Совершенство и идеал. В чём разница?
Признайтесь, хотелось ли вам когда-нибудь достичь совершенства? А может, идеала? Вероятно, да. Но есть ли разница между двумя этими понятиями? Попробуем разобраться.
Первое, что бросается в глаза, – слово «совершенство» славянское по происхождению, а слово «идеал» – заимствованное.
В Евангелие Иисус говорит ученикам: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Выходит, совершенство для человека достижимо уже на земле? Понятно, что речь идёт про безгрешную жизнь, но не только. «Со-вершенство», корень «верх-», то есть достижение высшей точки своего развития. В чём можно достичь высшей точки? В своих способностях, талантах, данных от Бога. Тут будут кстати строки Пастернака: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» Не останавливаться на полпути, покорять вершину во что бы то ни стало. Вот что такое «совершенство». И не зря в современном русском языке это слово чаще всего употребляется в словосочетаниях «совершенство в чём-либо». Оно не абстрактно, а значит, действительно достижимо.
Теперь перейдём к слову «идеал». Оно нас отсылает совсем к другой культуре и даже религии. А именно, к миру идей Платона. Согласно древнегреческому философу, все явления в реальном мире имеют свои соответствия в мире идеальном, как бы прообразы. Мы можем их себе представить. При этом мы, конечно, не будем знать, действительно ли первоначальный замысел Творца о том или ином предмете был именно таков, как нам кажется, но пофантазировать вполне можем. Чувствуете разницу? В случае с совершенством нам предлагается вполне конкретный и осуществимый план действий, а в случае с идеалом – размытые фантазии. То есть, идеал по определению недостижим. Не потому, что он так прекрасен, а потому, что существует только в зыбком пространстве воображения каждого конкретного индивида. Не зря святые Отцы Церкви призывали к «трезвению» и отказу от пустых мечтаний и фантазий. Можно долго наслаждаться созерцанием идеального мира, но это ни на шаг не приблизит тебя к совершенству.
Вспомним, что учение Платона породило учение Плотина и неоплатонизм, повлияло на формирование гностицизма и других оккультных учений. В этом месте, возможно, последует бурная реакция людей, которые осуждают христианство за излишний «рационализм» и «практицизм». Позвольте, сам Христос превозносит Марию над Марфой, то есть утверждает первенство духовного над материальным! Но он же говорит о том, что суббота для человека, а не человек для субботы. Никакая дистиллированная духовность не должна отвлекать человека от заботы о ближнем в случае, если ближнему требуется помощь. А созерцатели идей скорее предпочтут пребывать в своём идеальном мире, чем заметить реальные нужды конкретного человека. Если бы Дон Кихот вместо борьбы с ветряными мельницами озаботился вопросом, чем помочь своей даме сердца (воды натаскать али ещё чего), авось, и завоевал бы её любовь. Но это я в качестве шутки.
А если говорить серьёзно, то даже такой поверхностный анализ двух слов-синонимов позволяет увидеть, какая гигантская пропасть отделяет истинное христианство от платонизма и неоплатонизма, который, конечно, некоторым образом повлиял на развитие самого христианства, но не исказил его духа – духа жертвенного крестного служения.
Свидетельство о публикации №222090601270