Слово за советского инженера

Простите меня, но у нас есть какая то чудовищная форма самоунижения. Врачи –хуже заграничных, Садоводы –никакие. Политики –узколобые. Хозяйственники –тупые. А инженеры…не о чём говорить. Вот за кордоном….! Вот там!....
 А я вам скажу, что это, пользуясь нашим кубанским наречием, Das ist  брехня.
 Воронеж. 60-е годы. Лесотехнический институт. Механический факультет. Ich bin student.
 Предметов –куча. Самые сложные по существу:  начертательная геометрия, теоретическая и техническая механики, сопромат (сдал-можно жениться!), детали машин, эл. и теплотехника, электроника и автоматика, все и всякие машины и механизмы. Плюс всё что растёт (Pinus nigra subsp. pallasiana, Quercus petraea), что оное портит –Skolitini и Platinini. К тому же не просто названия а и: essen-esses-esset   … essennis-essetis-essent. Т.е. и грамматику.
И попробуй перепутай, где сосна, а где дуб, да кто и какое место ест. И это всё в такую же голову, как и у лесохозяйственника или лесоинженера. Или ткача, или переработчика газа в нейлоновые рубашки…
Крепко учили. Как говорил создатель института Пётр 1, что лес растёт 300 лет. Вот так и учить. И учили.
А кроме учёбы? Да всё! Про других не буду. Про себя. Через дорогу аэроклуб. Прыгал и летал для души. В институте огромный танцевальный ансамбль под руководством самого Ройблата, руководителя балетного труппы Воронежского академического театра. Там играю в оркестре. Ещё есть всякие ВИА. Мы составили себе квартет. Старинный контрабас. Помнит Французскую Революцию –точно. Не менее древняя гитара. Кларнет –не знаю. А мой Paolo Soprani  гораздо старше моего дедушки -1888 года рождения. Как мы собрались вместе, и не припомню. Но вот слились и для души играли всякую всячину, что хотелось. Подкармливались и в городских ресторанах. Не пили совершенно. Один раз даже участвовали в городском конкурсе молодых исполнителей. А в Воронеже представляете сколько их. Этих молодых исполнителей. Сотни! Вот прошли мы все туры и добрались до финала. 12 участников. Ровно на два часа работы.  На сцене Академического!  Вот так к молодёжи относилось Государство!
Мы играли Тирольский вальс Тихонова. Вещь уникальная! Однако…первое место. Приятно. И премию дали. И право играть на площадках города.
Зимой –на каток. Музыка. Танцы. Лыжи. Кто в хоккей поигрывал, но я играл в ручной мяч. Вратарём в институтской команде. И на гимнастику успевал ходить. И это при том, что почти всё, по учёбе, отлично.
И конечно, домашние занятия. Общежитие. Четверо в комнате. Кровати откидные от стены. Примкнёшь к стене – кульман и стол. Черти, работай. Откинул в горизонталь –спи. Мы ж механики и на Руси. «Что нам стоит, дом построить. Нарисуем –будем жить.»
Вот так и трудились, не замечая, что наши учителя на каждого глаз положили. И ведут неприметно. И направляют. И не дают сбиться. И темы на курсовые давали по силам. Предельным.
Отец в эти годы руководил леспромхозом. Дохлое дело было. Только заготовка, разделка, отправка. Вся денежка оседала у переработчиков. Ещё когда Пётр порол плетями таких хозяйчиков, что за границу кругляк гнали. А вот так и жили. И на леспромхоз его поставили самый отсталый. Как опытного руководителя.
 Вот и задумали сделать новое хозяйство. Толковый главный лесничий, прекрасный гл. инженер, опытный главбух, чудо-механик. Я то идею подал и решил сделать это темой дипломного проекта. Декану сказал. Тот ректору. Тот зам. министра. Там одобрили, поддержали. И началась работа. Помню, мы с гл. инженером сутками сверлили 15 000 отверстий в текстолитовых планках для индукционных сушилок. Так пропахли, что  нас определяли и искали больше  по запаху. Сделали. Вместо голого кругляка пошёл паркет, колодочный сектор, мебельные заготовки…Прибыль -в разы! Строим жильё, пруды, детские сады, клуб, новые мастерские. Обновили парк машин.
 А на защите! Как обычно сам министр. Множество служащих министерства. Члены учёного совета института и министерства.
  Всё мы умели делать и собственными руками. Сварка, все металлообрабатывающие станки. Собственно умели всё!
А сколько прохиндеев-сооблазнителей вертелось. И наши с других ведомств, и иностранцы. Всяк хотел заполучить такого инженера.
  Конечно, распределение. Леспромхоз. Двое суток поездом, двое на пароходе.  Почти сутки по узкоколейке. Во Страна! Во просторы.
 Как то был в Голландии на заводе Helma. ДО станки выпускает. Так там на один станочек пять! инженеров. Знает только своё. Электрик, механик, пневматик, гидравлик, наладчик. Зачем? У нас один прекрасно справляется. И спорить не с кем, препираться, вину валить.
А сколько было предложений от инофирм. Ого! Они ценят наших инженеров! Знают цену! Это мы про себя привычно грешим в самооценке. Может поэтому и поглядываем на загранку. Думая, что там лучше. Нет! Das ist brechnя!
 Протоиерей Игорь Бобриков.
06 сентября 2922г.


Рецензии
Кроме начерталки, техмеха, теормеха и сопромата ещё математика с дифференциалами и интегралами. И самое главное: история КПСС, философия с её матами - диаматом и истматом, политэкономия капитализма и политэкономия социализма. И венец всему - научный коммунизм.
...А что же определило путь Ваш в протоиереи?

Татьяна Ворошилова   23.01.2024 20:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна.
Вы спрашиваете, что определило путь во священники. (протоиерей это просто сан. т.е. старший священник).
Вся жизнь, наверное. Служба в Армии. Работа на производстве. Всегда с людьми. Всегда общие беды, болезни, неустройки. А ты, как руководитель всё должен решить, организовать, достать, помочь, успокоить. Накормить, обогреть, укрыть тёплым одеялом. Обеспечить дровами, углем, водой. Детям и на горячих работах молоко. Одежда.....без конца. Да ещё и план выполнять! А план делают рабочие. Люди! Вот и надо все вопросы решать. Так что с первого дня производственной деятельности шла дорога к священству.
Что скажу. Здесь гораздо труднее. Не сравнимо труднее. Ибо здесь глубже чувства. Здесь не просто душевные токи, здесь Духовная жизнь. Это основа всего бытия и всякой материальности.
Но, трудимся. Не забываем интегралы, термех, сопромат, детали машин и прочее. Ибо сами и сеем, и пашем, и строим, и молодёжь учим. Вот только летать уже не на чем и прыгать не с чего. Хотя у нашего храма и стоит Л-39. Улыбается и подбадривает.
Вам здравия. Радости жизни.
И.Б.

Протоиерей Игорь Бобриков   26.01.2024 19:43   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, отец Игорь, за сердечные пожелания.
Вспомнились мне люди, под руководством которых довелось работать. Мало тех, кого можно было бы помянуть добрым словом.
Естественно, все они были членами КПСС. И до того я на них насмотрелись, на их душевные качества, что когда мне предложили подать заявление на вступление в их славные ряды, я с ужасом подумала: "Да Боже сохрани!"
И вежливо отказалась.
Вы человек совсем другого склада. Кто-то из Ваших воспитателей - родители, бабушка ли или дедушка, может кто другой из близких людей были истинно верующими людьми. А как же иначе можно было прийти к Вере в нашем атеистическом государстве с разоренными и разрушенными храмами.
Шесть лет назад дочь моей подруги студенческих лет подарила мне книгу Шевкунова"Несвятые святые". По сей день перечитываю её время от времени.


Татьяна Ворошилова   26.01.2024 23:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.