Толкование поэмы М. Гафури Адам и Иблис

ТОЛКОВАНИЕ ПОЭМЫ М,ГАФУРИ "АДАМ и ИБЛИС"
спецкурс был составлен с намерением ввести его в учебный процесс в 2019 году.
Возможно, будет кому-то интересно, мне предложат сотрудничество или кому-то поможет в чём-то разобраться.
Также приглашаю своих гостей на канал Многомерный Мир //Яндекс-Дзен

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данную дисциплину целесообразно включить в арсенал культурологического знания, ибо в нёй предусмотрено обобщение общеизвестных сведений с фактами науки и религии.
Данная дисциплина разработана на основе новейших сведений о мироустройстве, о человеке, его месте на планете и во вселенной. Базовые сведения почерпаны из произведений литературы. Ключевое произведение - «Адам и Иблис», созданное в 1910 году  основоположником башкирской литературы М.Гафури.
Данная дисциплина поможет сформировать понимание существующих проблем в жизни каждого человека, даст обобщённые сведения о мире, сущности жизни и смерти, счастья и несчастья.
Актуальность данного курса связана и с приближением 140-летия со дня рождения основоположника башкирской литературы М.Гафури, предлагается скрупулёзное изучение произведения «Адам и Иблис».
Актуальность изучения «Адам и Иблис» (творчества М.Гафури) усиливается тем, что юбилей великого писателя совпадает со столетием образования республики Башкортостан.



                ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ дисциплины
Толкование «Адам и Иблис»

Сформировать у студентов и магистров:
• популяризация имени и творчества первого башкирского поэта М.Гафури через ознакомление с поэмой «Адам и Иблис»;
• понимание художественного своеобразия и значения творчества М.Гафури в системе общероссийского литературного процесса, в понимании происхождения человека;
• приобретение знаний об устройстве мироздания, согласно содержанию поэмы;
• усвоение новейших знаний об устройстве мира и места человека в нём;

• ознакомление с произведениями других авторов на данную тему;

• ознакомление с существующими на сегодняшний день версиями будущего человечества.

Дисциплина: Толкование «Адам и Иблис» относится к специальным курсам, способствующим формированию нового мировоззрения, диктуемого современными условиями жизни, приобретению неограниченных категориями материализма знаний о мире и человеке.

В результате изучения дисциплины слушатель должен
знать:
• условия и предпосылки создания произведений на тему происхождения жизни на земле, возникновения человека;
• знать интерпретацию таких произведений в официальной науке;
• версии происхождения человека в рамках Информационно-энергетического Учения;
• знать содержание и ознакомиться с толкованием таких сложных произведений, как «Адам и Иблис» М.Гафури, «Фауст» И.Гёте;
• ознакомиться  с современными версиями происхождения человека;
• ознакомиться с имеющимися мнениями о предназначении человека (смысл его появления на земле).


Уметь:
• задумываться о таких жизненно важных понятиях, как «смысл жизни», «грех», «жизнь», «смерть»;
• сформировать понятие, т.е. обобщить имеющиеся мнения о сущностях, получивших название    «ангел», «душа», «дьявол», «сатана», «бес», «иблис».
Владеть навыками:
• включать воображение при оценке жизненных ситуаций, происходящих в реальной жизни;
• применять полученные на курсе знания для формирования собственного мировоззрения.
 


Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость 72
Аудиторные занятия 36
Лекции 30
Семинары 6
Практические занятия
КСР 1
Самостоятельная работа 38
Курсовые работы/ контрольные работы -

Вид итогового контроля зачет


Распределение объема учебного времени по семестрам:
–   24 ЛК, 12 ПЗ, зачет.
ИТОГО: 24 ЛК, 12 ПЗ



Методические рекомендации для преподавателя

Данный курс необычен для российского образования, поэтому и рекомендации по его проведению будут отличаться от традиционных. Проведение занятий по дисциплине: Толкование «Адам и Иблис» предполагает ознакомление с творчеством основоположника башкирской литературы М. Гафури, делая упор на кораническую тему, а также ознакомление с произведениями других авторов на означенную тему. На ознакомление с мнением учёных по поводу их содержания. Литературоведческий материал необходимо связывать с общемировоззренческим, ибо основная цель изучения этого учебного предмета - развитие в слушателях чувства патриотизма в свете осознания себя частью   планеты и вселенной, причастности каждого из нас к общему мирозданию.
Следует уделять внимание взаимосвязям библейского (коранического) сюжета в произведениях авторов, живших в разное время в совершенно разных географических регионах мира, зависимостям культурных явлений от общего фона культурной картины страны и мира.
Формирование у слушателя представления о картине мира, неограниченного материалистическим знанием. Подчеркивать во время лекций значимые моменты, дополнять и комментировать выступления слушателей во время практических занятий, которые целесообразно устраивать в форме дискуссий и мозговых штурмов, возможны  и другие приемы инновационного подхода.



Методические рекомендации для слушателя

Данную дисциплину следует воспринимать как неотъемлемую часть общего личностного развития, неограниченного рамками филологического, исторического или педагогического образования, как призванную дополнить полученные прежде знания по литературе, лингвистике, педагогике, философии, культурологи и др.
Для хорошего усвоения дисциплины необходимо находить точки соприкосновения и пересечения с другими дисциплинами, содержание которых строится на схожих ситуациях, явлениях и т.д.

Воспитательное значение дисциплины
Данная дисциплина способствует формированию у слушателей чувства патриотизма и любви не только и не столько к родному краю, но и формирует его как гражданина земли и вселенной. Воспитывает в слушателе любовь к себе в хорошем смысле. Кто не любит себя, не способен полюбить кого-либо. Внимание  слушателя обращается на связь литературы и культуры, создаваемой в разных географических точках. Учит относиться к жизни более осмысленно, ценить подаренную человеку природой жизнь, изучать её не ограничиваясь рамками материализма.


Образовательные технологии
При освоении курса: Толкование «Адам и Иблис» целесообразно тщательно изучать лекции, внимательно и скрупулёзно изучить предлагаемые произведения. Учиться понимать их в рамках Информационно-энергетического Учения и других современных учениях о мире.


Содержание курса
Курс «Об Адаме и Иблисе» состоит из следующих разделов:
№ Наименование
раздела Содержание
раздела дисциплины Количество часов
1. Предмет, содержание и задачи курса. Литература представляет собой уникальную возможность изучать мир, жизнь и себя через образы. Спецкурс Толкование “Адам и Иблис” подготовлен с учётом проблем современности, когда человечество уже далеко не в первый раз вступает на путь необходимости преобразования человека. Обусловлено это и тем, что со дня рождения великого основоположника М.Гафури в 2020 году исполнится 140 лет, 
Данный курс составлен с целью помочь молодому поколению через изучение литературных образов в необходимом сейчас перевороте сознания. 8
2. Слово учёным Тема происхождения человека и самой планеты Земля издавна интересовала человечество. Существуют созвучные с поэмой М. Гафури произведения, например, И.Гёте «Фауст». 8
3. Толкование содержания поэмы в свете современных теорий и подходов Информация о современных версиях по поводу происхождения вселенной, планеты и человека, как венца творения. Теория о происхождении человека Ч.Дарвина, гипотеза о пришельцах из других цивилизаций, сотворение Абсолютом.
10
4. Роль и место человека в качестве частички планеты в системе вселенной Версии будущего, ожидающего человека, вариации их осуществления. Погибель или процветание? 10


 
СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ПО ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ
Лекционный курс
1. Предмет, содержание и задачи курса. 2 часа
2. Предпосылки, явившиеся причиной возникновения курса. 2 часа
3. Ознакомление с содержанием поэмы «Адам и Иблис». Учёные о поэме 2 часа
4. Ознакомление с содержанием «Фауст» Гёте и др. 2 часа
5. Ознакомление с современными версиями  происхождения мира 2 часа
6. Информационно-энергетическое Учение и «Адам и Иблис» 6 часов
7. Современные проблемы человечества 2 часа
8. Ознакомление с существующими версиями будущего человечества 2 часа
                Итого: 24 часов


Краткое содержание лекционного курса
Предмет, содержание и задачи курса.
Литература представляет собой уникальную возможность изучать мир, жизнь и себя через образы. Спецкурс: Толкование “Адам и Иблис” подготовлен с учётом проблем современности, когда человечество уже далеко не в первый раз вступает на путь преобразования человека. Обусловлено это и тем, что со дня рождения великого основоположника М.Гафури исполнится в будущем 2020 году 140 лет, которое совпадает с юбилеем нашей республики, 
Данный курс составлен с целью помочь молодому поколению в необходимом сейчас перевороте сознания через литературные образы.
 
1. Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. – М.: Наука, 2002.
2. Хайруллина Д.М. Воспитание «Человека культуры» // Трансформация общества: Наука, педагогика, производство. - Материалы всероссийской конференции. Ч.3. -Уфа: БГПУ, 2005,  стр.71-79, 0,5 п.л.
3. Хайруллина Д.М. Введение в новое мышление. Художественный текст как средство переосмысления жизненных ориентиров. – LAP Lambert AKADEMIC Pablishing RU. – 2017. www.morebooks.de.

Слово учёным
Тема происхождения человека и самой планеты Земля издавна интересовала человечество. Существуют созвучные с поэмой М.Гафури произведения, например, «Фауст» Гёте и др.
литература:

1. М.Гафури, Ад;м в; Иблис. / Эпик шигърият. ХХ й;з башы. Т;з. Ф.Яхин. – Казан. Татарстан Республикасы Х;тер н;шрияты, (Тарих), 2002, - 101-119 бб.
2. М.Гафури, Ад;м в; Иблис./ М;жит Гафури. Ад;м в; Иблис. – Уфа: Информреклама, 2006, 51-64 бб.
3. Гёте. Фауст.
4. Ф.Ш.Сибагатов.М;жит Гафури ижадында г;р;п-мосолман м;д;ни традициялары. / М;жит Гафури. Ад;м в; Иблис. – Уфа: Информреклама, 2006, 3-20 бб.
5. Ф.Ш.Сибагатов. Мажит Гафури: арабо-муульманские поэтические традиции в творчестве поэта. М;жит Гафури. Ад;м в; Иблис. – Уфа: Информреклама, 2006, С.23-34.
6. Ф.Яхин. ХХ й;з башы татар эпик шиг;рияте./ Эрик шигърият. ХХ й;з башы. Т;з. Ф.Яхин. – Казан. Татарстан Республикасы Х;тер н;шрияты, (Тарих), 2002, - 5-16 бб.

Толкование содержания поэмы в свете современных теорий и подходов.
Информация о современных версиях по поводу происхождения вселенной, планеты и человека, как венца творения. Теория о происхождении человека Ч.Дарвина, гипотеза о пришельцах из других цивилизаций, сотворение Абсолютом.
 литература:
1. Аляутдинов Ш. Потусторонние миры. Издание второе. Дополненное. – СПб: Издательство Диля, 2011.
2. Коран. /Пер.И.Ю.Крачковского. – Изд. 12-е – Ростов н/Д: Феникс. 2010.
3. Толкование Корана. Перевод: мелла Ногман (на арбском и татарском языке). На кириллицу перевела Ибатуллина Р.Р.; подготовил к печати:  Мухаммадьяр Наджметдинов. – казань: Академия познания. – 2009.
4. Хисамов Н.Ш. Кол Гали ;;м т;рки “Йосыфнам;”. / Нурм;х;мм;т Хисамов. - Казан: Татар кит. н;шр., 2006.
5. Коновалов С.С.Творение Мира./С.С.Коновалов. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
6. Коновалов С.С.Человек и Вселенная./С.С.Коновалов. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

Роль и место человека в качестве частички планеты в системе вселенной. Версии будущего, ожидающего человека, вариации их осуществления. Погибель или процветание?
литература:
7. Аляутдинов Ш. Потусторонние миры. Издание второе. Дополненное. – СПб: Издательство Диля, 2011.
8. Коран. /Пер.И.Ю.Крачковского. – Изд. 12-е – Ростов н/Д: Феникс. 2010.
9. Толкование Корана. Перевод: мелла Ногман (на арбском и татарском языке). На кириллицу перевела Ибатуллина Р.Р.; подготовил к печати:  Мухаммадьяр Наджметдинов. – Казань: Академия познания. – 2009.
10. Хисамов Н.Ш. Кол Гали ;;м т;рки “Йосыфнам;”. / Нурм;х;мм;т Хисамов. - Казан: Татар кит. н;шр., 2006.
11. Коновалов С.С.Творение Мира./С.С.Коновалов. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
12. Коновалов С.С.Человек и Вселенная./С.С.Коновалов. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
13. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/07/02/331
14. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/05/11/1092
15. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/04/01/1621
16. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/03/28/467
17. Проза.ру: http://www.proza.ru/2018/05/30/880

План практических занятий

1. Обсуждение содержания поэмы “Адам и Иблис” 2 часа
2. Обсуждение содержания трагедии «Фауст» 2 часа
3. Толкование этих произведений в свете советского материализма 2 часа
4. Теологическое толкование означенных произведений 2 часа
5. Современные знания о мире. Классификация по основным направлениям 2 часа
6. Человек и информационное поле планеты. Их соотношение. Что такое здоровье? Для чего пришёл на землю человек? 2 часа
                Итого: 12 часов


Содержание практических занятий

Обсуждение содержания поэмы “Адам и Иблис”. В поэме повествуется история человечества от момента сотворения до наших дней. Примеры реализации в реальной жизни сюжета произведения.

литература:
1.Коновалов С.С.Творение Мира./С.С.Коновалов. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
2. Коновалов С.С.Человек и Вселенная./С.С.Коновалов. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
3. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/07/02/331
4. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/05/11/1092
5. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/04/01/1621
6. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/03/28/467
7. Проза.ру: http://www.proza.ru/2018/05/30/880
Обсуждение содержания трагедии «Фауст». Трагедия Гёте
«Фауст» создана гораздо раньше поэмы «Адам и Иблис», в ней затрагивается проблема греха и праведности и так же, как и в библейских и коранических текстах, выведен образ сатаны. Мефистофель борется за душу лучшего из людей, якобы жившего до встречи с дьяволом, осознанно, осмысленно. На примере жизни одного из лучших людей развенчивается механизм падения человеческого духа. Констатируется некая фатальность, неизбежность того, что происходит с человеком при жизни и после смерти.
литература:
1. Коновалов С.С.Творение Мира./С.С.Коновалов. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
2. Коновалов С.С.Человек и Вселенная./С.С.Коновалов. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
3. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/07/02/331
4. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/05/11/1092
5. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/04/01/1621
6. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/03/28/467
7. Проза.ру: http://www.proza.ru/2018/05/30/880

Толкование этих произведений в свете советского материализма.
Во времена СССР, произведения, противоречащие научному марксизму-ленинизму, были просто недоступны для чтения и изучения. Речь пойдёт не о том, хорошо это или плохо, мы примем к сведению эти толкования. 
литература:
1. Ф.Ш.Сибагатов.М;жит Гафури ижадында г;р;п-мосолман м;д;ни традициялары. / М;жит Гафури. Ад;м в; Иблис. – Уфа: Информреклама, 2006, 3-20 бб.
2. Ф.Ш.Сибагатов. Мажит Гафури: арабо-муульманские поэтические традиции в творчестве поэта. М;жит Гафури. Ад;м в; Иблис. – Уфа: Информреклама, 2006, С.23-34.
3. Ф.Яхин. ХХ й;з башы татар эпик шигърияте./ Эпик шигърият. ХХ й;з башы. Т;з. Ф.Яхин. – Казан. Татарстан Республикасы Х;тер н;шрияты, (Тарих), 2002, - 5-16 бб.

Теологическое толкование означенных произведений. Религиозные учения трактовали подобные произведения несколько однобоко, но в последние десятилетия в Христианстве и Исламе появились тенденции к более лояльному объективному осмыслению произведений с подобным содержанием. 
литература:
1. Аляутдинов Ш. Потусторонние миры. Издание второе. Дополненное. – СПб: Издательство Диля, 2011.
2. Коран. /Пер.И.Ю.Крачковского. – Изд. 12-е – Ростов н/Д: Феникс. 2010.
3. Толкование Корана. Перевод: мелла Ногман (на арбском и татарском языке). На кириллицу перевела Ибатуллина Р.Р.; подготовил к печати:  Мухаммадьяр Наджметдинов. – Казань: Академия познания. – 2009.

Современные знания о мире. Классификация по основным направлениям. Человечество непрерывно ищет новую информацию, делает попытки объяснить происхождение и существование подлунного мира. И всё больше склоняется к тому, что мир устроен не так просто, как утверждается в официальной науке, основанной на чисто материалистических познаниях.
литература:
1. Коновалов С.С.Творение Мира./С.С.Коновалов. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
2. Коновалов С.С.Человек и Вселенная./С.С.Коновалов. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
3. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/07/02/331
4. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/05/11/1092
5. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/04/01/1621
6. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/03/28/467
7. Проза.ру: http://www.proza.ru/2018/05/30/880

Человек и информационное поле планеты. Их соотношение. Редко кто из современников задумывается над тем, что наша личная внутренняя жизнь влияет на состояние информационного поля планеты и вселенной. Часто прихожу к мысли, что победа советского народа в ВОв красноречиво доказывает, что это действительно так. Победа была обеспечена, в первую очередь, высокой духовностью народа, поддерживаемой руководством, пусть даже карательными мерами.
литература:
1. Коновалов С.С.Творение Мира./С.С.Коновалов. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
2. Коновалов С.С.Человек и Вселенная./С.С.Коновалов. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
3. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/07/02/331
4. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/05/11/1092
5. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/04/01/1621
6. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/03/28/467
7. Проза.ру: http://www.proza.ru/2018/05/30/880

Что такое здоровье? Вопрос риторический. Но немногие из наших современников понимают, в чём заключается наше здоровье. Почему так много больных. Человечество болеет, и при этом страдает не только физическое тело. Психическое состояние землян стало таким, что уже изменились нормы психологического состояния, связанные с отсутствием сопереживания у современного человека.
Здоровье всего живого на земле не ограничивается совершенством физического тела, а совершенство тела на долгие годы обеспечивается силой Тонкого тела и других нематериальных составляющих человека.
литература:
1. Коновалов С.С.Человек и Вселенная./С.С.Коновалов. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
2. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/07/02/331
3. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/05/11/1092
4. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/04/01/1621
5. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/03/28/467
6. Проза.ру: http://www.proza.ru/2018/05/30/880

Для чего пришёл на землю человек? Вопрос не менее сложный. Об этом задумывались лучшие умы человечества во все времена. Некоторая часть научного сообщества утверждает, что человеческая жизнь бессмысленна, так как и вселенная, и наша обитаемая планета чистая случайность. Но есть и другая категория учёных, утверждающих, что всё происходящее во вселенной, на планете, в жизни каждого человека и всего человечества имеет глубокий смысл. Мы будем утверждать последнее.
литература:
1. Коновалов С.С.Творение Мира./С.С.Коновалов. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
2. Коновалов С.С.Человек и Вселенная./С.С.Коновалов. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
3. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/07/02/331
4. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/05/11/1092
5. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/04/01/1621
6. Проза.ру: http://www.proza.ru/2019/03/28/467
7. Проза.ру: http://www.proza.ru/2018/05/30/880


Примерные тестовые задания

За что были изгнаны из рая Адам и Ева:
1. ослушание
2. прелюбодеяние
3. неверность

Как отнеслись животные к приходу Адама на землю:
1. обрадовались
2. огорчились
3. возмутились

Кто такой Мефистофель:
1. проповедник
2. человек
3. сатана

Почему Гретхен постигло несчастье:
1. ослушалась маму
2. полюбила Фауста
3. поверила Генриху


Рецензии