журналиста Омара Узарашвили, «в этот момент, очевидно, каждый мужчина в зале мечтал бы оказаться на далеком хуторе вместе с одной из «хуторяночек» в мини – юбочках».               
   
   В апреле 1998 года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве состоялась премьера новой сольной программы Софии Ротару «Люби меня».               
 
После этой премьеры участие в программе С. Ротару « Люби меня» приняли девять стран, возникших на территории бывшего Союза. Объездил и облетал на протяжении месяца модерн-балет «Аквериас».               
          
     Когда накануне девочки просмотрели программу концертов, то воскликнули:               
- Это практически невозможно. Посетить каждую республику хотя бы дня два, получится поездка на два месяца. И в каждой республике окажутся какие-то недоработки и проблемы.               

   - Если устраивать все с умом, как надо, - говорила Ротару, - и на местах нам будут встречаться серьезные люди, отвечающие за наше пребывание и для решения проблем, мы все вместе – это наша сила.                               

   Гастролируя от Таллина до Аляски, от Алма-Аты до Баку, балет с неизменным успехом у зрителей выступал на различных танцевальных площадках, в различных залах и при различной публике, невзирая на смену часовых, климатических и политических поясов, имел неизменный успех. Завершив гастроли в республиках Прибалтики – в Литве, Латвии, Эстонии, ансамбль самолетом прибыл в Азербайджан. Поездка проходила в рамках меморандума о сотрудничестве. Артисты представили два концерта в Баку и один в городе Сургут. Поздним вечером ансамбль отправился поездом из Баку в Тбилиси.

   Группа Ротару прибыла в Тбилиси в самый разгар шумной, политической нестабильности в Грузии.               

   Одним из результатов двухлетней гражданской войны в Грузии в течение последующего десятилетия продолжались затяжные конфликты, а новые беспорядки обернулись политической нестабильностью. Радикальные «звиадисты» организовывали ряд террористических актов и диверсий. Они обвинялись в покушении на президента Эдуарда Шеварднадзе в феврале 1998 года. 19 октября 1998 года была предпринята попытка мятежа полковника Акакия Элиавы.                Вагон, в котором ехали исполнители «Аквериуса» из Баку в Тбилиси, усиленно охраняла милиция. Тех, кто был вынужден перейти через этот вагон в следующий, сопровождал конвой. А в самом городе Тбилиси парням из балета и музыкантам разрешалось выходить из гостиницы только с охранниками. Что же касается девушек, то им настойчиво рекомендовали оставаться в номерах гостиницы.

    А вечерами в театре, на концерте Ротару всегда был полный зал зрителей. Иногда приходилось выступать в один день в двух концертах при аншлагах. Зажигательные концерты проходили при овациях, восторженных криках «браво», «брависсимо», «спасибо» и цветочных букетах. Люди вскакивала со своих мест и в одном порыве начинали дружно аплодировать.Посещаемость залов ошеломляла.               
 
   Всюду, в большом зале города или в домах творчества при заводе помещения были до отказа заполнены зрителями. В Воркуте, (за северным полярным кругом), например, люди сидели на полу в проходах зала. Артисты посетили и дали концерт нефтяникам Ямбурга - расположенного поселка в Ямало-Ненецком автономном округе с месторождением газа, газового конденсата и нефти. 
      
   София Ротару пользовалась огромным успехом, и ее танцевальный ансамбль «Аквериас» не меньше. Танцоры старались соответствовать ожиданиям, а вездесущие телерепортеры едва успевали передавать свои репортажи с места событий. После концерта – вечерний или ночной ужин в респектабельном ресторане города.  Позже, после торжественного ужина от мецената, в комнатах гостиницы у исполнителей наступала невыносимая усталость и расслабление. Впрочем, эта дикая усталость, да еще вечные волнения не мешали молодым танцорам вспоминать, обсуждать и разбирать плюсы и минусы прошедшего концерта. Случалось, такие разборки продолжали кипеть до рассвета.               

  Весной 1998 года София Ротару вместе с ансамблем «Аквериас» отправилась в гастрольный тур по городам Германии.  За полтора месяца группа с большим успехом выступила в крупных городах страны – Берлин, Ганновер, Франкфурт-на Майне, Гамбург, Мюнхен и Кельн.               

    Мелькали лица, вокзалы, аэропорты, поезда, отели, рестораны, сливаясь в одну, бесконечную, пеструю, выматывающую толпу восторженных почитателей, их радостные возгласы. При всем при этом коллектив заслуженно радовался своим успехам.                               
Пока юность не понимала, что только там, на сцене проходит настоящая жизнь. Через пять, десять лет наша танцовщица приходит к выводу, что танец – это ее жизнь, ее наркотик, при котором она чувствует себя юной и неотразимо красивой, добившейся успеха, составившего полноту существования.               


Рецензии