О необходимости комплексных ошу

ПРЕДИСЛОВИЕ
Опубликование данных материалов, как и нескольких предыдущих, продиктовано желанием поделиться с молодыми коллегами своими мыслями, наблюдениями и результатами некоторых исследований. Возможно, кому-то из них они окажутся полезны для текущей работы, а кому-то будут интересны в чисто познавательном плане.
По своей сути, это калька одного из аналитических докладов, принципиально не стал ничего исправлять и дополнять материалами последних лет, чтобы современный читатель имел представление о том, что казалось актуальным на момент составления данного документа.
Касательно содержания представленных материалов, сразу оговорюсь, что все данные взяты из открытых источников, были подготовлены мною в 2004 г., но, по моему мнению, вопросы, поднятые еще в то время чрезвычайно актуальны в современных условиях.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ
КОМПЛЕКСНЫХ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
(КОМПЛЕКСНЫХ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ
ОПЕРАТИВНО-ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ).

Современные достижения в области биологии и генной инженерии соизмеримы по значению для человечества с научно-технической революцией середины 50-х годов прошлого века в ядерной физике и электронике. Эти достижения открывают огромные перспективы прогресса в сфере биотехнологий: с одной стороны могут быть найдены подходы к решению глобальных проблем, стоящих перед человечеством в новом столетии, но с другой стороны, использование достижений современной биологии может привести к возникновению как непреднамеренных опасных последствий для человека и окружающей среды, так и к их умышленному использованию для достижения террористических целей.
В настоящее время серьезную озабоченность вызывает именно реальность применения террористами биологических агентов в качестве средства выполнения террористического акта. Стратегия национального здравоохранения в области биологической безопасности неизбежно должна учитывать вопросы противодействия биотерроризму, которым уделяют особое внимания правительства, общественность и специалисты многих стран мира. Терроризм с применением биологических агентов (биотерроризм) из чисто теоретического явления начинает приобретать черты реальной угрозы. В связи с этим проблема биологической безопасности России становится одной из наиболее важных в ряду других аспектов национальной безопасности страны.
Дешевизна и относительная простота использования биологических агентов для массового поражения населения делает их предпочтительными при совершении террористических акций. Кроме того, ни в одной стране, в том числе и в России, не существует совершенных мер противодействия террористическим атакам с применением биологических агентов, особенно эффективных систем выявления террористической опасности в фазе их планирования и  подготовки, что в основном обусловлено отсутствием такого важного звена как информационное обеспечение биологической безопасности. Во многом возросшая опасность связана с революцией в биологии, поэтому предвидение возможных угроз не может быть без анализа тенденций развития науки и практики. Биологическое оружие, основанное на достижениях современной молекулярной биологии и биотехнологии, может привести к кардинальному изменению характера воздействия на противника.
Во-первых, это дает возможность создания биологических агентов (прежде всего генетических конструкций), практически не идентифицируемых в организме, погибшем от их воздействия. Предвидение и нейтрализация таких воздействий потребует наличия высочайшего уровня фундаментальной науки.
Во-вторых, скрытность распространения не позволит, в большинстве случаев, идентифицировать действующих лиц даже при использовании обычных возбудителей особо опасных инфекций.
В-третьих, соизмеримые с действием ядерного оружия масштабы ущерба, особенно в больших городах, при малой стоимости и сравнительной лёгкости изготовления традиционного бактериологического оружия и новых биологических поражающих агентов (БПА), выводят на политическую арену террористические организации.
Закономерно предполагать, что террористы воспользуются всеми достижениями биотехнологии для разработки новых биологических средств нападения. Даже небольшая группа террористов вполне может устроить биологический террористический акт (БТА) с тяжелыми последствиями для всего государства.
Кроме того, современный уровень развития агротехники и технологии воспроизводства сельскохозяйственных культур и животных в значительной степени повышает эффективность применения биологических агентов. Пораженные патогенами растения не только снижают свою продуктивность, но, что более важно, начинают вырабатывать токсины, опасные для человека и животных. В этом плане серьезную опасность представляют микотоксины, способные накапливаться в зерновых культурах и продуктах их переработки, а также чрезвычайно опасные для человека так называемые прионовые болезни животных. Зараженными могут оказаться огромные партии продуктов питания и кормов.
Сложность ситуации с использованием биоагентов для террористических целей усугубляется еще и тем обстоятельством, что для наработки опасной субстанции не требуется громоздкого дорогостоящего оборудования. Достаточно маленькой лаборатории и специалистов, знакомых с технологией наработки биомассы. Возникающая при этом ситуация становится практически неуправляемой. Если из всего разнообразия патогенных микроорганизмов, существующих в природе, в качестве потенциальных агентов биологических оружия (АБО) практически для ведения боевых действий могут быть использованы только несколько десятков возбудителей, то при БТА спектр их расширяется многократно. К настоящему времени известны многочисленные случаи применения БПА в террористических целях: при рассылке почтовых отправлений со спорами сибирской язвы в США; распыление спор сибирской язвы, ботулинического токсина, возбудителей Ку-лихорадки и лихорадки Эбола сектой «Аум Сенрике» в Японии; контаминация Salmonella typhimurium овощных закусок в 10 ресторанах в штате Орегон (США) представителями религиозной секты Раджнишис (Rajneeshees) в результате чего зарегистрировано 753 случая сальмонеллеза.
Во всех этих случаях применение БПА явилось полной неожиданностью для государственных органов и структур, главным образом из-за отсутствия какой-либо информации о возможностях террористов и их потенциале, фактическая беспомощность в предотвращении БТА – это следствие пренебрежения к системе обеспечения биологической безопасности в этих странах. Биологическая безопасность страны – сложная комплексная проблема, включающая научный, военный, экономический, международно-правовой, медицинский, санитарно-эпидемиологический, экологический и социальный аспекты. Согласно оценкам отечественных и зарубежных экспертов, трудности, которые испытывают биотеррористы в отношении технической реализации применения БПА, с течением времени становятся все более преодолимыми и вопрос заключается уже не в том «случится ли это?», а в том «когда и где это произойдет?».
Поэтому для обеспечения биологической безопасности страны требуется четкое и слаженное взаимодействие всех уровней привлекаемых к решению этой проблемы министерств и ведомств страны. С этой целью необходимо проведение широкомасштабных комплексных учений по противодействию биотерроризму с привлечением сил и средств многих служб и ведомств на одном из ключевых для обороноспособности страны объектов (в терминологии американских специалистов – критически важных инфраструктур). Только по результатам этих учений возможно получение ответа, – в какой степени готовности к отражению биотерроритстических атак находится данный объект, насколько координация действий различных ведомств способствует решению этой проблемы и готовы ли они к совместному ее решению.

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОБЛЕМЕ БИОТЕРРОРИЗМА

1. Анализ и оценка потенциальной угрозы биотерактов.
Биологический терроризм и его потенциальные возможности в качестве средства массового поражения является сейчас предметом все возрастающей обеспокоенности мирового сообщества. С одной стороны, это связано с изменением роли и места терроризма, как такового, в системе глобальных угроз, а с другой - бурным развитием биологических наук, расширяющим список тех «критических технологий», которые могут быть использованы террористическими организациями и тоталитарными режимами для достижения своих антигуманных целей.
Наиболее полно сущность терроризма раскрывает следующее определение: использование (или угроза повторного использования) насилия в поддержку или в противодействие какой-либо власти, когда насилие используется с целью вызова страха перед аналогичной атакой у потенциальных жертв, которые возможно будут настолько запуганы, что согласятся удовлетворить требования террористов.
При этом конкретный вид терроризма (химический, биологический и пр.) будет определяться средствами и методами совершения насилия. В случае биологического терроризма в самом широком его смысле средством насилия являются микроорганизмы (вирусы, бактерии, риккетсии) и токсины.
Говоря об истории вопроса, следует отметить, что первые попытки применения возбудителей инфекционных болезней датированы четырнадцатым веком, когда при осаде Каффы (Феодосия) татары катапультировали трупы умерших от чумы через крепостные стены в надежде вызвать эпидемию.
Во время франко-индейской войны 1754-1767 гг. командующий британскими войсками в Северной Америке сэр Джеффри Архер предложил намеренно использовать зараженные оспой одеяла, чтобы распространить болезнь среди коренных американцев, которые симпатизировали французам.
Неоднократно применяли возбудителей инфекционных болезней немецкие агенты в ходе Первой мировой войны для заражения домашнего скота, особенно лошадей и мулов, поставляемых для американской артиллерии и кавалерии.
В современной истории достоверным считается случай применения переносчиков лихорадки Денге, доставленных на Кубу агентами ЦРУ и приведший к широкомасштабной эпидемии, в результате которой заболело более 344 тысяч кубинцев.
В настоящее время биотеррористы могут использовать различные способы применения БПА, как традиционные, так и совершенно новые и неожиданные для противодействующих служб.
Участниками Проекта по нераспространению химического и биологического оружия в составе Центра исследований проблем нераспространения при Институте Монтеррея была составлена база данных, описывающая все известные общественности случаи, начиная с 1900 г. и до наших дней, приобретения или использования химических, биологических, радиоактивных или ядерных материалов криминальными элементами или террористами. 
Из 415 происшествий с использованием химических, биологических, радиоактивных или ядерных материалов 151 случай представляет террористические акты, диверсии и криминальные происшествия.
Из 151 инцидента 33 связаны с доказанным применением биологических агентов, а еще 22 случая являются подозрительными на биотерроризм (были исключены из анализа из-за отсутствия важных элементов информации). Фактически почти треть выявленных случаев террористических актов условно или безусловно относятся к биотерроризму.
Анализ некоторых данных применения БПА приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Некоторые предполагаемые и подтвержденные случаи террористического применения агентов биологического оружия
Случаи биологического терроризма
Случай Описание
США, октябрь-ноябрь     2001 г.                Письма, содержащие споры сибирской язвы, были направлены в  государственные учреждения и редакции СМИ на территории США, в результате террористической акции от сибирской язвы скончалось 5 человек.
Индианаполис, клиника для абортов, ноябрь       1998 г.                Письма с требованием распространить содержащиеся в них бактерии сибирской язвы в клинике планирования семьи в Индианаполисе и в четырех других клиниках для абортов, находящихся в трех штатах.
Браунсвилл, Техас,         октябрь 1 998 г.                Два человека, обвиняемые в заговоре с использованием биологического оружия против государственных чиновников, были осуждены по двум статьям за отправку послания с угрозами в правительственные органы по электронной почте. Эти люди заявляли о намерении убить президента Клинтона и директора ФБР Льюиса Фриха с помощью ботулинического токсина.
Б'най Б'рит, апрель         1997 г.                В штаб-квартиру этой организации в Вашингтоне была послана чашка Петри с пометкой «anthrax» (сибирская язва).
Аум Синрике (Aum          Shinrikyo) апрель 1990-   май 1995 г.г.                Аум Синрике, японская секта, ответственна за применение зарина в Токийском метро, а также за множество попыток применения различных биологических агентов.
Раджнишис (Rajnees-     hees), август- сентябрь   1984г.                Религиозная секта Раджнишис вырастила Salmonella typhimurium и заразила ими овощные закусочные в 10 ресторанах в штате Орегон, чтобы вызвать заболевание у избирателей и не дать им возможность пойти на выборы. В результате было зарегистрировано 753 случая сальмонеллеза.
Среди причин возникновения биотерроризма во второй половине XX века можно отметить интенсивное развитие естественных наук, в особенности медицины и биологии, увеличение общего количества и квалификации специалистов в этих областях, а также доступность научной информации для различных слоев общества. Показателем научно-технического прогресса в данной области может служить  все  возрастающее  количество  научных  публикаций,  посвященных  медико-биологическим проблемам, общее количество которых  за период 1996-2000 гг. достигло почти 2 млн.
Исторический опыт свидетельствует, что до последнего момента для террористов было мало смысла в экспериментировании с патогенным биологическим материалом, поскольку при обращении и использовании его можно погибнуть самим. Вместе с тем достигнутый научно-методический уровень прикладных работ в области естествознания, неуклонное повышение роли медицины и биологии в повседневной жизни человека постепенно сделают криминальное и диверсионно-террористическое использование биологических средств, достаточно редкое в настоящее время, сначала менее экзотичным, а затем и вовсе обыденным. Практически все материалы, необходимые для получения биологических агентов, могут быть приобретены вполне легальным путем уже сегодня.
Для демонстрации этого положения ЦРУ и Министерством обороны США были проведены исследования под кодовым названием «Clear Vision» («Ясное видение»), в ходе которых на полигоне в Неваде из имеющегося в продаже оборудования и материалов был сооружен объект по производству биологического оружия и сконструирован боеприпас, который мог бы быть использован для доставки БПА. По словам представителей Пентагона, эти исследования лишь продемонстрировали возможность отдельного государства или террористического режима разрабатывать элементы биологического оружия, которые вполне могут использоваться в интересах совершения террористического акта.
Использование возбудителя сибирской язвы, ставшего причиной возникновения заболеваний и летальных исходов у лиц, соприкасавшихся с почтовыми отправлениями, указывают на то, что во многих странах мира не предприняты адекватные и упреждающие меры по противодействию биологическому терроризму. Это обусловлено тем, что повсеместное распространение двойных технологий, связанных с производством вакцин, анатоксинов и др. лечебных и диагностических препаратов, широкий круг исследований, направленных на изучение генома и факторов патогенности возбудителей инфекционных болезней, наличие высококвалифицированных специалистов в данных областях знаний, позволяет особо агрессивным группам или даже государствам прибегнуть к реализации террористических акций с использованием БПА.
В качестве предпочтительных целей биологического терроризма одни авторы рассматривают обычное гражданское население (с явным намерением поражения всех без разбора), другие - представителей властных структур, выполняющих роль символов и ключевые объекты национальной безопасности.
При осуществлении биологических террористических акций количество пораженных может насчитываться сотнями и тысячами человек. Кроме того, огромное значение имеют психологическое воздействие этих акций на население и экономические потери. Например, в США в результате почтового терроризма сибирской язвой заболело 22 человека, из них 5 со смертельным исходом (более 20 % из всех пораженных), сотни человек прошли медицинское обследование для исключения заболевания, 30 тыс. получили курс терапии антибиотиками, из них более трети получали антибиотики, по меньшей мере, в течение 60 дней. На выяснение причин и ликвидацию последствий инцидента было израсходовано более 100 миллионов долларов. Сотни тысяч людей получили психологическую травму, страх парализовал нацию. По оценкам зарубежных авторов, экономический ущерб биотеррористической атаки, который может быть нанесен с применением бруцеллеза и сибирской язвы, составляет соответственно 477,7 миллиона и 26,2 биллиона долларов на 100 тыс. человек.
Из заключения группы экспертов по химическому и биологическому оружию, представленному в комиссии ООН, следует, что при проведении крупномасштабной операции против гражданского населения с применением БПА гибель людей обойдется в 1 долл. на 1 км2 (по сравнению с 2000 долл. на 1 км2 для обычных видов вооружения; 800 долл. на 1 км2 для ядерного оружия и 600 долл. на 1 км2 для ОВ нервно-паралитического действия).
Анализ возможных сценариев террористического применения БПА дает серьезные основания предполагать их высокую вероятность, при этом необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время практически отсутствуют детально разработанные системы контроля, методы прогноза и ликвидации последствий. Факт появления в регионе необычной экзотической инфекции может оказать сильнейшее психологическое воздействие и дестабилизировать социально-политическую обстановку целого региона и страны в целом.
Одно из существенных различий недавнего прошлого с настоящим временем состоит в том, что если ранее террористы предпринимали сравнительно небольшие операции, направленные на достижение конкретных политических результатов, то сегодня и, вероятно в будущем, они могут быть нацелены на массовые убийства. Есть веские основания полагать, что в ближайшей перспективе преступные действия национальных сепаратистов, этнических и религиозных фундаменталистов, террористов-одиночек, обладающих БПА, способны вызвать беспрецедентное количество смертельных исходов и могут спровоцировать массовую панику.
Все это свидетельствует об актуальности проблемы противодействия биологическому терроризму.
Таким образом, в настоящее время биотерроризм уже не рассматривается только в плоскости теоретических представлений. Существует уже достаточно широкий список фактов осуществления террористических акций с применением возбудителей инфекционных болезней и бактериальных токсинов. Однако непредсказуемость направлений биотеррористических атак и, как следствие, неготовность к их отражению заставляет руководство многих стран прикладывать значительные усилия в направлении совершенствования всех сторон противодействия биотерроризму.

2. Направления деятельности зарубежных стран в противодействии биотерроризму (на примере США)

В связи с угрозой биологического нападения еще в 1990 г. в США было принято антитеррористическое законодательство, которое предусматривало наказание (от штрафа до пожизненного тюремного заключения) за использование или намерение использовать биологические поражающие агенты. В дополнение к этому в 1994 г. в США был принят Закон об использовании оружия массового уничтожения (ОМУ), который квалифицирует в качестве криминального деяния использование химического и биологического оружия, а также радиоактивных материалов, угрожающих жизни людей.
Оценивая возможное террористическое применение БПА, в качестве одной из главных угроз национальной безопасности, администрация США в июне 1995 г. приняла президентский документ «Антитеррористическая политика США», в котором в качестве высшего приоритета рассматривается развитие возможности управления последствиями террористического применения ядерного, биологического или химического оружия (материала). Выдвигалась задача координации действий правительственных ведомств, отвечающих за кризисное управление и управление последствиями кризиса, в деле урегулирования террористических инцидентов с использованием ОМУ или его компонентов. Госдепартаменту поручено отвечать за мероприятия по урегулированию кризисных ситуаций за рубежом. Агентство по управлению чрезвычайными ситуациями должно было обеспечивать соответствие федерального плана реагирования на чрезвычайные ситуации задачам преодоления последствий терроризма с применением ОМУ. Были определены соответствующие задачи Пентагону и ФБР.
В целях дальнейшего противодействия биотерроризму в 1998 г. принято президентское директивное решение № 62, в котором подчеркивалось, что борьба с терроризмом рассматривается администрацией в качестве «высшей цели» в области обеспечения национальной безопасности США. На основе данного документа, а также специального президентского решения № 63 от 22 мая 1998 г., посвященного защите критически важных инфраструктур, была введена должность Национального координатора по вопросам безопасности, защиты инфраструктур и антитерроризма.
Организационно Национальный координатор должен входить в аппарат Совета национальной безопасности США, регулярно информировать президента через его помощника по национальной безопасности и составлять для него ежегодный доклад о готовности в сфере безопасности.
Выступая в Академии ВМС США в Аннаполисе 22 мая 1998 г., Б. Клинтон объявил о разработке администрацией всеобъемлющей стратегии борьбы с биотерроризмом, которая включает четыре основных направления:
– в случае боевого применения террористами бактерий или вирусов с целью нанесения ущерба гражданам США необходимо обеспечить быструю идентификацию БПА.
Президентский план предусматривал совершенствование и развитие систем здравоохранения и медицинского наблюдения (диагностики) во взаимосвязи с системами экстренного оповещения о биоугрозе, выполнение которого позволило бы повысить готовность к бионападению и осуществить эффективную локализацию потенциальных очагов инфекционных заболеваний;
– персонал служб чрезвычайного реагирования должен быть подготовлен и технически оснащен адекватно угрозе на всех уровнях - федеральном, штатном и местном;
– США должны создать беспрецедентный запас медикаментов (лекарств и вакцин) на основе оценок возможного спектра патогенов, которыми могут обладать террористы, для лечебной и профилактической вакцинации населения в случае применения террористами возбудителей инфекционных болезней и токсинов;
– предполагается обеспечить скоординированные исследовательские усилия различных ведомств. На этой основе, опираясь на успехи в области биотехнологии и генной инженерии, должны быть созданы лекарства, вакцины и диагностикумы следующего поколения для эффективной борьбы с последствиями бионападения.
Мощным толчком к реформированию всей системы национальной безопасности послужили террористические акты по взрыву зданий Всемирного торгового центра и последующие акты биологического терроризма с использованием спор бактерий сибирской язвы в 2001 г.
При анализе доступных источников отчетливо прослеживается тенденция по наращиванию усилий со стороны администрации США по противодействию в первую очередь именно биотерроризму, как реальной угрозе национальной безопасности.
По некоторым данным на нужды созданного Министерства внутренней безопасности (Department of Homeland Security), запланировано выделить в 2003 г. 37,7 млрд. долл., в том числе на борьбу с биологическим терроризмом – 5,9 млрд. долл.
Дополнительно в 2003 г. администрация запрашивала на исследования и разработки в области противодействия биотерроризму 2,9 млрд. долл., что по сравнению с уровнем 2002 г., который вдвое превышал бюджет 2001 г., соответствует увеличению на 150 %.
Средства на исследования и разработки в области противодействия биотерроризму распределены между десятью федеральными агентствами, из которых основная часть приходится на Министерство здравоохранения и социальной помощи (1,7 млрд. в 2003 г.) и Министерство обороны (767 млн.). До 2001 г. на исследования и разработки в области защиты от биотерроризма выделялось порядка 500 млн. в год и большая часть этих средств поступала Министерству обороны, т. к. предполагалось, что вооруженные силы США подвергались наибольшему риску биотеррористических атак. После событий 11 сентября и атак с использованием спор сибирской язвы эта точка зрения претерпела существенные изменения, поэтому в настоящее время большую часть финансовых ассигнований получили необоронные федеральные ведомства, задействованные в проведении исследований и разработок средств профилактики и защиты от БПА.
Из выделенных Министерству обороны средств большая часть будет направлена Управлению перспективных научно-исследовательских разработок МО США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) на разработку средств защиты войск и населения от биологического оружия. В 2003 г. основные исследования планировалось направить на повышение готовности гражданского населения к актам биотерроризма. В этот период планировалось создать Центр биологического противодействия терроризму (Center for Biological Counterterrorism) в Управлении медицинских исследований и материально-технического обеспечения Сухопутных войск США в Форт-Детрике, штат Мэриленд (U.S. Army Medical Research and Materiel Command at Fort Detrick, Maryland).
Министерство сельского хозяйства (USDA), ранее имевшее незначительное отношение к проблеме биотерроризма, в настоящее время весьма активно проводит работы по антитеррористическому направлению, включая создание помещений для содержания инфицированных животных и модернизацию лабораторной сети.
Возросшее внимание к данной проблеме весьма наглядно демонстрируется достаточно высоким уровнем финансирования министерств и ведомств США причастных к проблеме борьбы с биотерроризмом (см. таблицу 2).
Внутри Министерства здравоохранения и социальной защиты (Department of Health and Human Service, DHHS) - основного федерального агентства, ответственного за проведение научных исследований и разработок по проблемам биотерроризма, функциональные задачи решались Центром по контролю и профилактике заболеваний (CDC), Национальными институтами здоровья (NIH), Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) и Управлением по чрезвычайным ситуациям (OER). При этом Центр по контролю и профилактике заболеваний обеспечивал наблюдение за эпидемиологической ситуацией, осуществлял подготовку команд быстрого реагирования и поддерживал государственный запас вакцин и антиинфекционных препаратов.
Таблица 2 – Расходы министерств и ведомств США на противодействие биотерроризму в 2001-2003 гг. (по состоянию на 22 августа 2002 г.)
Агентства и министерства 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Реальные,        млн. долл. по смете,                млн. долл. (запрашиваемые)
млн. долл.
Министерство сельского            хозяйства 52 175 9
Министерство торговли 0 6 20
Министерство обороны 299 396 767
Министерство энергетики 66 84 100
Агентство по защите                окружающей среды 0 4 75
Министерство здравоохранения и социальной защиты 103 299 1771
Министерство юстиции 11 66 36
Национальный фонд науки 7 7 27
Министерство транспорта 50 122 59
Министерство финансов 1 1 1
Всего на исследования и разработки противодействия биотерроризму 589 1162 2905
Деятельность Национальных институтов здоровья направлена на проведение фундаментальных исследований по разработке эффективных методов и способов профилактики и лечения инфекционных болезней.
Так, управление по контролю за продуктами и лекарствами проводило регламентные испытания вакцин, лекарственных препаратов и диагностикумов; управление по чрезвычайным ситуациям отвечало за мобилизацию ресурсов и координацию служб, участвующих в ликвидации последствий биотерроризма.
В результате выполнения запланированных разработок предполагается, что к 2012 г. будут созданы:
– универсальные антибиотики, противовирусные агенты, антитоксины против всех классов потенциальных биологических агентов;
– безопасные и эффективные вакцины против всех классов биологических патогенов и технологические платформы для быстрой разработки вакцин против новых угроз;
– безопасные и эффективные препараты для модуляции врожденного иммунитета с целью индукции защиты против широкого спектра патогенов;
– диагностикумы для проведения экспресс-идентификации возбудителей инфекционных болезней, используемых при совершении биотерактов.
Одним из ключевых элементов общей системы противодействия биотерроризму является Центр по оценке и исследованию биологических препаратов (CBER) Управления по контролю продуктов и лекарств (FDA). Основной задачей центра является оценка биологических продуктов, включая вакцины, производные крови, моноклональные антитела и средства лечения, произведенные с помощью биотехнологических методов, соматические клетки и препараты для генной терапии и другие. Роль CBER в исследованиях по биологической защите заключается:
– в осознании потребностей общественного здравоохранения в биологических продуктах для диагностики заболеваний, их профилактики и лечения;
– в обеспечении быстрого внедрения результатов фундаментальных исследований в производство продуктов, которые могут быть использованы для целей биологической защиты.
В этом контексте на это учреждение ложатся задачи по максимально быстрому рассмотрению и сертификации биологических продуктов, включая как разрабатываемые, так и ранее лицензированные. В число приоритетных направлений деятельности CBER в области противодействия биотерроризму входят:
– оценка эффективности, безопасности и пригодности вакцин;
– эффективность продуктов крови, их безопасность и пригодность;
– решение аналогичных задач для биотехнологических продуктов.
Для поддержания лабораторной структуры, способной обеспечить необходимый уровень контроля за инфекционными заболеваниями в США, инициирована программа технической и финансовой поддержки департаментам здравоохранения штатов (ELC Program), расширено использование сети наблюдения за карантинными инфекциями с целью усиления ею других служб, выполняющих сходные задачи (национальные организации и академические центры) (Sentinel Networks), создаются центры эпидемиологии и профилактики возникающих инфекционных заболеваний для усиления и поддержки местных, региональных и национальных усилий по наблюдению и изучению таких инфекций (департаменты здравоохранения и академические центры) (EIP Program).
Так, в рамках противодействия биотерроризму планируется создать новые лаборатории для работы с опасными и особо опасными инфекциями (I–II групп патогенности в отечественной классификации и 4–3 групп в классификации США):
– лаборатории РЗ/Р4 в Скалистых Горах (Rocky Mountains Laboratories, BSL-3/4) и виварий;
– лаборатории РЗ/Р4 и виварий во Фредерике (Frederic, MD BSL-3/4) и клинические мощности;
– лаборатория РЗ в Роквилле (Rockville, MD);
– лаборатории РЗ и виварий на территории NIH в Бетезде (Bethesda, MD – «Корпус Б»).
Важное внимание уделено исследованиям по моделированию последствий биотеррористических акций и мероприятий по их ликвидации, создаются современные модели распространения биологических аэрозолей при совершении биотерактов внутри зданий, в коммуникациях, вокруг зданий, в городе, на уровне регионов.
В настоящее время реализованы проекты, направленные на разработку методов ликвидации последствий применения БПА. В частности планировалось внедрить безопасные для окружающей среды средства дезинфекции, обеспечивающие быструю деконтаминацию зараженных объектов. Особое внимание будет уделено разработке регламента режимов обработки в присутствии человека. Реализоваться новые разработки: парообразная форма перекиси водорода, двухфазная обработка - озон или перекись водорода с ультрафиолетовым облучением, аэрозольные формы ферментативных препаратов.
В прикладной области значительное внимание будет уделено разработкам прототипов и демонстрационных моделей биобезопасных зданий и помещений. В частности, будут разрабатываться прототипы и демонстрационные модели биобезопасных станций метро, аэропортов, административных зданий, а также системы раннего оповещения и принятия решения административными органами управления разных уровней. В 2002 г. уже создан демонстрационный проект системы ранней индикации и оповещения на одной станции метро. В 2003 годы должны оснастить системой раннего оповещения уже 6 станций.
Для эффективного противодействия биотерроризму возрастает роль системы наблюдения за инфекционными заболеваниями. В Соединенных Штатах приступили к установке приборов быстрого выявления биологического оружия. Новая система «Bio-Watch», в переводе «биологическая слежка», будет выявлять наличие в воздухе возбудителей оспы и других возбудителей особо опасных инфекций. Новое оборудование появится на многих из трех тысяч станций, которые определяют состояние атмосферы над всей территорий США и входят в состав федерального Агентства охраны окружающей среды. При появлении необычных частиц в воздухе будут произведены дополнительные анализы, и результаты исследований системы раннего предупреждения будут готовы в течение суток. Развертывание системы «биологической слежки» будет стоить миллион долларов ежегодно в каждом из тех городов, где она будет установлена. Система прошла проверку во время зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, начала действовать в Нью-Йорке и скоро будет установлена по всей территории США.
Медицинские мероприятия при совершении биотерактов будут проводиться как до экспонирования, так и после, от своевременности их осуществления будет зависеть эффективность этих мероприятий. Если перед экспонированием проводится активная иммунизация и в целях профилактики применяются антибиотики, то заболевания можно предупредить. Для некоторых возбудителей, вероятность применения которых в качестве БПА наибольшая, существуют эффективные вакцины и анатоксины. Однако следует признать, что для всего населения не имеется достаточного количества медикаментозных средств и обученного персонала, чтобы справиться с ситуацией в случае террористического применения биологических средств.
Органы здравоохранения зарубежных стран призывают к созданию запасов антимикробных препаратов и вакцин, которые можно было бы использовать в случае биологического нападения, и к разработке новых средств лечения болезней, вызываемых биоагентами. Особенно важно создать запасы необходимого медицинского оборудования, антибиотиков с широким спектром действия и антивирусных препаратов в крупных регионах страны, чтобы гарантировать немедленное начало лечения в случае происшествия с применением террористами БПА.
Правительство США уже приступило к созданию инфраструктуры общественного здравоохранения, задействуемой в случае биотеррористического нападения. Разрабатывается Национальный план координации действий правоохранительных и здравоохранительных органов, который позволит повысить эффективность реагирования обычных медицинских служб и служб медицины катастроф. В соответствии с подразделом А Закона о защите от оружия массового поражения 1997 г. была учреждена Программа готовности страны (Domestic Preparedness Program), которая обязывает президента усилить способность федерального правительства предотвращать и реагировать на террористические акты с использованием оружия массового поражения и обеспечить лучшее обучение личного состава местных спасательных служб, а также сформировать медицинские аварийные команды в крупных городах по всей территории страны. Начиная с 1997 ф.г., администрация приступила к реализации программы оснащения и обучения личного состава служб оказания первой помощи в 120 крупнейших зонах страны. Существуют также планы оперативного подключения армейских подразделений к реагированию на биотеррористическое нападение.
Таким образом, на основе представленного анализа можно заключить, что за рубежом и, прежде всего в США, уделяется значительное внимание вопросам противодействия биологическому терроризму. Совершенствуется система противодействия биотерроризму, проводится комплекс исследований, направленных на разработку более совершенных средств индикации, диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Ужесточаются правила сертификации микробиологических лабораторий и допуска персонала к работе, меры физической охраны. При этом контроль за допуском к работе с биологическими агентами персонала передается министерству юстиции. В ближайшей перспективе можно ожидать ограничения доступа специалистам, не являющимся гражданами США, к работам с потенциальными биотеррористическими агентами, а также к соответствующей информации.
Ограничение доступа к работам с возбудителями особо опасных инфекций, запрещение публикаций результатов исследований по фундаментальным биологическим и медицинским исследованиям, в результате которых могут быть получены организмы или знания, которые могут использоваться для совершения акций биотерроризма, рассматриваются правительством США и научной общественностью в качестве стратегических механизмов снижения угроз в области биотерроризма.

3. Проблемы противодействия биотерроризму в России.

В современной истории России достоверно подтвержденных актов биотерроризма не отмечено. Фальсификации таких актов отмечались в г. Москве, когда в некоторых учреждениях, почтовых отделениях связи и в почтовых ящиках жителей города стала появляться корреспонденция (конверты, бандероли, посылки и т.п.) с порошком. В период с октября 2001 г. по март 2002 г. дежурной службой Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве было принято 268 сообщений об обнаружении порошка в почтовой корреспонденции. Сделано 240 выездов. Из 216 адресов (объектов) доставлено 526 проб белого порошка, подозрительного на содержание спор сибирской язвы. Однако все проведенные микробиологические исследования проб, поступивших в отделение особо опасных инфекций микробиологической лаборатории Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве, показали отрицательные результаты.
Обычно в качестве примеров реального воздействия биологических агентов на население приводят опыт ликвидации последствий производственных аварий на биологически опасных объектах. Например, в Институте вирусологии АМН СССР им. Д.И. Ивановского в 1956 г. и во Всесоюзном Государственном научно-контрольном институте бактерийных препаратов ветеринарии в 1976 г.
31 мая 1956 г. в Институте вирусологии АМН СССР им. Д.И. Ивановского на лестничной клетке 4-го этажа в результате оплошности лаборанта из находившихся в ее руках 18 ампул были разбиты 9 ампул, содержащих по 0,5 мл 5 % раствора мозговой суспензии мышей, зараженных вирусом Венесуэльского энцефаломиелита лошадей, высушенной в вакууме при низкой температуре. Другие 9 ампул были надбитыми или треснутыми.
Место аварии подверглось обработке карболовой кислотой, лизолом и прожиганием спиртом. Движение по лестнице и коридору 4-го этажа не прекращалось, дезинфекция стен и воздуха на лестничной клетке и в корпусе не проводилась, в течение 2-х недель сотрудники не меняли халаты. Дверь с лестницы вела в коридор 4-го этажа и несколько раз открывалась до проведения дезинфекционных мероприятий.
Заболевшие сотрудники принадлежали к различным лабораториям института, расположенным на 3;5 этажах здания. Все заболевшие либо находились на месте аварии во время нее или вскоре после проведения дезинфекции, либо несколько раз проходили по коридору мимо выхода на лестничную клетку. Из 24 сотрудников 22 заболело ВЭЛ через 24;28 часов после аварии. Контактных случаев не наблюдалось.
В конце июня 1976 г. в Москве у сотрудников Всесоюзного Государственного научно-контрольного института бактерийных препаратов ветеринарии, а также у рабочих предприятий, находящихся рядом с этим институтом, была зарегистрирована вспышка бруцеллеза. В ферментаторах научно-технической лаборатории этого института проводилось выращивание бруцеллезной микробной культуры для получения вакцины. Помещение лаборатории не было приспособлено для работы с микроорганизмами второй группы патогенности. Воздух, проходящий через ферментаторы, выводился наружу без дополнительного фильтрования через патрубок в стене.
В результате загрязнения воздуха в помещении института и наружного воздуха вокруг него было инфицировано 25 % сотрудников института и сотни людей из домов и предприятий, находящихся рядом с институтом. В радиусе 250;500 метров зарегистрировано 53 (17,4 %) случая бруцеллеза, 500;1000м ; 33 (10,8 %) случая заболеваний; 4 больных проживали или работали на расстоянии 1500м от места выброса бруцеллезного аэрозоля. По некоторым данным, в результате этой аварии общая заболеваемость бруцеллезом составила более 500 человек.
Несмотря на различие между случайными не планируемыми авариями и биотерактами, распространение биологических аэрозолей, заражение объектов, территорий, людей и животных, находящихся на них, характеризуются практически одними и теми же закономерностями. Это позволяет по аналогии произвести биологической и санитарно-эпидемиологической обстановки и принять адекватное оптимальное решение по ликвидации медико-санитарных последствий террористического акта.
При обосновании способов применения БПА главный упор некоторыми авторами делается на аэрогенный способ их применения, что более характерно для ведения боевых действий. Очевидно, что неправомерно всю систему биологической защиты ориентировать на то, что террористами будет использоваться главным только этот способ. В истории достаточно примеров, когда в диверсионных целях использовались зараженные предметы обихода и одежда, производилось заражение патогенными возбудителями воды и пищи, наконец, не исключено использование и террористов-смертников зараженных высококонтагиозными инфекциями.
Достаточно вспомнить пример эпидемии натуральной оспы в Москве в 1959-1960 гг., когда только один заболевший, прибывший самолетом из Дели, явился источником заражения 46 человек, а всего было выявлено около 3 тысяч человек, бывших в контакте с заболевшими. Более 250 человек контактных убыли из Москвы в другие города СССР, каждый из которых мог быть источником заражения нескольких сот человек. Достаточно сказать, что в период локализации и ликвидации эпидемии привито было более 6 млн. человек. При осуществлении БТА таких зараженных может быть несколько, даже несколько десятков и сотен. Примером тому может служить планировавшаяся фашистами акция на освобожденной территории Белоруссии, когда умышленно были заражены сыпным тифом несколько сот военнопленных, с целью распространения этого заболевания среди наступающих советских войск.  Не обязательно это будет вирус натуральной оспы, так как ее экологическую нишу занимают родственные ей вирусы. В последнее время, например, широкое распространение получил вирус оспы обезьян, не исключено, что это может быть вирус оспы коров. Применение этих БА в неиммунной популяции (в настоящее время это все лица, родившиеся после 1976 года), может вызывать серьезные последствия. Кроме того, не исключена возможность применения террористами совершенно новых и неизученных БПА, так как тактика БТА совершенно отличается от тактики ведения биологической войны, которая предусматривает этапы полного изучения свойств  боевого биологического средства, разработки методов и средств защиты своих войск и населения от данного возбудителя. Террористам безразлично, кто будет жертвами их акции, для них главным является добиться эффекта страха и паники среди населения, хаоса в работе государственных структур.
Поэтому подходы к верификации БТА должны строиться несколько на иных принципах, нежели при применении боевых биологических средств. Прежде всего, в основу системы верификации должно быть положено детальное эпидемиологическое и эпизоотологическое картирование всей территории страны, создание Центров генной диагностики и генотипирования, обеспечивающих создание «генного портрета» возбудителей, циркулирующих в популяциях людей и животных (в открытых и закрытых стация), самих носителей и переносчиков, а так же, поражающих растения. Необходимо создание системы мониторинга, позволяющей немедленно реагировать на появление возбудителей (носителей и переносчиков) с атипичными свойствами, создание систем ведущих мониторинг окружающей среды и быстро реагирующих даже на незначительное превышение концентрации контоминантов, обладающих способностью автоматического отбора проб, последующей их идентификации и выдачи, в случае необходимости, сигнала тревоги.
Перечень БПА, которые могут быть использованы с целью осуществления БТА, гораздо шире, нежели перечень боевых поражающих средств ведения биологической войны.
В настоящее время недостаточно внимания уделено возможному применению БПА  с использованием водного пути передачи. Примером возможного распространения БПА водным путем может служить вспышка туляремии среди населения п. Юбилейный Смоленской области в 1995 году. Факт водного пути передачи был подтвержден выделением из проб воды Francisella tularensis holartica biovar II (EryR).
Реальной является возможность использования для целей БТА зараженных животных и переносчиков. Достаточно упомянуть тот факт, что в последнее время в районе ряда аэропортов из года в год регистрируются местные случаи малярии, переносчики которой прибыли рейсами из неблагополучной по малярии местности и которые получили название «аэродромной малярии».
Проблему возможных путей применения потенциальных БПА необходимо рассматривать шире и не ограничиваться только тем списком агентов, которые были приведены в отчете. При верификации необходимо кроме того исходить из необычности возникновения массовых заболеваний по сезону, месту и срокам, необычности течения и т.д.
Возможность осуществления акты биотерроризма стала в настоящее время реальностью. Факты «биотеррора» в г. Москве, заставили руководителей города и служб, а также ученых-медиков оценить опасность и реальность применения БПА и задуматься о мерах борьбы с ним. В результате чего был разработана городская целевая программа «По предупреждению биологического терроризма» на 2002;2004 гг.
Анализ существующей системы противодействия биотерроризму в Российской Федерации позволяет говорить, что в целом она интегрирована в  систему мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и имеет многоуровневую межведомственную и иерархически соподчиненную организацию.
На общегосударственном уровне в соответствии с федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О борьбе с терроризмом» созданы Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Федеральная антитеррористическая комиссия (ФАК), призванные обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в области защиты населения от возможного применения террористами, в том числе и скрытного, биологических, химических и иных средств массового поражения, включая незаконный оборот потенциально опасных веществ и материалов.
В соответствии с решением Федеральной антитеррористической комиссии от 16 февраля 1999 года в Министерстве здравоохранения Российской Федерации образована Межведомственная рабочая группа в составе специалистов Минобороны России, Минздрава России, МВД России, ФСБ России, МПС России, Минсельхоза России и других заинтересованных министерств и ведомств по вопросам защиты населения, сельскохозяйственных животных и растений от возможного применения террористами биологических, химических и иных средств массового поражения, а также борьбы с незаконным оборотом потенциально опасных веществ и материалов (рабочая группа № 3 ФАК).
Экспертами Межведомственной рабочей группы особое внимание было уделено вопросам противодействия терроризму в крупных мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Московской и Ленинградской областях), в том числе в местах массового сосредоточения людей (метрополитен и железнодорожные вокзалы), которые могут являться наиболее уязвимыми объектами терроризма в целях поражения или устрашения населения.
Специалистами Минздрава России и Минобороны России произведены расчеты необходимых объемов средств диагностики и лечения, в том числе антибиотиков, средств защиты, определена тактика экстренной специфической профилактики при применении биологических агентов. Особое внимание было уделено выявлению объектов экономики, научно-исследовательских институтов и лабораторий, где возможно изготовление или хищение агентов биологического терроризма, разработке мер противодействия в условиях крупного города. Совместно с МВД России проведены проверки подведомственных органов и учреждений с целью выявления возможного несанкционированного производства биологических и химических веществ для целей терроризма. Разработано Положение о взаимодействии Минздрава России, МВД России и ФСБ России при осуществлении контроля за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим состоянием объектов массового сосредоточения людей и действиях при чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими актами.
Для развития научно-биотехнологического потенциала, необходимого для обеспечения безопасности страны, Правительством Российской Федерации 2 июля 1999 года № 737 утверждена разработанная Минздравом России Федеральная целевая программа «Создание методов и средств защиты населения и среды обитания от опасных и особо опасных патогенов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в 1999;2005 годах», которая в 2002 году аннулирована и не включена в перечень финансируемых федеральных целевых программ.
В целях противодействия терроризму и во исполнение Решения Федеральной антитеррористической комиссии Минздравом России, совместно с ФСБ России, Минобороны России, МВД России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в 1999 году разработана и одобрена Федеральной антитеррористической комиссией Концепция антитеррористической деятельности федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и здоровья населения, однако положения противодействия биотерроризму обозначены в ней расплывчато и неконкретно.
В настоящее время созданы Федеральный межведомственный центр подготовки специалистов, испытания средств и методов индикации возбудителей особо опасных инфекций на базе Волгоградского научно-исследовательского противочумного института, а также Центр специальной лабораторной диагностики и лечения на базе Вирусологического центра научно-исследовательского института микробиологии Минобороны России.
Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложено принять дополнительные меры в связи с угрозой санитарно-эпидемиологическому благополучию населения из-за возможных актов терроризма, и в первую очередь на водозаборных, водопроводных и канализационных сооружениях, а также преднамеренного инфицирования больших партий пищевых продуктов на молокозаводах, предприятиях пищевой промышленности и общественного питания.
Решением Коллегии Минздрава России «О мерах по противодействию терроризму» предусмотрен комплекс дополнительных мероприятий, направленных на повышение готовности органов и учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы к выполнению возложенных на них задач при угрозе или совершении террористических актов. В целях повышения эффективности мероприятий по противодействию угрозе или совершению террористических актов, поддержания правопорядка в учреждениях и предприятиях, подведомственных Минздраву России создана оперативная группа по противодействию биологическому терроризму.
В 2001 году в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, противодействия угрозе или совершению террористических актов главным врачам центров Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и регионах на транспорте (водном, воздушном) Минздравом России было предложено усилить госсанэпиднадзор за состоянием охраны, обеспечением требований биологической безопасности и защиты, используемых в работе учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы коллекций возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных, а Минздравом России разработаны Методические рекомендации «Организация и проведение противоэпидемических мероприятий при террористических актах с применением биологических агентов».
В связи с напряженной санитарно-эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации в октябре-декабре 2001 года Минздравом России обращено внимание руководителей здравоохранения на необходимость повышения уровня профессиональной подготовки специалистов по профилактике, клинике и лабораторной диагностике инфекционных заболеваний, в том числе вызываемых возбудителями I ; II групп патогенности, а также на обеспечение готовности работы лабораторий центров госсанэпиднадзора, пополнению при необходимости запасов питательных сред, диагностических препаратов и химических реагентов. Минздравом России и Минобороны России подготовлен проект «Плана первоочередных мероприятий по противодействию биологическому терроризму в Российской Федерации», предусматривавший осуществление мероприятий по прогнозированию, противодействию и совершенствованию мероприятий по борьбе с терроризмом; обеспечению постоянной готовности и созданию оперативного резерва; ликвидации последствий биотерроризма.
В рамках обеспечения оперативного руководства органами здравоохранения и отработки взаимодействия в ноябре 2001 г. Минздравом России совместно с Министерством связи и информатизации РФ проведено Всероссийское селекторное совещание, на котором было обращено внимание руководителей здравоохранения, госсанэпидслужбы и федеральной почтовой службы на необходимость взаимодействия, повышения бдительности и оперативного реагирования на случаи преднамеренного распространения различных субстанций, имитирующих применение биологических и химических агентов в целях терроризма.
В целях противодействия биотерроризму и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 года № 634; Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 1004 было утверждено «Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю».
Необходимо серьезное внимание при рассмотрении вопросов противодействия биотерроризму уделить организационно-техническим проблемам, таким как оснащение соответствующих подразделений приборами массовой иммунизации населения и контингентов, привлекаемых для ликвидации очага поражения (например безыгольных инъекторов БИ-30), обеспечения техникой для санитарной обработки в очагах (например, принятых на вооружение еще в 2001 году ДДК (дезинфекционно-душевом комплексе) и ДА (дезинфекционном автомобиле медицинской службы), последний как раз и предназначен для работы в очагах особо опасных инфекций).
Чтобы свести к минимуму последствия биотеррористического нападения работники и органы общественного здравоохранения должны быть осведомлены об угрозе биологической войны и терроризма, т.е. они должны иметь точное представление о том, что такое нападение может произойти и где оно наиболее вероятно, они должны знать о БПА, которые могут применить биотеррористы, и особенно о первых клинических проявлениях, например, при аэрозольном заражении. Работники здравоохранения должны быть постоянно готовы к любым проявлениям болезни, которые могут быть предвестником заболеваний, вследствие совершенного биотеракта.
Инфраструктура сил общественного здравоохранения на федеральном, и местном уровнях должна быть усилена, чтобы гарантировать, что каждый уровень этой системы подготовлен к защите здоровья и безопасности граждан.
В борьбе с биотерроризмом наиболее важна роль органов здравоохранения, которые должны действовать в обстановке беспрецедентного кризиса и страха по всей стране. До тех пор, пока не будет снижено неопределенное и паническое  отношении к происшествию, связанному с террористическим применением БПА, в ликвидации его последствий должны быть задействованы лучшие и  наиболее подготовленные в профессиональном и морально-психологическом аспекте специалисты в области как гражданского, так и военного здравоохранения.
Важной составляющей реагирования на биологический терроризм должно стать внимание к психологическим реакциям у выживших и работников аварийных служб, населения в целом.
Терроризм – это форма психологической войны, поскольку террористы часто совершают свои преступления, чтобы вызвать страх у населения. При биологическом терроризме это чувство страха будет неизмеримо более сильным, так как люди будут постоянно сталкиваться с заболеваниями и, возможно, смертью большого числа знакомых и близких от сибирской язвы, чумы, ботулизма и других страшных болезней.
В каждом большом городе должна быть разработана программа мер на случай массовых истерий, нарушений работы системы здравоохранения, включая возможность массовых заболеваний самих работников этой системы в результате биологического нападения или их бегства из пораженного района при отсутствии уверенности в наличии надежных средств защиты.
Во время кризиса, вызванного биотерроризмом, следует постоянно следить за психическим состоянием персонала аварийных и медицинских  служб. Проведенные исследования показывают, что большинство несчастных случаев, приводящих к травмам среди медицинского обслуживающего персонала службы скорой помощи связано со смертью детей и сотрудников. Чрезвычайное происшествие большого масштаба, вызванное биотерактом, по-видимому, будет приводить к множеству жертв именно этого типа. Определенные эмоциональные и психические проблемы у работников спасательных служб может вызывать обращение с трупами.
Клинические лаборатории и лаборатории служб общественного здравоохранения также должны быть более приспособлены к экспресс-диагностике, чтобы свести к минимуму потери в результате биологического нападения. Следовательно, будет необходимо наладить поставку туда диагностикумов для идентификации редко встречающихся заболеваний и потенциальных БПА. Важно также разработать для них новые диагностические тест-системы, чтобы увеличить скорость, точность и безопасность индикации и идентификации.
Ключевым фактором ограничения числа пораженых в случае биотеррористического нападения должно стать быстрое эпидемиологическое расследование для идентификации природы вспышки заболевания. Весьма важна также координация усилий местных и региональных лабораторий системы здравоохранения и оснащенных более сложным оборудованием ведомственных лабораторий. Необходимо оповещение о результатах эпидемиологического расследования любой вспышки болезни, будь то естественного происхождения или следствие биотерроризма, что позволит помочь медицинскому персоналу идентифицировать патоген и начать проведение соответствующих медицинских мероприятий. Для планирования мер реагирования со стороны органов здравоохранения нужны более полная регистрация всех тех, кто подвергся воздействию биотеррористического нападения, с указанием путей инфицирования и признаков и симптомов болезни, а также быстрая идентификация вызвавшего ее возбудителя.
При эпидемиологических расследованиях вспышек необычных болезней могут помочь компьютерные сети. Быстрому определению факта биологического нападения будет способствовать создание, высокоскоростных компьютерных сетей для анализа больших объемов данных и быстрой связи с местными и федеральными представителями здравоохранения и другими государственными органами.
Реальную глобальную систему раннего оповещения о вспышках болезней обеспечивает Интернет, причем в этой системе могут участвовать как государственные, так и негосударственные организации и частные лица. Системы надзора за болезнями не должны быть локализованными и должны обеспечивать быструю передачу информации от клинической точки к местному отделу здравоохранения. Кроме того, они должны гарантировать защищенную и координируемую связь между государственными органами, ответственными за организацию мер реагирования на угрозу, если это будет необходимо.
Чтобы добиться правильного баланса между вышеперечисленными подходами, нужны политические решения. Люди, работающие в области медицины и здравоохранения, должны обеспечить научное обоснование этих решений, на котором может строиться грамотная политика по защите от биологического терроризма.
Важнейшими составляющими борьбы с биотерроризмом является поддержка разработки и внедрение информационных технологий с целью выявления биотерактов, а также в снижении риска угроз биотерактов и предотвращении ситуаций, допускающих проведение такого рода атак. Один из технологических элементов, необходимых, в частности, для предотвращения проявлений терроризма - это система  поддержки принятия решения (СППР) основанная на технологиях управления базами данных. Использование информационных технологий и создание экспертной системы требует проведения серьезных исследований, особенно в области создания систем, позволяющих получить необходимую информацию в сжатом и простом для понимания виде.
Во всех этих случаях применение БПА явилось полной неожиданностью для государственных органов и структур, главным образом из-за отсутствия какой-либо информации о возможностях террористов и их потенциале, фактически беспомощность в предотвращении БТА, что является следствием пренебрежения к системе информационного обеспечения.
Поэтому для обеспечения биологической безопасности страны информационное обеспечение является определяющим. В этом направлении деятельности необходимо использовать все возможные источники информации. Источники информации могут быть конфиденциальные и открытые. Должна максимально использоваться информация поступающая в порядке взаимообмена спецслужб, сведения получаемые нашими дипломатами и учеными при общении с коллегами в официальной и неофициальной обстановке на различных международных встречах, весь спектр информации из всевозможных средств массовой информации. Необходим систематический анализ посещаемости сайтов, на которых можно получить информацию о биотехнологиях и методах выделения патогенных культур, данных о подписчиках специализированных периодических изданиях данного профиля. Данные о технологических возможностях той или иной страны и перечне выпускаемого технологического оборудования, выпускаемых и закупаемых питательных средах и диагностических препаратах, наличии и квалификации специалистов микробиологов и биотехнологов. При всей важности технической и технологической оснащенности, при всей свободе выбора питательных сред и других компонентов, ключевой фигурой остается специалист достаточно высокой квалификации (биотехнолог или микробиолог), способный обеспечить получение биологических агентов пригодных для проведения биотеракта.
Поэтому без этой ключевой фигуры осуществление выделения и применение БПА практически невозможно. Даже при хищении патогенной культуры необходимо дальнейшее накопление биомассы, контроль чистоты культуры, ее тинкториальных и биохимических свойств, определение патогенности и вирулентности. Поэтому вопрос о наличии технологических возможностей, оборудования и сред, наличии учёных и практиков, работающих в сфере биотехнологий и микробиологии, уровне развития этих направлений, должны стать объектом пристального внимания соответствующих служб, которые должны систематически представлять такую информацию медицинской службе для дальнейшего анализа и прогноза потенциальной опасности для биологической безопасности страны.
Необходимость обработки огромных массивов данных требует и новых подходов в информационном обеспечении, диктует необходимость разработки и внедрения современных информационных технологий с целью выявления БТА на стадии их планирования и разработки, с целью в снижения риска угроз и предотвращения ситуаций, допускающих проведение такого рода атак. Один из технологических элементов, необходимых для предотвращения проявлений терроризма - это система  поддержки принятия решения (СППР) основанная на технологиях управления базами данных, особенно в области создания систем, позволяющих получить необходимую информацию в сжатом и доступном для быстрого понимания виде. Для этого необходима разработка современных комплексов программно-технических средств и систем информационного обеспечения биологического мониторинга, прогнозирования и ликвидации последствий применения БПА. В  современных условиях, когда глобальная информационная система Internet приобретает особую роль, недооценка этого факта может привести к непоправимым последствиям.
В рамках разработки системы мониторинга анализ данных в Интернете строится по принципу «пирамиды знаний», так как анализ гигантского объема чисто научной информации при ограниченных ресурсах аппаратно-программных комплексов не достигнет требуемой эффективности. Необходимо по ключевым словам проанализировать материалы из средств массовой информации ряда стран, по ссылкам найди источники информации, определить их иерархию, систему взаимосвязей, определить источники ведомственной информации и ключевые источники научной информации. Это позволит определить алгоритм использования научной информации для решения конкретной задачи формирования информационной среды биологической безопасности и использовать его для определения других направлений в данной области, значимых для обеспечения биологической безопасности. Например, выявленная конкретная система ключевых терминов, используемая специалистами США в процессе обмена информацией через сеть Internet, позволяет организовать планомерный поиск по этим терминам, выявить динамику публикаций открытых материалов. Материалы Конгресса США, Минобороны США, исследовательских учреждений Минобороны, Минэнергетики и ведущих университетов дают достаточно полную картину о масштабах системы биологической безопасности США и вероятных тенденциях ее развития.
Следует учитывать факт, что неоднократно отмечались случаи, когда важная информация появляется на некоторых сайтах на считанные часы и бесследно исчезает. Это диктует необходимость создания системы постоянного мониторинга по ключевым терминам во всемирной сети, а решить эту проблему без создания специализированного подразделения информационного обеспечения, оснащенного современными технологиями и техническими средствами, уже не представляется возможным.
Несмотря на предпринятые усилия проводимые мероприятия всех заинтересованных министерств и ведомств, направленные на реализацию стратегии национального здравоохранения в области противодействия биотерроризму в настоящее время носят разрозненный характер, попытки взаимодействия осуществляются пока только на федеральном уровне, решаются вопросы, главным образом, принципиального характера, а на уровне региона, конкретного объекта, такого взаимодействия не достигнуто. Кроме того, не решены вопросы разграничения полномочий и функций каждого из ведомств в случае возникновения реального очага поражения вследствие биотеракта.
Наиболее оптимальной моделью такого взаимодействия мог бы явиться один из мегаполисов нашей страны, где в полной мере могут быть реализованы цели и задачи террористического акта, где имеются центральные органы государственной власти, который являлся бы крупным транспортным узлом, имел бы развитую инфраструктуру городского транспорта. В качестве таких моделей необходимо рассматривать города Санкт-Петербург и, что более приемлемо, Москву, а также один из ключевых объектов обороноспособности страны (например, объект РВСН).

Список литературы
Бургасов П.Н., Николаевский Г.П. Натуральная оспа – М.: Медицина, 1972.
Биобезопасность главная проблема начала нового века (материалы 11 сессии
общего собрания РАМН). – http://www.medvestnik.ru/Gazeta/2002/l0/p08.html
Вишняков В.Е. Ликвидация натуральной оспы в Азии.– М.: Медицина, 1977.
Воробьев А. А. Оценка вероятности использования биоагентов в качестве
биологического оружия // Эпидемиол. и инфекцион. болезни. – 2001.– №6. – С. 54-56.
Воробьёв А.А., Боев Б.В., Бондаренко В.М., Гинцбург А.Л. Проблема биотерроризма в современных условиях // Журн. микробиол. – 2002. – № 3. – С. 3-12.
Воробьёв А.А., Подкуйко В.Н., Максимов В.А. Пероральная вакцинация против
оспы // Вест.Рос.АМН, 2003, № 1. – С. 10.
Дубровинский С.Б. Оспа и оспопрививание. М.: Медицина, 1967.
Инструкция по экстренной профилактике и этиотропному лечению опасных инфекционных заболеваний в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: Воениздат, 2002.
Защита от биологических поражающих агентов, используемых при
террористических актах. Методическое пособие. М.: Информиздат центр ВНИИ ГОЧС, 2000. – 68 с.
Калинин Ю.Т., Злобин В.Н., Храмов Е.Н., Осин Н.С. Проблемы биологической безопасности на пороге XXI века // Вест. РАМН.– 1999.– № 8. – С. 3-8.
Кондрик Е.К., Волков В.Я., Кавызина Л.И., Старицын Н.А., Ураков Н.Н. Аналитическое обоснование концепции биологической безопасности. – Оболенск, ГНЦ ПМ, 2003. – 64 с.
Кучеренко В.Д., Жиляев Е.Г., Воронцов И.В. Чрезвычайные ситуации на
биологически опасных объектах. // Медицина катастроф. 1999. — № 1(25). — С. 27-31.
Кучеренко В.Д., Мельниченко П.И., Воронцов И.В. Эпидемиология катастроф. Сообщение I. Опосредованные биологические чрезвычайные ситуации. // Медицина катастроф. 1999.—№ 2(26).— С. 19-22.
Ладный И.Д. Ликвидация оспы и предупреждение её возвращения. М.: Медицина, 1985.
Методика определения степени эпидемической опасности инфекций в чрезвычайных ситуациях: Пособие для врачей. – М.: ВЦМК «Защита», 1999. – 16 с.
Онищенко Г.Г. Биотерроризм как угроза безопасности. Оценка готовности
медицинских учреждений к противодействию биотерроризму // Вест.Рос.АМН, 2003, № 4. – С. 38-45.
Онищенко Г.Г. Инфекционные болезни – важнейший фактор биоопасности // Эпидемиол. и инф. бол., 2003, № 3. - С. 4-16.
Онищенко Г.Г. Противодействие терроризму: стратегия национального здравоохранения. – Биотерроризм. – № 3 (21). – 2002.
Онищенко Г.Г., Сандахчиев Л.С., Нетесов С.В., Мартынюк Р.А. Биотерроризм: национальная и глобальная угроза // Вест.Рос.АМН. – 2003. – № 3. – С. 195–204.
Онищенко Г.Г., Сандахчиев Л.С., Нетесов С.В., Щелкунов С.В. Биотерроризм как национальная глобальная угроза // Журн. микробиол. –2000. – № 6. – С. 83–85.
Онищенко Г.Г., Фёдоров Ю.М., Тихонов Н.Г. и др. Противодействие биотерроризму как новая проблема эпидемиологии // Эпидемиол. и инф.бол. – 2003. – № 2. – С.4-6.
Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях: Пособие для государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. – М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2001. – 488 с.
Организация и проведение противоэпидемических мероприятий при террористических актах с применением биологических агентов. – МР 2510/11646;001;34;М: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2001. ; 55 с.
Организация и проведение мероприятий биологической защиты при чрезвычайных
ситуациях на биологически опасных объектах // Под ред. М. Н. Левчука. – М.: Изд-во ВУ РХБЗ, 2000. – 91с.
Отработка действий специалистов центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в случае заноса чумы: Пособие для врачей. – М.: ВЦМК «Защита», 1998. – 39 с.
Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии / Под ред. Л.С. Страчунского, Ю.Б. Белоусова, С.Н. Козлова. – М., 2002.
Противодействие биологическому терроризму. Практическое руководство по
противоэпидемическому обеспечению // Под ред. Г.Г. Онищенко. М.: ЗАО «Петит-А», 2003. – 313с.
Руководство по индикации и идентификации бактериальных (биологических) средств // Под ред. Р. Б. Гольдина. М.: Воениздат, 1989.— 239 с.
Руководство по противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. – М., 1995. – 439 с.
Социальные и психологические аспекты ликвидации последствий биотеррористических актов // Под ред. М.Н. Левчука.- М.: Изд-во ВУ РХБЗ, 2002. – 115с.
СП 1.2.011-94 Безопасность работы с микроорганизмами I-II группы патогенности. Санитарные правила. М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1994.- 151с.
Спирин А.С. Современная биология и биологическая безопасность, http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/PAPERSMEN/ASPIRIN.HTM
Указ Президента РФ от 1 сентября 2001 г. № 1603 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации» (в ред. Указов от 01.12.2000 №1953, от 25.12.2000 № 2077, от 29.12.2001 №1511, от 01.09.2002 №921, от 14.10.2002 №1153).
Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с изм. от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г.)
Cunnion S.O. The Meet-and-Potatoes Approach to Bioterrorism WBFF Staff. (1997, August 10). Food terrorism [Online]. Baltimore, MD: WBFF. Available: http:// www.wbff45.com/news/97/ft.htm


Рецензии